Детский концерт для фортепиано с оркестром

Детский концерт для фортепиано с оркестром

Аспирант Белорусской Государственной Академии Музыки, г. Минск

Фортепианные концерты для детей и юношества, созданные белорусскими композиторами в последней трети ХХ века

Белорусскими авторами создано довольно много фортепианной музыки для молодого поколения. Среди композиторов, писавших для юношества –А. Глебов ( Пять фантастических танцев), Г. Горелова ( «Портреты» (1983), «Три пейзажа» (1985), «Старый замок». Четыре инвенции (1987), Д. Лыбин, К. Тесаков и другие.

Тем не менее, в жанре фортепианного концерта таких произведений до недавнего времени практически не было. В этой связи примечательно то, что в середине 80-х годов почти одновременно появляются сразу два Концерта для фортепиано с оркестром, адресованные молодому поколению: Третий фортепианный концерт Г.Вагнера, имеющий подзаголовок «Юношеский» (1986г.) и «Юношеский» Концерт для фортепиано с оркестром Г.Суруса (1987г.)

В советской музыке в такого рода циклы писали Кабалевский (Третий концерт для фортепиано с оркестром) Шостакович (Второй концерт), Раков, Левитин, Баланчивадзе, Самонов («Юношеский концерт»), В. Красноскулов (Концерт №3 для фортепиано с оркестром) и др.

Вагнер и Сурус развивают традиции советских композиторов на белорусской почве. До них из белорусских композиторов к детской тематике в жанре фортепианного концерта обращался лишь П. Подковыров. Им создан «Детский» концерт для фортепиано с оркестром. [1] В некоторой степени, молодёжной тематике соответствует «Концерт-сказка» Р.Бутвиловского.

Для Вагнера обращение к детской тематике в фортепианном творчестве не ново. Напомним «Детский альбом» (1973), Шесть фортепианных пьес для детей (1980), «Детский альбом» (1981), пьесы в сборнике «В мире сказок» (Мн., 1988). Однако к жанру детского фортепианного концерта композитор обращается впервые.

Читайте также:  Dm как расшифровать аккорд

В «Юношеском концерте» для фортепиано с оркестром Г.Вагнер продолжает традиции лирико-жанрового концерта. В отличие от Первого и Второго Концертов, в музыке «Юношеского» концерта композитор отходит от ритмического начала, отдавая предпочтение лирическим образам. Это делает его ближе сочинениям Клумова и Каминского (в частности, его Первому фортепианному концерту).

Концерт представляет собой трехчастный цикл. Первая часть написана в сонатной форме, вторая – в вариационной, третья — в форме сонатного allegro . Образный строй традиционен для подобного цикла: танцевальные: в концерте представлены две стихии – танцевальная и песенная. В основном преобладает первая. Песенное начало выявляется в теме второй части, которая представляет сказочные образы.

Партия солиста основывается на традиционных технических формулах: гаммах, арпеджио, аккордах в их академическом виде. Она не представляет особой сложности для опытных музыкантов. Концерт предназначен для молодых пианистов. Это и объясняет относительную легкость фортепианной партии. Тем не менее, в сочинении просматривается тенденция к усложнению пианистической фактуры к концу произведения.

«Юношеский» концерт для фортепиано с оркестром создан Г.Сурусом весной 1987 года во время отдыха в санатории литовского города Друскининкай. Название «Юношеский» возникло не случайно. Сочинение написано по просьбе педагогов (В. Кузменко, Е. Пукста, Е. Васильевой И. Барташевич) Республиканского Лицея при Белорусской Академии Музыки [2] и предназначается для молодых музыкантов.

В Концерте три части. Третья часть основана на главной и побочной темах из первой части цикла. В финале они звучат в обратной последовательности. Музыка сочинения пронизана «свежим», весенним настроением. В образный строй Концерта органично вписываются и картина половодья в первой части, и задумчивый наигрыш флейты во второй и весёлый национальный танец, символизирующий картину народного ликования, в третьей. Основанная на традиционных технических элементах, фортепианная партия Концерта доступна и удобна. Об этом свидетельствует и каденция, в основе которой — последования октав, расположенные на одних чёрных клавишах, что значительно облегчает их исполнение, при этом не делает каденцию менее эффектной.

