Диапазон нот у трубы

Труба

Нотация (запись): `

Строй инструмента: » in B «

транспонирует (звучит): б2 ↓ от написанного

Труба, как музыкальный инструмент, известна с древних времен. Великие цивилизации ощутили на себе всю глубину звука этого инструмента. И хотя в каждом государстве она отличалась формой и материалами, все эти трубы объединяло одно- существенная роль в жизни людей и государства. Так этот инструмент сопровождал не только праздники, культовые обряды и театральные представления, но и участвовал на поле битвы.

Диапазон и регистры трубы

Немного истории

В Древней Индии была популярна труба шанкха. Она отличалась мощным и полным звуком. В Китае пользовались большой популярностью духовые из бронзы. В Риме музыкальные инструменты делились на мужские и женские по способу исполнения. Прямые трубы, букцины, рога охотно использовались в государственных делах. Но все изменилось после падения Римской Империи в 476 году. Церковь и влиятельные люди взяли правление в свои руки. С этого момента культурные достижения античности потихоньку разрушались. Инструментальная музыка стала под запретом. В 12 веке начали появляться светские музыканты: труверы, трубадуры, которые относились к рыцарскому сословию. Воины — музыканты исполняли свои произведения на трубе. Так что этот инструмент начал снова набирать популярность. Когда воины шли в бой, трубачи сопровождали их. От них зависел настрой солдат в походе и лагере. Труба давала сигналы во время боя и, таким образом, управляла войском. Рубеж Средневековья и эпохи Возрождения известен ростом популярности трубы. В это время технология изготовления этого инструмента совершенствовалась. Ствол трубы начали загибать, сохраняя изначальную длину. Эпоха Возрождения — это время расцвета искусства. Инструментальная музыка терпит изменения. Теперь она служит как сопровождение хорам и певцам, так и отдельным музыкальным произведением для игры и пения. Барокко можно назвать «золотым временем трубы». Авторы своих музыкальных композиций стали вписывать партии трубы. В свет выходили виртуозы, которые удивляли людей своим искусством «кларино». Как говорил известный трубач И.Э.Альтенбург, техникой «кларино» могли овладеть только те музыканты, которые от природы имели развитый дыхательный аппарат, крепкий организм. Композиторы начали писать произведения для сольного выступления этого инструмента. Одним из самых первых и знаменитых произведений были сонаты Джироламо Фантини, которые он написал в 1683 году. Сонаты были разные по темпу и сложности в исполнении. Поэтому их могли сыграть только истинные музыканты. Эпоха Классицизма известна формированием классического оркестрового стиля. Тогда сформировался парный состав симфонического оркестра и состоял из 2-ух валторн, 2-ух труб, позже добавились 3 тромбона и 2 валторны. В это время труба стала полноценным участником оркестра. В 21 веке этот инструмент принимает участие во всех музыкальных жанрах. Труба играет как отдельный инструмент, а также и в совокупности с другими.

Читайте также:  Ноты для пианино роберт майлз чилдрен

Немного теории

Труба отличается от других духовых инструментов высоким регистром. Она прекрасно справляется с простым и ломаным арпеджио, отлично выполняет хроматические, диатонические пассажи. Как же работает этот инструмент? Вся фишка в том, что звук извлекается, благодаря воздуху. Он как бы «вдувается» исполнителем между сомкнутых губ. И мы слышим приятный тембр.

Существует несколько типов трубы:

Есть еще труба си-бемоль;
Этот тип трубы имеет огромную популярность в Америке. Ее изюминкой является особенность настройки. Интересный факт, что ноты, написанный на листе, эта труба играет на тональность ниже.

Из чего сделана

Трубы, в основном, делают из меди. Из серебра – намного реже. Из металлического листа изготавливают трубку, которую потом сгибают. Она имеет сужение у мундштука и расширение у раструба. Именно эта форма трубы позволяет инструменту извлекать такой приятный и изумительный тембр. Важно правильно рассчитать длину трубки, степень расширения раструба. Ведь от этих показателей напрямую зависит звук и тембр трубы. Она имеет 3 вентиля, которые понижают звук на полтора тона, полтона и тон. При одновременном нажатии 2-ух или 3-ех вентилей можно понизить строй трубы на 3 тона. Например, на трубе- пикколо есть 4-ый вентиль, благодаря которому можно понизить строй инструмента на 5 полутонов.

