- Бас-гитара — об инструменте во всех деталях
- Что же такое бас-гитара?
- История
- Выбор бас-гитары
- Дерево. Из чего делают бас-гитары?
- Типы звукоснимателей на бас-гитарах
- Строй бас гитары
- Частотный диапазон бас гитары
- Основная частота ноты
- 4-х струнные бас гитары
- 5 и 6 струнные бас гитары
- Диапазон обертонов
- Строи бас-гитар
- Настройка бас-гитары — Bass guitar tuning
- Содержание
- Обзор
- Струны и настройка
- Альтернативный диапазон подходов
Бас-гитара — об инструменте во всех деталях
Бас-гитара – без неё не обходится ни одна группа в мире. Важность этого инструмента огромна – ведь именно он даёт мощность и энергию звуку в целом. В этой статье мы подробно поговорим о том, какие способы игры на бас-гитаре существуют, как настраивать бас-гитару; также во всех деталях расскажем, как выбрать бас-гитару.
Что же такое бас-гитара?
Бас-гитара относится к семейству струнно-щипковых музыкальных инструментов, предназначен данный инструмент для игры партий в басовом диапазоне. Т.е. такой материал звучит преимущественно в области низких частот и служит гармонии песни.
Также бас-гитара предполагает возможность сольного творчества, игру в высоких позициях, применение аккордов и различных средств выразительности.
Бас чаще используется в качестве инструмента аккомпанемента, служит созданию объема и заполнения песни, созданию «groove». Бас-гитара – это важное связующее звено между ударными инструментами и остальным составом группы.
Бас-гитару в народе называют просто «басом». Кто-то предпочитает говорить научно –«электрическая бас-гитара» – это правильно, ведь существует еще и акустическая бас-гитара!
- Струн меньше
- Калибр (толщина струн) существенно больше, они толще, звучат и настраиваются ниже
- Мензура увеличенная
- Размеры гитары и её вес часто больше
История
Появление эклектической бас-гитары в современном понимании связано с именем Лео Фендера, основателя фирмы Fender. Именно эта компания в далеком 1951 году выпустила бас-гитару Fender Precision Bass. Выпущенный инструмент был сразу признан сообществом гитаристов, он буквально становится стандартом производства бас-гитар. В 1960 Fender выпустит модифицированную версию инструмента — Fender Jazz Bass.
С 60х готов инструмент применяется повсеместно, он звучит на концертах, в записях – на пластинках и компакт дисках, в кино и музыкальных клипах. Популярность бас-гитары максимальна, появляются новые разновидности, корпуса, конструкции.
Активно развивается техника игры на инструменте – внедряется тэппинг, применение бендов (подтяжек), слэп, игра флажолетов, вибрато. Можно сказать, что электрогитарные техники переносятся на бас полностью. Разумеется, это касается и игры медиатором.
Выбор бас-гитары
1) Количество струн (от 4 до 6)
2) Породы древесины, из которых изготовлен инструмент
3) Тип звукоснимателей, установленный на гитаре
Самая распространенная бас-гитара – это бас-гитара с 4 струнами. Инструменты универсальные, могут использоваться в любом жанре и стиле музыки.
5 струнные басы имеют дополнительную струну – низкую Си. Гриф у таких гитар шире, а между струнами меньше расстояние. Такие инструменты любят музыканты, играющие музыку в тяжелых стилях.
6 струнный бас имеет не только дополнительную низкую струну Си, но и высокую До – шестую струну. Здесь, напротив, добавлена тонкая струна, что еще больше приближает бас к электрогитаре.
Конечно – чем больше струн, тем сложнее играть. Расстояние между струнами становится меньше, а гриф расширяется. Однако вместе с этим возрастают и творческие возможности, увеличивается диапазон возможных партий, звук становится ярче и выразительнее.
Отметим, что если вы хотите играть музыку какой-то конкретной группы – стоит уточнить их табулатуры, и точно узнать какой бас применялся там. Ведь чаще всего – это по-прежнему 4 струнная бас-гитара.
