- Бас-гитара
- Что такое бас-гитара
- Устройство бас-гитары
- Диапазон звучания
- История бас-гитары
- Разновидности
- Как выбрать бас-гитару
- Техники игры на бас-гитаре
- Диапазон звучания бас гитары
- Оживление искусственных барабанов
- Диапазон гитары. Графические примеры диапазонов с описанием
- Диапазон гитары. Общая информация
- Что такое диапазон инструмента
- Частотный диапазон
- Преимущества гитарного диапазона
- Диапазон в разных строях
- В Standart-строях
- В Drop-строях
- Диапазоны разных гитар
- Диапазон шестиструнной гитары
- Диапазон семиструнной гитары
- Диапазон четырехструнной бас-гитары
- Диапазон пятиструнной бас-гитары
- Заключение
Бас-гитара
Электрогитара внесла наибольший вклад в развитие современной популярной музыки. Недалеко от нее ушла бас-гитара, появившаяся примерно в одно время.
Что такое бас-гитара
Бас-гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Назначение — игра в басовом диапазоне. Обычно инструмент используется в качестве ритм-секции. Некоторые исполнители используют бас в качестве лидирующего инструмента, например, группа Primus.
Устройство бас-гитары
Строение бас-гитары во многом повторяет электрогитару. Инструмент состоит из дек и грифа. На корпусе расположены бридж, седло, регуляторы и звукосниматель. Гриф имеет ладовые порожки. Струны крепятся к колкам на голове, расположенной на конце грифа.
Существует 3 способа крепления грифа к деке:
При сквозном креплении дека и гриф выпиливаются из одного дерева. Модели с болтовым креплением легче настраивать.
Главные отличия конструкции от электрогитары — увеличенный размер корпуса и ширина грифа. Используются толстые струны. Число струн в большинстве моделей — 4. Длина мензуры почти на 2,5 см больше. Стандартное количество ладов — 19-24.
Диапазон звучания
Бас-гитара обладает широким диапазоном звучания. Но из-за ограниченного числа струн получить доступ ко всему диапазону бас-гитары невозможно, поэтому инструмент настраивают под нужный музыкальный жанр.
Стандартный строй — E-A-D-G. Используется во многих жанрах, от джаза до попа и хард рока.
Популярностью пользуются Dropped-строи. Характерная черта Dropped – звучание одной из струн сильно отличается по тону от остальных. Пример: D-A-D-G. Последняя струна настраивается на тон ниже в соль, тон остальных не меняется. В строе C#-G#-C#-F# четвертую струну опускают на 1,5 тона, оставшиеся на 0,5.
Строй 5 струнной модели A-D-G-C-F используют грув и ню-метал группы. По сравнению со стандартным строем звучание опускается на тон ниже.
Для панк-рока характерно использование высоких строев. Пример: F-A#-D#-G# – все струны подняты на половину тона.
История бас-гитары
Исток происхождения бас-гитары — контрабас. Контрабас — массивный музыкальный инструмент, имеющий черты скрипки, виолы и виолончели. Звучание инструмента было очень низким и насыщенным, но большие размеры были значительным недостатком. Трудности с транспортировкой, хранением и вертикальным использованием породили спрос басового инструмента меньшего размера и веса.
В 1912 году компания «Гибсон» выпустила бас-мандолину. Несмотря на то, что уменьшенные габариты стали весить меньше по сравнению с контрабасом, изобретение не получило широко распространения. К 1930м годам выпуск бас-мандолин прекратился.
Первая бас-гитара в современном виде появилась в 30-х годах прошлого века. Автором изобретения стал профессиональный мастер Пол Тутмар из США. Бас-гитара выполнена в схожей форме с электрогитарой. Гриф отличался наличием ладов. Держать инструмент предполагалось как обычную гитару.
В 1950-х годах Фендер и Фуллертон впервые запускают серийный выпуск электрической бас-гитары. Компания «Фендер Электроникс» выпускает модель «Precision Bass», изначально названную «P-Bass». Дизайн отличался наличием синглового звукоснимателя. Внешний вид напоминал электрогитару «Fender Stratocaster».
В 1953 году Монк Монтгомери из группы Лайнела Хэмптона стал первым басистом, поехавшим в тур с басом от Фендера. Считается, что Монтгомери также сделал первую в историю запись с использованием электронного баса на альбоме «Art Farmer Septet».
Еще одни пионеры фендерского инструмента — Рой Джонсон и Шифти Генри. Билл Блэк, игравший с Элвисом Пресли, стал использовать Фендер-пресижн с 1957 года. Новинка привлекла не только бывших игроков контрабаса, но и обычных гитаристов. Например, Пол Маккартни из «The Beatles» изначально был ритм-гитаристом, но позже переключился на бас. Маккартни использовал немецкую модель электроакустической бас-гитары «Hofner 500/1». Специфическая форма заставляет корпус выглядеть как скрипка.
В 1960-х стремительно растет влияние рок музыки. Многие производители, среди которых «Ямаха» и «Тиско», начинают производить электрические басовые гитары. В начале 60-х был выпущен «Fender Jazz Bass», изначально названный «делюкс басом». Конструкция корпуса была призвана упростить игру для музыканта, позволяя играть в положении сидя.
В 1961 году была выпущена шестиструнная бас-гитара «Fender VI». Строй новинки был на октаву ниже классического. Инструмент пришелся по-вкусу Джеку Брюсу из рок-группы «Cream». Позже он сменил его на «EB-31» – модель с компактным размером. «EB-31» отличился наличием мини-хамбэкера на мостике.
