Картина Девушки у пианино Пьера Огюста Ренуара
. 1892
К:Картины 1892 года «Де́вушки за фортепья́но»
(фр.
Jeunes filles au piano
) — картина, написанная в 1892 году французским художником Пьером Огюстом Ренуаром (
Pierre-Auguste Renoir
, 1841—1919). Размер картины — 116×90 см, размер рамы — 159,5×132 см[1][2]. Существуют также другие варианты перевода названия этой картины — «Две девушки за фортепьяно», «Девушки у пианино», «Девушки у рояля» и пр.
Примечания
- ↑ 12
[www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/notice.html?no_cache=1&nnumid=1164 Pierre Auguste Renoir — Jeunes filles au piano] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 4 июня 2012. [www.webcitation.org/6AuqlMGuU Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012]. - ↑ 123
[www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/jeunes-filles-au-piano-17428.html?no_cache=1&cHash=e00a20db56 Pierre Auguste Renoir — Jeunes filles au piano / Young Girls at the Piano] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 4 июня 2012. [www.webcitation.org/6AuqmMpvc Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012]. - [www.ngv.vic.gov.au/orangerie/renoirimage.html Pierre-Auguste Renoir — Young Girls at the Piano] (HTML). www.ngv.vic.gov.au. Проверено 4 июня 2012. [www.webcitation.org/6AuqnEokU Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].
- [www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1975.1.201 Auguste Renoir — Two Young Girls at the Piano (1892)] (HTML). The Metropolitan Museum of Art. Проверено 4 июня 2012. [www.webcitation.org/6AuqoBomD Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].
- [www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/150000160 Two Young Girls at the Piano, Auguste Renoir] (HTML). The Metropolitan Museum of Art. Проверено 4 июня 2012. [www.webcitation.org/6AuqokvOW Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].
- [www.musee-orangerie.fr/pages/page_id19458_u1l2.htm Pierre-Auguste Renoir — Jeunes Filles au piano (1892)] (HTML). Musée de l’Orangerie. Проверено 4 июня 2012. [www.webcitation.org/6AuqpaQp5 Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].
- [www.hermitagemuseum.org/html_Ru/05/hm5_1_42_1.html Девушки за фортепиано — Ренуар, Пьер Огюст (1892)] (HTML). Государственный Эрмитаж, www.hermitagemuseum.org. Проверено 8 июня 2012. [www.webcitation.org/6Auqq99WT Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012].
Две девушки за фортепиано
У самого бесстрашного и дальновидного французского маршана Поля Дюран-Рюэля в 1892 году открывается выставка. Выставка посвящена одному Ренуару. Еще 10 лет назад Дюран-Рюэль скупал у импрессионистов картины, чтоб они не умерли от голода, и идея такого мероприятия выглядела дерзко даже для него. А теперь ему пришлось собирать экспозицию, выпрашивая самые значимые полотна Ренуара у новых владельцев. 111 произведений, написанных совсем недавно и очень давно, оказались собраны в галерее и представлены восхищенным парижанам. За последние 20 лет они научились видеть иначе: солнечные блики на коже «Обнаженной» уже не кажутся им трупными пятнами, объемные, страстные мазки не выглядят мазней. На этой выставке происходит важное для 50-летнего Ренуара событие: впервые его картину покупает Департамент изящных искусств для Люксембургского музея. Когда-то продававший картины по 50 франков, Ренуар получает за нее 4 тысячи! Эта картина – «Две девушки за фортепиано». Дальше ее ждала феерическая звездная судьба: Лувр, Галерея современного искусства Же-де-Пом и, наконец, Музей д’Орсе.
А пока французы привыкали к импрессионизму, каждый импрессионист уже подумывал, к чему приучать французов дальше, изобретал новые техники и замешивал на палитре новые краски. После путешествия в Италию, после встречи с Рафаэлем и Энгром Ренуар счистил со своей палитры весь этот яркий изумрудный и прозрачно-розовый, аккуратно выдавил краски из тюбиков с охрой и кобальтом и начал обводить фигуры настойчивым контуром. Он убежден, что импрессионизм недооценивал значение классического рисунка. Очень скоро ренуаровской палитре становится скучно – и он возвращает туда для начала красный, белый, черный и все остальные.
Картину «Девушки за фортепиано» Ренуар написал в тот восторженный период выхода из классицистического кризиса и обретения собственного живописного языка. «Жемчужный» период – называют его искусствоведы за особую, уже не импрессионистскую и не совсем не энгровскую, переливчатость цветов. И тени на платьях, и волосы двух девушек, и штора на заднем плане, и отблески света на рояле создают цельную переливающуюся, полную взаимных рефлексов, светящуюся изнутри маленькую вселенную, где все со всем связано и ничто друг без друга невозможно. В этот художественный мир ничего не добавишь и ничего не убавишь. Он идеально уравновешен.
