Дерево меранти для гитары

Из какого дерева делают гитары?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

При выборе гитары важно обращать внимание не только на базовые характеристики модели, но и на материал, из которого она изготовлена. На удивление, даже два деревянных инструмента, обладающие схожими внешними чертами, могут звучать по-разному именно из-за применения разной древесины.

Особенности

Дерево, выбранное для производства гитары, влияет не только на срок эксплуатации инструмента, но и на то, как звучит его звук. Сегодня для промышленного производства принято задействовать ряд проверенных материалов, но частные мастера могут экспериментировать и с экзотическими породами. Именно от древесины зависит, насколько сильными получатся извлекаемые звуки, а также как долго они продлятся. Помимо этого, в зависимости от материала можно придавать звучанию индивидуальные черты, к примеру, глубину или бархатистость. Выбирая дерево для гитары, важно учитывать несколько аспектов.

Внешний вид древесины не влияет на звучание инструмента, но зато определяет его визуальную привлекательность. Иногда неказистая на первый взгляд гитара может издавать самые волнующие ноты. Сам звук напрямую зависит от породы, веса и плотности древесины. Обычно, чем тяжелее порода, тем чётче и ярче зазвучит инструмент.

Что касается веса, особо тяжёлую древесину использовать не рекомендуется не только потому, что она причинит известные неудобства – такие породы также укорачивают продолжительность сустейна, что негативно сказывается на исполнении мелодий.

Какая древесина используется?

Для создания гитар применяется древесина разных деревьев, от редких импортируемых из-за границы до вполне бюджетных, произрастающих на территории России.

Агатис

Из дешёвого агатиса делают бюджетные, а потому и не особо качественные музыкальные инструменты, к примеру, гитары LTD. Возникающий звук специалисты характеризуют как глуховатый и мутный, что, безусловно, сложно назвать признаком качества.

Красное дерево

Красное дерево, под которым чаще всего подразумевается махагони, значительно тяжелее ясеня и ольхи, но легче клёна. Большая плотность гитарного материала обеспечивает качественное звучание на любых высотах. Специалисты отмечают, что звуки получаются довольно резкие, но не слишком выразительные. Вес древесины, напоминающей ясень своими открытыми порами и ярко выраженной текстурой, удлиняет звучание каждой ноты. Гитары из махагони могут обладать всеми оттенками от тёмно-бежевого до кирпично-коричневого. Данный материал чаще всего используется в комбинации с топами из другого материала и выбирается для вырезания корпуса и грифа электроинструментов. Тёплый тембр и чёткая атака также делают красное дерево идеальным выбором для того, чтобы полностью создать гитару из цельного куска дерева.

Для создания музыкальных инструментов предпочтение чаще всего отдаётся африканскому махагони, известному как кайя, и гондурасскому махагони. Первый объединяет несколько подвидов красной древесины, произрастающих на территории Африки и обладающих приблизительно сходными характеристиками. Из гондурасского махагони чаще всего создаются американские гитары. Материал этот довольно редкий, а потому дорогостоящий. Порой на рынке удаётся встретить гитары из филиппинского махагони, но такие образцы приобретать не следует: мягкая и лёгкая древесина создаёт некачественный звук. Гитары для новичков часто производят из нато, именуемого также восточный махагони.

Палисандр

Тропический индийский палисандр – порода дорогостоящая и в нашей стране довольно редкая. Сегодня чаще всего такую древесину можно обнаружить в изделиях, импортированных в Россию и страны СНГ до 2017 года. Основная сфера применения палисандра – насадки на гриф, но подойдёт он и для деки электрогитары. Тёмно-коричневая древесина с прожилками красного или тёмно-фиолетового оттенка обладает немного маслянистой поверхностью. Получаемые из неё гитары славятся сочным и тёплым звуком, а также слегка приглушёнными верхними частотами и хорошим резонансом.

Ясень

Ясень заслуженно стал популярным среди производителей гитар, благодаря своей мелодичности: лёгкая древесина способствует возникновению звонких и чистых, практически «колокольных» звуков. Яркая атака также относится к преимуществам породы. В основном ясень используется для создания грифов и топов. Из него также производятся цельнокорпусные гитары «Фендер». Для музыкальных инструментов принято использовать ясень болотный либо ясень северный.