Труба в джазе

Этот музыкальный инструмент появился раньше саксофона в мире джаза. Поэтому ее можно смело назвать самым джазовым инструментом. Ведь не зря говорят, что именно труба хранит в себе душу джаза. Самые известные джазмены, у которых труба была любимым инструментом, поистине известные личности. Это Луи Армстронг, Майлз Дэвис, Дизи Гиллепси, Вуди Шоу, Артур Сандовал.
• Луи Армстронг. Он родился 4 августа 1901 году. Его считают гением джаза. Как говорил Дизи Геллеспи, посол мира: «Луи сделал для трубы больше, чем кто-либо другой».
• Майлз Дэвис. Родился 25 мая 1926 года. Он создал такие направления, как кул-джаз, модальный джаз, джаз-рок. Современный джаз- это и есть Майлз Дэвис.
• Дизи Гиллеспи. Появился на свет 21 октября 1917 года. Его считают самым гениальным трубачом в мире джаза.
• Вуди Шоу. Родился 24 декабря 1944 года. Его считают великим композитором 2-ой половины 20 века. Вуди Шоу расширил лексикон трубы. У него была идеальная фотографическая память. Поэтому он ни разу не выступал с нотными листами на сцене. Поразительно, но он мог точно сыграть любой отрывок аранжировки, которую увидит.
• Артуро Сандовал. Жизнь его началась 6 ноября 1949 года. Он сумел объединить кубинские нотки и джаз. Он поражал всех своей оригинальностью и техничностью, касательно звукоизвлечения. Он подарил джазу новое дыхание. Современный джазмен Маркус Фюдерера, который получил любовь своих слушателей в 2008 году, играет электро- свинг с нотками хауса, мажорного джаза и брейкбита. Его музыка соединила в себе классический джаз с импровизацией современных инструментов и музыкальных направлений. Какую трубу можно купить новичку? Продвинутые музыканты советуют новичкам покупать «ученические» или по- другому «студенческие» модели. Они отличаются объемом трубки и толщиной металла. Благодаря этому, на них легче играть. Наиболее известные в своем классе, труба Bach Model Student TR300H Bb Trumpet и YAMAHA-2110. Также можно обратить внимание на бразильскую марку WERIL. Трубы отличаются хорошим качеством и приемлемой ценой. После изучения основ, желательно поменять инструмент на более профессиональный. Так как «студенческая труба» не может конкурировать по звуку и тембру. Как говорят многие музыканты, неважно какой марки труба. В разных руках она будет звучать по-разному. Главное найти свой инструмент, на поиски которого может уйти не один год жизни.

Читайте также:  Матушка за сына ноты

Прослушайте как звучит Труба

Франц Шуберт — Серенада (D-Moll) Тимофей Докшицер

Источник

Строй и интонирование при игре на трубе

Сегодня хотел бы поделиться с вами информацией по теме строя при игре на трубе.

  • Что такое «играть стройно» и интонирование
  • Как понять, что звучит стройно
  • Первичная настройка инструмента и подстройка в процессе игры.
  • Как тренировать слух, чтобы играть стройно

### Что такое «играть стройно» и интонирование

Строй — соответствие настройки инструмента общепринятому звучанию инструмента или звучанию ансамбля.

Интонирование — умение слышать и корректировать строй в процессе исполнения с помощью других средств, кроме основной настройки инструмента.

Часто вопрос строя поднимают относительно соответствия с тюнером. Если стрелка в «зеленой зоне», значит нота в допустимом диапазоне, нота строит с тюнером. Такая тренировка имеет место, но для трубача важнее несколько иное соответствие — играть стройно с другими музыкантами.

Понимание данного материала является критически важным для обучения игре на трубе и других инструментах, где высота звука не является зафиксированной, как на фортепиано. Пианисту нет необходимости контролировать строй нот во время исполнения, за него это сделает настройщик. Трубачу же, необходимо контролировать строй в процессе игры. Кроме того, при игре на трубе есть факторы, влияющие на строй, которые не зависят от исполнителя. Такие, как температура внешней среды, выбранный эквипмент (мундштук, инструмент, сурдина и т.д.), высота настройки рояля на выступлении или даже состояние самого исполнителя.

