Детский вокальный цикл мусоргский ноты для

Музыкальная литература

Мусоргский. Вокальный цикл «Детская».

Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»

Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано — сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок. Мусоргский вложил в «Детскую» не только наблюдения над детьми своего брата и детьми брата Стасова, но и собственные впечатления детства. Вечером, когда спадёт полдневная жара, мать Модиньки, Юлия Ивановна садится за фортепиано. Маленький Модест слушает, затаив дыхание. Отец расхаживает по залу, слушая игру жены. Музыку он «любит до страсти», особенно романсы Алябьева и Варламова. Для его удовольствия Юлия Ивановна играет вариации на варламовский напев «На заре ты её не буди» или «Красный сарафан» и ещё алябьевского «Соловья». Эти пьесы слушает Пётр Алексеевич с особым удовольствием. «Главное, что своё, русское», – замечает он. Малыш слезает тихонько с кресла, подходит к фортепиано и трогает клавиши. Тихо и робко звучит жалобный напев. «Умник, Модинька, – радуется мать – хочешь, я буду тебя учить играть?»Занятия музыкой начались с пятилетнего возраста сначала с матерью, а позже – с гувернанткой-немкой. Занятия Модеста шли настолько хорошо, что в девятилетнем возрасте он на семейной вечеринке сыграл большой концерт Фильда. Позже, учась в Школе святого Петра в Петербурге, Модест занимался музыкой с Антоном Августовичем Герке и принимал участие в домашних концертах (Особенно запомнилось ему выступление на благотворительном вечере у статс-дамы Рюминой). О его таланте стало известно генералу Сутгофу – директору школы, который пригласил молодого пианиста к себе домой. У генерала была дочь, которая также училась у Герке. Юный Модест Мусоргский играл с ней в четыре руки. Поддержку и одобрение окружающих вызывали и произведения начинающего композитора, в которых часто появляются мотивы детства. Одно из первых завершённых сочинений – «Воспоминания детства», для фортепиано, которое включает в себя две пьесы: » Няня и я » и «Первое наказание».

Читайте также:  Она не твоя ноты для саксофона

Первая из сцен «С няней» была создана весною 1968 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1970 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.

Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».

Цикл «Детская» — одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики. «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, — писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».

Существенный интерес представляет музыкальный язык вокальных сценок «Детской». Следуя найденным приёмам создания «зримости» конкретного персонажа, Мусоргский смело обращается с метрической, гармонической и вокальной основой, создавая «мелодию, творимую говором», передавая мельчайшие нюансы эмоций и телодвижений персонажей своего камерного театра.

В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

«В углу» — вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.

«Жук» — третья пьеса-сценка из цикла «Детская» — загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.

«С куклой» — четвертая пьеса цикла «Детская» — посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.

«На сон грядущий» — пятая сценка цикла «Детская» — подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…

«Кот Матрос» — шестая сценка из цикла «Детская» — образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.

«Поехал на палочке» — седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».

В этой чудесной музыке мы почувствовали тёплое и нежное отношение композитора к миру детства. Как искренне и поэтично М.П.Мусоргский раскрыл мир детских чувств, радостей и огорчений. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение этих образов! Всё это потому, что автор: «понимал детей… как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол…»

Источник

Детский вокальный цикл мусоргский ноты для

Мусоргский. Вокальный цикл «Детская». Слова М. Мусоргского.
«Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не песни, не романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка. В «Детской» господствует мелодизированный речитатив, передающий тончайшие оттенки речи. Аккомпанемент скупой, подчеркивающий особенности мелодической линии, помогающий создать яркий, выразительный образ. В цикле 7 песен. Познакомимся с четырьмя из них.
С НЯНЕЙ
Расскажи мне, нянюшка,
расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного,
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети те, кричали, плакали.
Нянюшка! Ведь за то их, детей-то,
бука съел,
Что обидели няню старую,
Папу с мамой не послушали;
Ведь за то он съел их, нянюшка?

Или вот что: расскажи, мне лучше
про царя с царицей,
Что за морем жили в терему богатом.
Ещё царь все на ногу хромал,
Как споткнётся, так гриб вырастет.
У царицы-то всёе насморк был:
Как чихнёт — стёкла вдребезги!
Знаешь, нянюшка, ты про буку-то уж не рассказывай!
Бог с ним, с букой!
Расскажи мне, няня, ту, смешную-то!
В УГЛУ
Ах ты, проказник!
Клубок размотал, прутки растерял!
Ахти! Все петли спустил!
Чулок весь забрызгал чернилами!
В угол! В угол!
Пошёл в угол! Проказник!

Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек.
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.
А няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный;
Миша чистенький, причёсанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела,
Напрасно в угол поставила.
Миша больше не будет любить
Свою нянюшку, вот что!

ЖУК
Няня, нянюшка!
Что случилось, няня, душенька!
Я играл там на песочке
За беседкой, где березки,
Строил домик из лучиночек кленовых,
Тех, что мне мама,
Сама мама нащепала.
Домик уж совсем построил,
Домик с крышкой, настоящий домик.

Вдруг!
На самой крышке жук сидит огромный,
Чёрный, толстый такой.
Усами шевелит страшно так
И прямо на меня всё смотрит!

Испугался я!
А жук гудит, злится,
Крылья растопырил,
Схватить меня хочет.
И налетел, в височек меня ударил!

Я притаился, нянюшка,
Присел, боюсь пошевельнуться!
Только глазок один чуть-чуть открыл!
И что же? Послушай нянюшка!

Жук лежит, сложивши лапки,
Кверху носиком, на спинке,
И уж не злится и усами не шевелит,
И не гудит уж,
Только крылышки дрожат!

Что ж он, умер? иль притворился?
Что ж это, что же, скажи мне, няня,
С жуком-то сталось?
Меня ударил, а сам свалился!
Что ж это с ним сталось, с жуком-то?
КОТ МАТРОС
Ай, ай, ай, ай, мама, милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе искала:
Нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла…

Вдруг вижу; на окне-то, кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
«Э, брат, до птичек ты лаком! Нет!
Постой, попался. Вишь ты, кот!»
Как ни в чём не бывало, стою я,
Смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю:
Странно что-то!

Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит;
Только что думал схватить снегиря…
А я его хлоп!

Мама! Какая твёрдая клетка!
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,
Так ноет, ноет так.
Нет! Каков кот-то, мама. а?

Источник

Модест Мусоргский — ноты для вокала — романсы и песни

Сборники с нотами романсов и песен композитора Модеста Мусоргского для голоса, вокала в pdf


М. Мусоргский
Избранные романсы и песни

для голоса с фортепиано
“Музыка”, 1979г.
номер 2441

  • Юные годы. Вокальный цикл.
    • 1. Где ты, звездочка?
    • 2. Веселый час
    • 3. Листья шумели уныло
    • 5. Молитва
    • 7. «Что вам слова любви»?
    • 8. Дуют ветры, ветры буйные
    • 9. «Но если бы с тобою я встретиться могла»
    • 11. Песнь старца
    • 12. Царь Саул
    • 1За. Ночь.
    • 14а. Калистрат.
    • 16а. Спи, усни, крестьянский сын.
  • Желание
  • «Из слез моих выросло много»
  • Гопак
  • Светик Савишна
  • Ах ты, пьяная тетеря!
  • Семинарист
  • Еврейская песня
  • Стрекотунья белобока
  • Озорник
  • Козёл
  • По-над Доном сад цветет
  • Сиротка
  • Колыбельная Ерёмушки
  • Забытый
  • Детская. Вокальный цикл.
    • 1. С няней.
    • 2. В углу
    • 3. Жук
    • 4. С куклой.
    • 5. На сон грядущий.
    • 6. Кот Матрос.
    • 7а. Поехал на палочке
  • Без солнца. Вокальный цикл.
    • 1. В четырех стенах
    • 2. Меня ты в толпе не узнала
    • 3. Окончен праздный, шумный день.
    • 4. Скучай
    • 5. Элегия
    • 6. Над рекой
  • Не божним громом ударило
  • Горними тихо летела душа небесами.
  • Спесь
  • Ой, честь ли то молодцу лен прясти?
  • Рассевается, расступается
  • Видение
  • Странник
  • Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха
  • Песни и пляски смерти. Вокальный цикл.
    • 1. Колыбельная
    • 2. Серенада
    • 3. Трепак
    • 4. Полководец

