Девушка за фортепиано федотов

Девушка за фортепиано федотов

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Живопись
  5. Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно

Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно

Пост. в 1912 от Н. П. Вернер через Я. Н. Ждановича (Санкт-Петербург)

  • Экспонирование Михайловский дворец, Зал 13Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Первая половина XIX века
  • Категория Портрет
  • Ключевые слова Эпоха Николая I | женский портрет | аристократы | женский костюм | прически | музыкальные инструменты Поделиться

    Жданович Надежда Петровна (1836–1915) — дочь П. В. Ждановича и его второй жены О. П. Жданович. Воспитывалась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном, выпущена в 1854 году. Была замужем за офицером Финляндского полка А. И. Вернером, впоследствии генералом от инфантерии. Владела собранием работ Федотова, автографами его стихотворений.

    Изображена в голубом платье с белым передником – форменной одежде воспитанниц Смольного института (3-й возраст).

    Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах. С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели. Нейтральный фон чуть высветлен вокруг фигуры, создавая ощущение свето-воздушной среды и в то же время акцентируя ее центральное положение на полотне.

    Портрет отличается непосредственностью и мастерством исполнения. Несмотря на миниатюрность, живопись смела и энергична. Особенно четко вылеплены голова и руки. Характеристика лица свидетельствует о силе, страстности, живости и, одновременно, мягкости характера модели. Богатый линейный и светотеневой ритм полотна, сдержанные пастельные тона в одежде и мастерская передача неяркими цветами фактуры дерева рождает в целом ощущение спокойствия и домашнего уюта.

    Источник

    Девушка за фортепиано федотов

    Старинный, красный фортепиано!
    Какой души сокрыт в нем след?
    Из перламутра клавиатура
    Звучит, как эхо прежних лет.

    Аделаида Герцык


    Портрет Надежды Жданович за фортепиано
    Павел Федотов
    Холст, масло
    1849 год
    Государственный Русский музей

    Павел Андреевич Федотов (1815—1852): «Затронул такие глубокие ноты, каких до него никто не брал в русском искусстве»

    Художник Павел Федотов родился в крайне бедной семье, и в юности был отдан отцом в Московский кадетский корпус, по окончании которого поступил на службу в лейб-гвардии Финляндский полк, что квартировался как раз недалеко от петербургской Академии художеств. Еще будучи кадетом он проявил себя как превосходный рисовальщик, и страсть его к художеству оказалась настолько велика, что с 1834 года он начинает посещать вечерние классы Академии художеств, а с 1844 — сознательно покидает военную службу ради искусства. Федотов охотно писал трогательные портреты своих друзей, забавные сценки из полковой жизни, но особенный вклад внес в развитие национального бытового жанра, за что в 1848 году ему было присвоено звание академика «живописи домашних сцен». Картины его на темы жизни русского общества отмечены тонкой иронией и драматизмом. Но слава и признание оказались недолгими, потому что из-за своей близости тогда к петрашевцам художник очень скоро подвергся критике и нападкам. К 1852 году все это привело к психическому расстройству, которое в итоге и свело живописца в могилу.


    Автопортрет (фрагмент из листа с портретными набросками)
    Павел Федотов
    Бумага, графитный карандаш
    Конец 1840-х годов
    Государственный Русский музей

    «Портрет Надежды Жданович за фортепиано» (1849) в собрании Русского музея

    Этот портрет был исполнен художником в поздний период творчества, буквально за 2-3 года до смерти. На нем изображена 14-летняя Надежда Петровна Жданович – младшая сестра Павла Ждановича, сослуживца и хорошего друга Федотова. У Ждановичей была большая и дружная семья, которая жила на углу 7-й линии Васильевского острова, и все они охотно позировали художнику. К примеру, сохранился портрет той же Надежды Жданович в красном платье, в более раннем возрасте. Работа, где она сидит за фортепиано, выполнена в годы обучения девушки в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном Институте. Известно, что впоследствии она вышла замуж за офицера Финляндского полка А. И. Вернера и прожила до 1915 года. Все это время Надежда Петровна бережно хранила письма, стихи и рисунки Павла Федотова, и в 1912 году, когда ей было уже 76 лет, она передала все это Русскому музею. Среди прочего оказался и этот ее портрет сидящей за фортепиано.