Поэтому трубачу особенно важно тренировать слух. Писать про то, что нужно услышать смысла большого не имеет. И для наглядности (наслышности?) я записал видео.

### Как понять, что звучит стройно

Чтобы научиться различать стройную и нестройную игру на слух нужно для начала услышать разницу, тоже на слух.

Услышать, как звук сливается в один. Научиться слышать различие, когда звук ниже или выше референса (пример, от которого отталкиваемся).

1 — соль первой октавы на фортепиано — труба стройно с ним.

2 — сильно выдвигаю основной крон, и нота с фортепиано не строит — низит. Затем подтягиваю строй губами.

3 — задвигаю до конца основной крон — нота высит. Затем понижаю ее губами.

Частая ошибка у начинающих — играть ноту еще до того, как прозвучит референс. Последовательность действий такова: послушать референс — сыграть и слушать, чтобы ваш строй совпал с ним.

### Основная настройка инструмента и слушание в процессе исполнения

Основная настройка инструмента происходит перед началом выступления. Ее цель — максимально точно настроить инструмент с другими музыкантами. Для этого первичная настройка должна происходить в удобном регистре и удобной громкости. Максимально приближенные условия к последующему выступлению.

Скорректировать основной строй может понадобиться и во время исполнения. Например, если в помещении становится жарко, инструмент нагреется и строй инструмента неизбежно поползет вверх. Холодно — наоборот. При использовании сурдины или смене мундштука/инструмента строй тоже может измениться. Все это поправляется основным кроном трубы. В определенных пределах можно компенсировать строй губами, как показано в видео выше. Но это не рациональная трата ресурсов. И сложно играть с легкостью, когда твоя голова занята подстройкой каждой ноты. Таким образом, основная настройка не гарантирует, что инструмент будет строить в процессе. Но она очень важна для того, чтобы свести к минимуму необходимость дополнительных усилий в подстройке в момент исполнения.

### Как тренировать слух, чтобы играть стройно

Как я уже упоминал, часто этим занимаются с тюнером. И часто это звучит как плавающий звук, потому что ученик начинает гоняться за стрелкой тюнера, пытается ее зафиксировать. Особенно сложно это дается начинающим, потому что пока не хватает уровня контроля дыхания, чтобы держать устойчивый звук. Получается не столько слуховая, сколько визуальная работа. Но играть по тюнеру и строить с другими музыкантами — не одно и то же. И особенно это важно при игре на трубе. Важнее идеального строя с тюнером слышать, строите ли вы с другими музыкантами. Исходя из этой мысли приходит и решение — нужно применять другие инструменты, учиться слышать строй с ними. Ловить строй на слух, а не визуально.

Для этого нужно фортепиано или любой другой инструмент с фиксированной высотой ноты. Если нет фортепиано это может быть электронный инструмент. Или, на худой конец, тот же тюнер, который умеет издавать звуки определенной высоты.

По факту делаем то же самое, что и в моем видео — различные звуки на фортепиано как референс -> слушаем звук -> играем на трубе -> слушаем еще раз. Цель: чтобы они максимально слились в один. Чуть в сторону — будет электричка.

Помните, что самая распространенная труба играет в строе «Сиb» и является транспонирующим инструментом. Фортепиано играет в строе «До». Т.е. мы играем ноту «до» по высоте, а звучит из трубы»cиb». Зачем это сделано — тема отдельного поста :). Главное сейчас разобраться, что для того, чтобы звучала одинаковая нота, нужно сыграть на трубе ноту на два полутона выше, чем на фортепиано. «сиb» на фортепиано = «до2» на трубе. «до2″=»ре2» и так далее.

###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.

Источник

Труба (медный духовой музыкальный инструмент)

Труба это духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов, альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и которая предназначена для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

Баритон:

Тенор:

Корнет:

Устройство трубы

Трубы делают из латуни или меди, реже — из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт, как длины самой трубки, так и степени расширения раструба — это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба — правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

Источник

Оцените статью