См. также эскиз к картине «Две девушки за фортепиано».
Автор: Анна Сидельникова
Отрывок, характеризующий Девушки за фортепьяно (картина Ренуара)
Русский император между тем более месяца уже жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга. Общего плана действий не было. Колебания о том, какой план из всех тех, которые предлагались, должен быть принят, только еще более усилились после месячного пребывания императора в главной квартире. В трех армиях был в каждой отдельный главнокомандующий, но общего начальника над всеми армиями не было, и император не принимал на себя этого звания. Чем дольше жил император в Вильне, тем менее и менее готовились к войне, уставши ожидать ее. Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне. После многих балов и праздников у польских магнатов, у придворных и у самого государя, в июне месяце одному из польских генерал адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала. Граф Бенигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен обед, бал, катанье на лодках и фейерверк в Закрете, загородном доме графа Бенигсена. В тот самый день, в который Наполеоном был отдан приказ о переходе через Неман и передовые войска его, оттеснив казаков, перешли через русскую границу, Александр проводил вечер на даче Бенигсена – на бале, даваемом генерал адъютантами. Был веселый, блестящий праздник; знатоки дела говорили, что редко собиралось в одном месте столько красавиц. Графиня Безухова в числе других русских дам, приехавших за государем из Петербурга в Вильну, была на этом бале, затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам. Она была замечена, и государь удостоил ее танца. Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников. В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить. При начале мазурки Борис видел, что генерал адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно, поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая то, очевидно, важная, новость не через него передана государю.)
Девушки за фортепьяно (Девушки у пианино) — Пьер Огюст Ренуар
Под занавес XIX века к Ренуару, наконец, пришла долгожданная слава. Его картины начинают выставляться и путешествовать по миру, а в 1900 году живописец даже удостоится звания «Кавалер Ордена Почетного легиона».
А пока — в 1891 году по протекции своего друга поэта Стефана Малларме, Ренуар получает государственный заказ на написание «новой значительной картины», которая будет по завершении куплена для Государственного собрания. Живописец с энтузиазмом принялся за работу, однако, работа продвигалась медленно и мучительно. Хотя сюжет возник в голове Ренуара достаточно быстро, его воплощению мешало осознание ответственности и значимости момента. Это очень сковывало творца, привыкшего мыслить свободно.
Две девушки, музицирующие за пианино — вот новая идея Ренуара. В настоящее время известно шесть работ и множество эскизов и набросков, хранящихся в различных музеях мира, и являющихся ярким доказательством творческих поисков и стараний знаменитого импрессиониста. Такое многовариантное исполнение сюжета породило и путаницу в названиях. «Две девушки за фортепиано», «Девушки у пианино» и даже «Дочери Лероль за пианино» — вот некоторые из известных наименований. Самый законченный вариант находится в музее Орсе, сам живописец называл ее даже «слишком завершенной».
Полотно представляет нам сентиментальную сцену — две юные девушки склонились над клавишами рояля. Героини настолько увлечены своим занятием, что не замечают ничего вокруг, они внимательно вглядывается в ноты, будто разучивая новую мелодию. Мы можем заметить богато обставленную комнату, но колористическое решение таково, что у зрителя подобное великолепие не вызывает никого раздражения — приглушенные пастельные тона придают полотну пасторальность и спокойствие. Некоторые критики злословили, говоря, что данной милой картине самое место на коробочке шоколадных конфет. Действительно, произведение является прекрасным примером отображения французской буржуазной культуры уходящего XIX века.
Впервые картина была представлена зрителям в 1892 году и почти сразу же была куплена Музеем Люксембургского сада. С конца 20 — х годов она экспонировалась в Лувре, а в 1947 году переехала в Национальный музей Же-Де-Пом, пока 1896 году не обрела постоянное «место прописки» в Париже в Орсе. Один из набросков к картине можно увидеть и у нас на родине, в государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Это ценное приобретение поступило туда из собрания одного немецкого предпринимателя и коллекционера после ликвидации его замечательной коллекции.
