А шарик улетел.
Интерпретация стихотворения Булата Окуджавы
Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.
Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.
Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.
Плачет старушка: мало пожила.
А шарик вернулся, а он голубой.
Казалось бы, на первый взгляд, совершенное непритязательное стихотворение из четырёх строф, написанное белым стихом, не должно привлекать к себе столь пристального внимания, чтобы читателю, допустим, в моём лице, захотелось его проанализировать, остановиться и поразмышлять над ним. Но у Булата Окуджавы нет непритязательных стихов.
Буквально первые строки, написанные уже достаточно зрелым тридцати трёхлетним поэтом, рождают ряд ассоциаций, заставляющих пересмотреть свою собственную прожитую жизнь от раннего детства до нынешних лет. А год, когда было создано это стихотворение, 1957-й, как раз год моего семилетия, когда и от меня мог улететь мой первый шарик ( в переносном смысле, конечно ), ведь именно в этом возрасте мы уже остро ощущаем потери.
Первое двустишие: » Девочка плачет: шарик улетел. » напоминает классические строчки Агнии Барто:» Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик». Мячик плывёт по волнам, шарик, как ему положено, летит по воздуху. Обе героини, и с именем, и без имени, — плачут. Обеих утешают. Правда, вспоминается ещё один классический образ: М.Ю. Лермонтов — » Ночевала тучка золотая На груди Утёса-великана.Утром в путь она умчалась рано. «, и «. тихонько плачет он в пустыне. » Вот его, Утёс, никто не утешает. Вечная тема. Вечные образы.
» Не утонет в речке мяч», -говорят Тане. Как отвлекают от переживаний малышку, потерявшую шарик, нам не сообщается: каждый читатель додумывает сам. Тема безвозвратной потери: шарик взмыл в небо — его не достать, мячик уплыл — надо покупать новый, Тучка не вернётся к Утёсу.
Всем, кто в движении, весело: золотая Тучка умчалась, » по лазури весело играя»; беспечно уносится в небо шарик; прыгает по реке, омытый свежими волнами мячик, — и только оставшиеся на земле плачут. И дети, и взрослые: Утёс, девушка, женщина, старушка.
Утёс — олицетворение человека, мужчины. Редкий в литературе плачущий мужской образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на читателя. Подобны шарику, мячику и Тучке и два героя мужского пола в стихотворении Булата Окуджавы: «жених» ( он словно «улетел» или его потеряли, как мячик ) и «муж», ушедший к другой женщине. Правда, если шарик и мячик в воздушной и водной стихии ещё никому не достались, то «другая», к которой ушёл чей-то муж, наверное, счастлива приобретением. И того жениха, которого » всё нет», видимо, уже и ждать не стоит. А Тучка — она может ещё переночевать на груди какого-нибудь нового Утёса, но и от него умчится, умножив тем самым понятие горя.
Совершенно очевидно, что ни в одном из стихов авторы не корят тех, кто вырвался из рук. Поэтам ясна стихия воздушного шара, упругой, но выскальзывающей резины и тем более Тучки, гонимой ветром. Такова их лёгкая суть, и что-то же подталкивает их к движению, к уходу.
Коллективистское мышление, характерное для советского общества, нашло у поэта отражение в собирательном образе утешающих: » утешают» (глагол дан в третьем лице во множественном числе) девочку, девушку, женщину. Старушку же и утешить некому — тем, кто моложе, не понять её проблем.