В своих сочинениях композиторы активно используют фольклорные источники. Так, например, главная партия первой части «Юношеского» концерта Вагнера интонационна близка белорусской народной песни «Ой ляцел i гус i , ды з-пад Беларус i », а тема вступления финала напоминает шутливую мелодию «Ой, мамачка, што раб i ць?» В сочинении Суруса нет явных цитат фольклорных источников, тем не менее, тесная связь с белорусскими народными танцевальными ритмами прослеживается в теме побочной партии первой части.

Произведения занимают особое место в белорусском музыкальном наследии. В ситуации относительно небогатого выбора подобных сочинений в курсе музыкальных училищ Беларуси, «Юношеские» концерты Вагнера и Суруса по праву должны быть изданы и могут быть причислены к числу репертуарных.

Премьера «Юношеского» концерта Вагнера состоялась в 1986 году. Первым исполнителем явился Народный Артист Беларуси, профессор И. Оловников.

«Юношеский» концерт Суруса неоднократно исполнялось в стенах Лицея при Белорусской Академии музыки в классах преподавателей В.М.Кузьменко (ученица – Н.Книпец), Е.Г. Пукста( ученица –Д.Полчанинова), И.И.Барташевич и других. С оркестром цикл впервые прозвучал 5 марта 1989 года в исполнении Н. Книпец. Аккомпаниатором выступил симфонический оркестр Радио под управлением дирижёра А. Энгельбрехта. Концерт был записан на Белорусском Национальном Радио в 1989 году в исполнении Даши Полчаниновой и симфонического оркестра Радио под управлением А. Лапунова.

1. «Белорусская музыка 1960-1980 г.г.», Мн., 1997.

2. Назина И. «Белорусский фортепианный концерт» , Мн., 19 9 7.

3. Орлов Г. «Советский фортепианный концерт» , Л., 1954.

4. Раабен Л. «Советский фортепианный концерт» , Л., 1967.

5. Степанцевич К. «Белорусский концерт» , Мн., «Беларусь», 1967.

6. Холопова В. «Формы музыкальных произведений» , С-Пб., 2001.

7. Цуккерман В . «Анализ музыкальных произведений» М., «Музыка», 1974.

8. Кокушкин В. «Фортепианная музыка Белорусской ССР».// Очерки по истории советского фортепианного искусства. Редакторы А.Николаев, О.Чинаева, М., 1979.

9. Герольд К. «Черты традиционного и нового в «Концертных вариациях для фортепиано с оркестром» Г.Вагнера и «Фортепианном Концерте» А.Короткиной»// Сборник научных трудов Белорусской государственной академии музыки «Актуальные проблемы теории и практики музыкальной педагогики». Серия 5. Выпуск 9. Вопросы теории и истории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. — Минск, УО «Белорусская государственная академия музыки», 2005, стр.292-306

[1] Произведение П.Подковырова – первый в Белоруссии концерт для детей – написано по просьбе педагогов музыкальной школы Минского автозавода.

[2] В 1987 году –Средняя специальная музыкальная школа при Белорусской Государственной Консерватории.

Источник

Ноты для фортепиано — Фортепианные концерты для детей

Серия нотного издания — Педагогический репертуар детских музыкальных школ


Педагогический репертуар детских музыкальных школ
Фортепианные концерты для детей
Выпуск 1
Средние классы
Составление и педагогическая редакция А. Руббаха
“Советский композитор”, 1989г.
номер с3409к

  • Н. Сильванский. ЛЕГКИЙ КОНЦЕРТ
  • И.Беркович. ВТОРОЙ КОНЦЕРТ Соч. 44
  • А. Рзаев. КОНЦЕРТ

Скачать ноты

Педагогический репертуар детских музыкальных школ
Фортепианные концерты для детей
Выпуск 2
Старшие классы
Составление и педагогическая редакция А. Руббаха
“Советский композитор”, 1990г.
номер с3848к

  • А. Баланчивадзе. КОНЦЕРТ (первая часть)
  • В. Купревич. КОНЦЕРТ № 1 Соч. 19
  • Д. Шостакович. КОНЦЕРТИНО для двух фортепиано

Скачать ноты

Педагогический репертуар детских музыкальных школ
Фортепианные концерты для детей
Выпуск 6
Средние и старшие классы
Составление и педагогическая редакция Н.В. Ширинской
“Советский композитор”, 1984г.
номер с6907к

  • С. Чичерина. КОНЦЕРТИНО
  • Ю.Знатоков. КОНЦЕРТ. Соч. 9 (первая часть).
  • Н.Сильванский. ПИОНЕРСКИЙ КОНЦЕРТ.
  • Ю. Полунин. КОНЦЕРТИНО ля минор
  • КОНЦЕРТИНО. Соль мажор.

