Детский аккордеон для начинающих

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне
учебно-методический материал (музыка) на тему

Этот материал предназначен для моих начинающих коллег и для родителей учащихся класса аккордеона. Здесь я постаралась описать основные этапы работы с начинающими аккордеонистами, опираясь на собственный опыт. Думаю, что эта работа даст некоторые ориентиры и поможет в обучении.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_metodiki.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Лукина Ирина Леонидовна

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне

Аккордеон – замечательный музыкальный инструмент, который имеет разные сферы бытования – он придает необыкновенную задушевность своим трогательным тембром при сопровождении песен, может быть ярким и зажигательным воплощением образов современной эстрады в публичных концертах и различных мероприятиях, или иметь камерное звучание в качестве инструмента академической сцены с классическим репертуаром. Благодаря многотембровости инструмента (наличию множества регистров переключения тембра звучания) на аккордеоне можно исполнять очень разнообразный репертуар, который может удовлетворить самого взыскательного слушателя, любящего и интересующегося музыкой. А налаженная система концертно-конкурсной деятельности становится привлекательной стороной для юных музыкантов при обучении.

Мой педагогический опыт складывался из личных наблюдений, а также, явился обобщением опыта ведущих педагогов. Несмотря на знакомство с методиками и учебно-методическими пособиями других педагогов, у меня складывается своя собственная система обучения детей.

Начальный период обучения длится в течение 2-3 лет, что обусловлено освоением учеником основных простейших навыков игры. На моей практике в основном занятия начинаются с детьми пяти — шести лет.

Ребенок, приходящий в студию, хочет научиться играть на аккордеоне. Насколько соответствует понятие игра в привычном смысле для юного музыканта? Сидя за инструментом приходится выполнять очень много задач одновременно — управлять достаточно сложным музыкальным механизмом, контролировать слухом воспроизводимое звучание, регулировать движения своего тела, а при исполнении по нотам необходимо расшифровывать нотную символику. Как справиться с этими задачами не потеряв интереса к своей деятельности и радости от новых знаний?

Ответ на этот вопрос вижу в правильной трактовке понятия играть , в подаче материала в игровой форме.

Обычный ребенок хочет получать радость и удовольствие при обучении и не согласен испытывать страдания ради музыки как искусства в момент учебной работы, чтобы получить достижения в будущем. Поэтому, педагогу следует прилагать усилия для того, чтобы сделать свои уроки и обучение в целом игрой. Это не означает, что игра не может быть связана с трудом, умственными и физическими усилиями.

На данный момент не существует общей методики преподавания обучению игре на аккордеоне. Сходство с фортепианной клавиатурой правого полукорпуса аккордеона позволяет опираться на достижения фортепианной методики обучения.

Думаю, что любой педагог, ищущий эффективные методы обучения, должен ознакомиться с методическими рекомендациями великих музыкантов на каких бы инструментах они не играли. В любом случае, можно получить большое пространство для размышления на волнующие вопросы.

Много интересного содержится в пособии И. Э. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений» (Екатеринбург, 1994). В пособии собраны игры, которые одновременно являются упражнениями на развитие движений и ощущений необходимых при соприкосновении с инструментом. Упражнения расположены по мере возрастания сложности и делятся на три группы:

  1. Пальчиковые игры
  2. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища
  3. Игры на осязание

Игры-упражнения мы используем с учениками для развития дифференцированных движений, координации, тонких тактильных ощущений – как в доинструментальный период так и в период работы за инструментом (при появлении технических трудностей). В работу мы берем разные упражнения из всех трех разделов, соответствующие уровню развития ребенка. Часть из них представляет собой модель, по образу которой можно придумывать собственные движения, а другие желательно выполнять точно из-за специфики определенного движения, что указывается в комментарии.

Много близкого для себя я нахожу в брошюре Г. Хохряковой «ФОРТЕПИАНО: возможно ли обучение без мучения?» (г. Екатеринбург, 1998). Автор рассуждает о том, как заинтересовать ребенка музыкой и создать благоприятную атмосферу для творчества и музицирования, а также подчеркивает значение игры для ребенка, считает, что педагог должен придумывать к каждому случаю новую игру.

В работу также я включаю некоторые упражнения из методической разработки для преподавателей ДМШ Е. В. Климовой «Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося-аккордеониста к овладению техническими навыками», которые учат «слушать» и «слышать» свои мышцы, помогают с легкостью осваивать и способствуют развитию мышечно-суставных ощущений и технических навыков аккордеонистов. В пособии есть нотное приложение, где к упражнениям добавлены образные веселые детские стишки, что облегчает работу. Многие из упражнений заимствованы из сборника Ганона, который пользовался особой популярностью в российских музыкальных учебных заведениях начала XX века («Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья», 1873).