Древесина болотного ясеня – волокнистая, прочная и крупнопористая. Лёгкий материал добывают в болотистых регионах юга США. Благодаря тому, что материал состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец, гитары, выполненные из него, обладают идеальной акустикой с обширным диапазоном, включая глубокие басы. Болотный ясень гармонично сочетает теплоту, певучесть и резкость звучания.

Северный ясень отличается большими весом и плотностью. Несмотря на то, что длительность звучания у такого материала выше, используется он реже именно из-за своей тяжести.

Сапеле

Сапеле является универсальным материалом для производства гитары. Его даже часто называют достойной альтернативой махагони, но с более выраженными высокими частотами и с меньшей стоимостью. Плотный и сбалансированный звук по всему диапазону подходит для исполнения музыкальных произведений в любых стилях. Ещё одним преимуществом данного материала называют хорошую читаемость получающихся гитар.

Меранти

Гитара из меранти – неплохой выбор для начинающих музыкантов. Мелкопористая шершавая структура древесины напоминает махагони, но, безусловно, качество у этого материала гораздо хуже, хотя и цена меньше. Несмотря на то, что гитара звучит достаточно звонко, звук получается довольно пустой и стерильный, а тембр отличается простотой.

Другие виды

Ольха обычно выбирается для производства электрогитар и бас-гитар. Инструменты из данного материала присутствуют в ассортименте всех ведущих производителей. Лёгкая древесина желтоватого оттенка способствует хорошему звучанию, славится отличными резонансными характеристиками и сбалансированным тембром.

Липа обладает сходными свойствами, но порой звучит глухо из-за рыхлой и мягкой структуры материала. Сегодня данную древесину выбирают только для производства корпусов. Красно-коричневая бубинга создаёт тёплый и яркий звук. Из тяжёлого материала вытачивают грифы и деки для бас-гитар, а также корпуса электрогитар.

При создании музыкальных инструментов клён главным образом ценится за свой внешний вид и механические характеристики. Это объясняет популярность его использования для грифов электрогитар и топов.

Павловния обладает мягкой древесиной, которая используется чаще всего в Китае и Японии для производства дешёвых моделей. Производимое звучание лёгкое и не особо выразительное.

Какое лучше выбрать?

Материал для гитары лучше подбирать в зависимости от её назначения. Так, для электрогитары чаще всего применяется ольха, создающая идеальный звук и для блюза, и для инди-рока, и для хэви-метала. Древесина звучит приблизительно одинаково по всему частотному диапазону. Если же на инструменте предстоит исполнять мелодии с меньшим количеством верхних нот и ярко выраженной «серединой», стоит обратить своё внимание на липу. Исполнителям дэз-метала и джента придутся по душе махагони и орех. Скоростные мелодии лучше звучат при условии комбинирования кленового грифа и корпуса из красного дерева.

Верхняя дека акустического изделия, оказывающая значительное влияние на его звук, должна быть выполнена из ели или кедра. Заднюю деку принято создавать из махагони или же палисандра. Ольха и болотный ясень – наиболее подходящие материалы для бас-гитары.

Как отличить массив от фанеры?

При покупке гитары важно понимать, выполнена ли она из массива древесины или же фанеры. Частный мастер, как правило, сам раскрывает материал изготовления каждой отдельной детали, но в случае с магазином придётся обращать внимание на специфические нюансы.

  • Следует внимательно изучить спецификацию: если название дерева (к примеру, палисандр) указано без всяких уточнений, то, скорее всего, речь идёт о шпоне. В том случае, когда используется массив дерева, то в документах обязательно подчеркиваются слова SOLID или цельная.
  • Уделить внимание следует и цене – инструменты из массива стоят значительно дороже, чем фанерные образцы.
  • Получить необходимый ответ можно, рассмотрев торец слоёв, который заметен у звукового отверстия. У моделей, бывших в употреблении, его также удастся разглядеть под грифом или у канта. Торец массива сразу опознаётся по красивому рисунку слоёв, продолжающему рисунок на внешней стороне. Как правило, это естественно выглядящие вертикальные или слегка скошенные линии.