Безладовая бас-гитара – это и вовсе экстравагантный вариант, для любителей экспериментов и всех тех, кто хочет нового звука для творчества. Звучание этих гитар особенное. Звук чем-то схож с контрабасом, он насыщен вибрациями – ведь отсутствие ладов приводит к более свободному ходу струн, их некоторой свободе создавать новые вибрации. Такие инструменты любят применять в джазе. Звук схож с пиццикато на контрабасе.
Полуакустические бас гитары – это басы с магнитными звукоснимателями, имеющие корпус похожий на акустическую гитару. Используется в фолк-музыке, джазе, может звучать довольно громко без подключения.
Электроакустические бас-гитары могут звучать как с подключением, так и без. На борту имеется пьезодатчик, усиливающий сигнал. Устанавливается такой звукосниматель под бридж в паре с предусилителем.
Кончено, существуют и совсем экзотические варианты – например бас-гитары с количеством струн более 6.
Дерево. Из чего делают бас-гитары?
- Клен – одна из основных пород для изготовления корпусов, топа и грифа. Звук яркий, с острой атакой.
- Ясень – порода дерева, звучащая звонко и прозрачно. Разные части ствола имеют различное звучание – именно поэтому говорят, что нет двух одинаковых по звучанию гитар из ясеня.
- Тополь – недорога порода, часто используется для производства бюджетных бас-гитар. Дешево и универсально по звуку.
- Палисандр – звук этого дерева теплый, приглушенный. Чаще палисандр применяется для изготовления накладок грифа. Дерево прочное, износостойкое. Выделяют индийский, африканский и бразильский палисандр.
- Ольха – сбалансированное звучание, хороший резонанс. Дерево часто используется для производства гитар и бас-гитар.
- Липа – обладает мягким, округлым звуком – с выраженной срединой при смягчении низких и верхних частот, сустейн стабильный и продолжительный.
- Красное дерево – выраженная середина, мощный звук. Тяжелые корпуса увесисто и жирно звучат в рок музыке и металле. Краснуха имеет репутацию самой «забойной» и «мясной» древесины для риффов.
Количество ладов в бас гитарах от 20 до 24. Чем больше ладов – тем выше диапазон. Вы сможете забраться по грифу выше и извлечь больше интересных звуков. Однако напомним, что бас как инструмент аккомпанемента редко требует игры выше 12 лада.
Типы звукоснимателей на бас-гитарах
- P-Type, split – исторически происходит как раз от первых бас-гитар Fender Precision bass. Имеет естественный, теплый звук. П-тип, или же сплит – что означает «разделенный».
- J-Type – снова Fender, Jazz Bass – такие датчики впервые ставили именно на этих гитарах. Считается, что эти датчики имеют больше звуковых окрасок и возможностей. Single-coil – 1 катушка.
- Humbucker pickups – старые добрые хамбакеры знает каждый гитарист. Меньше шума, больше мяса, датчики актуальны для тяжелых стилей музыки. Похожи на J-Type, но только в 2 раза шире. Низких частот у этих звукоснимателей больше.
Пьезодачтики не имеют в своей конструкции магнитов, они напрямую считывают колебания струн в области соприкосновения с бриджем. Датчики обычно не создают помех и проблем обратной связи. В них больше верхних частот, звук ярче. Без усиления могут звучать крайне слабо.
Бас гитары также подразделяются на активные и пассивные в зависимости от типа электроники. Активные инструменты требуют наличия источника питания – обычно это батарейка типа крона 9 Вольт или другая батарейка. Активный бас звучит мощнее и имеет больше ручек для эквализации и настройки тембра. Пассивные басы звучат более традиционно, кроме того вы не рискуете на выступлении – ведь в них нет батарейки, а значит она не сядет.
Крепление грифа – здесь в бас-гитарах все по традиции – либо болты, либо вклейка. Здесь тоже действует известное разграничение: гитары со сквозным грифом звучат более округло, с меньшей атакой. Болченый гриф наоборот – имеет большую атаку и выраженные верхние частоты. Часто болтов для крепления грифа больше – до 6 штук.
