Дерево ель для гитар

Дерево для акустической гитары

Здравствуйте, мои дорогие читатели и любители акустической гитары. Если вы еще только новичок и не ознакомились с устройством акустики, то я предлагаю сначала прочесть эту статью. Если же вы уже с ней знакомы, то пожалуй начнем разговор о самом главном элементе, влияющем на звук акустической гитары — о дереве для акустической гитары.

Сорта дерева для акустических гитар

В производстве акустик применяют большое количество разнообразных пород дерева. Есть более традиционные, а есть экзотические. В этой статье мы коснемся только традиционных пород, из которых изготавливается большинство серийных акустических гитар. Останавливаться будем прямо на конкретных частях гитары.

Верхняя дека

Верхняя дека больше всего влияет на звучание гитары, поэтому начнем с нее. Основными породами дерева, из которых ее изготавливают, являются кедр (Cedar) и ель (Spruce). Кедр дает более мягкое звучание, тогда как ель наоборот более звонкое, резкое и верхастое.

Самый распространенный сорт ели, используемый в изготовлении акустик это так называемая ситхинская ель (Sitka Spruce). Она растет в США и Европе. Распространена она в основном из-за своей относительно невысокой цены. На более дорогих гитарах можно встретить верхние деки из немецкой ели (Engelmann Spruce). Произрастает она в основном в Канаде и Альпах. Дерево имеет бело-молочный оттенок и то дает более мягкое звучание, в отличие от обычной ситхинской.

Еще на более дорогих гитарах, стоимостью выше 2000-3000$ можно встретить деки, изготовленные из красной ели (Adirondack Spruce). Это очень редкий и дорогой вид ели, отличается более звонким и четким звучанием.

Читайте также:  Валентин стрыкало наше лето под гитару

Задняя дека и обечайка

Обычно их изготавливают из одного материала. Основными считаются клен (Maple), красное дерево (Mahogany) и палисандр (Rosewood). Липу же и ольху, которые так распространены в электрогитарном производстве, в акустическом практически не используют. Кстати какое дерево используют для производства электрических гитар, читайте здесь: Дерево для электрогитары.

Красное дерево придает звучанию очень мягкий и ровный звук, довольно читаемый. Очень хорошо и красиво. звучит при игре переборами. Палисандр отличается более вязким и мясистым звучанием. Особо хорошо это проявляется на нижних частотах. Гитары из палисандра отлично подойдут для игры ритмических партий боем. По отдельности же струны звучат не так глубоко.

Также для изготовления задней деки и обечайки применяют клен. Он дает гитаре более резкое и верхастое звучание. Помимо вышеперечисленных, еще используют орех (Walnut). Звук у него нечто среднее между палисандром и красным деревом — менее глубокий, но достаточно звонкий при этом. Еще встречается такой сорт дерева, как гавайская коа. Звук у этой породы немного глуховатый, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости.

Ну а самый редкий и дорогой сорт это бесспорно бразильский палисандр. Примечательно то, что до 1969 года из него делалось огромное количество гитар, но потом власти Бразилии запретили экспорт этой породы дерева. В связи с этим, стоимость ее очень сильно выросла, и гитары стали делать из палисандра, который произрастает в других регионах. А фактор места происхождения древесины может очень сильно влиять на звук будущего инструмента.

Гриф и накладка

Эти две части нашей акустической гитары практически не влияют на звук. Хотя некоторые утверждают обратное. Но спорить не будем. В основном грифы изготавливают из красного дерева и реже из клена. Это относительно недорогие и твердые породы.

Грифы классических гитар очень часто делают из кедра. Накладки на гриф из черного дерева (Ebony) и из палисандра. Черное дерево достаточно дорогой и очень твердый сорт древесины. Поэтому более распространены гитары с накладкой из палисандра.

В заключении

Итак, выше мы рассмотрели основные сорта древесины, из которых изготавливают акустические гитары. Поэтому, если вы столкнетесь с выбором инструмента, то очень большая вероятность, что дерево из которого она изготовлена, мы здесь уже рассмотрели. Кстати, подавляющее большинство бюджетных, а также и гитар среднего ценового диапазона, изготавливаются не из цельной древесины, а из ламинированной. Хотя конечно, с каждым годом качество изготовления у них все лучше и лучше. Но все же, лучше в таких случаях отдать предпочтение цельнокорпусным гитарам. Разница в том, что прессованные слои дерева вибрируют не так свободно, как это может делать цельный кусок древесины. От этого звук получается менее глубокий и собранный.

