Di box для акустических гитар

Выбираем Di-box

Многие слышали о приборе с интересным названием «директ-бокс». Почему же без него не обходится практически ни один современный музыкант или специалист по работе со звуком? Иногда эту штуку называют более коротко — DI-BOX или ди-бокс в русском произношении. Этот прибор используется для согласования разъемов разных типов и сигнальных уровней. Еще ди-бокс находит применение для производства качественных студийных записей электрогитар и другого музыкального оборудования с небалансным (второе название: несимметричным) входом либо выходом.

Человек, впервые столкнувшийся с данной темой, может поначалу по-настоящему растеряться. Ассортимент моделей ди-боксов от различных производителей действительно впечатляет, причем каждая модель имеет уникальные характеристики и разные функциональные возможности. О том, как не утонуть в этом многообразии и купить самое подходящее устройство, и пойдет речь далее.

Где и когда используется ди-бокс?

Сначала еще раз вернемся к назначению этого прибора. По факту он обеспечивает простое и правильное (а значит безопасное) подключение инструмента к остальной звуковой технике. Чаще всего в роли последнего выступает микшерный пульт. Ди-бокс осуществляет преобразование небалансного высокоомного сигнала на выходе электроинструмента в балансный низкоомный. За счет этого в сигнале, проходящем через соединительные кабели большой протяженности, полностью подавляются все шумы.

Поэтому у ди-боксов имеется вход и два выхода. Правда, современные директ-боксы на входной панели имеют 2 разъема, «заточенные» под распространенные стандарты TRS и XLR:

Читайте также:  Joe satriani гитар про

Сквозной (direct) — для звукового усилителя.

Усиленный (соответствует мощности микрофонного аудиосигнала) — предназначен для соединения с вещательным оборудованием (звуковым устройством записи или микшерным пультом).

Функции ди-боксов

1. Изолирование аудиосигнала от электросети 220 В. Часто эту функцию называют гальванической развязкой. Такой подход позволяет избежать травмирования музыканта в случае внезапного короткого замыкания. Также ощутимый удар током может спровоцировать смена фазы электрического тока. Кроме этого, гальваническая развязка предотвращает появления шумов на частоте напряжения питания (50 Гц).

2. Согласование уровней. Эта функция ди-бокса особенно необходима при работе в звукозаписывающей студии. Обеспечивает правильное соединение между небалансным разъемом с балансным. Напомним, что балансный разъем еще называют симметричным, а небалансный соответственно — несимметричным.

Еще пару слов о входах

Микшеры, которые используются на концертах, обязательно имеют входные разъемы для микрофонов. Современные микрофоны характеризуются сравнительно малым выходным сопротивлением — не больше 600 Ом. А сопротивление нагрузки составляет от 1500 Ом до 10 000 Ом (10 кОм). Соединение консоли с микрофоном осуществляется через XLR-разъема по симметричной схеме.

Электрогитара является источником аналогового небалансного сигнала, со следующими характеристиками:

— динамический диапазон (dynamic range): -30. 0 dBu (для басс-электрогитар 30. +10 dBu);

— Сопротивление выхода (output resistance): -5. +20 кОм.

А если гитара акустическая и аудиосигнал подается с пьезоэлектрического звукоснимателя, то значение его выходного сопротивления еще больше.

Для корректной передачи звука с электрогитары её нужно подсоединить к высокоомному входу (например, входное сопротивление звукового усилителя для электрогитары примерно равно 1 MOhm). И еще одним условием неискаженного звучания является следующее — минимальное значение этого входного сопротивления составляет 250 kOhm, не ниже.

Резонансная частота электрической цепи, элементами которой является гитарный звукосниматель вместе с усилителем, находится в пределах от 2 до 3 кГц. Мощность резонансного пика находится в зависимости от сопротивления, которым обладает нагрузка: чем оно будет меньше, тем меньше будет сила звука на резонансной частоте и наоборот. Поэтому желательно, чтобы сопротивление нагрузки было как можно больше, тогда и звук сочнее заиграет.

Иначе дело обстоит с другими музыкальными электронными устройствами. Хотя динамический диапазон драм-машин и синтезаторов идентичен электрогитаре (-30. +10dBu), сопротивление выхода этого оборудования в разы меньше и равняется примерно 100 Ом. Поэтому пару килоом в этом случае считаются уже достаточно высокоомной нагрузкой.

Какие можно сделать выводы? Во-первых, стандартный вход для микрофона на микшерной консоли не годится для большей части электроинструментов по причине слишком малого входного сопротивления. Это приводит к ухудшению тембра звучания и ненужному повышению чувствительности. Во-вторых, практически все современные микшерные пульты оснащены разъемами типа TRS либо XLR, предполагающие подачу на их вход симметричного сигнала от микрофона. И если устройство является источником симметричного сигнала, то его подключать к пульту через этот разъем недопустимо.