Бриджи – с креплением струн сквозь корпус или сверху. Данная деталь имеет важное значение в формировании звука и сустейна. При креплении струн сквозь корпус вы получите более продолжительный сустейн.
Колки – тут есть 1 критерий, они должны надежно держать строй. Вопрос еще более актуален, чем для других гитар – ведь басовые струны имеют гораздо более сильное натяжение. С плохими колками строй будет попросту ползти, причем постоянно.
Мензура (рабочая область струны) от 30 до 36”. Самой распространенной считается мензура в 34”.
Строй бас гитары
4 струнный бас – G D A E
5 струнный бас – G D A E B, дополнительная низкая струна Си
6 струнный бас – C G D A E B, дополнительная тонкая До
Источник
Частотный диапазон бас гитары
Для любого музыканта важно не только уметь играть на своем инструменте, но и знать некоторые его физические особенности, которые помогут правильно отстроить звучание при игре соло или в ансамбле и лучше понимать специфику инструмента. Одной из таких особенностей является частотный диапазон инструмента. А поскольку этот сайт посвящён бас гитаре, то говорить мы будем про частотный диапазон бас гитары.
Основная частота ноты
Человеческий слух воспринимает звуки, находящиеся в частотном диапазоне от 20Гц до 20кГц . Логично, что бас будет занимать в этом диапазоне низкие частоты. Его диапазон будет находиться между основными частотами самой нижней и самой верхней ноты на грифе.
Основная частота — это самая громкая 1-я гармоника, которую мы воспринимаем как некую ноту. Например, ля первой октавы обычно имеет основную частоту в 440Гц . Таким образом верхняя и нижняя границы основных частот будут незначительно отличаться для различных видов басов и зависят от количества струн, количества ладов на грифе и строя.
Но, это очень упрощенная модель, которая не учитывает гармоники нот и корпуса бас гитары и в действительности все немного сложнее. Давайте попробуем разобраться.
4-х струнные бас гитары
Основные частоты нот 4-х струнной бас гитары лежат в диапазоне примерно от 40Гц до 400Гц . Если говорить более точно, то открытая струна Е вибрирует на частоте 41Гц , а нота Eb (на 20-м ладу струны соль) вибрирует на 311Гц . Современные бас гитары обычно имеют 24 лада, поэтому нота G на последнем ладу в таких инструментах звучит на частоте 392Гц .
5 и 6 струнные бас гитары
Бас гитары с пятью и шестью струнами имеют более широкий основной диапазон. Нижняя струна си расширяет его вниз до 31Гц , а если есть высокая струна C, тогда верхний порог расширяется уже до 523Гц — нота до на 24 ладу.
Диапазон обертонов
Несмотря на то, что мы определили конкретные значения частотных границ нот, извлекаемых на бас гитаре, нужно понимать, что струна и весь инструмент в целом не звучит только в этих пределах. Причина — физические свойства звука и колеблющихся тел. Одновременно с основной частотой звучат также все обертона или гармоники струны, корпус инструмента также начинает вибрировать, создавая свой набор гармоник, без которых, звук был бы «стерильным». Обертона звучат тише основного тона, но все вместе делают весомый вклад в частотный диапазон любого музыкального инструмента, определяют его тембр и дают звуку свою окраску.
Вывод: бас гитара — инструмент с очень широким частотным диапазоном. Несмотря на то, что диапазон основных частот для нот (нотный диапазон), которые мы обычно извлекаем на инструменте, приблизительно составляет всего 500Гц , очень важные составляющие звука находятся на всем диапазоне — 80Гц , 250Гц , 500Гц , 1кГц , 4кГц и выше. Все они влияют на формирование правильного звучания инструмента, его яркость, читаемость в миксе и др.
При возможности попробуйте убирать или добавлять на эквалайзере эти частоты и обратите внимание как они влияют на звук. Если жестко обрезать высокие частоты например, звук станет менее читаемым и бас легко потеряется в миксе.
Источник
Строи бас-гитар
Р азные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).
Другие строи:
- D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
- D G C F (ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон.