Также не меньшую роль оказывает и расположение волокон дерева. Если присмотреться, то у хорошей акустики верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков дерева. И волокна у них также расположены симметрично. Расстояние между волокнами тоже может влиять на звук. Чем оно больше, тем звук менее звонкий и резкий.

В итоге, хочу сказать, что если вы выбираете бюджетную или не слишком дорогую гитару, то не стоит уделять очень много внимания дереву, из которого она изготовлена. Лучше акцентируйте внимание качестве сборки, удобстве при игре, ну и на звук конечно же. А вот если вы выбираете дорогой инструмент, то несомненно надо уделить пристальное внимание и сортам древесины. В зависимости от ваших вкусовых предпочтений выбирайте и гитару, основываясь на рекомендациях из этой статьи.

Источник

Виды древесины из которой делают гитары

Здравствуй, дерево!

В предыдущих статьях я частенько упоминал то обстоятельство, что при покупке гитары необходимо, прежде всего, смотреть на качество грифа, его прогиб, качество древесины и степень её высушенности/влажности. Аргументы у этой точки зрения самые, что ни на есть, тривиальные. Датчики всегда можно поменять (кроме того, мало какой гитарист, поиграв пару лет на одном и том же инструменте сможет воздержаться от «апгрейда», и звукосниматели становятся первой жертвой), колки тоже меняются (сейчас на рынке много заманчивых предложений, типа т.н. «локовых» колков), фурнитура подлежит замене. Даже цвет гитары, при желании, можно поменять. Некоторые умельцы вручную скаллопируют гриф, некоторые обращаются к профессионалам. Большинство воздерживаются от этой процедуры (и правильно IMHO).
Так поговорим же немного о породах дерева, используемых в гитаростроительной промышленности. Для начала, определимся с русскими аналогами английских слов, обозначающих деревья, т.к. мною замечено, что не все продавцы гитар проявили добросовестность при переводе рекламных статей, буклетов, в опубликованных каталогах. Кроме того, многим часто приходится иметь дело с зарубежными источниками информации.

  1. Ash – ясень
  2. Maple – клен
  3. Rosewood – палисандр
  4. Mahogany – красное дерево, впрочем, многие не парятся переводить и пишут что-нибудь забавное, типа – МАХАГОН
  5. Alder – ольха
  6. Poplar – тополь
  7. Basswood – басгитарное дерево, шутка :=) Американская липа.
  8. Agathis – агатис (наверно, это тот случай, когда русского аналога не существует)
  9. Spruce – ель
  10. Walnut – орех (Almires)

Наверняка еще какие-нибудь экзотические варианты существуют, но базовый набор пород дерева для изготовления гитар мы исчерпали.
Несколько слов о каждом из перечисленных вариантов.

Ясень (Ash)
Звонкие гитары с ярко выраженной атакой. Самые «стеклянные» модели Fender выполнены из ясеня. Характерный звук раннего Нопфлера в «Sultans of Swing» — лучший, на мой взгляд, пример, характеризующий ясеневые стратокастеры. Не гнушаются ясеневой древесиной и более «грузовые» исполнители. Ritchie Blackmore (ex- Deep Purple, если кто не знает :=), John 5 (Merylin Manson, Rob Zombie)

Клен (Maple)
Атака еще более акцентирована, чем у ясеня. Я уже давно не видел серийных кленовых гитар в каталогах основных производителей. Такие инструменты – экстремизм для экстремальных шредеров. Когда ноты выстреливаются с пулеметной скоростью, и есть желание, чтобы каждая читалась в плотном ряду с товарками, кроме виртуозной техники игры хорошим помощником будет инструмент, выделяющийся исключительной разборчивостью и резкостью. Это как раз – клен. Недостатки – нехватка т.н. «мяса», и еще такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло балладного типа – не их профиль. Самое «перкуссионное» дерево. Одно из основных, использующихся для изготовления барабанов элит-класса.
Есть оговорка – из клена делаются полуакустические инструменты. Поскольку их акустические свойства зависят от несколько другого набора факторов, все вышеперечисленные качества не относятся к ним. Т.е. они достаточно «певучие» и, в какой-то мере, «мясные». Понятное дело, эти инструменты не любят работать с сильно перегруженным звуком, но чистый звук по плотности сопоставим со звуком цельнокорпусных гитар более «сустейновых» пород дерева.