Ссылки[править | править код]
- Young Girls at the Piano, 1892, Auguste Renoir, Google Art Project, www.googleartproject.com
- Пьер Огюст Ренуар — Девушки за фортепьяно, impressionism.su
Работы Огюста Ренуара | |
|
Ссылкиправить | править код
- Young Girls at the Piano, 1892, Auguste Renoir, Google Art Project, wwwgoogleartprojectcom
- Пьер Огюст Ренуар — Девушки за фортепьяно, impressionismsu
Работы Огюста Ренуара | |
|
девушки за фортепьяно играть, девушки за фортепьяно казань, девушки за фортепьяно купить, девушки за фортепьяно слушать
Источник
Девушка у пианино
| ||
Поль Сезанн | ||
Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»). 1869 | ||
фр. Jeune Fille au piano | ||
Холст, масло. 57,8 × 92,5 см | ||
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | ||
(инв. ГЭ-9166 ) |
«Девушка у пианино (Увертюра к „Тангейзеру“)» — картина Поля Сезанна.
Картина написана в 1869 году в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс.Название отсылает к опере Вагнера «Тангейзер» [1] .
Относительно того кто изображён на картине нет полной ясности. Долгое время считалось, в том числе и А. Г. Костеневичем, что это старшая сестра художника Мари — за пианино и мать Анн Элизабет Онорин Сезанн — сидит на диване и шьёт [2] [3] , однако впоследствии Костеневич изменил своё мнение. Ссылаясь на каталог-резоне Сезанна, составленный Д. Ревалдом, и фотографии матери и сестер Сезанна, он счёл что за пианино сидит младшая сестра Сезанна Роза, а шьёт на диване — старшая сестра Мари [4] .
Замысел картины относится к 1864 году, историк импрессионизма Джон Ревалд отмечает, что «Сезанн тоже ценил „благородные интонации“ Рихарда Вагнера и замышлял написать картину „Увертюра к Тангейзеру“» [5] . Несмотря на то что увертюра была написана Вагнером для духовых инструментов, существуют интабуляции для других инструментов, в частности во второй половине XIX века большой популярностью пользовалась фортепианная транскрипция Листа, которую можно было играть и на пианино [6] .
Первоначальный замысел существенно отличался от итоговой работы, друг Сезанна профессор Марион ru fr в письме немецкому музыканту Морштатту от 28 августа 1866 года так описывал один из предварительных эскизов картины:
«Недавно он за одно утро наполовину написал великолепный холст… Он будет назван „Увертюра к Тангейзеру“. Эта живопись принадлежит будущему, как сама музыка Вагнера… Девушка за пианино; белое на синем; всё на первом плане. Пианино написано широким мазком, повернутый в профиль старик отец сидит в кресле; в глубине комнаты находится мальчик, слушающий музыку с глуповатым видом. В целом впечатление свирепой и подавляющей силы» [7] .
6 сентября 1867 года Марион снова писал Морштатту:
«Он вернулся к знакомому тебе сюжету… однако в совершенно других и совсем светлых тональностях, все фигуры отличаются большей законченностью. Светловолосая головка девушки очень красива, написана с удивительной силой. Мой профиль получился очень похожим, к тому же он мастерски выполнен, без прежней резкости цвета и отпугивающей дикости других его работ. Пианино написано так же великолепно, как в первом варианте, а складки занавеси, как и обычно, поражают подлинностью» [8] .
Оба эти варианта не сохранились. Первый публикатор писем Мариона Альфред Барр выдвигал версию, что окончательный эрмитажный вариант мог быть написан поверх одного из предыдущих эскизов [9] , однако рентгенографическое исследование картины в реставрационных мастерских Эрмитажа не выявило старых записанных фигур [10] .
Первым владельцем картины был Максим Кониль из Монбриана, с 18 декабря 1899 года она выставлялась в галерее А. Воллара. 29 апреля 1908 года картина, по совету Мориса Дени [11] , была приобретена московским купцом и коллекционером Иваном Морозовым за 20000 франков [4] . После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано, и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства, а после расформирования музея в 1948 году была передана в Государственный Эрмитаж. С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного штаба (зал 409) [12] .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём очерке французского искусства XIX — начала XX века, проводя подробный анализ картины, в частности отмечал:
В красочных контрастах, в прикосновении кисти к холсту заключена необычайная энергия. Вот, к примеру, кусок стены в верхней части. Орнаменты написаны так динамично, словно дело идёт не о мирной семейной сцене, а о схватках Делакруа. Их роль состоит не в том, чтобы показывать что стена украшена узорными обоями, а в том, чтобы служить важным пластическим элементом построения живописного целого. Они призваны соединять друг с другом людей и вещи [2] .
Ранее, в 1866 году, Сезанн в правом кресле изобразил своего отца на «Портрете Луи-Огюста Сезанна» (Национальная галерея искусства в Вашингтоне). Рисунок обоев был около 1878—1879 годов воспроизведён Сезанном на фоне своего «Автопортрета в соломенной шляпе» (Музей современного искусства в Нью-Йорке).
Источник