Прелюдия–Этюд
Музыкальный издатель и композитор Антон Диабелли родился 6 декабря 1781 года. Его инструктивные пьесы для гитары и фортепиано были известны не только в то время, они имеют популярность и сейчас. Австрийский композитор писал свои произведения в различных жанрах и практически для всех инструментов.
Свое детство мальчик провел в Матзее, близ Зальцбурга. Композиции учился у самого М. Гайдна. Пребывал в капелле Зальцбургского собора и в монастыре Михаэльбойрн. Также ему довелось заниматься в школе монастыря Райтенхаслата и в Мюнхенской латинской школе, так как родители всеми силами пытались сделать из него священника. Но у них все же ничего не вышло.
После событий 1803 года, когда закрыли все монастыри Баварии, мальчик – хорист покинул подобного рода идею. Преподаванием фортепиано и гитары Антон начал заниматься после переезда в Вену. Его друзьями в это время стали Шуберт, Бетховен, Гайдн. Они же и помогли ему с его творческой карьерой, поставили твердо на ноги.
Диабелли уважали и ценили за ясный ум, культуру, порядочность, творчество. Он был очень чувствительным, ранимым человеком и преданным другом. За это, собственно, его и любили. И это неудивительно, сколько он совершил для своих друзей, сколько опубликовал произведений. Позже он начинает издавать произведения своих друзей, в частности Шуберта. Его глубокие знания в музыке помогли также издать сочинения Бетховена и многих других немало известных композиторов.
В 1824 году ему даже удалось стать совладельцем издательства Пьетро Канте. Благодаря такой должности он издавал творения известных и популярных композиторов. Кроме этого постоянно печатал произведения своего лучшего друга и прекрасного исполнителя М. Джулиани. Конечно же печатал и свои произведения. Сочинения Й. Ланнера, К. Черни, Ф. Шуберта, И. Штрауса были изданы в этом музыкальном издательстве.
Позже издательство продали К. Шпине. В Вене 7 апреля 1858 года умер талантливый композитор, органист, издатель, пианист и гитарист Антонио Диабелли.
С его творческими работами можно ознакомиться у нас на сайте. Только у нас, полная коллекция произведений. Также Вам предоставляется возможность скачать ноты для гитары, фортепиано. Послушать по – настоящему восхитительную классическую музыку в исполнении великого человека Антона Диабелли.
Смотрите также ноты произведений композитора Антон Диабелли:
Источник
Классическая гитара >Четыре учебных этюда для гитары
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . Вот мы и подошли к четырем заключительным произведениям, в которых вы будете использовать различные техники и музыкальную теорию, изученные на протяжении всего раздела Классическая гитара.
Первый учебный этюд
Первое произведение представляет собой этюд из терций. Две ноты каждого интервала (когда обе они являются зажатыми) должны браться на грифе вместе. Повторяющаяся последовательность пальцев правой руки (р, m, i) позволяет поочередно выполнять ими плавные и однообразные движения, что даст вам возможность сосредоточиться на сменах позиций в левой руке.
Когда вам встретятся аккорды, особое внимание обращайте на то, чтобы все входящие в их состав ноты игрались строго одновременно и звучали мощно. Сначала это может показаться сложным из-за резких переходов правой руки с арпеджио на аккорды, но вы справитесь с этой проблемой, если при медленном разучивании этюда будете заранее готовить пальцы на струнах к аккорд.
В четвертой строке происходит почти постоянная смена позиции после каждой терции, но если вы заметите, что левая рука всегда играет третьим и вторым или третьим и первым пальцами (в зависимости от того, малая или большая терция играется), а нижняя нота остается на второй струне до самого начала пятой строки, то найти ноты для вас не составит большого труда.
Второй учебный этюд
Во втором этюде ноты с направленными вверх вертикальными чертами в первой строке ведут мелодию и должны играться громче, чем аккомпанирующие ноты нижней части. В третьей и четвертой строках часто используются направляющие пальцы между сменами позиций. Эти смены позиций в партитуре не указаны, поскольку басовые ноты и аппликатура дают достаточно информации о том, какие позиции имеются в виду.
Третий учебный этюд
Следующий учебный этюд, «Аделита», — это очень популярное произведение гитарного репертуара, основанное на польском танце под названием мазурка. Работы подобного типа требуют чистоты воспроизведения мелодии и ритмической выдержанности.