Отсутствие данного рисунка или даже ярко выраженная трёхслойность материала свидетельствуют об использовании фанеры.

Советы по эксплуатации

Хранить деревянную гитару правильней всего в подходящей ей жёстком кейсе или утеплённом чехле, которые способны обеспечить инструменту необходимую защиту от температурных скачков. Особенно это важно в тех случаях, когда гитару предстоит часто транспортировать. Возвращаясь с инструментом с улицы, необходимо какое-то время оставлять её закрытой для адаптации к комнатной температуре. Гитару не стоит располагать на стене с окном, класть в багажник или брать с собой в сауну. Лучше также не оставлять предмет лежащим на полу, несмотря на то, является ли он холодным или обладает подогревом.

Большим плюсом считается использование увлажнителя, который легко сделать собственными руками. Для этого простая губка пропитывается водой, после чего выжимается и перекладывается в пластиковый сосуд. Последний следует расположить внутри инструмента.

Зимой увлажнитель рекомендовано использовать на постоянной основе, а летом достаточно будет задействовать его раз в неделю.

Источник

Экзотические породы древесины

Опубликовано 15 февраля, 2017 — 19:23 пользователем Jin

В настоящее время многие известные производители акустических и электрических гитар, такие как Martin, Taylor, Takamine, Charvel, Suhr, Paul Reed Smith, а иногда даже Ibanez, Jackson, Fender и Gibson, помимо использования классической в музыкальном бизнесе древесины — клёна, ели, тополя, липы, ольхи, ясеня, махогони, палисандра и эбони — всё чаще стали применять экзотические сорта лиственных пород, в частности, корину, коа, пао ферро, кокоболо, орех, венге, лейсвуд, испанский кедр и др. Мы решили разобраться в данном вопросе и собрали всю доступную информацию в настоящей статье.

Начнём наш рассказ по порядку. В отечественной литературе древесина классифицируется на хвойную и лиственную , а в западной используются термины softwood и hardwood , что в целом аналогично. Лиственные породы могут произрастать в обыкновенных и тропических условиях: в первом случае дерево расширяется сезонами и образует годичные кольца с радиальной (кольцевой) пористостью (например, клён); во втором случае благодаря постоянному жаркому климату ствол увеличивается в размерах непрерывно, ввиду чего годичные кольца, как правило, отсутствуют, а пористость имеет диффузионную (равномерно рассеянную) структуру (например, эбони). Иногда встречаются также диагональная, цепочная, кластерная и другие виды расположения пор. На гитарах с прозрачным покрытием обычно без труда можно сосчитать возраст деки по годичным кольцам, если посмотреть на обечайку со стороны нижней пуговицы ремня.

Поры на торцевом срезе (англ. endgrain ) представляют собой рассечённые сосуды, по которым осуществлялось питание ствола от корней до кроны. Чем больше диаметр пор (доли миллиметра) и чем чаще они встречаются на единицу площади, тем меньше масса заготовки при прочих равных условиях. В поперечном направлении от сосудов отходят небольшие капилляры, в которых накапливаются полезные вещества внутри ствола, а также длинные лучи для питания свежей древесины на периферии, которые можно видеть на некоторых гитарах.

Свежая недавно приросшая древесина представляет собой заболонь (англ. sapwood ) и обычно имеет белый цвет, резко отличающийся по внешнему виду и механическим свойствам от сердцевины ствола. Как правило, заболонь не используется при производстве музыкальных инструментов, хотя некоторые производители, например Suhr, клеили топы с заболонью на свои гитары.

Масса древесины, используемой при производстве корпусов и грифов, зависит от таких факторов, как климатические условия произрастания дерева, высота среза заготовки по стволу относительно корня, а также количество оставшейся внутри пор влаги. Для удаления последней применяют естественную сушку (англ. natural , air drying ), при которой доски с предварительно закрашенными воском торцами лежат на складе в течение 6 месяцев – 2 лет, что экономически нецелесообразно, и промышленную сушку (англ. kiln drying ), когда испарение влаги происходит в печах за несколько часов. Существуют вакуумная, электрическая, конвективная, газовая и другие технологии промышленной сушки. В гитарной индустрии из известных нам производителей Gibson и Suhr используют вакуумную сушку.

