Дерево для гитары yamaha

Содержание
  1. На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
  2. Влияние древесины на звучание
  3. На акустической гитаре
  4. На электрогитаре
  5. Дерево для акустической гитары
  6. Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки
  7. Верхняя дека (Top)
  8. Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)
  9. Дерево для электрогитары
  10. Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)
  11. Стандартная древесина
  12. Экзотическая древесина
  13. Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками
  14. Ольха
  15. Ясень
  16. Палисандр
  17. Тополь
  18. Лайсвуд
  19. Таблица видов древесины
  20. На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
  21. Внешний вид
  22. Звучание
  23. Отдельные характеристики
  24. Возможность покупки
  25. Из какого дерева лучше
  26. Заключение
  27. Технология состаривания дерева A.R.E. от Yamaha

На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары

На звук влияют все мелочи от струн до колков. Но есть одна большая деталь – это материал корпуса. Кто-то говорит, что это мелочь для гитаристов с многотысячным бюджетом. Я докажу, что это не так. Даже если вы покупаете недорогую гитару, есть смысл обращать внимание на дерево. Зная критерии выбора, даже за скромную сумму можно найти качественную гитару.

Влияние древесины на звучание

Дерево влияет на срок службы гитары, характер, громкость звука и многие другие параметры. Сначала давайте разберемся, почему материал так важен. Не просто так ведь в век пластика музыкальные инструменты продолжают делать из древесины.

На акустической гитаре

На струнных вроде классики, акустики, укулеле звук после щипка струны попадает внутрь корпуса. Там он отражается от стенок, а затем выходит через розетку.

Во время нахождения внутри корпуса звук приобретает характеристики, которые делают его таким приятным. По сути любая натянутая веревка – это тоже струна, но ведь она не звучит, как гитара.

Читайте также:  Ноты имперского марша для фортепиано для начинающих

Благодаря натуральным порам и плотности дерево звучит так узнаваемо, как не может пластик или металл. А эксперименты с этими структурами были, но не принесли никакого результата.

На электрогитаре

Может показаться, что в электрогитаре все зависит от звукоснимателя, а поэтому при изготовлении можно использовать что угодно от стали до опилок. Это не так.

Звукосниматели правда важны, но нужно учитывать то, как действует физика. При щипке струны импульс попадает во все части гитары, отражается от них так же, как это происходит в обычных корпусах без электрики. Поэтому дерево, а точнее его пористость, плотность и тяжесть, тоже важны.

Дерево для акустической гитары

Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки

Породы делятся на 2 группы:

  1. Твердые. Это тяжелые, плотные материалы из взрослых деревьев. Например, махогани.
  2. Мягкие. Более эластичные, изготовлены из молодого легкого дерева, чаще всего из ели, кедра,а также некоторых лиственных.

По способу изготовления они тоже различаются:

  1. Массивом называются куски из цельного дерева. Это не только музыкальный термин. Мебель из массива тоже считается более прочной и надежной. Звук такой гитары богатый, разнообразный, может доставать до разных частот.
  2. Ламинирование. Это такой бутерброд из плотного цельного шпона сверху и легкого, тонкого наполнителя. Ламинация звучит не так богато, как цельные породы, но зато она лучше переносит высокую влажность и низкие температуры.

Верхняя дека (Top)

Это передняя часть гитары, где расположены струны. Она первой принимает на себя акустический удар. Чаще всего ее делают из легкой ели различных пород:

  • Лутца – большая громкость, сильные средние частоты;
  • Ситхинская – универсальный, самый популярный вариант, дешевле остальных.

Нередко встречается красный кедр. Это более легкая и пористая структура, хорошо звучит с нейлоном, поэтому используется на классике чаще, чем на акустике (об их различиях можно почитать здесь).

Гитара из красного дерева ровно звучит на всех частотах, отличается сильной атакой.

Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)

Это бока и оборотная сторона. Обычно они делаются из более плотных, тяжелых материалов с сильной атакой:

  • палисандра;
  • тропического красного дерева;
  • клена.

Ниже мы рассмотрим самые популярные породы подробнее.

Дерево для электрогитары

Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)

В отличие от акустики конструкция электрики не многочастная. Корпусная основа называется декой, а верхняя часть, куда крепятся звукосниматели, – топом. Многослойность нужна не только для экспериментов с дизайном. В подобных конструкциях начало звука зависит от древесины топа, а на продолжение и конец влияет дека. Также верхняя панель увеличивает длину сустейна.

Цельная конструкция гораздо тяжелее полой, поэтому при изготовлении внимание обращают на вес древесины. Хоть массивная гитара неудобна, нельзя делать инструмент слишком легким. Резонировать он не сможет, частоты будут глухие и смазанные.

Стандартная древесина

Чаще всего встречаются сочетания липа / махагони / ольха / болотный ясень с топом из клена. Из-за большого веса твердых сортов клена он популярен именно в частичном применении, потому что дает мощные басы и выраженную середину.