Что нужно сделать для решения этой задачи? Правильно, преобразовать несимметричный сигнал электроинструмента в симметричный, уровень которого близок к сигналу от микрофона.

Какие функции выполняет ди-бокс?

• Трансформирует низкое сопротивление нагрузки в высокое — до 250 кОм, обеспечивая качественное звуковоспроизведение;

• Дает возможность подачи звукового сигнала на микшерный пульт и звуковой усилитель одновременно;

• Уровень сигнала становится сравним с микрофонным;

• Происходит преобразование несимметричного сигнала, требующего высокого входного сопротивления, в симметричный низкого сопротивления. Такой сигнал можно напрямую подавать на звуковой предусилитель микшера.

• Обеспечивает гальваническую развязку источника звукового сигала, предупреждая тем самым возникновение низкочастотного гула.

Какими бывают ди-боксы?

Ди-боксы, которые выпускают мировые производители, бывают 2-х видов: пассивные и активные. Функционал у обоих устройств одинаково широк, отличия заключаются лишь в том, что пассивные подключаются к активным источникам аудиосигнала, а активные — наоборот. Поговорим о каждом виде ди-бокса более подробно.

Активный ди-бокс

Фактически активные ди-боксы являются аналоговыми предусилителями, и оснащены немалым числом разнообразных возможностей. Перечислим основные из них:

— инверсия полярности входного сигнала;

— выход на footswitch для выключения звука;

— выход на дополнительный усилитель: активный (для усиления мощности) или трансформаторный.

Ди-боксы активного типа часто имеют еще пару входных разъемов, обеспечивающие отдельную настройку сигнальных уровней в каждом канале. В этом часто возникает необходимость для стереоподключения одного источника сигнала.

Основное назначение активных ди-боксов — сделать их сопротивление входа больше чем трансформаторное, обеспечив корректную передачу от устройств, аудиосигналы которых имеют небольшую мощность. Электропитание таких ди-боксов осуществляется либо от батареек, либо от консоли. С их помощью записывается звук от инструментов без питающих элементов либо источников. Если к ди-боксу планируется подключать бас-гитару, где техника игры обычно напряженна и энергична, то лучшим выбором станут модели, рассчитаные на прием высокого уровня аудиосиганала. Это обеспечит отсутствие искажений при звуковоспроизведении.

Входной электрической цепью ди-бокса является буферная схема. С её помощью обеспечивается режим работы гитарного звукоснимателя, при котором не искажается тембр и хорошо передается sustain. На выходе ди-боксов некоторых производителей имеется трансформатор, обеспечивающий развязку по питанию. В моделях директ-боксов подешевле такого трансформатора нет.

Наличие развязки по питанию часто спасает ситуацию во время работы с незнакомыми акустическими системами. А еще в том случае, если используется автономный источник питания (например, на концертах с выездом в поле, на площадь и т.п.). При возникновении неполадок с питанием активный ди-бокс надежно защитит инструмент от прохождения мощных электрических импульсов, способных повредить либо сам инструмент, либо травмировать исполнителя. Еще одним достоинством активного директ-бокса являются его компактные размеры и малый вес вследствие отсутствия в их схеме массивного трансформатора.

Пассивный директ-бокс

Можно сказать, что основным элементом схемы пассивного ди-бокса в отличие от активного является трансформатор. Этот элемент служит звеном электрической связи между входом и выходом. Основным механизмом такой связи служит электромагнитная индукция, благодаря чему на выход не попадает 50-герцовый низкочастотный шум. Еще один плюс пассивных моделей состоит в том, что в них при перегрузке наблюдаются искажения выходного сигнала. Нет нужды и в источнике электропитания. А вот с усилением слабых сигналов пассивные ди-боксы практически не справляются. Поэтому их лучше подключать к инструментам или аппаратуре, выдающим достаточно мощные сигналы. Хорошим примером такого устройства служит активный предусилитель, питающийся от батареек.

От соотношения числа витков провода на первичной и вторичной обмотках трансформатора зависит величина входного сопротивления. Изменяя это соотношение, можно получить на выходе большое сопротивление (но не больше 150 кОм). Мощность выходного сигнала при этом уменьшается до 20 dBu, в результате чего достигается тотальное согласование выхода ди-бокса с низкоомным балансным входом другого устройства. Таким образом выход директ-бокса можно спокойно соединять со входом предусилителя микрофона.