Скачать ноты


Фортепианные концерты для детей

Выпуск 7
Средние и старшие классы детских музыкальных школ
под редакцией Б. Романова
“Советский композитор”, 1986г.
номер с7676к

  • Ф.БАХОР Соч. 25. РАПСОДИЯ для фортепиано с оркестром
  • И. МАНУКЯН Соч. 20. КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром
  • Л. НОВОСЕЛОВА КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром

Скачать ноты

Педагогический репертуар детских музыкальных школ
Фортепианные концерты для детей
Выпуск 8
Средние классы
педагогическая редакция И. Дашковой
“Советский композитор”, 1988г.
номер с8243к

  • А. Самонов. ЮНОШЕСКИЙ КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром.
  • В. Красноскулов. КОНЦЕРТ № 3 для фортепиано с оркестром.

Скачать ноты

Источник

Фортепианные методики, репертуар. — № 1.

Предлагаю обсудить, рассказать о ф-ных методиках, педагогах , которые по ним работают. Поделиться методичками, репертуаром,своим опытом. Составить список книг, о которых хочется поговорить .Вот мой список: Т. Гальперина «За роялем без слез»,Т. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс», Л. Москаленко «Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения»,Е. Хайнер «Компьютерный путь к Моцарту», Юдина Е. «Мой первый учебник по музыке и творчеству».

Прекрасная тема!А можно познакомиться с книгой Л.Москаленко «Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения»

Постараюсь к концу недели сделать.У меня проблема, я еще не раз большие материалы не выкладывала,но думаю что научусь.

большое спасибо за тему.
из перечисленных знаю только Смирновой и Гальпериной книги.в инете читала Е.Хайнер. Есть еще Виктор Макаров(из Харькова),и замечательный педагог СЕРГЕЙ МАЛЬЦЕВ (Питер). Ну и Л.Баренбойм!

я слушала курсы у Смирновой, это НЕЧТО! Конечно, она дала нам капли, зазывала на учёбу в Москву, но это очень дорого. Учебники её школа так и не сподобилась выписать, а свои деньги выкладывать (и немалые!) — жаба душит. Итак комп на свои деньги собрала. Совсем, что ли, без зарплаты работать?

Вчера нашла ссылку на 2-й и 3-й выпуски сборников «Музицирование для детей и взрослых» Может кому пригодится.

Подскажите пожалуйста, можно ли найти в интернете сайты с минусовками для танцев, н-р, Глинка «Полька», Бах «Менуэт» и т.д.?

не поняла, что значит минусовки. Это же не песни?:oj:

Наверное лучше назвать аккомпанементом. В одной ДМШ был отчетный концерт и играли на флейте, а аккомпанемент был записан на диске. Как сие называется. Но звучало замечательно, как с инструментальным ансамблем. Не зная технологии и терминологии, не понимаю что искать в интернете, ПОДСКАЖИТЕ. Спасибо.

Дорогие преподаватели, помогите пожалуйста с нотами. Что-нибудь джазовое, нетрудное в 4 руки.

Источник

Фортепианные методики, репертуар. — № 1.

Предлагаю обсудить, рассказать о ф-ных методиках, педагогах , которые по ним работают. Поделиться методичками, репертуаром,своим опытом. Составить список книг, о которых хочется поговорить .Вот мой список: Т. Гальперина «За роялем без слез»,Т. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс», Л. Москаленко «Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения»,Е. Хайнер «Компьютерный путь к Моцарту», Юдина Е. «Мой первый учебник по музыке и творчеству».

Прекрасная тема!А можно познакомиться с книгой Л.Москаленко «Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения»

Постараюсь к концу недели сделать.У меня проблема, я еще не раз большие материалы не выкладывала,но думаю что научусь.