Конечно, вся тяжесть переживаний для автора и читателя приходится на третью строфу: » муж ушёл к другой». Там, где » жениха всё нет», — нет и мысли о предательстве, а есть указание на социальный дисбаланс в обществе ( мужчин меньше, чем женщин ). А вот » муж ушёл к другой» — это уже глубокая проблема. Что предшествовало этой трагедии? Способна ли женщина оценить данную ситуацию и свою роль в ней? Готова ли она к новым обстоятельствам? Она переживает открыто, » на зрителя», и есть, кому её утешить. Поэтому, наверное, обманутая жена всё-таки утешится , только старушка не нужна никому. Совсем одна. Хотя вроде бы причина её слёз — «мало пожила». То есть жизнь промелькнула, как один миг. Всё ждала чего-то хорошего, а оно так и не пришло. Но если принять за действительное, что эта старушка в прошлом и была той девочкой, от которой когда-то улетел шар, потом — её позднее замужество и предательство мужа, если рассматривать все составляющие, как одну судьбу, — то какой иронией и насмешкой кажутся последние строки: » А шарик вернулся, а он голубой».
Девочке, ребёнку, был нужен этот, казалось бы, бессмысленный предмет — шарик как символ красоты, счастья. А старушке теперь он зачем? В девушках и женщинах она про него и думать забыла, хотя, если бы подняла голову к небу, увидела б, что он всё «летит» и «летит» ( эти слова-рефрен присутствуют в первых трёх строфах). Но то, что шарик не лопнул, а летит, знает только автор, только ему виден этот полёт длиной в человеческую жизнь.
Думается, что в образе летящего шарика автор представил нам символ мечты, которую люди теряют где-то очень рано и погрязают в житейских заботах, не поднимая глаз к небу. Из художественного контекста » Голубого шарика» не трудно понять главную мысль Окуджавы: мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе. Не случайно советский бард сделал свой шарик голубым. Есть же выражение — » голубая мечта», то есть самая воздушная, лёгкая и задушевная. И, может быть, возвращение шарика и сам его образ подсказывают нам, как стоит относиться ко всем печалям, сопровождающим нас на протяжениие всей нашей жизни. Ведь, пожалуй, кроме самой жизни, прожитой нами, каковой бы она ни была, и нет ничего более значимого.
Источник
А шарик улетел.
Интерпретация стихотворения Булата Окуджавы
Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.
Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.
Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.
Плачет старушка: мало пожила.
А шарик вернулся, а он голубой.
Казалось бы, на первый взгляд, совершенное непритязательное стихотворение из четырёх строф, написанное белым стихом, не должно привлекать к себе столь пристального внимания, чтобы читателю, допустим, в моём лице, захотелось его проанализировать, остановиться и поразмышлять над ним. Но у Булата Окуджавы нет непритязательных стихов.
Буквально первые строки, написанные уже достаточно зрелым тридцати трёхлетним поэтом, рождают ряд ассоциаций, заставляющих пересмотреть свою собственную прожитую жизнь от раннего детства до нынешних лет. А год, когда было создано это стихотворение, 1957-й, как раз год моего семилетия, когда и от меня мог улететь мой первый шарик ( в переносном смысле, конечно ), ведь именно в этом возрасте мы уже остро ощущаем потери.
Первое двустишие: » Девочка плачет: шарик улетел. » напоминает классические строчки Агнии Барто:» Наша Таня громко плачет — уронила в речку мячик». Мячик плывёт по волнам, шарик, как ему положено, летит по воздуху. Обе героини, и с именем, и без имени, — плачут. Обеих утешают. Правда, вспоминается ещё один классический образ: М.Ю. Лермонтов — » Ночевала тучка золотая На груди Утёса-великана.Утром в путь она умчалась рано. «, и «. тихонько плачет он в пустыне. » Вот его, Утёс, никто не утешает. Вечная тема. Вечные образы.
» Не утонет в речке мяч», -говорят Тане. Как отвлекают от переживаний малышку, потерявшую шарик, нам не сообщается: каждый читатель додумывает сам. Тема безвозвратной потери: шарик взмыл в небо — его не достать, мячик уплыл — надо покупать новый, Тучка не вернётся к Утёсу.
Всем, кто в движении, весело: золотая Тучка умчалась, » по лазури весело играя»; беспечно уносится в небо шарик; прыгает по реке, омытый свежими волнами мячик, — и только оставшиеся на земле плачут. И дети, и взрослые: Утёс, девушка, женщина, старушка.