Эта пьеса включает в себя многие из изученных вами на этот момент техник, таких как мелизмы, лигадо и игру на различных высоких позициях. Для извлечения сильного и мягкого звука на первой и третьей нотах в первом, втором и третьем тактах следует использовать апояпдо.
В третьем такте аккорд на последнем счете, который в предыдущих тактах служил аккомпанирующей гармонией, приобретает верхнюю мелодическую ноту G (соль). Эту ноту следует взять громче, чем остальные две ноты аккорда, просунув палец m под струну глубже, чем палец i, чтобы она могла плавно перетечь в следующий такт.
Такие скрещивания мелодии и аккомпанемента встретятся в пьесе еще несколько раз — например, на последнем счете всех тактов третьей строки. В первом такте четвертой строки придется сильно растягивать третий и четвертый пальцы (при исполнении орнамента), что нужно отработать очень медленно при разборе пьесы.
Во втором такте четвертой строки мелодия приобретает теноровый голос, который должен подчеркиваться акцентированным ударом пальца правой руки. Короткое глиссандо в следующем такте с верхней G (соль) на D (ре) призвано усилить кантабиле, то есть напевное звучание, пьесы.
Первая нота всех флажолетов должна играться одновременно с аккордом. Очень характерно для этой пьесы использование вибрато, которое в значительной степени оживляет произведение; особенно эффектно оно в верхнем голосе первой половины пьесы и позже, когда во втором такте четвертой строки тема ведется на басовых струнах.
Четвертый учебный этюд
Четвертый учебный этюд, технически не слишком сложный, для правильного исполнения требует точного понимания и трактовки стиля, в котором он написан.
Акцентов на счете следует избегать, чтобы подчеркнуть линейное развитие мелодии, а поддержание ритма должно усилить лирический и плавный характер этой пьесы.
Это произведение было написано для виуэлы, испанского струнного инструмента эпохи Возрождения. Ее строй похож на гитарный с той лишь разницей, что, подобно лютне того же периода, большая терция находится между третьей и четвертой струнами, а не между второй и третьей, как у гитары.
Чтобы сыграть эту пьесу подходящими пальцами, используется диссонанс, опускающий третью струну до F# (фа-диез).
При исполнении этой пьесы на третьем ладу можно установить капо (специальное маленькое, похожее на зажим устройство, закрепляемое на грифе и фиксирующее все струны на определенном ладу) для изменения строя гитары на G (соль), чтобы привести его в соответствие со строем виуэлы. Однако имейте в виду, что общепринятый концертный строй стал заметно выше по сравнению с тем, каким он был в XVI столетии, и вполне возможно, что наш современный строй F (фа) значительно ближе к строю G (соль), принятому в те времена, и поэтому использование капо может оказаться излишним.
Инструментальная музыка того периода близко имитировала вокальный стиль с доминирующими в нем линейными аспектами. Поэтому при исполнении следует обратить особое внимание на выделение мелодической составляющей этого произведения.
Например, во втором такте второй строки басовая Е (ми) должна приглушаться при переходе к А (ля), чтобы интервал приобрел мелодическое звучание и две ноты не были слышны одновременно, что, в противном случае, привело бы к гармонической неопределенности.
Линейный аспект произведения вновь становится очевиден при «имитации» во второй строке между первым и третьим тактами, когда басовый мотив повторяется на кварту выше. То же самое происходит и в следующем такте еще на кварту выше, но первая нота утрачивается в этой вариации. Кроме того, рисунок верхнего голоса первого такта второй строки повторяется в басовой партии в следующем такте, но с иными интервалами, так как в этом месте требуется новая гармоническая функция.
В партитуре очень подробно указана аппликатура из-за сложностей, связанных с использованием диссонанса. Какими пальцами исполняет гитарист произведение, в первую очередь определяется его опытом, но также во многом зависит и от конкретной пьесы, однако главный совет в этом вопросе сводится к тому, что играть выбранными пальцами вам всегда должно быть удобно.
Огромное значение имеют и другие параметры, такие как смена позиций и расположение большого пальца левой руки.
Динамика этой пьесы может быть произвольной; здесь она указана как один из возможных вариантов постепенного ее изменения, соответствующего стилю.
Указание «despacio» в начале партитуры по-испански означает «медленно», однако темп исполнения должен быть таким, чтобы мелодия была хорошо различима.
Именно решению этой задачи по сохранению мелодичности и отвечает предложенный темп.
