Диабелли сонатина ля минор ноты

Antonio Diabelli — Сонатина №1 (Часть 3) Соч. 151

Нет других произведений.

Антон Диабелли (нем. Anton Diabelli; 6 сентября 1781, Матзее — 7 апреля 1858, Вена) — австрийский композитор, редактор и издатель музыкальных произведений. При жизни более известный как издатель, сегодня его в первую очередь помнят как композитора вальса, на который Людвиг ван Бетховен написал свой набор из тридцати трёх «Вариаций Диабелли».

Родился 6 сентября 1781 года в Матзее около Зальцбурга. Способности к музыке имел с детства, пел в хоре мальчиков Зальцбурга и, возможно, брал уроки музыки у Михаэля Гайдна. К девятнадцати годам Диабелли уже был автором нескольких композиций, в том числе шести месс. Он, однако, обучался на священника и в 1800 году перешёл в монастырь в Баварии, где оставался до 1803 года, когда все монастыри в этой стране были закрыты.

В 1803 году переехал в Вену и начал преподавать игру на фортепиано и гитаре, устроившись также работать корректором в музыкальное издательство. В 1809 году сочинил оперетту, в 1817 году начал своё дело по изданию музыкальных произведений, а спустя год основал издательскую фирму вместе с Пьетро Каппи, которая вскоре стала очень известна как в широких кругах, поскольку издавала музыкальные произведения, которые многие могли играть у себя дома, так и в профессиональных. В 1824 году партнёрство Диабелли и Каппи было прекращено, и Диабелли создал собственный издательский дом, который продолжал расширять до выхода в отставку в 1851 году. Умер в Вене.

Читайте также:  Какие бывают корпуса гитар

Творческое наследие Диабелли включает одну оперетту (Adam in der Klemme), ряд месс, песен и большое количество произведений для фортепиано и гитары. Он также известен как крупнейший издатель произведений Шуберта.

Источник

Диабелли Антон

Австрийский композитор и музыкальный издатель, писал во всех жанрах и почти для всех инструментов.

Сонатины оп. 151, сонатина G мажор N1, сонатина C мажор N2, сонатина F мажор N3, сонатина C мажор N4

Сонатины оп. 151, сонатина G мажор N1, сонатина C мажор N2, сонатина F мажор N3, сонатина C мажор N4

Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон

Скачать другие произведения / части книги или многотомника.

Сонатины оп. 151, сонатина G мажор N1, сонатина C мажор N2, сонатина F мажор N3, сонатина C мажор N4

Сонатины оп. 168, сонатина F мажор N1, сонатина G мажор N2, сонатина C мажор N3, сонатина Bb мажор N5, сонатина G мажор N6, сонатина A минор N7

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Источник

Diafon.ru

О музыке и музыкальном образовании

Главная — Произведения — Разбор сонатной формы на примере сонатины А. Диабелли

Разбор сонатной формы на примере сонатины А. Диабелли

А. Диабелли. Сонатина До мажор op. 168, 1 часть — НОТЫ

Антонио Диабелли (1781-1858) — австрийский композитор и издатель, поздний современник композиторов Венской классической школы, живший чуть позже Моцарта и Бетховена.

Его произведения имеют много общего с произведениями Гайдна, Моцарта — стилю венских классиков свойственны красота и совершенство форм, разнообразие различных контрастных настроений, преобладание чётких, гармоничных и «стройных» созвучий, строгость, логичность и симметрия музыкальных построений.

Диабелли преподавал фортепиано и сочинял для этого инструмента.

Сонатина До мажор входит в сочинение (опус) №168 вместе с 6-ю другими сонатинами, написанными для фортепиано.

Главная тема 1 части имеет сходство с маршем (размер 4/4, пунктирный ритм), основной характерный образ 1 части — эпическо-лирический, решительный и торжественный, бодрый и волевой вначале и более лиричный и мягкий при дальнейшем развитии.

Жанр

Жанр сонатина (итальянский термин) — маленькая лёгкая соната (сонатный цикл), исполняемая обычно одним инструментом соло. Состоит из нескольких (обычно 3-х) отдельных частей — 1-я всегда быстрая (в данной сонатине сонатное Allegro), 2-я медленная (Andantino) и 3-я снова быстрая (рондо, Allegro).

Во времена венских классиков это часто встречающийся жанр, предназначенный в основном для обучения. Известны авторы сонатин времён Диабелли: Моцарт, Бетховен, Клементи, Кулау.