Для изучения нотной грамоты я использую пособие — «Где живут ноты, или веселая нотная азбука» (сл. Н. Френкель, муз. И. Космачева). Можно самостоятельно сделать карточки с каждой нотой и соответствующим стишком отдельно и придумать разные способы работы – выучив ноты показывать карточки вразброс, складывать из карточек полный звукоряд и т.п. Это пособие рассчитано только на изучение нот в скрипичном ключе в пределах одной октавы. Для басового ключа делаются отдельные карточки, которые сопоставляются с карточками нот в скрипичном ключе.

Далее, мы учим длительности нот, используя рисунок с основными длительностями, и потом приступаем к закреплению нотной грамоты: это работа с рисунком, в котором нужно угадывать, где расположена нота, а где просто какой — то схожий объект; письменное задание на определение правильной записи нот в басовом и скрипичном ключах, и обобщающего характера задание по чтению нот на рисунке «Паровозик» — где ученик должен прочесть каждую ноту и определить ее длительность. Ученики продолжают выполнять задания дальше, пока хорошо их не запомнят.

Для достижения воплощения главной цели – осознанного исполнения, убедительного воплощения художественного образа изучаемого музыкального произведения, выделяю составные части при работе. К примеру: работая над пьесой, уделяем внимание каждой партии в отдельности, отдельно проучиваем сложные места, придумывая ряд упражнений на подобный вид технических трудностей, следим за красивым и выразительным звуковедением, артикуляцией, в общем, за тем, что наполняет произведение – формой и содержанием.

На начальном этапе особое внимание нужно уделить посадке ученика и постановке инструмента и рук, потому что именно в данный период обучения складываются основные навыки игры, которые бывает очень сложно изменить в дальнейшем на других этапах. Учителю следует постоянно корректировать положение рук и инструмента, следить, чтобы спина во время исполнения была ровной, пальцы были округлыми, рука в запястье не прогибалась, а ноги стояли ровно с опорой на всю стопу; аккордеон стоял на левой ноге и имел опору на правой.

Большое внимание нужно уделить формированию навыков использования рациональной аппликатуры, что тоже важно именно в этот период как один из основных навыков. Для этого стараемся разобраться как строится мелодия и как соответственно нужно расставлять аппликатуру: если звуки идут по порядку, то и пальцы ставим так же и т.д.

Также, очень важно учить бережно относиться к инструменту, аккуратно брать и ставить его на место только на боковую или нижнюю планку, плавно нажимать регистры, то есть, развивать качества аккуратности и уважения, что тоже очень важно для успешного обучения в дальнейшем, так как мы обращаем внимание на общую культуру исполнителя, на культуру владения инструментом.

При работе с детьми применяю принцип – от простого к сложному, суть которого заключается в постепенном нарастании сложности изучаемого материала.

На данном этапе учащиеся проходят множество разнохарактерных пьес, в которых знакомятся со штрихами легато и стаккато, с мажорными и минорными аккордами в партии левой руки, которые подбираются для каждого индивидуально в соответствии со способностями и учебной программой.

Когда пьесы готовы, то ученики участвуют в концертах. Важно, чтобы ребенок не считал возникающие при исполнении запинки чем-то очень ужасным. Нужно объяснить, что ошибки при игре возникают всего лишь из-за того, что у ученика пока еще мало опыта, а выполненный характер пьесы и настроение намного важнее.

На начальном этапе обучения формируются основы исполнения, отношения к своей деятельности и к музыке, привычка играть определенным образом, поэтому педагог должен быть очень внимательным во всех сферах изучаемых учеником при контроле выполнения поставленной задачи и не пускать на самотек развитие ребенка во всех изучаемых разделах — звуковедении, посадке, аппликатуре, постановке рук и т.д.

Я нахожу много интересного и близкого для себя в начальном этапе обучения.

Источник

Как правильно играть на аккордеоне?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Аккордеон был изобретён 200 лет назад, но до сих пор является популярным музыкальным инструментом за счёт богатого тембрового звучания, отличающимся от других родственных инструментов. Современные аккордеоны отличаются по правой клавиатуре: кнопочные по типу баяна и клавишные с фортепианной клавиатурой. В этой статье рассматриваются только клавишные модели — то есть те, с которыми у большинства ассоциируется слово «аккордеон».

Как правильно сидеть?

Обучение на любом музыкальном инструменте начинается с получения навыков правильной посадки с ним (или «за ним», если вспомнить фортепиано). Именно с этого начинаются и практические уроки игры на аккордеоне.

Играть на аккордеоне можно не только сидя или стоя, но и двигаясь в любую сторону. Начинающим музыкантам всё же следует учиться играть на этом инструменте в сидячем положении. Аккордеон — довольно тяжёлая вещь, поэтому не нужно утруждать себя без необходимости такой ношей даже взрослому человеку, не говоря уж о детях.