Утёс — олицетворение человека, мужчины. Редкий в литературе плачущий мужской образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на читателя. Подобны шарику, мячику и Тучке и два героя мужского пола в стихотворении Булата Окуджавы: «жених» ( он словно «улетел» или его потеряли, как мячик ) и «муж», ушедший к другой женщине. Правда, если шарик и мячик в воздушной и водной стихии ещё никому не достались, то «другая», к которой ушёл чей-то муж, наверное, счастлива приобретением. И того жениха, которого » всё нет», видимо, уже и ждать не стоит. А Тучка — она может ещё переночевать на груди какого-нибудь нового Утёса, но и от него умчится, умножив тем самым понятие горя.
Совершенно очевидно, что ни в одном из стихов авторы не корят тех, кто вырвался из рук. Поэтам ясна стихия воздушного шара, упругой, но выскальзывающей резины и тем более Тучки, гонимой ветром. Такова их лёгкая суть, и что-то же подталкивает их к движению, к уходу.
Коллективистское мышление, характерное для советского общества, нашло у поэта отражение в собирательном образе утешающих: » утешают» (глагол дан в третьем лице во множественном числе) девочку, девушку, женщину. Старушку же и утешить некому — тем, кто моложе, не понять её проблем.
Конечно, вся тяжесть переживаний для автора и читателя приходится на третью строфу: » муж ушёл к другой». Там, где » жениха всё нет», — нет и мысли о предательстве, а есть указание на социальный дисбаланс в обществе ( мужчин меньше, чем женщин ). А вот » муж ушёл к другой» — это уже глубокая проблема. Что предшествовало этой трагедии? Способна ли женщина оценить данную ситуацию и свою роль в ней? Готова ли она к новым обстоятельствам? Она переживает открыто, » на зрителя», и есть, кому её утешить. Поэтому, наверное, обманутая жена всё-таки утешится , только старушка не нужна никому. Совсем одна. Хотя вроде бы причина её слёз — «мало пожила». То есть жизнь промелькнула, как один миг. Всё ждала чего-то хорошего, а оно так и не пришло. Но если принять за действительное, что эта старушка в прошлом и была той девочкой, от которой когда-то улетел шар, потом — её позднее замужество и предательство мужа, если рассматривать все составляющие, как одну судьбу, — то какой иронией и насмешкой кажутся последние строки: » А шарик вернулся, а он голубой».
Девочке, ребёнку, был нужен этот, казалось бы, бессмысленный предмет — шарик как символ красоты, счастья. А старушке теперь он зачем? В девушках и женщинах она про него и думать забыла, хотя, если бы подняла голову к небу, увидела б, что он всё «летит» и «летит» ( эти слова-рефрен присутствуют в первых трёх строфах). Но то, что шарик не лопнул, а летит, знает только автор, только ему виден этот полёт длиной в человеческую жизнь.
Думается, что в образе летящего шарика автор представил нам символ мечты, которую люди теряют где-то очень рано и погрязают в житейских заботах, не поднимая глаз к небу. Из художественного контекста » Голубого шарика» не трудно понять главную мысль Окуджавы: мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе. Не случайно советский бард сделал свой шарик голубым. Есть же выражение — » голубая мечта», то есть самая воздушная, лёгкая и задушевная. И, может быть, возвращение шарика и сам его образ подсказывают нам, как стоит относиться ко всем печалям, сопровождающим нас на протяжениие всей нашей жизни. Ведь, пожалуй, кроме самой жизни, прожитой нами, каковой бы она ни была, и нет ничего более значимого.
Источник
Булат Окуджава Голубой шарик
Интересный разбор неоднозначного стихотворения Булата Окуджавы «Голубой шарик».
Такой простой и, извините, дурацкий стих на первый взгляд
Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.
Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.
Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.
Плачет старушка: мало пожила.
А шарик вернулся, а он голубой.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.12.2018. Булат Окуджава Голубой шарик
- 18.12.2018. Про Плач Ярославны
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
О каком голубом шарике поётся в песне Б. Оуджавы «Девочка плачет, шарик улетел. «?
Девочка плачет, шарик улетел,
Её утешают, а шарик летит.
Девушка плачет, жениха всё нет
Её утешают, а шарик летит
Женщина плачет, муж ушел к другой,
Её утешают, а шарик летит.
Плачет старуха, мало пожила,
А шарик вернулся, а он голубой.
Полагаю, что здесь параллель с известной песней «Крутится, вертится шар голубой» ; тоже городской романс, причем о московской жизни. Песня дореволюционная; известна с середины XIX века (утверждается в предисловии к пластинке «Кирпичики») , во всяком случае упоминается еще у Александра Грина в его рассказе 1906 года «Слон и Моська» . До наших дней дошли лишь два куплета: благодаря Борису Чиркову, который те спел в знаменитой кинотрилогии о Максиме» . Однако, имеется и полный текст; автором песни указан Ф. Садовский.
В Москве проживала блондинка,
На Сретенке, в доме шестом,
Была хороша, как картинка,
И нежная очень притом.
Ах! Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть.
Кавалер барышню хочет украсть.
Таких прехорошеньких ручек
Не видел на свете никто.
Ходил к ней кудрявый поручик
В нарядном и светлом пальто.
Ах! Где эта улица, где этот дом?
Где эта барышня, что я влюблён?
Вот эта улица, вот этот дом,
Вот эта барышня, что я влюблён.
Но вскоре то счастье пропало
На самый ужасный манер.
Поручику стряпка сказала,
Что «стал к ней ходить анжанер» .
Ах! Где эта улица? и т. д.
Поручик на скетинге-ринге
Увидел красотку в окне.
Он к ней подошёл и блондинке
Хватил кулаком по спине.
Ах! Где эта улица? и т. д.
Всегда так на свете бывает.
Окончился этот роман.
Мужчина от страсти пылает,
А женское сердце — обман.
Источник
Кто знает о чем песня Б.Окуджавы — Песня о голубом шарике .
Песенка о голубом шарике
(Голубой шарик)
Девочка плачет: шарик улетел.
Ее утешают, а шарик летит.
Девушка плачет: жениха все нет.
Ее утешают, а шарик летит.
Женщина плачет: муж ушел к другой.
Ее утешают, а шарик летит.
Плачет старушка: мало пожила.. .
А шарик вернулся, а он голубой.
1957
В стихотворении отражены все этапы человеческой жизни: детство – юность – зрелость – старость.
На каждом этапе – свои переживания: вот, у девочки улетел шарик, ее утешают: жизнь долгая, — сколько у тебя еще таких будет! Этот улетел – купим новый. Ты главное не переживай.
Вот девушка – первая любовь – свидание не состоялось. Ее утешают: жизнь долгая, — у тебя еще все сложится! Не переживай.
Вот женщина, у нее горе: ушел муж. Ее утешают: еще встретишь достойного. Не переживай.
Вот только казалось – все впереди; оглядываешься – а за плечами целая жизнь.
Вот старушка… ее уже никто не утешает…
Вот так, в суете проходит наша жизнь: одни заботы сменяют другие и только иногда возникает чувство, что упускаешь что-то главное… что-то, что летит параллельно тебе…
Голубой шарик – объемный символ. Это и мир (планета Земля) , и Бытие (скоротечность, возвращение) , и духовность, если хотите…
Образно говоря, с рождения, мы пишем книгу под названием «жизнь» , а в старости – её перечитываем. И только с возрастом приходит понимание того, что важно, а что второстепенно. Причем, понимание на уровне интуитивного знания, а не на основе логического анализа.
Источник