Тональный план (модуляции, каденции, альтерации и хроматизмы)

Основная тональность сонатины — До мажор, она же — основная тональность 1 и 3 частей.

1 часть разделена на 3 этапа развития.

1 — экспозиция: показ тем, тональный план: До маж.(T) — модуляция в Соль маж.(D), уход в тональность доминанты является обычным случаем для сонатной формы. Каденции в новой тональности — полные совершенные, звучат убедительно. Почти вся экспозиция изложена в диатонике, только окончание 1 предложения ГП имеет всего 2 внутритональных хроматизма (проходящий и вспомогательный), а также возникает Фа диез как модуляционный хроматизм для модуляции в Соль маж.

2 — разработка: развитие по разным тональностям, тональный план: сначала ряд кратковременных отклонений — ре мин.(II ступень) — Фа маж. (S) — До маж. — Соль маж. (D к ДО) — затем закрепление в одноимённом по отношению к основной тональности до миноре и подготовка До мажора для начала репризы. В разработке больше хроматизмов, но они в основном модуляционные. Только к концу разработки для придания большей неустойчивости встречается секстаккорд II пониженной ступени (ре бемоль для до мин./маж.) и вводный септаккорд к доминанте До мажора (на басу фа диез), а также вспомогательные хроматизмы в верхнем голосе.

3 — реприза: повторение и утверждение тем в основной тональности До маж.(T), в репризе никаких модуляций нет, всё звучит в До мажоре. В заключении многократно и торжественно звучат аккорды тоники, утверждающие До мажор и подчёркивающие окончание 1 части.

Особенности сонатной формы

1 часть сонатины написана в сонатной форме в облегчённом, миниатюрном виде.

Сонатная форма предполагает первоначальное изложение (экспозицию) нескольких основных тем: Главной партии (ГП), Связующей партии (СП), Побочной партии (ПП), Заключительной партии (ЗП).

В этой сонатине преобладает ясно выраженная Главная партия. Сначала звучит её первое предложение, которое завершается половинной каденцией на D (первые 8 тактов).

Связующая партия здесь вырастает из 2-го предложения Главной партии, она выполняет функцию перехода в Соль мажор (9-16 такты).

Побочная партия, то есть контрастная по характеру самостоятельная тема в тональности доминанты — здесь отсутствует, и Связующая партия приводит сразу к Заключительной партии, которая закрепляет Соль мажор и имеет выраженный завершающий характер (всего 5 тактов).

Затем идёт разработка, где происходит развитие в основном Главной партии, которая соединяется с элементами Связующей партии.

После разработки следует реприза, в которой Главная партия приобретает черты Связующей партии и звучит более лирично и мягко благодаря изменённому аккомпанементу. А Связующая партия перестаёт быть модулирующей (не уходит из До маж.), становится более порывистой и напевной. Заключительная партия проводится почти без изменений по сравнению с экспозицией.

Метроритм (размер, ритмические группы, синкопы, триоли и т. п.)

Четырёхдольный размер (4/4), который используется в этой сонатине, является типичным (обычным) для 1 части сонатной формы.

Характерный пунктирный ритм в затакте Главной партии придаёт решительный характер и напоминает марш, но это настроение нарушается остановкой на половинке с точкой. Как будто марш с остановками. Это придаёт сдержанности Главной партии.

Связующая партия более подвижна благодаря моторному движению восьмыми в левой руке.

Заключительная партия кажется ещё более подвижной благодаря лёгкости стаккато, и её мелодия дробится на восьмые, однажды даже встречается пара шестнадцатых в опевании в правой руке.

В разработке начальная фраза Главной партии с затактом становится основной. Первоначальный мотив многократно повторяется в самых разных вариантах изложения, а также к нему добавляются восьмые и даже шестнадцатые, позаимствованные из Связующей и Заключительной партий.

Реприза приобретает новый характер благодаря более мелкому дроблению длительностей в аккомпанементе. В Главной партии встречаются уже восьмые, опевание шестнадцатыми в правой, а в Связующей — триоли восьмыми, что делает её ещё более подвижной и стремительной.

Фактура / склад

В 1 части преобладает гомофонно-гармонический склад. Верхний голос ведущий, в левой — аккомпанемент.

ГП — аккордовый склад, в котором верхний голос играет ведущую роль.

