- На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
- Влияние древесины на звучание
- На акустической гитаре
- На электрогитаре
- Дерево для акустической гитары
- Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки
- Верхняя дека (Top)
- Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)
- Дерево для электрогитары
- Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)
- Стандартная древесина
- Экзотическая древесина
- Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками
- Ольха
- Ясень
- Палисандр
- Тополь
- Лайсвуд
- Таблица видов древесины
- На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
- Внешний вид
- Звучание
- Отдельные характеристики
- Возможность покупки
- Из какого дерева лучше
- Заключение
- Какое дерево для гитар лучше: часть 1
- Немного физики
- Породы гитарного дерева для деки
- Липа (Basswood)
На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
На звук влияют все мелочи от струн до колков. Но есть одна большая деталь – это материал корпуса. Кто-то говорит, что это мелочь для гитаристов с многотысячным бюджетом. Я докажу, что это не так. Даже если вы покупаете недорогую гитару, есть смысл обращать внимание на дерево. Зная критерии выбора, даже за скромную сумму можно найти качественную гитару.
Влияние древесины на звучание
Дерево влияет на срок службы гитары, характер, громкость звука и многие другие параметры. Сначала давайте разберемся, почему материал так важен. Не просто так ведь в век пластика музыкальные инструменты продолжают делать из древесины.
На акустической гитаре
На струнных вроде классики, акустики, укулеле звук после щипка струны попадает внутрь корпуса. Там он отражается от стенок, а затем выходит через розетку.
Во время нахождения внутри корпуса звук приобретает характеристики, которые делают его таким приятным. По сути любая натянутая веревка – это тоже струна, но ведь она не звучит, как гитара.
Благодаря натуральным порам и плотности дерево звучит так узнаваемо, как не может пластик или металл. А эксперименты с этими структурами были, но не принесли никакого результата.
На электрогитаре
Может показаться, что в электрогитаре все зависит от звукоснимателя, а поэтому при изготовлении можно использовать что угодно от стали до опилок. Это не так.
Звукосниматели правда важны, но нужно учитывать то, как действует физика. При щипке струны импульс попадает во все части гитары, отражается от них так же, как это происходит в обычных корпусах без электрики. Поэтому дерево, а точнее его пористость, плотность и тяжесть, тоже важны.
Дерево для акустической гитары
Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки
Породы делятся на 2 группы:
- Твердые. Это тяжелые, плотные материалы из взрослых деревьев. Например, махогани.
- Мягкие. Более эластичные, изготовлены из молодого легкого дерева, чаще всего из ели, кедра,а также некоторых лиственных.
По способу изготовления они тоже различаются:
- Массивом называются куски из цельного дерева. Это не только музыкальный термин. Мебель из массива тоже считается более прочной и надежной. Звук такой гитары богатый, разнообразный, может доставать до разных частот.
- Ламинирование. Это такой бутерброд из плотного цельного шпона сверху и легкого, тонкого наполнителя. Ламинация звучит не так богато, как цельные породы, но зато она лучше переносит высокую влажность и низкие температуры.
Верхняя дека (Top)
Это передняя часть гитары, где расположены струны. Она первой принимает на себя акустический удар. Чаще всего ее делают из легкой ели различных пород:
- Лутца – большая громкость, сильные средние частоты;
- Ситхинская – универсальный, самый популярный вариант, дешевле остальных.
Нередко встречается красный кедр. Это более легкая и пористая структура, хорошо звучит с нейлоном, поэтому используется на классике чаще, чем на акустике (об их различиях можно почитать здесь).
Гитара из красного дерева ровно звучит на всех частотах, отличается сильной атакой.
Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)
Это бока и оборотная сторона. Обычно они делаются из более плотных, тяжелых материалов с сильной атакой:
- палисандра;
- тропического красного дерева;
- клена.
Ниже мы рассмотрим самые популярные породы подробнее.
Дерево для электрогитары
Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)
В отличие от акустики конструкция электрики не многочастная. Корпусная основа называется декой, а верхняя часть, куда крепятся звукосниматели, – топом. Многослойность нужна не только для экспериментов с дизайном. В подобных конструкциях начало звука зависит от древесины топа, а на продолжение и конец влияет дека. Также верхняя панель увеличивает длину сустейна.
Цельная конструкция гораздо тяжелее полой, поэтому при изготовлении внимание обращают на вес древесины. Хоть массивная гитара неудобна, нельзя делать инструмент слишком легким. Резонировать он не сможет, частоты будут глухие и смазанные.
Стандартная древесина
Чаще всего встречаются сочетания липа / махагони / ольха / болотный ясень с топом из клена. Из-за большого веса твердых сортов клена он популярен именно в частичном применении, потому что дает мощные басы и выраженную середину.
Экзотическая древесина
Есть и более дорогие виды с редкими рисунками или необычными призвуками. Например:
- Палисандр. Достаточно известный, но редкий и дорогой.
- Коа. Акация с уникальными полосами, растет только на Гавайях.