    Портрет Н. П. Жданович
    Павел Федотов
    Картон, акварель
    1844 год
    Государственный Русский музей

    «Домашние» портреты Павла Федотова

    Федотов писал портреты своих сослуживцев и близких друзей на протяжении всей творческой жизни, и поскольку на них изображены родные художнику люди, то нельзя не почувствовать всю ту любовь и теплоту, которой наполнены его произведения. Сам же он крайне резко относился к тем портретам, которые писались другими живописцами на заказ, ведь в них очень часто присутствует некая надуманность и чрезмерная идеализация модели. «Можно ли уловить душу человека, пришедшего именно с той целью, чтобы с него писали портрет?» — говорил он. В своих работах Федотов, напротив, пытается создать простую домашнюю обстановку, окружает человека теми предметами, которые ему близки, стремится к тому, чтобы его поза оставалась естественной и непринужденной. В результате и получается очень интимный и этюдный характер портретов Федотова, со свойственной им эскизностью и небольшим форматом.


    Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой
    Павел Федотов
    1845 – 1847 годы

    «Старинный, красный фортепиано! Какой души сокрыт в нем след?»

    Все перечисленные особенности вполне отвечают изображению Надежды Жданович. Удачно смотрится найденный художником легкий разворот фигуры, обращенный к зрителю взгляд, скользящие по клавишам пальцы. Скромное учебное платье подчеркивает будничность происходящей сцены, а простой лаконичный фон, где нет места ничему лишнему, только еще больше усиливает впечатление обыденности. На светлом золотистом цвете стены особенно отчетливо выделяется девичий силуэт – упругий, плавный, грациозный. Камерный формат портрета отмечен при этом динамичной и уверенной техникой живописи, где фон проработан размашистыми энергичными мазками, в то время как миниатюрная головка прописана довольно четко, со всеми особенностями ее прически, с подчеркнутым акцентом на ясном, открытом, спокойном взгляде. Спина изгибается в такт спинке стула, звучание инструмента послушно плавному движению рук, тень на стене – иллюзия пространства. Светлый колорит с преобладанием белого, голубого, желтого и коричневого идеально созвучен женственному и тонкому образу девочки. Теплота восприятия достигается за счет мягкого искусственного освещения, которым окутано здесь все видимое. Иными словами, портрет получился удивительно цельный и обаятельный, и он покоряет без промаха своей простотой и изысканностью.


    Портрет Надежды Жданович за фортепиано (фрагмент)
    Павел Федотов
    Холст, масло
    1849 год
    Государственный Русский музей

    «Эстетическое кое-что по поводу картин и эскизов господина Федотова»

    Тем не менее, несмотря на несомненные достоинства произведений Федотова, многие его современники не упускали возможность упрекнуть художника в дилетантизме и техническом несовершенстве его живописи. Так, например, в портрете Надежды Жданович левая рука кажется короче правой; фортепиано же написано с иной, более высокой точки зрения, что создает впечатление, будто оно не упирается в стену, а прошибает ее. Скорее всего, так произошло из-за того, что художник писал фортепиано и руки пианистки не во время сеанса, а намного позднее – по памяти. Как бы то ни было, эти неточности вовсе не умаляют обаяния созданного Федотовым портрета, но только заставляют вспомнить то особенное видение мира, которое в то время еще только предстояло открыть будущим художникам-импрессионистам – видение, с присущей ему мимолетностью впечатления и очаровательными техническими неточностями. Кажется, в этой работе Федотов уже слышит поступь поколения грядущих мастеров, чутко угадывая их новые живописные коды.


    Портрет Надежды Жданович за фортепиано (фрагмент)
    Павел Федотов
    Холст, масло
    1849 год
    Государственный Русский музей

    © проект SpbStarosti

    Источник

    П. А. Федотов. Портрет Надежды Петровны Жданович

    П.А.Федотов.Портрет Надежды Петровны Жданович
    в замужестве Вернер, за клависином
    1849-50г, холст, масло, 24,5 х 19,2 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Это один из самых значительных портретов работы П.А.Федотова.Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах.