Юным ученикам лучше подобрать инструмент, подходящий к их возрасту и росту индивидуально.

Кроме полного аккордеона, имеются в продаже модели и поменьше, составляющие следующие части от полного:

Для младших школьников следует приобретать половинные (то есть 1/2) модели, для 10-12-летних детей будут впору аккордеоны 3/4, а для более старших – 7/8 или полные.

Сидеть или стоять следует прямо. В положении стоя опираться нужно равномерно на обе ноги, которые лучше чуть расставить для равновесия.

В положении сидя есть 3 варианта для ног.

  1. Колени сомкнуты, ступни рядом. Такая посадка больше практикуется аккордеонистками в недлинных платьях.
  2. Ноги расставлены (ширина выбирается индивидуально), ступни на одной прямой линии относительно корпуса.
  3. Ноги расставлены, как и в предыдущем пункте, но одна из них чуть выдвигается вперёд (обычно та, на бедро которой опирается правая клавиатурная часть инструмента: у женщин это, бывает, правая, у мужчин всегда — левая). При этом ступня другой — свободной — ноги несколько перемещается назад (под себя) с одновременным опусканием колена.

Сидеть нужно на жёстком стуле, чтобы не уставали мышцы спины, не перегружался позвоночник. Занимать следует лишь часть сиденья (1/3 или половину). Не нужно при этом:

  • откидываться на спинку стула;
  • наклоняться вперёд;
  • сутулиться;
  • находиться в ограниченном пространстве (особенно с левой стороны).

Стул подбирается в соответствии с ростом музыканта: при свободной посадке колени должны быть параллельны полу, ступни полностью располагаются на плоскости опоры.

Для юных аккордеонистов при отсутствии низких стульев следует подыскать подставку под ноги.

Как держать аккордеон?

Аккордеон имеет 2 клавиатуры — мелодическую для правой руки и басовую с готовым аккомпанементом — для левой. В правой клавиатуре полный инструмент содержит 41 клавишу, а в левой – 120 кнопок. В инструментах помельче голосовой и аккомпанирующий диапазон тоже меньший: от 26 до 37 мелодических клавиш и 24-96 басово-аккордовых кнопок.

Правая клавиатура фиксируется в неподвижном положении. В основном её размещают на левом бедре музыканта. Левая же клавиатура должна быть свободной для перемещения мехов.

Аккордеон имеет 2 регулируемых заплечных ремня, закреплённых на правой клавиатурной части корпуса. Один ремень надевается на правое плечо аккордеониста, а другой — на левое. Иные модели имеют перемычку, соединяющую оба ремня за спиной музыканта. Для необременительной игры в положении стоя даже созданы поясные ремни.

На левой — кнопочной — части корпуса закреплён торцевой ремень, который фиксирует запястье левой руки аккордеониста, позволяя ему перемещать меха вместе с басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне сидя важно прочно зафиксировать инструмент на колене левой ноги, используя для этого плечевые ремни.

На этом музыкальном инструменте, имеющем клавиши в правой клавиатуре, правая рука никоим образом не участвует в поддержке инструмента.

Она должна быть абсолютно свободна, выполняя лишь функцию обеспечения перемещения всех 5 пальцев по клавиатуре. Именно за счёт опоры нижней части правой клавиатуры на колено ноги и тщательной регулировки плечевых ремней осуществляется прочная фиксация инструмента. Ремни должны плотно прижимать аккордеон к грудной клетке музыканта.

Торцевой ремень (с аккомпанирующей стороны) также нужно отрегулировать по руке, чтобы кисть плотно прижималась к боковой крышке корпуса, но при этом не мешала свободному движению пальцев по клавиатуре.

Допускается при начальном ознакомлении с правой клавиатурой небольшой наклон её плоскости, чтобы начинающему были видны не только сами клавиши, но и положение своих пальцев и кисти. В дальнейшем лучше избегать привычки «подглядывать» за клавишами и пальцами.

Техника игры

Левая клавиатура имеет полное сходство с 5-рядным баяном, а правая по диапазону несколько меньше баянной. Но аккордеоны снабжаются регистрами правой клавиатуры, изменяющими высоту звуков и тембр звучания инструмента, что позволяет расширить мелодический диапазон. У баяна регистры изменения высоты звуков отсутствуют.

Научиться играть на аккордеоне можно несколькими способами.

  1. С помощью частного преподавателя. Таким образом учатся и дети, и взрослые.
  2. В музыкальной школе. Самый распространённый способ для детей младшего школьного возраста.
  3. Самому по самоучителю, школе или другим учебным пособиям.
  4. Самостоятельно по слуху, если таковой имеется от природы.

У каждого способа свои преимущества и недостатки, но наиболее надёжными в плане конечного результата являются первые два из названых, где обучение проходит под контролем профессионалов. Специалист научит правильно играть на инструменте, оградит от ошибок в постановках рук, аппликатуре, движениях меха.