- Лайсвуд. Редкая южная древесина с рисунком, похожим на змеиную кожу.
Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками
Рассмотрим некоторые популярные породы.
Имеет светлый цвет, несмотря на плотность, весит немного. Проста в обработке благодаря мягкости. Неприхотлива, встречается повсеместно. Это все удешевляет производство и уменьшает стоимость готовых изделий.
Но из-за относительной мягкости не звучит мощно, все частоты схватываются одинаково. С одной стороны, гитара из липы не будет «пищать» на верхах, но низы не выражены. Поэтому она почти никогда не используется в качестве дерева для бас-гитары.
Ольха
В основном похожа на липу, но имеет большую жесткость и плотность. Диапазон чуть шире, заметны низкие и высокие частоты, поэтому звук выходит ровным. Это делает ольху универсальной для любых стилей. Легкость обработки, распространенность дерева делают ее дешевой.
Ясень
Существует несколько разновидностей: самая популярная – болотный ясень, чуть менее распространен северный.
Особенность болотного ясеня – его пористость, слоистость, из-за которой структура становится неоднородной. Поэтому звучание отчасти непредсказуемо: слой может быть как мягким, так и твердым. Из-за этого иногда случаются провалы в частях диапазона, угадать их на сто процентов невозможно.
Вот почему перед покупкой важно послушать гитару в магазине.
При покупке ясеневого инструмента следите за тем, чтобы он не был слишком легким. Чем меньше вес, тем больше пор, тем глуше звук.
Достаточно мягкий клен с закрытыми порами обеспечивает глухие басы и звонкий, выделенный верх. На них советуют ставить звукосниматели с усилением басов.
Твердые виды, например, канадский клен, гораздо более мощные и сильные. Обрабатывать их сложно, поэтому кленовые инструменты чаще всего находятся в высокой ценовой категории.
Есть фигурные виды, неоднородные по структуре, за счет этого обладающие крапчатой поверхностью. Преимущество их в основном эстетическое из-за высокой цены. Но они часто встречаются на топах гитар среднего ценового диапазона.
Палисандр
Дорогая и редкая тропическая порода темного цвета с красноватым оттенком. Гитары из красного дерева стоят немало, отличаются бархатистыми средними частотами, долгим сустейном, но невыразительными высокими и низкими частотами. Многие любят их за внешний вид и «винтажный» оттенок.
Из-за цены и тяжести палисандровую гитару найти сложно. Например, акустическая гитара Ibanez из красного дерева с палисандровым грифом стоит в районе 30-35 тыс. руб.
Тополь
Распространенность и неприхотливость делают тополь популярным в дешевом и среднем сегменте. В основных характеристиках схож с кленом, но пористость имеет чуть большую. Отличается также жесткостью, хотя она не мешает обработке.
Ibanez Jackson стоит около 16 тыс. руб., а для проверенного годами бренда это немного. Окрас светлый, с прожилками.
Ореховый окрас – темный, матовый, с прожилками светло-коричневого цвета. По многим характеристикам напоминает махогани, но гораздо более твердый.
Его любят за стойкую атаку, плотные низы. Из-за этого грецкий орех часто используют как дерево для бас-гитар.
Но диапазон ореха не из привычных, поэтому скорее всего придется менять звукосниматели. Посоветуйтесь с мастером по электроинструментам, чтобы не гадать лишний раз.
Лайсвуд
Змеиное дерево – экзотический австралийский вид, который любят за орнамент окраски. Чаще всего его выбирают соло-гитаристы и импровизаторы за яркий звук на высоких частотах.
Таблица видов древесины
На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
Надо понимать не только признанные преимущества разных пород дерева, но также слушать себя. Вот еще несколько параметров, чтобы определиться с выбором.
Внешний вид
Самый индивидуальный параметр, где сложно дать рекомендации. Единственное – советую не брать первое, на что упал взгляд при входе в Музторг. Да и не забывайте, что дизайн всегда поддается изменению. Покрывайте лаком, шлифуйте, матируйте, раскрашивайте акрилом.
Звучание
Даже если по всем характеристикам инструмент идеален, саундчек не помешает. Возможно, это просто «не ваше». Развивайте слух, чтобы замечать атаку, различные оттенки. Даже если вы знаете в теории, что ясень и махогани отличаются, без умения отличить их на слух эти знания не имеют смысла.
Вы играете дома или стоите на улице с ремнем? Участвуете в группе или выступаете на квартирниках? Подумайте, в каком положении чаще всего будет находиться гитара, чтобы найти идеальный вариант. Для уличного музыканта ореховый или ясеневый корпус не подойдут.
Отдельные характеристики
Обратите внимание на текстуру, качество лака и мелких деталей. Обидно не увидеть брак в магазине и обнаружить дома трещинки и сколы в дереве гитары. А самые внимательные могут и получить скидку.
Возможность покупки
Каким бы идеальным не казался вариант, подумайте, стоит ли он кредита? Я считаю, что лучше всего копить несколько месяцев. Тогда ценность покупки будет ощущаться гораздо заметнее.