Скачать ноты


М. Мусоргский
Избранные романсы и песни

для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1981г.
номер 11141

  • Отчего, скажи, душа-девица
  • Калистрат (Вторая редакция). Слова Н. Некрасова
  • Песнь Балеарца на пиру в садах Гамилькара (из оперы «Ливиец»). Слова М. Мусоргского (по роману Г.Флобера «Саламбо»)
  • Гопак (Первая редакция). Слова Т. Шевченко (из поэмы «Гайдамаки»), перевод Л. Мея.
  • Светик Савишна. Слова М. Мусоргского.
  • Семинарист (Вторая редакция). Слова М. Мусоргского
  • Пирушка. Слова А. Кольцова
  • Колыбельная Еремушки (Вторая редакция). Слова Н. Некрасова.
  • Забытый. Слова А. Голенищева-Кутузова.
  • Горними тихо летела душа небесами. Слова А. К. Толстого
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Странник. Слова Фр. Рюккерта, перевод А. Плещеева.
  • Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха (Песня о блохе). Слова И. В. Гёте (из «Фауста»), перевод А. Струговщикова

Скачать ноты

М. Мусоргский
Романсы и песни

Том 1
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1976г.
номер 9091
(pdf, 8 Мб)

От издательства
В основу настоящей публикации романсов и песен М. Мусоргского (в двух томах) положено изданное Музгизом в 1960 году однотомное Собрание романсов и песен, подготовленное А. Н. Дмитриевым.
В данное издание входят все романсы и песни, за исключением некоторых авторских редакции отдельных сочинений, редко используемых в исполнительской практике.

  • Юные годы. Вокальный цикл
    • 1. Где ты, звездочка? Слова Н. Грекова.
    • 1а. Где ты, звездочка? Слова Н. Грекова. (Вторая оркестровая редакция)
    • 2. Веселый час. Слова А. Кольцова
    • 3. Листья шумели уныло. Слова А. Плещеева.
    • 4. Много есть у меня теремов и садов. Слова А. Кольцова
    • 5. Молитва. Слова М. Лермонтова
    • 6. Отчего, скажи, душа девица
    • 7. Что вам слова любви? Слова А. Аммосова.
    • 8. Дуют ветры, ветры буйные. Слова А. Кольцова.
    • 9. Но если бы с тобою я встретиться могла. Слова В. Курочкина
    • 10. Ах, зачем твои глазки порою. Слова А. Плещеева.
    • 11. Песнь старца. Из «Вильгельма Мейстера» И. Гёте.
    • 12. Царь Саул. Слова Д. Байрона, перевод П. Козлова. (Вторая редакция)
    • 13. Ночь. Слова А. Пушкина. (Первая редакция).
    • 13а. Ночь. Слова А. Пушкина в свободной обработке М. Мусоргского. (Вторая редакция)
    • 14. Калистрат. Слава Н. Некрасова. (Вторая редакция)
    • 15. Отверженная. Слова И. Гольц-Миллера
    • 16. Спи, усни, крестьянский сын. Колыбельная песня из пьесы А. Островского «Воевода». (Вторая редакция)
    • 17. Песнь Балеарца. Из оперы «Ливиец» [«Саламбо»]. Слова М. Мусоргского
  • Желание сердца. Русский текст Д. Усова
  • Желание. Слова Г. Гейне, перевод М. Михайлова.
  • Гопак. Из поэмы «Гайдамаки» Т. Шевченко. Перевод Л. Мея. (Первая редакция)
  • Из слез моих выросло много. Слова Г. Гейне
  • Светик Савишна. Слова М. Мусоргского
  • Ах ты, пьяная тетеря! Слова М. Мусоргского
  • Семинарист. Слова М. Мусоргского. (Вторая редакция).
  • Еврейская песня. Слова Л. Мея
  • Стрекотунья белобока. Слова А. Пушкина.
  • По грибы. Слова Л. Мея
  • Пирушка. Слова А. Кольцова
  • Озорник. Слова М. Мусоргского
  • Козел. Слова М. Мусоргского
  • Классик. Слова М. Мусоргского
  • По-над Доном сад цветет. Слова А. Кольцова
  • Сиротка. Слова М. Мусоргского. (Вторая редакция).
  • Колыбельная Еремушки. Слова Н. Некрасова. (Вторая редакция)
  • Детская песенка. Слова Л. Мея. (Вторая редакция).
  • Вечерняя песенка. Слова А. Плещеева
  • Забытый. Баллада. Слова А. Голенищева-Кутузова.