В случае применения неправильной технологии в древесине возникают напряжения, которые дают внутренние или внешние трещины заготовки, после чего она становится непригодной для производства музыкальных инструментов. С другой стороны, при использования недосушенных образцов велик риск деформации грифа под натяжением струн. Необходимо отметить, что естественная сушка оставляет в порах в среднем 10-20% влаги, в то время как промышленная – 5-15%, благодаря чему заготовки, обработанные термически, обычно весят легче первых.

Возвращаясь к климатическим условиям стоит отметить, что тождественная по названию древесина в зависимости от континента произрастания (Африка, Азия, Америка) имеет различную пористую структуру, плотность, твёрдость, внешний вид и акустические свойства. Живым примером являются мадагаскарский, индийский, бразильский, мексиканский (бокот), боливийский (пао ферро, сантос) и другие виды палисандров.

По плотности древесину условно можно поделить на три категории: лёгкую (менее 500 кг/м 3 — ель, тополь, липа, ольха, тихоокеанский махогони, хвойный и испанский кедр, каштан, габон, секвойя), среднюю (500-800 кг/м 3 — клён, ясень, гондурасский и африканский махогони, корина, коа, лейсвуд, орех, падук) и тяжёлую (свыше 800 кг/м 3 — палисандр, кокоболо, венге, бубинга, эбони и многие другие экзотические породы). Твёрдость поверхности дерева, как правило, прямо пропорциональна его плотности.

Распил древесины может быть радиальным (англ. quartersawn , radialsawn ), рустикальным/полурадиальным/смешанным (англ. riftsawn , transversesawn ) и тагнециальным (англ. flatsawn , plainsawn ). В первом случае годичные кольца перпендикулярны поверхности торцевого среза и параллельны плоскости продольного, во втором – проходят под небольшим углом в поперечном направлении и не всегда симметричны в продольном, в третьем – соответственно близки к параллели и образуют кольцевые узоры из наиболее ранних годичных колец.

Рис. 1. «Варианты распила древесины»

Самым дорогим является радиальный распил благодаря презентабельному внешнему виду, наибольшей механической прочности и максимальной скорости передачи звука, вследствие чего из него часто изготавливают грифы музыкальных инструментов. В свою очередь при использовании радиально распиленных грифов, имеющих высокую резонансную частоту, деки целесообразно подбирать из тангенциальных заготовок, поскольку они обладают меньшей резонансной частотой и более низким звучанием на перегрузе.

Как показывает наш опыт, звучание гитары на перегрузе также во многом зависит от массы корпуса. Так, при использовании тяжелых заготовок, которые отдают звоном при простукивании, инструменты не имеют достаточной плотности при игре риффов. Напротив, лёгкие заготовки обладают глухим тембром, лучше резонируют на низких частотах и отличаются стенобитным перегрузом. Конечно, бывают и исключения из общего правила, но в целом описанная закономерность соблюдается.

Ярким примером указанного факта выступают цельнокорпусные (англ. solid body ) переиздания Gibson Les Paul Standard Reissue 1957-1960, которые имеют массу 3,6 – 4 кг и звучат на порядок мощнее, чем тяжёлые Gibson Les Paul Custom весом по 4 – 5 кг независимо от года выпуска и наличия либо отсутствия 9 отверстий (не считая переиздания 1957 Black Beauty). В свою очередь для накладок на гриф преференции будут иметь тяжёлые и твёрдые породы древесины, дающие яркое атакующее звучание (например, эбони, пао ферро или клён «птичий глаз», получаемый из комлевой или каповой части (англ. burl ) горного клёна).

Важно отметить, что небольшая масса инструмента может быть обусловлена применением утончённых корпусов (англ. slim body ) либо внутренней перфорацией (англ. weight relief ), о которой многие custom shop производители обычно умалчивают, позиционируя свои гитары в качестве цельнокорпусных из премиальных сортов махогони, что не соответствует действительности.