К сожалению, многих ошибок «самоучкам» и «слухачам» избежать не удаётся, а они зачастую становятся на пути развития самодеятельных музыкантов непреодолимым барьером.

Обучение игре на музыкальном инструменте детей и взрослых с нуля должно отличаться.

Детей приводят учиться родители. При этом сами дети не всегда желают этого или же не совсем понимают, чем им придётся заниматься. Именно поэтому их следует заинтересовать игрой на аккордеоне, открыв перед ними красоту его звучания, технические и тембровые возможности.

Взрослые приходят учиться по своей воле, им нравится инструмент, у них есть огромное желание овладеть игрой на нём. С ними можно на первых уроках приступать к практическим упражнениям.

Иные считают, что обучение игре на аккордеоне лучше начинать с левой руки, так как она несёт две функции:

  • ведёт аккомпанемент;
  • управляет движениями меха.

И в первую очередь следует усвоить именно правила работы с мехом инструмента.

Ученик должен понять, что на громкость звука влияет не сила нажатия на кнопку или клавишу, а только скорость и интенсивность раздвижения или сжимания меха.

Возрастание громкости инструмента происходит при увеличении скорости движения меха, а затихание — при её замедлении.

Начинающим нужно будет упражняться на долгих нотах баса производить растяжение и сжимание меха сначала на одной скорости, а затем плавно изменяя её в ходе движения. При этом не допускается растягивать или сжимать мех полностью — должен оставаться запас.

Обязательная часть уроков для новичков — изучение нотной грамоты и расположения звуков (нот) на кнопках и клавишах обеих клавиатур.

Диапазон полноразмерного инструмента в мелодической клавиатуре, имеющей 41 клавишу, составляет (без использования регистров) чуть более 3 октав. Самый низкий звук — фа малой октавы. Именно так звучит первая сверху белая клавиша. Самую высокую ноту — ля третьей октавы — издаёт последняя белая клавиша внизу клавиатуры.

Басовый строй начинается от фа контроктавы, а заканчивается нотой ми большой октавы. По сути, басы составляют лишь одну октаву. Однако в клавиатуре эти звуки повторяются для удобства в двух первых рядах (ряды считаются от меха). Последующие 4 ряда содержат кнопки, при нажатии на которые раздаётся не одиночный звук, а целое созвучие, образующее какой-либо готовый аккорд (минорный, мажорный, септаккорд или уменьшенное аккордовое построение).

Имеется ориентир: кнопка баса «До» (C) может иметь насечки либо вогнутую поверхность. От неё удобней, не глядя на клавиатуру, отыскать другие басовые звуки.

Следует поиграть несколько простых упражнений с басом и аккомпанементом по подобию следующего:

Разобравшись с басовой клавиатурой и движениями меха, можно переходить на изучение мелодической части инструмента. Необходимо научиться правильно держать правую руку над клавиатурой и нажимать клавиши пальцами, затем играть диатонические последовательности.

Буквы в рамочках:

  • Р – растяжение меха;
  • С – сжимание меха.

Далее нужно разучивать гаммы, в которых не требуется нажимать чёрные клавиши (до мажор и натуральный ля минор). Эти упражнения «ставят» правую руку, учат правильно двигаться по клавиатуре, менять пальцы — то есть обучают правилам аппликатуры.

Следующий этап — игра хроматических последовательностей (гаммы ми минор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, мелодический ля минор). Происходит совершенствование аппликатурных форм, постепенное задействование чёрных клавиш. Одновременно с этим можно для интереса и мотивации разучить несколько мелодий с нетрудной темповой и ритмической структурой. Например:

Для совсем новичков сопровождение должен играть преподаватель.

Для закрепления постановки левой руки необходимо перейти к более сложным упражнениям и проигрыванию длинных арпеджио.

Советы

Приведём несколько рекомендаций для начинающих.

  • Особое внимание следует уделять ежедневным занятиям музыкой. Постоянство многое решает.
  • Следите за тем, чтобы свободные пальцы рук при игре не напрягались, контролируйте их расслабленность.
  • Нажимать клавиши следует до упора, иначе может появиться плохая привычка при быстрой игре пропускать некоторые ноты.
  • Разучивая пьесу с участием обеих рук, попробуйте сначала полностью выучить мелодию, а уж потом присоединяйте к ней аккомпанемент.
  • Верх грифа правой клавиатуры должен находиться примерно на уровне плеча музыканта. При снижении этого уровня будет трудно играть на высоких нотах из-за нарушения положения правой руки.

Никогда не приступайте к следующему по самоучителю или школе уроку, пока на «отлично» не усвоите текущий.

Источник

Читайте также:  Парфюм с нотами иланг иланга
Оцените статью