Скачать ноты

М. Мусоргский
Романсы и песни

Том 2
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1976г.
номер 9431
(pdf, 6.82 Мб)

  • Раек. (Вторая редакция). Слова М. Мусоргского
  • Детская. Вокальный цикл. Слова М. Мусоргского
    • 1. С няней
    • 2. В углу
    • 3. Жук
    • 4. С куклой
    • 5. На сон грядущий
    • 6. Кот Матрос
    • 7. Поехал на палочке (Вторая редакция)
  • Без солнца. Вокальный цикл. Слова А. Голенищева-Кутузова
    • 1. В четырех стенах
    • 2. Меня ты в толпе не узнала
    • 3. Окончен праздный, шумный день
    • 4. Скучай
    • 5. Элегия
    • 6. Над рекой
  • Надгробное письмо. Слова М. Мусоргского
  • Непонятная. Слова М. Мусоргского
  • Не божиим громом ударило. Слова А. К. Толстого
  • Горними тихо летела душа небесами. Слова А. К. Толстого
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Ой, честь ли то молодцу лен прясти? Слова А. К. Толстого
  • Рассевается, расступается. Слова А. К. Толстого
  • Видение. Слова А. Голенищева-Кутузова
  • Странник. Слова Фр. Рюккерта, перевод А. Плещеева.
  • Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха. Слова И. В. Гёте (из «Фауста»). Перевод А. Струговщикова
  • На Днепре. Слова по Т. Шевченко (из поэмы «Гайдамаки»)
  • Песни и пляски смерти. Вокальный цикл. Слова А. Голенищева-Кутузова
    • 1. Колыбельная
    • 2. Серенада
    • 3. Трепак
    • 4. Полководец

Скачать ноты


М. Мусоргский
Детская

эпизоды из детской жизни
для голоса с фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1931г.
номер м11727г

Редакция Павла Ламм

1. С няней
2. В углу
8. Жук
4. С куклой
5. На сон грядущий
6. Кот Матрос
7. Поехал на палочке

Скачать ноты

Мусоргский Модест Петрович (1839—1881)

В современных книгах и статьях о Мусоргском все чаще и настойчивее звучит мысль: это самый современный из классиков. Действительно, трудно назвать какого-либо композитора XX века, который не испытал бы влияния Мусоргского. Русские композиторы Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, француз Клод Дебюсси, венгр Бела Барток, чех Леош Яначек — каждый из них что-то воспринял от Мусоргского. При этом Мусоргский прежде всего был сыном своего века, чутко отразившим самые характерные, а главное, самые передовые его устремления. Это и дало его сочинениям долгую жизнь, это сделало его и нашим современником.
Начало биографии Мусоргского типично для русских художников, вышедших из помещичьей среды. Для него (как и для его друга Римского-Корсакова) предназначалась военная карьера. Обучение в школе гвардейских подпрапорщиков сочеталось с любительскими занятиями музыкой. Под руководством очень хорошего учителя — пианиста А. Герке — Мусоргский и сам вырос в превосходного пианиста. Вспоминая первую встречу с Мусоргским в период его службы в Преображенском полку, композитор Бородин нарисовал добродушно-иронический портрет нарядного офицерика, «совсем мальчонки», восхищавшего знакомых дам и девиц фортепианными импровизациями на темы модных опер.

Но жизнь Мусоргского решительно изменилась с тех пор, как один из знакомых ввел его в дом композитора Даргомыжского, где музыка была в центре общего внимания и серьезных творческих интересов. Это произошло зимой 1856/1857 годов, а вскоре Модест Петрович познакомился с Ми-лием Балакиревым и Цезарем Кюи. Под их влиянием крепнет стремление Мусоргского к музыкальному творчеству, рождаются интересные замыслы. Он задумывает оперу «Эдип» на сюжет Софокла, а затем оперу «Саламбо» по роману Флобера — трагические сюжеты, величественные характеры. Но Мусоргский еще не владел техникой композиции, и дальше сочинения интересных отрывков дело не пошло.
Мусоргский понимал, что стать настоящим композитором, ведя жизнь гвардейского офицера с обязательной муштрой, смотрами и парадами, невозможно. И он принял решение, показавшееся рискованным даже его новым друзьям: выйти в отставку и посвятить себя музыке. Решение это, видимо, и самому Мусоргскому далось нелегко — как раз в это время (в 1858—1859 годах) он перенес нервное заболевание, довольно тяжелое и тщательно им скрывавшееся.

