Дерево для испанских гитар

Испанская гитара (Фламенко)

Гитары Фламенко на первый взгляд не имеют отличия от обычных классических гитар. Но все-таки отличия эти существуют. Давайте рассмотрим их более подробно.

Боковые стенки самого корпуса и задняя дека гитары Фламенко в большинстве случаев производятся из кипариса, а не палисандра, как это привычно для обычных классических гитар. Это позволяет достичь более яркого звучания инструмента. К тому же более легковесное дерево лучше балансирует гитару. Это значительно облегчает игру при традиционной посадке музыканта.

Порожки на испанской гитаре Фламенко сделаны ниже, чем обычно. Это придает звуку остроты и яркости. К тому же такое низкое расположение струн значительно облегчает игру левой руки и дает возможность извлекать характерный перкуссионный звук (когда струны ударяются о лады).

Для большего удобства корпус гитары Фламенко чуть меньше и тоньше чем у классической гитары.

При использовании каподастра (специальный зажим для струн) у гитариста появляется возможность подстроиться под нужную тональность, не изменяя аппликатуру.

На верхней деке испанской гитары имеется гольпеадор – это тонкая пластиковая пластинка, которая защищает корпус гитары от воздействия ударов правой рукой.

В настоящее время также существует универсальная гитара, которая совмещает особенности конструкции классической гитары и гитары Фламенко. Она называется «guitara negra». Такая гитара изготавливается из более темных пород дерева, отсюда и название (дословный перевод «черная гитара»).

Читайте также:  Под гитару с аккордами есть только миг

Источник

Инструменты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Чарльз Вега
&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Михаил Ивановский
&nbsp &nbsp &nbsp Источник: www.acguitar.com
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 08 марта 2012 г.

Один из самых характерных, запоминающихся стилей в гитарной музыке – это фламенко. Гитары для фламенко похожи на классические инструменты, но в то же время заметно отличаются от них.

Г итара фламенко имеет наиболее запоминающееся, характерное звучание среди всех других гитар. Ее популярность в разные уголки мира перенесли такие мастера, как Пако Пенья, Мораито и Херардо Нуньеса. это стало одной из причин успеха Gypsy Kings и Ottmar Liebert.

На сегодняшний день гитара фламенко имеет больше отличий от классической гитары, чем это было раньше, и в то время, как об этих различиях известно практически всем гитаристам, мало кто знает, в чем именно они состоят. Дальнейшим вопросом является то, что те материалы и особенности, которые в настоящее время считаются традиционными для фламенко, изначально использовались по экономическим причинам, а не для каких-либо музыкальных целей. В этой статье мы рассмотрим звучание, историю и устройство гитары фламенко.

УНИКАЛЬНЫЙ ГОЛОС

Хорошо сделанная гитара фламенко реагирует быстрее и имеет более яркую атаку, чем классические гитары. Это очень хорошо, потому что музыка фламенко – это шквал нот, и хороший гитарист играет на ней несколько грязно, резко с широким и страстным звуком. Чаще всего звучание гитары фламенко описывается как ударное; оно, как правило, ярче, суше, строже, и имеет меньше обертонов, чем звучание классической гитары. На самом деле, некоторые джазовые и латиноамериканские гитаристы любят такую пробивную резкую тональность, а некоторые исполнители обнаружили, что звук этих гитар прекрасно подходит для современного исполнения музыки времен эпохи Возрождения и барокко.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

Гитара фламенко, пожалуй, самая испанская из всех гитар. В середине 1800-х андалузские мастера делали инструменты широкого диапазона стоимости, которые строились в значительной степени на качестве материала и элементах декора. Самые дешевые гитары были зачастую простыми, примитивными инструментами, изготовленными из местной древесины, такой, как кипарис, который был значительно дешевле импортных палисандра или клена. Деревянные колышки были доступнее, чем оборудованные металлическими деталями. Большинство гитаристов фламенко в конце 19-го – начале 20-го века составляли испанские цыгане, они были очень бедны и могли позволить себе только самые дешевые гитары, какие были в то время. В конце концов, инструменты с такими особенностями (дешевые, кипарисовые) и стали называть гитарами фламенко, хотя изначально не было никакой разницы для мастеров и гитаристов.