В частности, использование перфорации деки под кленовым топом скрывают Dean Thoroughbred (5 полостей — 4,2 кг), PRS SC 250 (8 вырезов — 4,2 кг), McInturff Taurus (16 вырезов — 4 кг), PRS 513 (7 вырезов — 3,8 кг), Kauer Starliner (10 вырезов — 3,8 кг), C.P.Thornton Legend (4 отверстия — 3,8 кг), McInturff Empress (1 полость — 3,7 кг), Collings CL Deluxe (18 вырезов — 3,7 кг), Grosh Set Neck (5 полостей — 3,6 кг), J Nunis Standard SC (17 отверстий — 3,6 кг), b3 Fire SL (11 отверстий — 3,5 кг), Gustavsson Bluesmaster Custom (7 вырезов — 3,5 кг), Bruno Urban LP Junior (2 большие полости — 3,5 кг), а Guild Bluesbird (3,6 кг) и PRS Limited Edition 1990 (3 кг) имеют полый корпус.

В то же время PRS Singlecut (4,1 кг), McNaught Vintage SC (4 кг), Gene Baker LP (4 кг), Hufschmid Tele (3,9 кг), PRS Stripped 58 (3,7 кг), PRS Santana II-III (3,6-3,7 кг), Ruokangas Unicorn Classic (3,6 кг), Fano Alt De Facto TC6 Custom (3,6 кг), Paoletti Flying Eagle (3,5 кг), McInturff Monarch (3,5 кг), McInturff Polaris (3,4 кг), Knaggs Kenai (3,4 кг), PRS P22 (3,4 кг), PRS McCarty Mahogany (3,3 кг), Warrior Bella (3,3 кг), Warrior Gabriel (3,2 кг) и DBZ Royale (2,9 кг) используют классические деки, а Gibson честно указывает на применение различной геометрии для облегчения корпусов в серийных версиях Les Paul, при этом самые дорогие переиздания 1959-1960 Reissue Brazilian Rosewood (3,6 — 3,9 кг) из толстого цельного куска тихоокеанского махогони и накладки из бразильского палисандра стоимостью 10000-15000$ оставляют позади всех других производителей как по массе, так и по звуку.

Рис. 2. «Примеры внутренней перфорации (вырезы, отверстия, полости, полый корпус)»

Рис. 3 «Цельнокорпусная электроакустика Gibson Chet Atkins»

Ещё одной особенностью новых инструментов, о которой стоит упомянуть, является их слабый резонанс и быстрое затухание колебаний до того момента, пока гитара не разыграется, что занимает обычно 2 – 4 недели активного использования. Наиболее вероятно это происходит из-за наличия в древесных порах хвойных пород частиц смолы, которая демпфирует звуковые волны и гасит сустейн. Со временем смола распределяется внутри пор таким образом, что перестаёт препятствовать вибрациям гитары и постепенно затвердевает, после чего она раскрывает свой потенциал во всей красе. Относительно лиственных пород данный вопрос остаётся открытым. Особенно много времени занимает разыгрывание гавайского коа и макассарского эбони, обретающих сочные обертона дольше других пород. Таким образом, звучание древесины необходимо оценивать только на проверенных временем инструментах.

При этом важно отметить, что прослушивание электрогитар следует производить в подключённом состоянии через ламповый усилитель на концертной громкости, поскольку акустические характеристики при игре без подключения далеко не всегда коррелируют с электрическим звуком (например, ввиду наличия внутренних полостей).

На наш взгляд, лучшими музыкальными породами, дающими наиболее сочные обертона при игре соло, помимо традиционных махогони и эбони являются бразильский палисандр, гавайский коа, амазонский гранадилло, бубинга и венге. Наглядным подтверждением данного факта выступает лимитированная продукция Gibson Custom Shop & Historic Reissue и Paul Reed Smith Private Stock & Wood Library.

В то же время следует иметь ввиду, что при склеивании «бутербродом» нескольких различных пород дерева характер гитары будет отличаться от описания каждой из них в отдельности ввиду изменения амплитудно-частотной характеристики и резонансной частоты конструкции. Например, в случае использования корпуса из махогони с кленовым топом звучание инструмента окажется не таким плотным, как на деке из красного дерева без топа, но и не столь ярким и острым, какое присуще клёну, придя к определённому компромиссу.