- C# F# B E (до-фа-си-ми) — все струны опускаются на полтора тона.
- C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) — все струны опускаются на два тона.
Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре.
Также существуют так называемые Dropped-строи:
- D A D G (ре-ля-ре-соль) — четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
- C G C F (до-соль-до-фа) — все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.
В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают (но не всегда):
- F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) — все струны поднимаются на полтона.
- F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) — все струны поднимаются на один тон.
Строй пятиструнной бас-гитары:
- H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) — эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
- E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) — альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
- A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) — все струны опускаются на полтона.
- A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) – все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе – Korn и Pantera.
Строй шестиструнной бас-гитары:
Источник
Настройка бас-гитары — Bass guitar tuning
Каждая настройка бас-гитары назначает высоту звука струнам электрического баса . Поскольку смолы связаны с нотами , бас-гитара тюнинги назначить открытые ноты на открытые струны . Существует несколько методов точной настройки струн электрического баса. Басовый метод, учебники или видео знакомят с одним или несколькими методами настройки, такими как:
- На слух по звучащей эталонной высоте пианино , поскольку пианино обычно остается настроенным намного дольше, чем гитара, а электронные пианино постоянно настроены.
- На слух по звуку камертона или тональной трубы , что позволяет правильно получить одну высоту звука на одной струне. Затем используйте относительную настройку (см. Ниже), чтобы отрегулировать другие струны.
- На слух под звук гитары . У четырехструнной бас-гитары высота струн на одну октаву ниже, чем у четырех струн гитары с самым низким тоном . Настройте их одинаково, без октавного интервала, нажимая 12-й лад каждой струны на басу.
- К электрическому тюнеру , тюнер приложение программы на смартфоне или настройки инструментов на вебе — сайте, который поднимает слышимый звук через микрофон или физические вибрации при подключении к прибору, или электромагнитным волнам через пикап и приборный патч — кабель . Они указывают на настройку струн с помощью визуальных и звуковых сигналов.
- На слух, используя относительную настройку, используя известные интервалы высоты тона или хроматические тона, воспроизводимые между уже настроенной струной и струной, которая нуждается в настройке. В просторечии это называется «настройка баса на себя». На настроенном таким образом инструменте можно играть в одиночку, но он может не быть настроен на другие инструменты, такие как фортепиано, если не используется эталонная высота звука. Эту технику также можно использовать для слегка неясной «визуальной» или «тактильной» настройки — при нажатии соответствующих ладов, которые должны сделать струны унисон, колебания одной струны будут улавливаться другой струной, которая начнет вибрировать (при правильной настройке) . Это можно увидеть визуально или ощутить, слегка прикоснувшись к неигранной струне.
Хотя настройка в основном выполняется перед выступлением, музыканты могут снова настроиться во время выступления, обычно между песнями, либо для корректировки настройки инструмента (тепло, влажность, изгиб струны и тяжелая игра влияют на настройку), либо для перехода на настройку. новая настройка, такая как понижение высоты звука струны E до D для песни ре мажор. Музыканты-любители настраивают свой собственный бас, но у гастролирующих профессионалов в группах может быть техник, который настраивает их басы.
Содержание
Обзор
Большинство бас — гитары имеют четыре струны, которые настроены на одну октаву ниже , чем самый низкий разбили четыре струны электрической гитары E, A, D, G , используя равный темперамент метод настройки и стандартной высоты . Бас-гитара — это транспонирующий инструмент , так как он обозначен в басовом ключе на октаву выше, чем звучит, чтобы уменьшить потребность в строках бухгалтерской книги в музыке, написанной для инструмента, и упростить чтение.