Пассивный ди-бокс способен решить еще одну задачу — подачу звукового сигнала от одного инструмента или другого музыкального устройства на микшерный пульт и усилитель для электрогитары. Реализуется такое подключение посредством разъемов Through (сквозного) и Input (входного), имеющихся на корпусе пассивных директ-боксов.

В заключение следует сказать, что ряд моделей ди-боксов могут выступать в роли как пассивных, так и активных устройств. Это часто помогает в ситуациях, когда нет достоверной информации о том, от каких инструментов и музыкальных устройств будут подаваться сигналы.

О стоимости ди-боксов

Цена на ди-боксы отличается в зависимости от его модели и компании-производителя. Ассортимент современных ди-боксов весьма велик, и каждая модель характеризуется своими конструктивными и техническими особенностями, выполнена из материалов разного качества, выпускается под своим брендом. Все это в конечном счете здорово влияет на конечную цену устройства.

Все просто — если вы решили купить дорогостоящую модель директ-бокса, то можете рассчитывать на более высокую, чем у дешевых моделей, надежность устройства, большую функциональность и т.п. То же самое можно сказать и о других характеристиках устройства — дорогие приборы меньше шумят и обладают более широким диапазоном частот.

4 совета по выбору ди-бокса

1. Основной критерий — качество воспроизведения звука. Помните о том, что в спектре активных ди-боксов преобладают высокие частоты. Можно провести такую интересную аналогию: звучание пассивных директ-боксов сходно со звучанием ламповых усилителей, а активных — соответственно транзисторных.

2. Не забывайте о важном правиле: пассивные ди-боксы подключаются к оборудованию, являющемся источником активного сигнала. С активными ди-боксами все наоборот. Исключение представляют некоторые модели активных ди-боксов, специально «заточенные» на работу с активными сигналами.

3. Качественный ди-бокс обязательно имеет вход для подключения к музыкальному устройству, симметричный выход, переключатель ground-lift. Также в схему хорошего ди-бокса включен трансформатор. Крайне рекомендуется выбирать устройства с XLR-разъемом симметричного выхода.

4. Стоимость ди-бокса пассивного типа зависит от того, насколько качественно сделан встроенный трансформатор. Перед покупкой настоятельно рекомендуется ознакомиться с его основными характеристиками (класс, АЧХ и т.п.)

Перечень полезных функций ди-боксов

• Pad — служит для уменьшения мощности сигнала, подаваемого на вход. Дает возможность подключаться к источникам сигналов большой мощности, не опасаясь перегрузки.

• Thru-put — необходима для соединения музыкального устройства с предусилителем через микшерный пульт.

• Polarityreverse — комбинирует сигналы с противоположными фазами.

• Ground-lift — изолирует «землю» звукового сигнала от «земли» музыкального устройства.

• Isolatedlineoutputs — вход для запитки от так называемого развязывающего трансформатора. Английское название этого радиотехнического элемента пишется так: Floating Transformer Isolated. Выход этого трансформатора полностью изолирован, что приводит к существенному подавлению шумов.

Несколько рекомендаций по эксплуатации ди-боксов.

— Для удаления шумов следует включить ди-бокс между музыкальными устройствами, которые его порождают.

— Часто низкочастотный шум возникает в случае передачи сигнала с несимметричного линейного выхода микшерной консоли. Для его устранения следует попробовать использовать пассивный ди-бокс с наличием опции ground-lift и развязывающего трансформатора. Ди-бокс следует подключить к несимметричному выходу консоли и электрокабелем мониторов. Если по-прежнему слышаться шумы, задействуйте ground-lift — шум должен пропасть.

— Запомните: пассивный ди-бокс нельзя размещать на таких устройствах как комбик или усилитель. Влияние электромагнитных полей этих устройств на изолирующий трансформатор ди-бокса может привести к фазовым искажениям сигнала.

В заключении следует отметить, что ди-бокс — это крайне полезное, а во многих случаях даже незаменимое устройство. Кроме обеспечения безопасности, этот прибор способен реально повысить качество звуковоспроизведения. Поэтому стоимость ди-бокса полностью оправдана его надежностью и долгим сроком службы.

Источник

Di box для акустических гитар

Поскольку многие стали спрашивать, что за зверь такой дибокс и зачем он нужен, решил ответить сразу всем.

DI-box (Direct Input-box, директ-бокс, дибокс) – это отдельное устройство, предназначеное чаще всего для гитаристов и выполняющее две важнейшие функции: гальваническая развязка (изолирование) аудиосигнала от электрической сети (важно при работе на сцене) и согласование разъемов входного и выходного уровней (важно при работе в студии).