Что касается применения древесины в различных частях гитары, здесь наблюдается следующая закономерность — гриф инструмента отвечает за атаку, накладка за читаемость, корпус обеспечивает плотный низ и жирную середину, а топ даёт яркие верха. При этом в формировании сочных обертонов и длительного сустейна участвуют все перечисленные составляющие, включая точность фрезерования и чистоту шлифования сопрягаемых поверхностей, качество их склейки, а также толщину и разновидность грунта и лака (нитроцеллюлозный, полиуретановый, полиэфирный, акриловый) либо иного покрытия (масло, воск).

Если же говорить о конструкции инструмента, то основное отличие между привинченными и вклеенными грифами при прочих равных заключается в величине сустейна, в то время как сквозные «палки» звучат совершенно иначе, характеризуясь жирной и смазанной атакой на риффах (словно вместо бриджевого датчика включили нек) и ровными компрессированными нотами на соло. Сразу стоит отметить, что сюда не относятся большинство современных Jackson с псевдосквозным грифом, который вклеивается в корпус на небольшую глубину и обрезается уже на нековом звукоснимателе. Также вопреки сложившемуся мнению качественное неизношенное тремоло не съедает сустейн инструмента.

Разумеется, на звучание электрогитары огромное влияние оказывают правильно подобранные датчики, частотная характеристика которых должна коррелировать с особенностями конкретной древесины. Например, для корпуса из болотного ясеня, клёна или лейсвуда правильным выбором будут звукосниматели с объёмным низом и плотной серединой вкупе со сглаженными верхами, в то время как при использовании тихоокеанского махогони, корины или испанского кедра оптимальными станут датчики с ровным низом, подрезанной серединой и яркими верхами. В противном случае звук на одних частотах окажется слишком бустированным, а на других проваленным, что приведёт к разбалансировке звучания инструмента. По нашему мнению, звукосниматели вносят в восприятие электрогитары до 50% общей картины.

Ниже приведена таблица, включающая в себя пять групп более чем из 70 экзотических древесных пород:

1) красное дерево и аналоги — гонударасский, тихоокеанский, филиппинский (меранти) и африканский (кайя) махогони, сапеле, габон, косипо, мербау, макор (африканская вишня), ярра (эвкалипт), корина (лимба, офрам), испанский кедр, каштан, тополь, липа, примавера, аводир, вишня;

2) розовое дерево и аналоги – мадагаскарский, индийский, бразильский, мексиканский (бокот), боливийский (пао ферро, сантос), карибский (чечен), индонезийский (борнео, ренгас), панамский (юкатанский), амазонский, бирманский, гватемальский, гондурасский, камбоджийский палисандры, боис де роуз, кокоболо, гранадилло (хормиго, макакауба), овангкол, воамбоана, пало эскрито;

3) чёрное дерево и аналоги – африканский, индийский, макассарский, коричневый, лунный и белый (хурма) эбони;

4) орех и аналоги — американский, английский, перуанский, бразильский (имбайя), новогвинейский (пальдао) и карибский (тзалам) орехи;

5) иные экзотические породы – коа (акация), секвойя, лейсвуд, абачи (африканское белое дерево), конский каштан, манго, мирт (перцовое дерево), афромосия (африканский тик), мадрон, канары (арариба), гонсало алвес (тигровое дерево), венге, падук, бубинга, амарант, чёрный (тасманский) сассафрас, австралийское (тасманское) чёрное дерево, зирикот, зебровое дерево, змеиное дерево, кровавое дерево (сатин), железное дерево и королевское дерево.

Часть из перечисленных экзотических пород, таких как тихоокеанский махогони, корина, испанский кедр, каштан, индийский и бразильский палисандры, гранадилло, кокоболо, пао ферро, венге, бубинга, падук, лейсвуд, коа, орех и секвойя были прослушаны нами вживую, поэтому описание составлено от первого лица. Звучание остальных пород, усреднённые показатели плотности (при 12% влажности) и твёрдости, а также все фотографии взяты из открытых источников (например, с сайта ESP), в том числе от международных поставщиков гитарной древесины.

Интересно также отметить, что научное и торговое название большинства рассмотренных пород древесины отличаются между собой. При написании настоящей статьи мы руководствовались общепринятыми (торговыми) обозначениями.

Источник

Читайте также:  Проектная деятельность по фортепиано
Оцените статью