    С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели.Взгляд ее выражает сложные душевные переплетения. В нем есть одновременно и доверительность, и настороженность, желание впустить стороннего наблюдателя в мир своих чувств и вместе с тем отгородиться от него.

    Этот портрет был исполнен художником в поздний период творчества, буквально за 2-3 года до смерти. На нем изображена 14-летняя Надежда Петровна Жданович – младшая сестра Павла Ждановича, сослуживца и хорошего друга Федотова. У Ждановичей была большая и дружная семья, которая жила на углу 7-й линии Васильевского острова, и все они охотно позировали художнику.

    К примеру, сохранился портрет той же Надежды Жданович в красном платье, в более раннем возрасте. Работа, где она сидит за фортепиано, выполнена в годы обучения девушки в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном Институте.

    Уже тогда в девочке-подростке с серьезным взглядом он угадал тот характер, который вполне обнаружился сейчас в молоденькой девушке-институтке: чистота без ханжества, женственность без жеманства, достоинство без надменности, живость без кокетства, ум без педантизма, скромность без уничижительности.

    Известно, что впоследствии она вышла замуж за офицера Финляндского полка А. И. Вернера и прожила до 1915 года. Все это время Надежда Петровна бережно хранила письма, стихи и рисунки Павла Федотова, и в 1912 году, когда ей было уже 76 лет, она передала все это Русскому музею. Среди прочего оказался и этот ее портрет сидящей за фортепиано.

    Источник

    LiveInternetLiveInternet

    Рубрики

    • Авиация (147)
    • Астрономические явления (17)
    • Атмосферные конвективные явления (13)
    • Атмосферные оптические явления (30)
    • Атмосферные электрические явления (11)
    • Бабочки (20)
    • ВАТИКАН (23)
    • Владимир Джанибеков (8)
    • Водолей (20)
    • Вокруг Солнечной системы (75)
    • Вопрос-Ответ (2274)
    • Габсбурги (15)
    • Гаремы (7)
    • Далёкий космос (108)
    • Дальние страны (1143)
    • ДИНАСТИИ (39)
    • Дорога — это жизнь (39)
    • ДОСЬЕ (27)
    • Животные (515)
    • Загадки истории (445)
    • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
    • Замки и Дворцы (27)
    • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
    • ЗДОРОВЬЕ (255)
    • Земля (138)
    • ЗЕРКАЛО (5)
    • Искусство (661)
    • Истории любви (183)
    • ИСТОРИЯ (2261)
    • История одного стихотворения (2035)
    • История одной картины (1113)
    • Книги для детей (256)
    • Краса ветвей зависит от корней (29)
    • КУЛЬТУРА (247)
    • Легенды и мифы (164)
    • ЛИТЕРАТУРА (255)
    • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (184)
    • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
    • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
    • ЛЮДИ (503)
    • Люди-легенды (120)
    • МАЯКИ (9)
    • Микеланджело Буонарроти (29)
    • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
    • МИКРОмир (16)
    • Мода (50)
    • Москва (73)
    • Музеи (123)
    • Наполеон Бонапарт (68)
    • Насекомые (96)
    • НАУКА (479)
    • Облака (13)
    • Оружие (23)
    • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (244)
    • ПАРАЗИТЫ (23)
    • Первые среди равных (194)
    • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
    • Поэзия (750)
    • Праздники (52)
    • Притчи (34)
    • Проза (474)
    • Прошлое и настоящее Ташкента (202)
    • Психология (80)
    • Птицы (210)
    • Растения (86)
    • Рекорды (19)
    • РОЗА ВЕТРОВ (22)
    • Романовы (103)
    • Россия (1176)
    • Сады и парки (34)
    • Самарканд — столица Тамерлана (22)
    • Санкт-Петербург (112)
    • Символы (159)
    • Скульпторы (38)
    • СЛОВАРЬ (67)
    • Соборы и Мечети (65)
    • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
    • Судьбы человеческие (1542)
    • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
    • Ташкент (18)
    • Узбекистан (211)
    • Фарфор (8)
    • ФЕНОМЕН (167)
    • ФИЛАТЕЛИЯ (178)
    • Фотографии (440)
    • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (186)
    • Фра Беато Анджелико (13)
    • ХУДОЖНИКИ (771)
    • ЦВЕТЫ (43)
    • ЧАЙ (24)
    • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
    • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (731)
    • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
    • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
    • ЭПОХА СССР (400)
    • ЮСУПОВЫ (21)