Но в конце концов молодость и воля к жизни и творчеству побеждают, и от опытов и эскизов композитор приходит к сочинениям, поразившим всех новизной и смелостью. Это были вокальные сочинения. Но не лирические романсы и не песни в обычном понимании этого слова. Они должны были исполняться как бы от лица определенного персонажа, как монолог в театре или оперная ария. Персонажи эти были совсем необычными, и потому Мусоргский в большинстве случаев писал сам и текст песен. Ребенок, просящий милостыню («Сиротка»), убогий нищий, вымаливающий у молодой женщины жалостливое слово или взгляд («Светик Савишна»), уличный мальчишка-озорник, дразнящий проходящую старуху («Озорник»),— таковы образы этих песен. Сюда же примыкает и песня «Семинарист» — комический монолог дюжего парня, заучивающего «вдолбяшку» латинские слова и втихомолку мечтающего о хорошенькой поповой дочке. Слова песни, а главное, их интонации, как будто подслушанные в живой жизни, стали музыкой. Каждая песня — портрет, столь же живой и правдивый, как живописные портреты Репина, Перова, Крамского. И так же, как русские художники, композитор ставил себе целью привлечь внимание к тем явлениям русской жизни, мимо которых многие по привычке проходили равнодушно: к нищете, забитости, бесправию русского народа.
От этих «народных картинок», как называл их сам Мусоргский, лежал прямой путь к опере. Мусоргский задумал небывалое: создать оперу на прозаический текст гоголевской комедии «Женитьба». «Ведь успех гоголевской речи зависит от актера, от его верной интонации,— писал Мусоргский в одном из писем.— Ну, я хочу припечатать Гоголя к месту и актера припечатать, т. е. сказать музыкально так, что иначе не скажешь, и сказать так, как хотят говорить гоголевские действующие лица». «Припечатать», зафиксировать в музыке живую интонацию человеческой речи, отражающую не только смысл слов, но и отношение к ним самого говорящего,— эту задачу Мусоргский решил блистательно. Но. опера осталась незаконченной, и мы можем только догадываться почему. Вероятно, имело значение то, что музыка, верно передавая все оттенки живой речи, все же делала ее несколько замедленной, и это утяжеляло ход веселой, озорной комедии. Много лет спустя оперу завершил М. М. Ипполитов-Иванов, но репертуарной она все же не стала. Однако без «Женитьбы», как и без «народных картинок», не могли бы быть созданы ни «Борис Годунов», ни «Хованщина» — два оперных шедевра Мусоргского.

Написать оперу на сюжет пушкинской трагедии было еще более смелой задачей. В «Борисе Годунове» во весь голос звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки, которая тем выше, чем большей властью обладает человек. Изобразив царя Бориса мудрым правителем, Пушкин в то же время раскрывает муки его совести и показывает несовместимость государственной мудрости и злодейства — убийства мальчика-царевича, который должен был бы наследовать трон1.
Преступление царя обличает и юродивый Николка — носитель народной совести, и летописец Пимен — носитель народной мудрости. А главный верховный судья — это сам народ.
И когда совершается новое преступление и снова убивают мальчика — сына Бориса, и опять для того, чтобы освободить дорогу на трон, мнение народное выражается в грозном, осуждающем молчании. «Народ безмолвствует» — такими словами завершается трагедия.
Цензор пушкинского времени писал по поводу трагедии Пушкина: «Царская власть представлена в ужасном виде». И трагедия была напечатана с большими пропусками, а постановка ее в театре была и вовсе запрещена. Запрет сняли только через тридцать лет после смерти Пушкина. Тогда-то и задумал Мусоргский свою оперу.
В первой редакции «Бориса Годунова» Мусоргский пошел по пути отбора наиболее важных сцен трагедии. В музыкальной характеристике царя Бориса раскрылся великий талант художника-психолога. Для выражения движений человеческой души композитор снова, как в «Женитьбе», но с еще большим искусством, применил могучее средство: музыкально-речевую интонацию. Так, например, в сценах с боярами или наедине с сыном Борис спокоен, величав, речь его полна достоинства. А оставшись один, терзаемый совестью и сознанием бед, которыми грозит ему и всей стране «Димитрия воскреснувшее имя», Борис мечется в смятении, речь его отрывиста, несвязна, хаотична.
По-новому трактует Мусоргский и хоровые сцены. Хор в его опере — это живая народная масса, в которой высвечены отдельные, бегло, но точно обрисованные фигуры.