СП — гомофонно-гармонический склад, где в правой руке сохраняется аккордовое изложение ГП, в левой появляется движение разложенными аккордами. Ближе к концу партии мелодия начинает преобладать.

ЗП — блестящие пассажи в правой и разложенные аккорды в левой. Склад тот же.

разработка — аккордовый склад чередуется с монодийными «всплесками» (репликами) в верхнем голосе.

ГП в репризе — гомофонно-гармонический склад, где в правой руке сохраняется прежнее изложение ГП, в левой движение аккомпанемента.

СП в репризе — разложенные аккорды триолями в левой, в правой — как в экспозиции.

ЗП в репризе — без существенных изменений.

Мелодическое и мотивное строение

Самые яркие и выразительные моменты в верхнем голосе приходятся на кульминацию каждого из 8 тактов — 6 такт.

ГП — из-за аккордового склада верхний голос ГП имеет слабое движение и несамостоятелен, имеет много повторений звуков, опеваний. Самое высокое место — ля первой октавы — кульминация ГП. Состоит из двутактов 2+2+2+2, образующих 1 предложение (обычно это размер периода).

СП — первые 2 фразы повторяют ГП, затем «всплеск» и подъём мелодии с короткими 2-звучными мотивами (дробление мотивов) является кульминацией СП. Состоит из двутактов, образующих 2 предложение с модуляцией.

ЗП явно инструментальна (петь её трудно) и очень выразительна благодаря гаммообразным пассажам, быстро поднимающимся вверх (крупные фразы). Первый звук ЗП — это последний звук СП (наложение), поэтому 5 тактов. Самая высокая точка в мелодии приходится на заключительную каденцию.

Разработка — дробления мотивов не происходит. Сохраняется главный мотив ГП, который насыщается более мелким движением, добавлением скачков, но по форме неизменен (2+2+2+2 — с половинной каденцией на D, затем снова периодичность 2+2+2+2). В конце разработки также есть дробление (1+1). Самый яркий момент разработки приходится на самую высокую ноту ре 2 октавы в 7 такте разработки.

Реприза не имеет существенных отличий по мелодии и её строению от экспозиции.

Динамика

Динамика в каждом построении сначала тихая (P), затем нарастает к концу каждого музыкального построения (по 8 тактов), самая сильная громкость приходится на 6-й такт 8-тактника (F). Это динамическое движение от тихого к громкому сохраняется на протяжении всей 1 части сонатины. Также присутствуют акценты на некоторых созвучиях.

Темп

Темп 1 части определяется традицией классической музыки — сонатное аллегро пишется в быстром темпе, в данном случае — Allegro moderato, что означает «умеренно быстро». Темп на протяжении всей части не изменяется. Фермата (чуть затянутая остановка) на паузе отделяет разработку от репризы.

Регистр, диапазон

Диапазон 1 части охватывает в основном 4 октавы в среднем регистре фортепиано, без огромных контрастов. Только совсем немного 3-й октавы (подъем из 1й октавы в ЗП), ГП в среднем регистре (1 октава), СП в верхнем регистре (2 октава). В разработке постепенно опускаемся в нижний регистр. Реприза по диапазону и регистру практически повторяет экспозицию.

Тембр

Поскольку сонатина создана для фортепиано, нет необходимости говорить о сменах тембра, тембр один — фортепиано. Но такое произведение легко представить как переложение для оркестра, тогда бы верхний голос, например, играли бы струнные, аккордовый склад — деревянные духовые, «моторное» движение в левой руке — низкие струнные, ряд долгих акцентных нот можно было бы поручить валторнам.

Источник

Альбом сонатин — ноты для фортепиано

Нотные сборники для фортепиано в pdf

соната ноты для фортепиано

По композитрам

А.Пирумов — Сонатины младшие и средние классы


Библиотека юного пианиста
Сонатины и вариации


Альбом сонатин
для фортепиано
младшие классы детских музыкальных школ
составление и редакция К. Сорокина
“Музыка”, 1970г.
номер 6230