4 струны | 4 струны | 6 струн | Запись | Частота | Альтернативные 4-х струнные ноты | Альтернативный 4-х струнный строй | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 1 | C 3 | 130,813 Гц | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | G 2 | 97,999 Гц | г | G ♭ , F, E, E ♭ |
2 | 3 | 2 | 3 | 3 | D 2 | 73,416 Гц | D | D ♭ , C, B, B ♭ |
3 | 4 | 3 | 4 | 4 | А 1 | 55 Гц | А | А ♭ , G, G ♭ , F |
4 | 4 | 5 | 5 | E 1 | 41,204 Гц | E | E ♭ , D, D ♭ , C | |
5 | 6 | B 0 | 30,868 Гц |
Струны и настройка
Стандартная конструкция электробас-гитары имеет четыре струны , настроенные E, A, D и G, в четвертях, так что открытая самая высокая струна G находится на одиннадцатой (октава и четвертая) ниже средней C , что делает настройку все четыре струны такие же, как у контрабаса (E 1 –A 1 –D 2 –G 2 ). Эта настройка также такая же, как и стандартная настройка на четырех струнах с более низким тоном на шестиструнной гитаре, только на октаву ниже.
Существует ряд различных типов струн, которые доступны в различных металлах, обмотках и покрытиях. Каждая комбинация имеет определенные тональные характеристики, взаимодействие со звукоснимателями и «ощущение» рук игрока.
Переменные включают покрытие ( круглая , плоская , полуобмотанная, шлифованная и давящая ), а также металлические струны с различными покрытиями (обмотанные лентой или пластиком). В 1950-х и начале 1960-х басисты в основном использовали струны с плоской обмоткой и гладкой поверхностью, которые имели гладкий, приглушенный звук, напоминающий контрабас. В конце 1960-х и 1970-х годах музыканты начали использовать басовые струны с закругленной обмоткой, которые производили более яркий тон, аналогичный стальным гитарным струнам, и более яркий тембр (тон) с более длительным сустейном, чем у плоских струн.
Различные варианты настройки и количество струнных курсов (курсы — это когда струны объединяются в группы по два, часто в унисон или октаву) использовались для расширения диапазона инструмента или облегчения различных режимов игры, или позволяли для разных звуков игры.
- Четыре струны могут получить расширенный нижний диапазон за счет более толстых струн или «понижающей настройки». Такие настройки, как B – E – A – D (для этого требуется нижняя струна «B» в дополнение к трем другим «стандартным» струнам и опускает струну G), D – A – D – G («стандартный» набор струн, с расстройкой только самой нижней струны от E до D), и D – G – C – F или C – G – C – F («стандартный» набор струн, все из которых расстроены либо на весь тон , или целый тон для трех струн с более высоким тоном и два тембра для E, который понижен до низкого C) дает басистам расширенный нижний диапазон. Настройка тенорового баса A – D – G – C , в котором низкая E опущена, а высокая C добавлена, обеспечивает более высокий диапазон. Настройка на квинты, например, C – G – D – A (как виолончель, но на октаву ниже) дает расширенный верхний и нижний диапазон. Кроме того, некоторые игроки предпочитают настраивать свои басы на «низкую соль» (G 0 ). Часто для этого требуется струна большого калибра, которая заменяет струну E, а другие струны также часто опускаются при такой настройке.
- Пять струн обычно настраиваются на B 0 –E 1 –A 1 –D 2 –G 2 , обеспечивая расширенный нижний диапазон. Самый ранний коммерческий пятиструнный бас был создан Fender в 1965 году. В Fender Bass V использовалась настройка E – A – D – G – C, но она была непопулярна и снята с производства в 1970 году. Эта настройка тенора все еще используется некоторыми джазами и соло. басисты. Пятиструнная струна low-B была создана Джимми Джонсоном в 1975 году, модифицировав пятиструнный бас Alembic E – A – D – G – C , с другим порожком и струной low-B от GHS . Карл Томпсон закончил специально созданную пятиструнную бас-гитару с low-B в мае 1976 года, через год после завершения первой шестиструнной партии для Энтони Джексона (см. Ниже). Steinberger сделал 5-струнный инструмент без головки под названием L-2/5 в 1982 году, а позже Yamaha предложила свою первую серийную модель BB5000 в 1984 году.