Летом 1870 года Мусоргский представил свое детище Театральному комитету. И опера была отвергнута за «преобладание хоров над сольными партиями» и за «почти полное отсутствие женского элемента». Это был жестокий удар. Но Мусоргский не сдался и снова принялся за работу. Целых два года заняла у него вторая редакция оперы. Он добавил новое действие, происходящее в замке Мнишеков, и в лирической сцене у фонтана показал Самозванца не только смелым авантюристом, но и пылким влюбленным. А самое главное (и это уже не было связано с требованиями Театрального комитета), Мусоргский добавил то, что еще не могло быть показано в пушкинские времена, но стало одной из главных тем «шести-десятнического» искусства. Это кар-, тина народного восстания (сцена «Под Кромами»), где Мусоргский использовал темы народных песен, широко и вольно их развивая, чтобы передать стихийную мощь народного восстания. Это и дало Мусоргскому право написать на титульном листе «Бориса» знаменательные слова: «Я разумею народ как великую личность.»
Едва окончив первую редакцию «Бориса», Мусоргский задумывает новую работу для оперного театра. Перебрав и отбросив несколько сюжетов, композитор решил снова обратиться к русской истории. Его привлек конец XVII века, время правительницы Софьи и начало царствования Петра I, время стрелецких бунтов и религиозных распрей между раскольниками и «никонианами» — сторонниками церковных реформ. Но если в работе над «Борисом» Мусоргский опирался на гениальную трагедию Пушкина, то либретто новой оперы — «Хованщины» — он писал сам. Советами и историческими материалами помогал ему Владимир Стасов. Задача была трудной, но цель была ясна: изобразить движение масс народа правдиво, не сглаживая противоречий, «.народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального»,— писал композитор художнику Репину.

И цель была достигнута. Образ народа в «Хованщине» сложнее, многограннее, чем в «Борисе». Необычайная сила духа и одновременно власть тьмы вековых предрассудков свойственны и всей массе раскольников, и стрельцов, и отдельным персонажам — вождю раскольников Досифею, раскольнице Марфе.
Богаче и разнообразнее стал и музыкальный язык. Работая над мелодией, «творимой говором человеческим» (как говорил сам композитор), Мусоргский создал особый род мелодии, одновременно и говорящей и напевной.
Такое название получила оппозиция Петру I, возглавленная князем Хованским.
Если работа над «Борисом Годуновым» шла в счастливые годы постоянного дружеского общения «Балакиревского кружка», а с Римским-Корсаковым Мусоргский в это время даже и жил вместе, то работа над «Хованщиной» протекала в совсем иных условиях. Кружок уже не был единым, каждый искал свой собственный путь, а Балакирев и вовсе отошел от прежних друзей. Мусоргский тяжело переживал это. Особенно одиноким почувствовал он себя летом 1873 года, когда неожиданно скончался близкий друг композитора архитектор В. Гартман, а второй друг — В. Стасов — надолго уехал. Неожиданный удар нанес один из ближайших друзей: счастливейшее событие в жизни Мусоргского — постановка «Бориса Годунова» на оперной сцене (1874) — было омрачено появлением резко критической, недоброй статьи Цезаря Кюи. В среде сослуживцев-чиновников Лесного департамента, где ради заработка служил Мусоргский, трудно было бы найти единомышленников. Чтобы заглушить чувство одиночества, Мусоргский все чаще стал прибегать к алкоголю, и это перешло в привычку, пагубно отразившуюся на его здоровье и душевном состоянии.
В позднем творчестве Мусоргского явно преобладают трагические образы. Сами названия его вокальных циклов — «Без солнца», «Песни и пляски смерти» — красноречиво говорят об их содержании. Суров, мрачен и колорит «Хованщины». Только вступление к опере — знаменитая музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» светла, ясна, прозрачна. Это как бы образ будущего, воплощение чаяний и надежд русского народа.

«Хованщина» осталась незаконченной. В настоящее время она идет на сцене в редакции Римского-Корсакова, который и оркестровал ее. Есть и другая редакция, включающая написанные Мусоргским, но не использованные Римским-Корсаковым фрагменты. Оркестровка этой полной редакции принадлежит Д. Д. Шостаковичу. И есть глубокий смысл в том, что к шедевру Мусоргского обратился так остро и современно мыслящий советский композитор. Это свидетельствует об огромной жизненной силе русского реалистического искусства XIX века, остающегося и поныне живым, действенным, современным.

Основные сочинения. Оперы: «Женитьба» (1868, не окончена), «Борис Годунов» (1869—1872), «Хованщина» (1872—1880, завершена и оркестрована Римским-Корсаковым), «Сорочинская ярмарка» (1874—1880, окончена Ц. Кюи). Для оркестра: «Ночь на Лысой горе» (1867) — оркестровая картина. Для голоса и фортепиано: три вокальных цикла — «Детская» (1868—1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875—1877); песни и романсы на слова Некрасова, Шевченко, А. К. Толстого и собственные. Для фортепиано: «Картинки с выставки» (1874).

Источник

Оцените статью