Сегодня некоторые материалы и расходы, связанные с ними, изменились. Сложно найти хорошего качества испанский – или, вернее сказать, средиземноморский – кипарис, к тому же он достаточно дорогой (хороший со всех сторон кипарис может стоить вдвое больше, чем высокого качества индийский палисандр), однако, кое-где его можно приобрести по разумным ценам.

УСТРОЙСТВО

Гитара фламенко отличается от своего классического «родственника» несколькими важными деталями. Для начала, гитара фламенко немного меньше классики по размеру. Кроме того, если гитара изготовлена из кипариса, она значительно легче. Это важно, потому что струны должны лежать ближе к деке, чтобы облегчить выполнение приема гольпес (ритмичная техника игры правой рукой, которая является неотъемлемой частью исполнения фламенко). У инструмента, как правило, меньший угол между грифом и корпусом и ниже подставка. По той же причине, верхняя дека должна быть защищена от ногтей гитариста-гольпеадора пластиной, которая обычно изготавливается из пластика (в прошлом, из белого пластика, а иногда даже из твердых пород дерева). Такая игра неизбежно вызывает дребезжание, особенно, если мелодия довольно агрессивна, но это не страшно и даже желательно при исполнении фламенко.

Металлические колки теперь более популярны, чем деревянные. Тем не менее, и у деревянных всегда найдутся защитники, в основном это дань традиции, но в деревянных колках есть и некоторые плюсы: они легче, и гитаристу так проще держать равновесие в традиционной посадке (обычно при исполнении фламенко гитара лежит на бедре гитариста).

ДРЕВЕСИНА ДЛЯ ФЛАМЕНКО

Кипарис до сих пор считается самым типичным материалом для дек и боковин гитары фламенко. Средиземноморский кипарис (Cupressus sempervirens) – это древесина кремового/желтоватого цвета с очень ярким ароматом, который, кажется, никогда не рассеивается полностью, даже на старых инструментах. Иногда на древесине отчетливо видны темные линии, но в остальном она довольно проста и обычна на вид. Благодаря его устойчивости, кипарис можно разработать до очень тонких величин. Близким родственником средиземноморского кипариса является кипарис монтерей (Cupressus macrocarpa), который растет на западном побережье США и обладает, в основном, такими же свойствами.

В начале двадцатого века некоторые испанские мастера стали использовать клен и европейскую грушу для дек и боковин гитары фламенко. Этот материал тяжелее и плотнее, чем кипарис, и, как правило, дает инструменту звук с большей мягкостью и выдержкой. Некоторые современные производители продолжают использовать эту древесину при случае. Например, известный в Мадриде производитель Паулино Бернабе использовал дерево груши для обеих гитар – фламенко и классики – и Дж.А. Пантоха Мартин из Севильи часто использует клен для своих моделей фламенко. Платан (часто в форме ламината) обычно используется для некоторых фабричных моделей подешевле, так как этот материал не так дорог.

Хотя кедр и ель в равной степени обычно используется для классических гитар, для фламенко предпочтительнее, как правило, ель, так как она производит более четкий, конкретный звук. Большинство производителей фламенко используют европейскую ель (Picea abies) из-за ее относительно небольшого веса и хорошей жесткости. Однако есть также примеры отличных гитар с декой из кедра: звезда фламенко Sabicas в последние годы своей карьеры играл на гитаре Хосе Рамиреса из кедра.