Из какого дерева лучше
Здесь вы найдете несколько характеристик для сравнения. Например, приглядитесь к схеме частот.
Не забывайте, что дорогое не всегда качественное и подходящее. Вам может не подойти кастомный винтажный «Лес Пол», хотя можно подружиться даже с бюджетным дредноутом «Ямаха».
Заключение
Пожалуй, самая важная часть выбора – личные проверки. Не заказывайте доставку, не зная особенностей. Лучше всего 2-3 раза прийти в магазин, попросить все нужные модели, чтобы потом остановиться на той самой. Не стесняйтесь спрашивать продавцов: это их работа, вряд ли вам откажут.
Порой не так важны бывают реальные характеристики, как внешняя привлекательность, чувство «связи». Все-таки для гитариста это не просто расходный материал, а вещь, которая находится рядом много лет.
Относитесь ли вы серьезно к выбору дерева для гитары? Какую характеристику считаете самой важной? Сохраните статью в закладки, чтобы еще раз вернуться к этой инструкции по выбору перед покупкой.
Как на самом деле дерево влияет на звук гитары можно посмотреть в видео:
Влияние дерева на звук гитары от гитарного мастера Александра Богуславского:
Источник
Какое дерево для гитар лучше: часть 1
Влияние гитарного дерева на финальное звучание инструмента очень часто недооценивают как молодые, так и достаточно опытные музыканты. Впрочем, существует и большое количество музыкантов, которые отдают процессу выбора древесины излишне много внимания. Мы начинаем небольшую серию из двух статей, в которых ответим на некоторые популярные вопросы музыкантов:
- Какие породы дерева используются при изготовлении современных музыкальных инструментов;
- Как звучат гитары из разных пород дерева;
- Какое дерево для гитары лучше подойдет под определенный музыкальный стиль.
Немного физики
Вкратце расскажем, как древесина влияет на формирование звука гитары. В момент щипка медиатором струна начинает колебаться с определенной частотой – эти колебания улавливают звукосниматели, после чего передают либо напрямую, либо после усиления «пойманный» сигнал на гнездо джека, где он поступает в кабель и далее в звукоусиливающее и звукообрабатывающее оборудование. Дерево же вступает в дело на этапе формирования характера колебаний – при этом на них оказывает влияние практически каждый уголок инструмента. Различные элементы гитары резонируют при звукоизвлечении, усиливая отдельные частоты и заглушая другие – именно таким образом породы дерева и формирует характер звучания инструмента.
Справедливости ради отметим, что споры по поводу приведенной выше информации не утихают и по сей день. Современное цифровое оборудование для звукообработки при грамотном подходе компенсирует недостатки или особенности звучания самого инструмента, позволяя менее тщательно анализировать спецификации по породам древесины в момент покупки гитары. Однако же музыкальные старожилы, привыкшие играть напрямую в ламповое оборудование либо использующие минимальный тракт звукообработки, не перестают отстаивать свою позицию и с завидным фанатизмом охотятся за редкими породами дерева и индивидуальными спецификациями.
Какая из позиций более верная и какое дерево для гитары лучше – решать вам, мы лишь приведем ту информацию, которую в качестве памятки предлагают известные лютье и которая поможет вам лучше ориентироваться на современном рынке гитар.
Методом проб и ошибок, проведя многочисленные опыты, большая часть гитарных мастеров сформулировала и придерживается следующих тезисов:
- Дерево гитарной деки задает основной характер звука, наибольшее влияние оказывая на фазу сустейна, то есть на звучание нот и характер их затухания;
- На атаку (момент звукоизвлечения, начальная фаза звучания) больше всего влияет то, из какого дерева изготовлена накладка на гриф;
- Древесина, из которой сделан гриф, минимально влияет на атаку, но от нее сильно зависит длительность сустейна.
Традиционный подход к выбору дерева предполагает, что именно оно оказывает наибольшее влияние на звук, то есть создает его фундамент – а электроника, особенности гитарных струн, медиатор, звукоизвлечение лишь «обрамляют» и украшают эту основу, делая звучание инструмента целостным и законченным.
Ниже мы приведем описания наиболее распространенных при изготовлении корпусов гитар пород дерева, их технические характеристики, а также особенности звучания. Напоминаем, что описание влияния древесины на звук инструмента носят обобщающий и достаточно субъективный характер.
Породы гитарного дерева для деки
Липа (Basswood)
Имеет светлый оттенок, волокна расположены достаточно плотно. Из наиболее популярных пород дерева для корпуса гитары липа является одной из самых дешевых, она достаточно податлива в обработке и легко фрезеруется/шлифуется. В серийном производстве используются, по большей части, мягкие бланки и заготовки средней мягкости: они имеют урезанные «свистящие» и острые верхние частоты. Это же свойство не позволяет липе звучать мощно – вместе с урезанием высокого диапазона, слабеют и низы.
Источник