- Шесть струн обычно настраиваются B 0 –E 1 –A 1 –D 2 –G 2 –C 3 — как четырехструнный бас с дополнительной нижней струной си и высокой струной до. Некоторые игроки предпочитают B 0 –E 1 –A 1 –D 2 –F ♯ 2 –B 2 , который сохраняет интервалы стандартной шестиструнной настройки гитары (на октаву и четверть ниже) и делает самую высокую и самую низкую струны одинаковыми. обратите внимание на две октавы друг от друга. Хотя они менее распространены, чем четырех- или пятиструнные басы, они появляются в латиноамериканских, джазовых и других жанрах, а также в студийной работе, где отдельный инструмент сессионного музыканта должен быть очень универсальным и облегчать чтение с листа в студии звукозаписи . В 1974 году Энтони Джексон работал с Карлом Томпсоном над созданием первой гитары Contrabass (BEADGC). Позже Джексон принес свои идеи Фодере и работал с Кеном Смитом над созданием более широкой гитары Contrabass, которая превратилась в современный шестиструнный бас.
- Обе модели с восьмью идвенадцатью струнами построены на той жеконцепции «курсовой струны», что и на двенадцатиструнных гитарах , где наборы струн разделены на группы по две или три, которые в основном играют одновременно. Эти инструменты обычно имеют одну из струн в каждом курсе, настроенную на октаву выше «стандартной» струны, хотя также используется пятая выше струна. Инструменты с десятью и пятнадцатью струнами, сгруппированные в пять курсов, также существуют, как и « басы с расширенным диапазоном » или ERB, у которых количество струн без курсорной струны соперничает с таковым у басов с курсированной струной.
- Расстройщики — это механические устройства, которыми игрок управляет большим пальцем ладони, чтобы быстро перенастроить одну или несколько струн на заранее установленную более низкую высоту звука. На стандартных четырех струнных басах, detuners чаще всего используютсячтобы уронить E-струнной вниз к D. На басы с пятью или более строк, ониправилопадение B-строку вниз к B ♭ . Некоторые басисты (например, Майкл Мэнринг) добавляют расстройки более чем к одной струне или даже более чем по одной расстройке к каждой струне, чтобы они могли быстро получить доступ к альтернативным настройкам, особенно во время живых выступлений.
Альтернативный диапазон подходов
Некоторые басисты используют необычные настройки, чтобы расширить диапазон или получить другие преимущества, такие как предоставление нескольких октав нот в любой заданной позиции или большего тонального диапазона. Типы инструментов или настройки, используемые для этой цели, включают басы с менее чем четырьмя струнами, однострунные бас-гитары, двухструнные бас-гитары, трехструнные бас-гитары (сессионный басист Тони Левин поручил Music Man создать трехструнную версию своей любимой гитары. Stingray bass ) и альтернативные строи (например, теноровый бас). Настроенный A – D – G – C, как четыре верхних струны шестиструнного баса или просто стандартный четырехструнный, каждая из которых настроена на дополнительную совершенную четверть. Теноровый бас — это строй, который использовали Стэнли Кларк , Виктор Вутен и Стью Хэмм .
Басы расширенного диапазона (ERB) — это басы с шестью-двенадцатью струнами, с дополнительными струнами, используемыми для диапазона, а не унисонных или октавных пар. Семиструнный бас (B 0 –E 1 –A 1 –D 2 –G 2 –C 3 –F 3 ) был построен мастером Майклом Тобиасом в 1987 году для басиста Гарри Гудмана. Также немецкий басист Уорвик построил несколько нестандартных семиструнныхбас-гитарThumb NT (F # 0 –B 0 –E 1 –A 1 –D 2 –G 2 –C 3 ) для Йеруна Пауля Тесселинга .
Пикколо бас напоминает четыре-струнный электрический бас — гитаре, но , как правило , настроены на один полный октаву выше нормального баса. Первый бас пикколо был сконструирован мастером Карлом Томпсоном для Стэнли Кларка . Для большей настройки струны тоньше, а длина грифа ( шкала ) может быть короче. Несколько компаний производят наборы струн «пикколо», которые с другой гайкой можно поставить на любой обычный бас.
Источник