Еще одна оговорка – клен клену – рознь. Есть клен «птичий глаз», есть «волнистый» (laminated), есть «огненный», есть горный клен. Это подвиды, слегка друг от друга отличающиеся. Но существует еще в природе т.н. американский клен, или, как говорят биологи «клен ясенелистный». Его звучание ближе к звучанию ясеня, чем к звучанию собственно клена.
Вообще-то клен – самый популярный материал для изготовления грифов.

Палисандр (Rosewood)
Редкий вид. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard), иногда палисандровым шпоном покрывается корпус (типа красиво). Но не стоит забывать о таком факторе, как стоимость материала. Палисандр – вовсе не дешевое дерево, по отношению качество/цена вряд ли и близко подойдет к такому сорту, как

Красное дерево (Mahogany)
Очень широко распространенный вариант. Увесистое плотное звучание и хороший сустейн. Выбор производителей, специализирующихся на гитарах для «тяжелых» стилей. В модельном ряду таких фирм, как ESP, Dean и Gibson инструменты из красного дерева доминируют. В шкале «певучесть/мясо – разборчивость/звонкость» занимают крайнее положение, противоположное положению клена. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к нехитрому, на первый взгляд, трюку, — сделать гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном количестве. Но об этом чуть позже.

Ольха (Alder)
Самый популярный вид дерева. Большинство Fender сделано именно из него. Причисленные мною к «Hard’n’Heavy» производителям лейблы не гнушаются иметь в своем списке некоторое количество гитар из ольхи. В шкале «мясо/разборчивость» их место – строго в середине. Абсолютно компромиссный вариант. Для гитаристов, стремящихся быть свободными от каких-бы то ни было стереотипов в игре и мышлении (навроде «много нот+теппинг+свип арпеджио – круто, остальное – отстой» или «хай-гейн+дроп си строй – круто, остальное – отстой» или «гаримур – круто, остальное – так себе») этот материал является, на мой взгляд, идеальным. Недаром подписные инструменты такого музыканта, как Steve Vai выполнены из ольхи. Я не собираюсь утверждать, что этот гитарист – самый техничный или самый «ваще лучший», но то обстоятельство, что именно это имя возглавляет список тех, кто раздвигает рамки типичного «электрогитарного» мышления и является бесспорным лидером в области инноваций очевидно.

Тополь (Poplar)
У меня сложилось впечатление, что тополь – дерево для гитар категории «ученический инструмент». Доводилось видеть очень много инструментов из нижнего ценового диапазона, сделанных из тополя, и ни одной «люксовой» или хотя-бы средней гитары из него. Ощущения – так себе. Древесина очень легкая, сустейн мог бы быть и получше, это же можно сказать и о разборчивости. На пресловутой шкале «мясо/разборчивость» их место определить трудно из-за мизерного количества того и другого. Хотя, может быть, в мире существуют отличные гитары из тополя, а мне просто не везло всю мою жизнь. Связался не с теми людьми, проявил слабохарактерность и покатился по наклонной. Но я ни о чем не жалею, и если бы мне было предложено прожить мою жизнь заново, я бы ничего не стал менять. Играл бы на гитарах из ольхи, ясеня и кленовых полуакустиках.

Липа (Basswood)
Как и ольха – очень популярный материал. И по звучанию они здорово похожи. Вот так выглядит гитара из липы

Кроме шуток (доля правды – гитары Daisy делаются из липы), все подписные гитары Joe Satriani, — еще одно супер-имя гитарного мира, — делаются из липы.

Агатис (Agathis)
Врать не буду, — знаю про это дерево очень мало. Практически ничего. Быстрый анализ рынка дал результаты следующие – агатис применяется для изготовления гитар Starcaster. Это подвид Stratocaster’ов, выпускаемый Fender’ом для заполнения самого нижнего ценового диапазона. Слоган – «всё, что нужно для начала». У ESP много агатисовых гитар в модельном ряду LTD, а это, опять-таки – нижний ценовой диапазон этой марки. Вывод делаю такой – агатис- дерево для ученических гитар.