“ФЛАМЕНКА НЕГРА”

Вариант гитары фламенко – это гитара, известная как «фламенка негра» (flamenca negra). Эти инструменты были сделаны в соответствии с нормами гитары фламенко (включая и тонкую древесину), но с палисандрам на задней деке и боковинах . Эти гитары популярны среди солистов (в отличие от тех, кто играет в ансамбле фламенко, который обычно включает в себя певца и еще одного гитариста) и предлагает звучание – золотую середину между звуком гитары фламенко и звуком классической гитары. Мадридскому мастеру Арканджелу Фернандесу часто приписывают создание первой «фламенка негра» около 1959 года, а гитаристы, такие, как Пако де Лусия, популяризовали этот стиль.

СДЕЛАЙ ЭТО ПО-ИСПАНСКИ

Если вы новичок, не имели дела с нейлоновыми струнами и не пытались сыграть фламенко, вы просто обязаны попробовать сделать это, чтобы, как минимум, услышать этот неповторимый чарующий голос. Вы будете удивлены и не останетесь равнодушны. Если вы серьезный поклонник этого стиля, то будете рады узнать, что теперь у вас более широкий ассортимент инструментов, чем когда-либо прежде, с производителями гитар фламенко из разных уголков мира.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФЛАМЕНКО. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.

Как и классические гитары, гитары фламенко, если они отличаются высоким качеством, стоят достаточно дорого и могут потребовать долгих ожиданий. В то время, как не испанские производители оставили свой след в мире классической гитары, лучшие гитары фламенко традиционно приходят от испанских мастерских и производителей, хотя, разумеется, есть исключения.

Легендарный Антонио де Торрес (1817–1892) сделал несколько простых гитар из кипариса, которые были явно предназначены для небогатых гитаристов и, следовательно, нашли свой путь в руки к исполнителям фламенко. Хосе Рамирес Первый (1858–1923), основатель фирмы, которая до сих пор три поколения спустя носит его имя (в настоящее время ей руководит Амалия Рамирес), сделал себе репутацию за счет производства качественных гитар для музыкантов фламенко и обычных гитаристов. Он обучил этому ремеслу своего младшего брата Мануэля (1864–1916), и Мануэль, в свою очередь, обучил других, например, Сантоса Эрнандеса (1873–1943) и Доминго Эстесо (1882–1937). Хернандес и Эстесо, как часто говорят, определили образ современной гитары фламенко. Марсело Барберо (1904–1956) является еще одним производителем того же ранга.

Большинство современных испанских производителей создают как классические гитары, так и гитары фламенко, хотя есть некоторые, которые специализируются только на фламенко – например, семья Конде в Мадриде, Мануэль Рейес в Кордове и Андрес Домингес Герреро в Севилье. За пределами Испании ценятся такие американские производители гитар фламенко, как Лестер ДеВо, Аарон Грин и Том Блэкшир.

Источник

Необычная идея из Испании: древесина для музыкальных инструментов

Чтобы сделать гитару, нужна редкая и ценная древесина, стоимость которой может достигать 60.000 евро за кубометр.

Гитары — это страсть Хорхе Саймонса. Он управляет фабрикой Madinter недалеко от Мадрида, где делают не собственно гитары, а все компоненты и материалы для мастеров, создающих музыкальные инструменты.

Знаменитые испанские гитары Фламенко на первый взгляд не отличаются от классических гитар. Но это не так. Они легче, звучат острее и ярче, корпус у них меньше и тоньше, а низкое расположение струн позволяет извлекать перкуссионный звук, когда струны ударяются о лады. Именно поэтому боковые стенки корпуса и задняя дека гитары Фламенко делаются из кипариса, а не из палисандра, как у обычных гитар.

Кипарис — ценное дерево; в Испании оно охраняется. Хорхе указывает на два кипарисовых бревна на открытой площадке фабрики Madinter и объясняет: «Эти деревья росли во дворе дома. Владельцы получили разрешение спилить их и думали продать древесину деревообработчикам. На счастье, в семье есть гитарист. Он позвонил нам и спросил, можно ли сделать из этого кипариса компоненты для испанской гитары?»

Два крупных бревна диаметром 77 см и 84 см — исключительно плотные и твердые по фактуре. В компании Madinter бревна распиливают на маленькой пилораме Wood-Mizer LT10.