    Поиск по дневнику

    Подписка по e-mail

    Интересы

    Постоянные читатели

    Сообщества

    Статистика

    Павел Федотов. Портрет Надежды Петровны Жданович в замужестве Вернер, за клависином

    Павел Федотов. Портрет Надежды Петровны Жданович в замужестве Вернер, за клависином

    Это — самое значительное портретное произведение Павла Федотова. Как и в других работах художник объединяет портретную и жанровую задачу. Он детально воссоздает среду, в которой пребывает модель, вводит действие – игру на фортепиано. Но он, как будто, прерывает эту игру, поворачивая голову и взгляд девушки в сторону зрителя, отвлекая модель от занятия.

    Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах. С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели.

    Девушка предстает перед нами во всей сложности своего душевного бытия, в период пробуждения чувств, целеустремленного движения к будущему.

    Взгляд ее выражает сложные душевные переплетения. В нем есть одновременно и доверительность, и настороженность, желание впустить стороннего наблюдателя в мир своих чувств и вместе с тем отгородиться от него. Он свидетельствует о том, что сама душа юной Жданович еще в становлении, в процессе формирования.

    Нейтральный фон чуть высветлен вокруг фигуры, создавая ощущение свето-воздушной среды и в то же время акцентируя ее центральное положение на полотне. Портрет отличается непосредственностью и мастерством исполнения. Несмотря на миниатюрность, живопись смела и энергична. Особенно четко вылеплены голова и руки.

    Характеристика лица свидетельствует о силе, страстности, живости и, одновременно, мягкости характера модели. Богатый линейный и светотеневой ритм полотна, сдержанные пастельные тона в одежде и мастерская передача неяркими цветами фактуры дерева рождает в целом ощущение спокойствия и домашнего уюта.

    Такие девушки из хороших русских семей становились декабристками и народоволками, они бывали преданы до конца и любимому человеку, и великому делу, но они могли так же достойно прожить и вполне обыкновенную жизнь, ни в чем не поступаясь началами нравственности и духовности, распространяя вокруг себя свет своей души. Именно так провела долгую жизнь Надежда Петровна Жданович.

    Жданович Надежда Петровна (1836 – 1915) — дочь П. В. Ждановича и его второй жены О. П. Жданович. Воспитывалась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном, выпущена в 1854 году. Была замужем за офицером Финландского полка А. И. Вернером, впоследствии генералом от инфантерии.

    Владела собранием работ Федотова, автографами его стихотворений, она бережно сохраняла около сорока писем Федотова (они сгинули куда-то в исторических бурях) и его рисунки, которые на закате дней, уже в разгаре первой мировой войны, передала в Русский музей.

    Наденьку Жданович (1836 – 1915) Федотов знал еще совсем маленькой, три-четыре года тому назад сделал парные акварельные портреты ее и сестры Оли, нарисовав обеих в одинаковых красных платьицах, с голыми руками (первый из них сохранился, второй пропал). Уже тогда в девочке-подростке с серьезным взглядом он угадал тот характер, который вполне обнаружился сейчас в молоденькой девушке-институтке: чистота без ханжества, женственность без жеманства, достоинство без надменности, живость без кокетства, ум без педантизма, скромность без уничижительности.

    Сколько лет уж минуло, и прах ее давно истлел, а на крохотном федотовском холсте, этой жемчужине русской живописи, все светятся и будут светиться чудные синие глаза и легкая улыбка, не таящие в себе никаких загадок, кроме простой, но вечной загадки чарующей женской прелести.

    Как ни прекрасны по-своему были прежние, ранние портреты Федотова, ни в одном из них он, пожалуй, не смог бы достигнуть такой высоты, как в портрете Наденьки Жданович.

    Павел Андреевич Федо́тов (22 июня [4 июля] 1815, Москва — 14 [26] ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.

    Источник

    Читайте также:  Нарисуй мне небо елка ноты
Оцените статью