Spruce (Ель)
Из елки делают только полуакустические электрогитары. Часто её применяют в комбинации с кленом. Дает теплый ровный звук, так любимый полуакустическими джазовиками.

Орех (Walnut)
Орех довольно широко используется для изготовления акустических гитар high- класса. В электрогитаростроении он используется только для накладок на гриф (fingerboard) и для шпонового покрытия корпусов. Да и то не часто.

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши гитары

Fender использует самые разнообразные сорта древесины для своих изделий. В-основном, это – ольха. Встречается также название Premium Alder, что можно перевести, как «высокосортная ольха». Может быть, действительно, для некоторых моделей используется дерево более высокого качества. Впрочем, не исключаю того, что ольха та же самая, что и у прочих моделей, а название изменено с целью нагнать пафосу и оправдать наименование ряда Deluxe. Также очень широко применяются некоторые типы ясеня – болотный ясень, опять-таки Premium Ash и неизвестное мне растение Lightweight Premium Ash. Типа «легковесный шикарный ясень». Есть достаточное количество моделей из липы. Из клена нашел только один инструмент во всем каталоге (может, плохо искал). Из агатиса делаются пресловутые Starcaster’ы.

Gibson стоит отдельного упоминания. Я имею ввиду Les Paul. Тут мы имеем пример, о котором говорилось ранее – совмещение разных сортов древесины с целью получить плюсы той и другой породы и попытка избежать минусов, присущих этим сортам дерева. Нижняя, массивная часть корпуса выполнена из красного дерева. Красное дерево, как мы уже говорили, обеспечивает тягучесть, вязкость звука, массивность, и, так сказать «мясо». Верхняя, более тонкая часть тела гитары, сделана из клена. У меня есть подозрение, что это авторы изначально преследовали другие цели – у клена весьма неплохая фактура. Очень красиво смотрится под окраской типа sunburst. В любом случае, получилось то, что получилось – знаменитый Gibson Les Paul с его певучим массивным звучанием и при этом неплохой разборчивостью. Конечно, это разборчивость не сравнится с разборчивостью шред-инструментов, но, по крайней мере, она есть. Есть еще один секрет у Les Paul. Верхний слой клена выгнут (т.н. archtop), так, что между слоями есть воздушный пузырь. Гитара приобретает некоторые свойства полуакустического инструмента. Очень незначительные, но достаточные для того, чтобы у Les Paul был свой неповторимый характер звучания.

Остальные марки, в сущности, идут путем перечисленных выше пионеров. Список, в сущности, небольшой, но больше никаких ноу-хау почти не придумано. Накладывают кленовый слой на красное дерево без воздушной прослойки, пробуют разную толщину той и другой породы. Есть еще один способ совместить «вола и трепетную лань» — клен и красное дерево. До него додумались, когда в моду вошли гитары со сквозным грифом. Из клена получаются, таким образом, гриф и значительная часть корпуса, к которому приделаны «уши» красного дерева. По мне, так это – перебор. «Сквозняк» делает сустейн мощнее, а разборчивость существенно понижается. То есть, «сквозные» гитары с «ушами» из не особенно «мясного» дерева звучат довольно-таки тягуче. Что же говорить про «уши из краснухи». Впрочем, в случае с бас-гитарами, такая конфигурация зачастую вполне оправдана.
С инструментами из одной породы дерева – еще проще, хотя и тут есть нюансы. Берут два (а то и больше) кусков, допустим, ольхи и склеивают их особым образом. Из-за этой продольной линии склейки, различного расположения волокон на разных кусках звук приобретает свой особый характер.

Гитары, выполненные не из дерева (типа углепластик там всякий), вообще рассматривать не буду. Не для денег рожденный футурист Владимир Маяковский сказал про них следующее «. я такого не хочу даже вставить в книжку».
К вопросу «как различать типы древесины». Если у вас нет навыков опытного плотника – довольно непросто. Достигается упражнением. Интересуйтесь, из какого дерева выполнен инструмент, любуйтесь фактурой и рисунком волокон, сравнивайте вес. Рано или поздно все тайны гитаростроения для вас будут открытой книгой, если только есть желание добиться «настоящего звука» и неутомимое стремление к знаниям.

Источник

Оцените статью