«Не смотрите, что эта машина такая компактная, — говорит Хорхе. — Она отлично справляется с твердой древесиной».

Благодаря тому, что ленточная пила Wood-Mizer узкая и тонкая (32-38 мм в ширину и около 1 мм в толщину), станок делает тонкий пропил, так что после распиловки из каждого бревна получается больше пиломатериала и меньше опилок. Это очень важно для Хорхе. При стоимости древесины около 60.000 евро за кубометр высокий выход продукции имеет огромное значение.

Так что вскоре этот кипарис превратится в знаменитые испанские гитары, и страстные звуки Фламенко будут, как и прежде, волновать сердца слушателей.

На основе статьи Хуанма Миранда, MADERA-SOSTENIBLE, Испания

Источник

Испанская гитара — музыкальный символ Испании

Гитара — самый популярный инструмент в мире. Им владеют миллионы людей в разных странах. Многообразие форм и видов этого инструмента в современной музыкальной культуре впечатляет. Однако классической продолжает считаться испанская гитара. Для Испании это не просто национальный инструмент, а один из символов национальной культуры.

История испанской гитары

Является ли Испания родиной гитары? И да, и нет! С одной стороны, самые древние инструменты, по своей форме и конструкции напоминающие гитару, были известны еще в государствах Древнего Востока, да и само слово «гитара» имеет свои корни в санскрите и древнеперсидском. С другой стороны, свою самостоятельную жизнь как инструмент группы щипковых гитара начинает именно в Испании.

Ближайшими родственниками гитары считают лютню, привезенную в Европу арабами, и античную кефару, получившую распространение как в Греции и Риме, так и на Востоке. Именно от кефары, как считается, произошло название современного инструмента.

Лютня в XVI–XVII веках стала популярнейшим инструментом в Европе, испанцы же лютню не оценили. В конце Средневековья в Испании появляется виуэла, изначально смычковый, а позже щипковый инструмент, по форме и музыкальному строю напоминавший «гибрид» прототипа гитары с лютней.

Многие музыковеды считают, что виуэла оказала большее влияние на становление гитары, чем лютня. Однако гитара — инструмент несколько иного назначения и происхождения. В отличие от солирующей виуэлы гитара была инструментом аккомпанирующим, рассчитанным на аккордовую технику игры.

Около XVI века в Испании появился инструмент с 5 сдвоенными струнами, он получил большую популярность в Европе и стал известен как «испанская гитара» — самый близкий прообраз современной гитары. Шестую струну гитара обретает в XVIII веке, происходит это по одним данным в Испании, по другим — в Италии.

Инструмент постепенно «обрастает» собственным репертуаром. А уже на рубеже XVIII–XIX веков гитара начала свое победное шествие по Европе.

Последний шаг на пути к современной гитаре был сделан в 1850 году испанцем Антонио Торресом, производителем гитар. Он увеличил деку и изменил систему крепления грифа, создав «стандарт» для классической гитары, которому следуют по сей день.

Испанская гитара: особенности и разновидности

В современном мире пользуются большой популярностью два типа акустических гитар: классическая и эстрадная. Испанской считается классическая гитара, в народе ее называют «испанкой». Эстрадная гитара — ее самый близкий интернациональный собрат. Она была создана на базе классической. На современной эстрадной гитаре может быть 6 или 12 металлических струн. Играют на ней пальцами или медиатором. Такая гитара есть во многих домах. Ее, как и классику, сегодня легко купить в любом музыкальном магазине.

Классическая гитара дошла до наших дней почти неизменной с XVIII века. Струны на классической гитаре нейлоновые, и их может быть только шесть. Играют на ней исключительно пальцами, так как медиатор может повредить струны.

Помимо классической гитары существует еще одна разновидность гитары — гитара-фламенко, самая «испанская» гитара. Она появилась в XIX веке как удешевленный вариант классической гитары, получила распространение в среде андалузских цыган, главных «творцов» музыки фламенко, и стала воистину народным инструментом.