Директ-боксы незаменимы на сцене для избавления от кучи проблем с согласованием уровней и типов разъемов (обычно это джеки и кэноны в разных вариациях), а также в студии при записи гитар и других устройств с несимметричным входом/выходом.

Гальваническая развязка не позволит гитаристу получить удар током при коротком замыкании или смене фазы, а также избавляет от гула на частоте 50 Гц, так называемой “земляной петли”, возникающей из-за неправильной электропроводки.
Согласование уровней позволяет подключить между собой устройства с небалансным (несимметричным) и балансным (симметричным) разъемами.

Обычно директ-боксы имеют один вход (иногда выполненный на двух разъемах, XLR и TRS) и 2 выхода: сквозной (директ) и усиленный (микрофонного уровня) для дальнейшего подключения к вещательной системе: в микшерский пульт или в звуковую карту для записи.

Директ-боксы бывают 2 видов: активные и пассивные. Оба вида выполняют одни и те же функции, но делают это по-разному из-за своих особенностей. В активных дибоксах следует особо следить за динамическим диапазоном входного сигнала.

Схема активного DI-Box

Активные дибоксы (на батарейках или от фантомного питания микшера) более функциональные. По сути это предусилители. Т.е. могут раскачать слабый сигнал с гитары до требуемого уровня. Также в активных дибоксах могут присутствовать множество опций, таких как аттенюатор, вч- и нч-фильтр и многое другое (зависит от потребностей музыканта). Если музыканту требуется больше функций, чем может дать дибокс, то роль дибокса хорошо сыграет микшер (обычно дибокс уже есть в штатном функционале микшера).
Минус активного дибокса – есть связь с землей (хоть и бывает отдельный переключатель Ground) и искажение сигнала при возникновении перегрузки (например, вследствие активной игры на гитаре)

Пассивные дибоксы (без батареек и вообще какого-либо питания) являются по сути просто трансформаторами, играют роль моста между входом и выходом. Пассивные дибоксы обычно несут в себе только две функции: отвязка от земли и согласование балансных-небалансных входов\выходов.
Плюс пассивного дибокса – не искажает сигнал при возникновении перегрузки, а делает его более насыщенным (похож на действие лимитера). Кроме этого в пассивном дибоксе можно использовать “обратное” подключение (т.е. преобразовывать низкий импенданс в высокий и наоборот).
Минус – пассивный дибокс не предназначен для слабых сигналов (попросту не справится с задачей).

Профессионалы предпочитают использовать активные дибоксы с фантомным питанием от микшера. Естественно, по цене они дороже пассивных.

При использовании активных дибоксов стоит обратить внимание на то, что в основном они предназначаются для записи инструментов, у которых нет своего собственного встроенного питания.
В случае, например, с электроакустическими гитарами, активные дибоксы подчеркивают высокие частоты, что очень хорошо при записи, например слэпа или других видов техники, в которых большое значение имеет не только тональная составляющая звука, но и атака.
Для очень энергичной и резкой игры на гитаре, отличающейся высоким уровнем выходного сигнала, целесообразней выбрать дибоксы, способные работать с высоким входным напряжением. В этом случае можно не опасаться искажений.
Кроме того, более предпочтительными являются активные дибоксы с высококачественными трансформаторами и с широким динамическим диапазоном, которые способствуют хорошей пространственной локализации инструмента и позволяют легче уложить его в микс при сведении.

Пассивные дибоксы лучше всего подходят для инструментов со встроенным предусилителем, который питается от батареи. Кроме того, пассивные дибоксы очень пригодятся при возникновении проблем с шумом в случаях, когда нет времени искать и устранять его источник.

Короче, если говорить коротко: пассивные дибоксы хорошо работают с активными устройствами (имеющими на борту питание). И наоборот, активные дибоксы отлично работают с пассивными устройствами (не имеющими своего питания).

Дибоксы можно подключать последовательно в звуковой цепи, в зависимости от целей звукового тракта.
Т.е. можно в качестве усиления сначала пропустить сигнал через активный дибокс, а к его выходу подключить пассивный.

Критерии выбора

а) послушать в магазине звучание гитары через дибокс. Пассивные дибоксы немного округляют звук, активные подчеркивают верхние частоты.
б) в хорошем дибоксе должны быть инструментальный вход и балансный выход, причем, крайне желательно, чтобы он был с разъёмом XLR (студийный стандарт)
в) цена пассивного дибокса в основном определяются качеством трансформатора, который он содержит, поэтому тут надо обращать внимание на его характеристики (класс А, линейная АЧХ и т.д.)

Originally published at Философия Звука. You can comment here or there.

Источник

Оцените статью