Отличные упражнения для гитары, попробовала сделать нечто подобное, пятый ряд отыскался сам собой)
Сначала мне было очень трудно, но теория теорией, а практика есть практика) Обращайте внимание на то, чтобы в аккордах ноты играли мощнее. Это дает больше эффекта!
Сначала у меня не получалось, а теперь всё получается. Спасибо за этот учебный этюд. Всем советую.
Это ноты самых красивых этюдов, которые я выучила. Спасибо.
А табулатур нет к этим этюдам?
К сожалению, нет. Начните изучать гитарную нотацию, и Вам откроются новые горизонты!
Как так получается, что размер указан 6/8, а в тактах прописано четверть с точкой (три восьмых) + две восьмых + четверть с точкой (еще три восьмых) + еще две восьмых = 10/8, но в некоторых тактах все же указано по две четверти с точками = 6/8? Может я плохо знаю нотную грамоту? Подскажите пожалуйста?
Источник
Антон Диабелли
Антон Диабеллли (6 декабря 1781, Матзее, близ Зальцбурга — 7 июля 1858, Вена) — австрийский композитор и музыкальный издатель, писал во всех жанрах и почти для всех инструментов.
Матзее, близ Звальцбурга, Австрия
Биография [ править | править код ]
В детстве — мальчик-хорист в монастыре Михаэльбойрн и в капелле Зальцбургского собора, ученился композиции у М. Гайдна. Родители хотели, чтобы он стал священником, поэтому он учился в Мюнхенской латинской школе, а затем в школе монастыря Райтенхаслата, затем он оставляет эту идею под сильным впечатлением обстановки того времени (1803 год), когда были закрыты все монастыри Баварии. Переехав в Вену, Диабелли начинает преподавать гитару и фортепиано. Современники очень ценили за его культуру и ясный ум, наряду с дружбой с Бетховеном, Шубертом, Гайдном и великими гитаристами, обеспечившими ему блестящую карьеру. Обладая глубокими музыкальными знаниями, он издавал сочинения Шуберта, Бетховена и других известных композиторов, а в 1824 году стал совладельцем солидного издательства Пьетро Канте и издавал сочинения самых известных композиторов. Издавал свои сочинения и сочинения своего большого друга концертного исполнителя М. Джулиани. Музыкальное издательство «Диабелли и К0» опубликовало сочинения Ф. Шуберта, Й. Ланнера, И. Штрауса, К. Черни. В 1852 издательство было продано К. Шпине. Гитарист, органист, пианист, композитор и издатель Антонио Диабелли умер в Вене 7 апреля 1858 года.
Творчество [ править | править код ]
Диабелли — автор месс, кантат, камерной инструментальной музыки, песен, но только его инструктивные пьесы для фортепиано и гитары (сонатины, этюды, сонаты в 4 руки) сохранили своё значение. Иногда
исполняется его «Пасторальная месса» (1830). Диабелли сочинял для гитары и фортепиано, его сонатины в две и четыре руки до сих пор включают в программу обучения. Для гитары и фортепиано – опус 68–69–70–102; серенады, ноктюрны; опус 36–65–95–105 для гитары, скрипки и виолы и опус 67–99–128 для гитары и флейты; «Большое трио» опус 162 для трех гитар; «Прелюдии» опус 103, переизданные Симроком (7 прелюдий), лейпцигское издательство Циммермана переиздавало «3 сонаты», которых одних было бы достаточно, чтобы обессмертить имя Диабелли. Конечно, они не столь вдохновенны, как сонаты Сора, но правильной структуры, с чистым и приятным течением, интересным и прекрасно подходящим для гитары. В этом издании Соната № 1 состоит из четырех частей: «Аллегро», «Анданте», «Менуэт» и «Рондо», среди которых можно особо выделить третью и четвертую части, разработанное в фа мажоре «Анданте» певучее и гармоничное, с модуляциями, навевающими чувство грусти, оно не расплывчато, не страдает недостатками слишком длинных сочинений. Тон грусти и тоски в финале этой части – приглашение к быстрому движению менуэта непревзойденной свежести, напоминающего «престо» классиков фортепиано того времени. Его соната 2, как и предыдущая, прекрасна. Первая часть ее «Аллегро ризольюто» разработана рукою мастера, описать все его сочинения не представляется возможным, но нельзя не упомянуть нежного Менуэта в ля мажоре, живого, оригинального, очень приятного, прекрасно подходящего для гитары. Сочинил около 200 произведений для разных инструментов.
Источник