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
Г. Ф. Гендель. Сонатина
Д. Скарлатти. Соната (Ария)
Л. Моцарт. Сонатина
Д. Чимароза. Соната
Д. Г. Тюрк. Сонатина
М. Клементи. Соч. 36, № 1. Сонатина
Соч. 36, № 2. Сонатина
И. Плейелъ. Сонатина
А. Андре. Соч. 34, № 2. Сонатина
Соч. 34, № 5. Сонатина
И. Плейелъ, А. Андре. Сонатина
Т. Лак. Соч. 257, №3. Сонатина
А.Лавиньяк. Соч. 23, № 2. Сонатина
Л. Миклашевский. Первая сонатина
К. Рейнеке. Сонатина
Соч. 136,№ 2-Маленькая сонатина.
Ж. Шмит. Сонатина
Л. Бетховен. Сонатина
Л. Келлер. Сонатина
А. Диабелли. Соч. 151, № 1. Сонатина; Сонатина
Э. Мелартин. Сонатина
И. Гайдн. Пасторальная сонатина.
Я Л. Дусек. Соч. 20, № 1. Сонатина.
К. Черни. Соч. 439, №1. Сонатина

СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
A. Гедике. Соч. 36, №20. Сонатина
Ю. Чичков. Маленькая сонатина
Т. Салютринская. Сонатина
Л. Лукомский. Вторая сонатина
К. Сорокин. Соч. 5, № 1. Легкая сонатина
Р. Бойко. Сонатина
Д. Кабалевский. Соч. 27. Сонатина
B. Рейман. Маленькая сонатина
А. Жилинский. Сонатина (Первая часть)
A. Балтин. Одноголосная сонатина
Р. Салъманов. Сонатина
B. Кикта. Гуцульская сонатина
Э. Денисов. Сонатина
Я. Мединь. Сонатина (Первая часть)
Я. Кепитис. Сонатина (Первая часть)
А. Пирумов. Сонатина
Э. Тамберг. Маленькая сонатина

Скачать ноты


Фортепианная музыка для детских музыкальных школ
Альбом вариаций
Старшие классы
Том V
«Советский композитор», 1973г.
номер с2781к

Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы — музыкальной мысли, изложенной в лаконичной, законченной форме и собственно вариаций — видоизмененных повторений темы. В каждой вариации меняется звучность, характер изложения, но сохраняются общие контуры темы.

  • Советские композиторы
    • Самонов А. — Прелюдия, хорал и вариация.
    • Сорокин К. — Соч. 10. Вариации на русскую народную песню. Сапаев Э. — Вариации.
  • Русские композиторы
    • Гурилёв А. — Вариации на тему «Не томи, родимый» (из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»).
    • Глинка М. — Тема с вариациями.
  • Зарубежные композиторы
    • Бах И.С. — Органная хоральная прелюдия с вариациями. Переложение А. Зилоти.
    • Рамо Ж.Ф. — Гавот с вариациями.
    • Гайдн Й. — Ариетта с вариациями

Скачать ноты


Фортепианная музыка для детских музыкальных школ
1-4 классы
Альбом вариаций
Том I
составление и педагогическая редакция К.Сорокина
«Советский композитор», 1970г.
номер с1674к

  • I. СОВЕТСКИЕ И РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • Н. РАКОВ. Маленькие вариации. Фа мажор
    • А. ДЮБЮК. Русская песня с вариацией
    • Т. НАЗАРОВА. Вариации на тему русской народной песни «Зайчик ты, зайчик»
    • И. ЛИТКОВА. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка сделали дуду»
    • И. БЕРКОВИЧ. Вариации на русскую народную тему.
    • И. ИЛЬИН. Вариации на венгерскую тему
    • Н. ГОЛУБОВСКАЯ. Вариации на тему русской народной песни.
    • Н. ЛЮБАРСКИЙ. Вариации на тему русской народной песни «Ты пойди, моя коровушка домой»
    • Р. САЛЬМАНОВ. Вариации на тему башкирской народной песни. «Хромой буланый».
    • Д. КАБАЛЕВСКИЙ. Соч. 40 № 1 Легкие вариации
      • Соч. 51 № 3. Лёгкие вариации на словацкую народную песню
    • Л.ЛУКОМСКИЙ. Вариации
  • II. ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • И. СЕЛЕНЬИ. Вариации
    • Б. БАРТОК. Вариации.
    • Г. ЭЙСЛЕР. Соч. 32 № 3. Чакона
    • Г. ГЕНДЕЛЬ. Гавот с вариациями
    • В. МОЦАРТ. Тема с вариациями
    • Л. БЕТХОВЕН. Шесть лёгких вариаций на собственную тему
    • Ф. ТУРИНИ. Тема с вариациями
    • Р. ШУМАН. Соч. 118 № 1. Тема с вариациями

Скачать Том 1

Источник

Оцените статью