Гитары-фламенко обычно делают из кипариса, считающегося дешевым материалом. Корпус гитары-фламенко меньше, чем у классики, она более юркая. В руках испанца гитара должна «танцевать». Звук гитары более насыщенный, агрессивный. На такой гитаре проще выразить всю страсть испанской народной музыки.

Франсиско Таррега. Классическая гитара в Испании

У многих на слуху стандартная мелодия звонка телефона «Nokia», но далеко не все знают, что этот рингтон — отрывок произведения Gran Vals испанского композитора и гитариста-виртуоза Франсиско Тарреги. Этот человек оказал огромное влияние на развитие классической гитарной музыки в Испании.

Франсиско Таррега-и-Эшеа (1852—1909) — первое по значимости и второе во времени яркое имя в испанской гитарной музыке после испанского виртуоза Фернандо Сора. Таррега пришел в музыку тогда, когда гитара стала уступать по популярности фортепиано. Франциско Таррега получил музыкальное образование именно как пианист, но страсть к гитаре, которой он воспылал с детства, не оставляла его.

Таррега в совершенстве овладел инструментом, усовершенствовал приемы и технику игры. Он переложил многие классические произведения для исполнения на гитаре и написал около 30 собственных произведений. Таррега воспитал целую пледу учеников, среди которых А. Пухоль, А. Сеговия и др. По методике Тарреги до сих пор продолжают преподавать игру на гитаре в музыкальных школах во всем мире.

Испанская гитарная музыка

У современных гитаристов принято считать: умеешь играть «испанщину» — значит, в совершенстве владеешь инструментом. Испанская музыка — вершина современной гитарной музыки.

Главным жанром испанской гитарной музыки, конечно же, является фламенко. «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» — так об исполнении фламенко на гитаре говорил его страстный поклонник, певец испанской культуры, Федерико Гарсия Лорка.

В основе исполнения фламенко лежит «расгеадо», испанский бой. Расгеадо — один из главных приемов испанской гитары, который используется для аккомпанемента танцорам и певцам фламенко. Он бывает восходящим (от 6-й струны к 1-й), нисходящим (наоборот) и комбинированным. Освоить все тонкости испанской гитарной гитары можно в Школе фламенко в Испании, где помимо обучения танцев предлагаются и курсы игры на испанской гитаре.

Фестивали испанской гитары

Одним из способов популяризации гитарной музыки как национального достояния является фестиваль испанской гитары. Ежегодно в различных регионах Испании проходят несколько фестивалей.

  • Международный Фестиваль гитары в Кордове (Festival de la Guitarra de Cordoba) — один из наиболее известных испанских гитарных фестивалей. Он проходит в июле в одном из главных городов Андалусии, родины испанского фламенко. Сайт: www.guitarracordoba.org
  • Фестиваль гитары в Барселоне ежегодно проводится на разных площадках города. В нем принимают участие гитаристы из разных стран Европы и Америки, в том числе из России. Фестиваль проходит в летнее время, даты его проведения сдвигаются.
  • Международный фестиваль гитары имени Хосе Томаса Вилья де Петрер (Festival de Guitarra de Petrer). Хосе Томас — испанский классический гитарист, ученик Андреса Сеговии. Фестиваль и конкурс молодых исполнителей его имени проходит в июле в Петрере, провинция Аликанте. Сайт: www.guitarrapetrer.com
  • Международный фестиваль гитары имени Фернандо Сора (Festival Internacional de Guitarra «Ferran Sor»). В 2016 году в столице Каталонии стартовал еще один фестивальный проект. Первый международный фестиваль гитары имени Фернандо Сора, первого испанского гитариста-виртуоза, прошел в Барселоне с 5 по 10 сентября 2016 года. Фестиваль имеет все шансы также стать ежегодным. Сайт: www.festivalsor.cat

Центр услуг в Испании

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

Источник

Оцените статью