Дунаевский Исаак Осипович — Увертюра (из к/ф «Дети капитана Гранта»)
Исаа́к О́сипович Дунае́вский (полное имя Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский, 18 (30) января 1900, Лохвица, Полтавская губерния, Российская империя (ныне Полтавская область, Украина) — 25 июля 1955, Москва, СССР) — советский композитор, автор 13 оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951).
Дунаевский родился 18 (30 января) 1900 года в городке Лохвица (ныне Полтавская область, Украина) в еврейской семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских. Двойное имя отца — Цале-Йосеф — послужило основой для отчества будущего композитора — Осипович. Семья была музыкальной. Дед был кантором, мать играла на фортепиано и пела. Пятеро братьев Исаака тоже стали музыкантами (можно отметить Дунаевского Бориса Осиповича, 1896—1976, известного хормейстера). С детства проявил незаурядные музыкальные способности, с восьмилетнего возраста брал уроки скрипки у Григория Полянского.
В 1910 году семья переехала в Харьков. В 1910 году он поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке (преподаватель — Константин Горский) и композицией. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а через год — Харьковскую консерваторию по классу скрипки (преподаватель — И. Ю. Ахрон), композицией занимался у С. С. Богатырёва.
С 1919 года работал скрипачом в оркестре, концертмейстером.
С 1920 года — композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н. Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. Дебютировал как театральный композитор в 1920 году — музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро».
В 1924 году переехал в Москву. В 1924—1926 годах — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». В 1926—1929 годах — Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты — «Женихи» и «Ножи».
В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты.
В 1929 году переехал в Ленинград. До 1934 года — композитор и главный дирижёр Ленинградского Мюзик-Холла. Начал сотрудничать с Л. О. Утёсовым.
И. Дунаевский вместе с кинорежиссёром Г. В. Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм «Весёлые ребята» вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс И. Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1940).
С 1934 по 1940 год И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучивании, играл на рояле и пел (например, в фильме «Весна» поёт романс Глинки).
Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д.Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента… Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений.
С 1937 по 1941 годы возглавлял Ленинградский союз композиторов. Был дружен с М. А. Булгаковым. В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Среди многих песен времён войны, самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году.
С 1945 года жил в Москве.
В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1949 году написал музыку к фильму кинорежиссёра И. А. Пырьева «Кубанские казаки».
В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, удостоен звания народного артиста РСФСР.
Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Существует неподтверждённая версия о самоубийстве И. Дунаевского. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Источник
И. Дунаевский — Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта» — ноты
Ноты к музыке композитора Иссака Дунаевского
песенники, сборники, нотные издания с нотами для голоса в сопровождении фортепиано, гитары скачать
И. Дунаевский
Увертюра
к кинофильму «Дети капитана Гранта»
Концертная транскрипция для фортепиано С.Курсанова
«Золотое руно», 2003г.
(pdf, 2.22 Мб)
И. Дунаевский
Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»
в переложении для фортепиано в 4 руки
М.Нюрнберга
«Государственное музыкальное издательство», 1954г.
номер 1496
Спасибо Шафаяту за сборник!
Библиотека гитариста №131
И. Дунаевский
Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»
Вечер вальса
в переложении для двух семиструнных гитар
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер 29446
Увертюра. Переложение Н. Гуськова
Вечер вальса. Переложение В. Сазонова
Еще переложение З.Стельника
Скачать ноты
«Мелодия для меня — это живое дышащее существо»,— говорил композитор. В одном из писем он еще поясняет: «Конечно, мелодия может быть рассудочной, умной, корректной. Но я за горячую, эмоционально насыщенную мелодию, мелодию говорящую. Я — за почти физиологическое воздействие мелодии, вызывающее смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление. Когда такое воздействие мелодии является всеобщим, значит, цель произведения полностью достигнута». Такая мелодия не всегда счастливо рождается.
Как явствует из надписей фильма “Дети капитана Гранта”, музыка к нему написана мною. К имеющимся в фильме двум песням (Песня Паганеля и Песня о веселом ветре) стихи написаны ныне покойным поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом. Поскольку в фильме, как и в романе, сохранен колорит французского великого романиста, то я старался соответственным образом стилизовать и музыку песен. Однако музыка песен абсолютно оригинальна и за основу ее я не брал никаких подлинных народных тем.
Что касается текста песен, то он тоже абсолютно оригинален.