большое спасибо за тему.
из перечисленных знаю только Смирновой и Гальпериной книги.в инете читала Е.Хайнер. Есть еще Виктор Макаров(из Харькова),и замечательный педагог СЕРГЕЙ МАЛЬЦЕВ (Питер). Ну и Л.Баренбойм!

я слушала курсы у Смирновой, это НЕЧТО! Конечно, она дала нам капли, зазывала на учёбу в Москву, но это очень дорого. Учебники её школа так и не сподобилась выписать, а свои деньги выкладывать (и немалые!) — жаба душит. Итак комп на свои деньги собрала. Совсем, что ли, без зарплаты работать?

Вчера нашла ссылку на 2-й и 3-й выпуски сборников «Музицирование для детей и взрослых» Может кому пригодится.

Подскажите пожалуйста, можно ли найти в интернете сайты с минусовками для танцев, н-р, Глинка «Полька», Бах «Менуэт» и т.д.?

не поняла, что значит минусовки. Это же не песни?:oj:

Наверное лучше назвать аккомпанементом. В одной ДМШ был отчетный концерт и играли на флейте, а аккомпанемент был записан на диске. Как сие называется. Но звучало замечательно, как с инструментальным ансамблем. Не зная технологии и терминологии, не понимаю что искать в интернете, ПОДСКАЖИТЕ. Спасибо.

Дорогие преподаватели, помогите пожалуйста с нотами. Что-нибудь джазовое, нетрудное в 4 руки.

Источник

Пять самых знаменитых фортепианных концертов, которые вы должны знать

Концерт для фортепиано с оркестром — этот тот жанр, который любит и публика, и авторы. Солист-виртуоз плюс вся роскошь симфонического оркестра обычно дают очень яркий результат.

1. Пётр Ильич Чайковский. Концерт для фортепиано №1

Первый фортепианный концерт Чайковского был разруган в пух и прах пианистом, для которого и был написан и которому был посвящён — основателю Московской консерватории Николаю Рубинштейну. Тогда Чайковский снял посвящение и послал партитуру немецкому пианисту и дирижёру Гансу фон Бюлову в США. Там, в Америке, и началась триумфальная история этого концерта. Потом и Рубинштейн изменил своё мнение и включил этот концерт в свой репертуар.

После смерти Чайковского Первый концерт был отредактирован русским пианистом Александром Зилоти. В его редакции он исполняется по сей день.

Но в последнее время пианисты играют и авторскую, оригинальную версию. Например, Михаил Плетнёв:

2. Эдвард Григ. Концерт для фортепиано ля минор

Коронное начало концерта с типичным норвежским мотивом — отличная идея композитора. Его невозможно забыть!

Этот супер популярный концерт принёс Григу первую широкую известность в Европе. Он был написан в год женитьбы Грига, и просто дышит счастьем. Вторая часть тоже очень хороша. Так и видишь все эти чудесные норвежские фьорды и скалы.

Юный Даниил Харитонов.

3. Вольфанг Амадей Моцарт Концерт для фортепиано №21

Он широко известен своей второй частью . Никакие оперы, сонаты и симфонии Моцарта не сравнятся с этой музыкой, которая просто обволакивает мир любовью.

Симпатичный клип с польским пианистом Яном Лисецким

4. Вольфанг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано №23

Этот концерт тоже широко известен по второй части . Люди написали горы книг, философских трактатов и романов, пытаясь понять, что есть человеческая жизнь. А Моцарт ответил на все вопросы за шесть минут этой музыки. Этот чистый образец музыкального чуда: всё понимаешь, когда слушаешь, но на язык слов это непереводимо.

Владимир Горовиц тоже постиг мудрость простоты.

5. Сергей Васильевич. Рахманинов. Концерт для фортепиано №2

Этот концерт — блестящий результат лечебного курса гипноза.

Лечился Рахманинов у московского психотерапевта Николая Владимировича Даля от последствий тяжёлой психической травмы, связанной с провалом его Первой симфонии. Рахманинов утратил способность сочинять музыку и переживал это так тяжело, что родные опасались за его жизнь.

Даль сумел внушить юному композитору, что внутри него зреет великая музыка, которая выведет его на новый творческий виток. Так и вышло. Концерт получился просто шедевральным. Это музыка человека, который сумел прорваться и заново открывает для себя жизнь. Рахманинов посвятил концерт своему доктору.

Источник

Оцените статью