Экзотическая древесина

Есть и более дорогие виды с редкими рисунками или необычными призвуками. Например:

  1. Палисандр. Достаточно известный, но редкий и дорогой.
  2. Коа. Акация с уникальными полосами, растет только на Гавайях.
  3. Лайсвуд. Редкая южная древесина с рисунком, похожим на змеиную кожу.

Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками

Рассмотрим некоторые популярные породы.

Имеет светлый цвет, несмотря на плотность, весит немного. Проста в обработке благодаря мягкости. Неприхотлива, встречается повсеместно. Это все удешевляет производство и уменьшает стоимость готовых изделий.

Но из-за относительной мягкости не звучит мощно, все частоты схватываются одинаково. С одной стороны, гитара из липы не будет «пищать» на верхах, но низы не выражены. Поэтому она почти никогда не используется в качестве дерева для бас-гитары.

Ольха

В основном похожа на липу, но имеет большую жесткость и плотность. Диапазон чуть шире, заметны низкие и высокие частоты, поэтому звук выходит ровным. Это делает ольху универсальной для любых стилей. Легкость обработки, распространенность дерева делают ее дешевой.

Ясень

Существует несколько разновидностей: самая популярная – болотный ясень, чуть менее распространен северный.

Особенность болотного ясеня – его пористость, слоистость, из-за которой структура становится неоднородной. Поэтому звучание отчасти непредсказуемо: слой может быть как мягким, так и твердым. Из-за этого иногда случаются провалы в частях диапазона, угадать их на сто процентов невозможно.

Вот почему перед покупкой важно послушать гитару в магазине.

При покупке ясеневого инструмента следите за тем, чтобы он не был слишком легким. Чем меньше вес, тем больше пор, тем глуше звук.

Достаточно мягкий клен с закрытыми порами обеспечивает глухие басы и звонкий, выделенный верх. На них советуют ставить звукосниматели с усилением басов.

Твердые виды, например, канадский клен, гораздо более мощные и сильные. Обрабатывать их сложно, поэтому кленовые инструменты чаще всего находятся в высокой ценовой категории.

Есть фигурные виды, неоднородные по структуре, за счет этого обладающие крапчатой поверхностью. Преимущество их в основном эстетическое из-за высокой цены. Но они часто встречаются на топах гитар среднего ценового диапазона.

Палисандр

Дорогая и редкая тропическая порода темного цвета с красноватым оттенком. Гитары из красного дерева стоят немало, отличаются бархатистыми средними частотами, долгим сустейном, но невыразительными высокими и низкими частотами. Многие любят их за внешний вид и «винтажный» оттенок.

Из-за цены и тяжести палисандровую гитару найти сложно. Например, акустическая гитара Ibanez из красного дерева с палисандровым грифом стоит в районе 30-35 тыс. руб.

Тополь

Распространенность и неприхотливость делают тополь популярным в дешевом и среднем сегменте. В основных характеристиках схож с кленом, но пористость имеет чуть большую. Отличается также жесткостью, хотя она не мешает обработке.

Ibanez Jackson стоит около 16 тыс. руб., а для проверенного годами бренда это немного. Окрас светлый, с прожилками.

Ореховый окрас – темный, матовый, с прожилками светло-коричневого цвета. По многим характеристикам напоминает махогани, но гораздо более твердый.

Его любят за стойкую атаку, плотные низы. Из-за этого грецкий орех часто используют как дерево для бас-гитар.

Но диапазон ореха не из привычных, поэтому скорее всего придется менять звукосниматели. Посоветуйтесь с мастером по электроинструментам, чтобы не гадать лишний раз.

Лайсвуд

Змеиное дерево – экзотический австралийский вид, который любят за орнамент окраски. Чаще всего его выбирают соло-гитаристы и импровизаторы за яркий звук на высоких частотах.

Таблица видов древесины

На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары

Надо понимать не только признанные преимущества разных пород дерева, но также слушать себя. Вот еще несколько параметров, чтобы определиться с выбором.

Внешний вид

Самый индивидуальный параметр, где сложно дать рекомендации. Единственное – советую не брать первое, на что упал взгляд при входе в Музторг. Да и не забывайте, что дизайн всегда поддается изменению. Покрывайте лаком, шлифуйте, матируйте, раскрашивайте акрилом.

Звучание

Даже если по всем характеристикам инструмент идеален, саундчек не помешает. Возможно, это просто «не ваше». Развивайте слух, чтобы замечать атаку, различные оттенки. Даже если вы знаете в теории, что ясень и махогани отличаются, без умения отличить их на слух эти знания не имеют смысла.

Вы играете дома или стоите на улице с ремнем? Участвуете в группе или выступаете на квартирниках? Подумайте, в каком положении чаще всего будет находиться гитара, чтобы найти идеальный вариант. Для уличного музыканта ореховый или ясеневый корпус не подойдут.

Отдельные характеристики

Обратите внимание на текстуру, качество лака и мелких деталей. Обидно не увидеть брак в магазине и обнаружить дома трещинки и сколы в дереве гитары. А самые внимательные могут и получить скидку.