Художественный образ Песни о веселом ветре сложился из облика Роберта, этого смелого, волевого мальчика, обрисованного Жюлъ Верном с большой четкостью и теплотой. Отсюда вылилась идея (художественно-воспитательная) — создать песню, которая пела бы о смелости, о воле, о преодолении всяких трудностей, о том, что составляет сущность нашего коммунистического воспитания молодежи. Таким образом, мы, авторы фильма, перекинули мост от образа Роберта к современности: Кто хочет — тот добьется, кто ищет — тот всегда найдет! Эти великолепные слова Лебедева-Кумача давно стали афоризмами.
(Из письма к А. Н. Граниной, 11 окт. 1954 г.)
Источник
И. Дунаевский — Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта» — ноты
Ноты к музыке композитора Иссака Дунаевского
песенники, сборники, нотные издания с нотами для голоса в сопровождении фортепиано, гитары скачать
И. Дунаевский
Увертюра
к кинофильму «Дети капитана Гранта»
Концертная транскрипция для фортепиано С.Курсанова
«Золотое руно», 2003г.
(pdf, 2.22 Мб)
И. Дунаевский
Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»
в переложении для фортепиано в 4 руки
М.Нюрнберга
«Государственное музыкальное издательство», 1954г.
номер 1496
Спасибо Шафаяту за сборник!
Библиотека гитариста №131
И. Дунаевский
Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»
Вечер вальса
в переложении для двух семиструнных гитар
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер 29446
Увертюра. Переложение Н. Гуськова
Вечер вальса. Переложение В. Сазонова
Еще переложение З.Стельника
Скачать ноты
«Мелодия для меня — это живое дышащее существо»,— говорил композитор. В одном из писем он еще поясняет: «Конечно, мелодия может быть рассудочной, умной, корректной. Но я за горячую, эмоционально насыщенную мелодию, мелодию говорящую. Я — за почти физиологическое воздействие мелодии, вызывающее смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление. Когда такое воздействие мелодии является всеобщим, значит, цель произведения полностью достигнута». Такая мелодия не всегда счастливо рождается.
Как явствует из надписей фильма “Дети капитана Гранта”, музыка к нему написана мною. К имеющимся в фильме двум песням (Песня Паганеля и Песня о веселом ветре) стихи написаны ныне покойным поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом. Поскольку в фильме, как и в романе, сохранен колорит французского великого романиста, то я старался соответственным образом стилизовать и музыку песен. Однако музыка песен абсолютно оригинальна и за основу ее я не брал никаких подлинных народных тем.
Что касается текста песен, то он тоже абсолютно оригинален.
Художественный образ Песни о веселом ветре сложился из облика Роберта, этого смелого, волевого мальчика, обрисованного Жюлъ Верном с большой четкостью и теплотой. Отсюда вылилась идея (художественно-воспитательная) — создать песню, которая пела бы о смелости, о воле, о преодолении всяких трудностей, о том, что составляет сущность нашего коммунистического воспитания молодежи. Таким образом, мы, авторы фильма, перекинули мост от образа Роберта к современности: Кто хочет — тот добьется, кто ищет — тот всегда найдет! Эти великолепные слова Лебедева-Кумача давно стали афоризмами.
(Из письма к А. Н. Граниной, 11 окт. 1954 г.)
Источник
Дети капитана гранта ноты для ансамбля
ПЕСЕНКА О КАПИТАНЕ
Из кинофильма «Дети капитана Гранта» (1936)
Музыка Исаака Дунаевского
Слова Василия Лебедева-Кумача
Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Раз пятнадцать он тонул,
Погибал среди акул,
Но ни разу даже глазом не моргнул.
И в беде
И в бою
Напевал он всюду песенку свою:
«Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля!
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря!»
Но однажды капитан
Был в одной из дальних стран
И влюбился, как простой мальчуган.
Раз пятнадцать он краснел,
Заикался и бледнел,
Но ни разу улыбнуться не посмел.
Он мрачнел,
Он худел,
И никто ему по-дружески не спел:
«Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля!
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря!»
Русские советские песни (1917-1977) / Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. М.: Худож. лит., 1977.
Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955)
Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898-1949)
НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (6 листов)
Две песни из фильма «Дети капитана Гранта» (Спой нам, ветер. ; Песенка о капитане). И. Дунаевский – В. Лебедев-Кумач. М.: Музгиз, 1936. М15254Г
Источник
Увертюра — И. Дунаевский (к\ф «Дети капитана Гранта»)
|