Возможность покупки

Каким бы идеальным не казался вариант, подумайте, стоит ли он кредита? Я считаю, что лучше всего копить несколько месяцев. Тогда ценность покупки будет ощущаться гораздо заметнее.

Из какого дерева лучше

Здесь вы найдете несколько характеристик для сравнения. Например, приглядитесь к схеме частот.

Не забывайте, что дорогое не всегда качественное и подходящее. Вам может не подойти кастомный винтажный «Лес Пол», хотя можно подружиться даже с бюджетным дредноутом «Ямаха».

Заключение

Пожалуй, самая важная часть выбора – личные проверки. Не заказывайте доставку, не зная особенностей. Лучше всего 2-3 раза прийти в магазин, попросить все нужные модели, чтобы потом остановиться на той самой. Не стесняйтесь спрашивать продавцов: это их работа, вряд ли вам откажут.

Порой не так важны бывают реальные характеристики, как внешняя привлекательность, чувство «связи». Все-таки для гитариста это не просто расходный материал, а вещь, которая находится рядом много лет.

Относитесь ли вы серьезно к выбору дерева для гитары? Какую характеристику считаете самой важной? Сохраните статью в закладки, чтобы еще раз вернуться к этой инструкции по выбору перед покупкой.

Как на самом деле дерево влияет на звук гитары можно посмотреть в видео:

Влияние дерева на звук гитары от гитарного мастера Александра Богуславского:

Источник

Технология состаривания дерева A.R.E. от Yamaha

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Не секрет, что в музыкальном мире при производстве музыкальных инструментов старое дерево ценится выше, мол оно выдержанное, звучит и резонирует лучше. В общем, тут вагон мифов и домыслов. Плюс к этому давно подмечен факт, что старые инструменты звучат лучше и приятнее, нежели такие же, но новые.

Так вот, ушлыt японцы из Yamaha подметив этот факт решили подвести под него научную основу. Само собой, что не только лишь в целях чистой науки, но наживы для. Им было нужно выяснить чем старое дерево отличается от свежего в плане передачи звуковых частот, и что можно потом сделать со свежей деревяхой, чтобы заставить её звучать, как старую.

Японцы считают, что им это удалось, а технология состаривания дерева они назвали A.R.E.- Acoustic Resonance Enhancement, что по-русски значит «Усиление Акустического Резонанса».

В общем, сама технология начала разрабатываться Yamaha еще в конце 90х. Сначала японские инженеры выяснили, что же с физической точки зрения означает этот самый пресловутый звук «старого дерева»? И вот, что оказалось.

Как известно, дерево состоит из волокон целлюлозы, органического полимера – лигнина в загустевшем виде и полисахарида – гемицеллюлозы, которая связывает все это вместе. С возрастом, целлюлоза кристаллизуется, причем кристаллизуется таким образом, что она становится тверже в направлении рисунка волокон дерева, с другой стороны с течением времени количество гемицеллюлозы уменьшается. Все это приводит к тому, что в направлении волокон дерево становится тверже, а перпендикулярно этому направлению — мягче.

Как известно из школьного курсе физики, материалы свойства которых изменяются в зависимости от направления внутри этого материала, называются анизотропными. Не трудно догадаться, что с возрастом дерево становится более и боле анизотропным материалом. Другими словами, с возрастом отдача по низам у дерева возрастает, а по верхам – уменьшается.

Собственно, японцы и решили с помощью современных возможностей сделать быстро то, на что у природы уходят многие и многие годы.

Вот показательный ролик. Отдача необработанной деревяхи, а затем – обработанной.

Чтобы искусственно состарить дерево по ямаховсому методу, дерево помещают в цилиндрические металлические емкости под давлением. Параметры внутри емкости (температура, давление, влажность) тщательно контролируются и изменяются в зависимости от стадии процесса. Все это позволяет получить дерево с выраженными анизотропными средствами за достаточно небольшой промежуток времени.

Интересно, что нужные параметры среды, в которой проводят состаривания японцы подбирали не один год, но, как они заявляют, им все-таки это удалось.

Проблемы свежего дерева в том, что там образуется много гармоник высшего порядка (грубоватый и жесткий звук на частотах более 10 кГц). После процедуры A.R.E. и формирование в дереве анизотропии, по словам инженеров Ямаха, звук становится более чистым, открытым, а дерево лучше резонирует на низких частотах. Этот низкочастотный резонанс добавляет звуку сустейна. Также плюс к этом, усиливается атака на средних и высоких частотах.

Кстати, эту технологию ямаховцы применяют для изготовления акустических инструментов (это само-собой разумееется) и бас-гитар (это понятно менее). Про электрогитары упоминаний нет, но все может быть.

Ах да, деревянные панели обработанные по технологии A.R.E. были использованы для акустического оформления Yamaha Ginzo Hall в Токио.

Вообще, конечно, интересная штуковина. Хотелось бы знать, кто-нибудь еще использует нечто подобное?

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Оцените статью