В середине 70-х производители инструментов высокого класса начали выпускать пятиструнную версию бас-гитары. Струна «B» была настроена на очень низкий тон. В 1975 году мастер Карл Томпсон получил заказ на 6-струнную бас-гитару. Строй у заказа был следующим: B0-E1-A1-D2-G2-C-3. Позже подобные модели стали называться «расширенным басом». Модель расширенного диапазона обрела популярность среди сессионных басистов. Причина — отсутствие необходимости часто перенастраивать инструмент.
С 80-х масштабных изменений в бас-гитаре не происходило. Улучшалось качество звукоснимателей и материалов, но основа оставалась прежней. Исключение составляют экспериментальные модели, вроде акустического баса, основанного на акустической гитаре.
Разновидности
Виды бас-гитар традиционно различаются положением звукоснимателей. Существуют следующие типы:
- Пресижн-бас. Расположение звукоснимателей — возле оси корпуса. Они установлены в шахматном порядке, один за другим.
- Джазовый бас. Звукосниматели этого вида называются синглами. Располагаются далеко друг от друга. Звучание при игре на таком инструменте получается более динамичным и разнообразным.
- Комбо-бас. Конструкция имеет элементы джазового и пресижн-баса. Один ряд звукоснимателей прикреплен в шахматном порядке, а ниже установлен сингл.
- Хамбэкер. В роли звукоснимателя выступают 2 катушки. Катушки крепятся к металлической пластине на корпусе. Отличается мощным жирным звуком.
Дополнительно существует разделение на ладовые и безладовые варианты. У безладовых на грифе нет порожков, при зажатии струны прямо касаются поверхности. Такой вариант используется в стилях джаз-фьюжн, фанк, прогрессивный метал. Безладовые модели не относятся к определенному музыкальному строю.
Как выбрать бас-гитару
Новичку рекомендуется начинать с 4 струнной модели. Это самый распространенный тип инструмента, применяющийся во всех популярных жанрах. На гитаре с увеличенным числом струн гриф и расстояние между струнами шире. Обучение на 5 или 6 струнной бас-гитаре займет дольше времени и будет сложнее. Можно начинать с шестиструнной, если человек точно уверен в выбранном стиле игры, который ее требует. Семиструнная бас-гитара — выбор только опытных музыкантов. Также начинающим не рекомендуется приобретать безладовые модели.
Акустические бас-гитары имеют малое распространение. Акустика звучит тихо и не применима при большой аудитории. Гриф обычно более короткий.
Помочь правильно выбрать бас может гитарный мастер в музыкальном магазине. Самостоятельно же стоит проверить инструмент на кривизну грифа. Если при зажатии любого лада струна начинает дребезжать — гриф кривой.
Техники игры на бас-гитаре
Музыканты играют на инструменте сидя и стоя. В положении сидя гитара ставится на колено и придерживается предплечьем руки. При игре стоя инструмент держится на ремне, подвешенном через плечо. Бывшие контрабасисты иногда используют бас-гитару как контрабас, поворачивая корпус вертикально.
На басу применяются практически все техники игры акустической и электрогитары. Основные техники: щипок пальцами, слэп, удар медиатором. Техники различаются сложностью, звучанием и областью применения.
Щипок применяется в большинстве жанров. Звучание мягкое. Игра медиатором широко используется в роке и металле. Звук более резкий и громкий. При слэпе струна ударяется об лады, создавая специфическое звучание. Активно используется в стиле фанк.
Источник
Диапазон звучания бас гитары
Скрипка
Частотный диапазон от 196 Гц до 2100 Гц
Обертоны до 10 кГц
Эквализация
Теплота около 240 Гц
Струна 2,5 кГц
Атака 7-10 кГц
Контрабас
Частотный диапазон от 41 Гц до 260 Гц
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
Полнота от 80 Гц до 100 Гц
“Тело” 200 Гц
“Струна” 2,5 кГц
Акустическая гитара
Частотный диапазон от 82 Гц до 1175 Гц
Обертоны до 12 кГц
Эквализация
Теплота 240 Гц
Ясность от 2 кГц до 5 кГц
Атака 3,5 кГц
Электрическая гитара
Частотный диапазон от 82 Гц до 1570 Гц
Обертоны 5 кГц
Эквализация
Полнота 240 Гц
Теплота 400 Гц
“Струна” 2,5 кГц
Труба
Частотный диапазон от 160 Гц до 1175 Гц
Обертоны до 15 кГц
Эквализация
Полнота от 120 Гц до 240 Гц
Раструб 5 кГц
Атака 8 кГц
Туба
Частотный диапазон от 29 Гц до 440 Гц
Обертоны до 1,8 кГц
Эквализация
Полнота 80 Гц
Резонанс 500 Гц
Предел 1,2 Гц
Рояль
Частотный диапазон от 27 Гц до 4200 Гц
Обертоны более 13 кГц
Эквализация
Теплота 120 Гц
Ясность от 2,5 кГц до 4 кГц
Атака 8 кГц
Флейта (малая)
Частотный диапазон от 587 Гц до 4200 Гц
Обертоны около 10 кГц
Эквализация
Теплота от 50 Гц до 700 Гц
Дыхание 3,2 кГц
Воздух 6 кГц
Гобой
Частотный диапазон от 247 Гц до 1400 Гц
Обертоны до 12 кГц
Эквализация
“Тело” 300 Гц
Резонанс 1,2 кГц
Атака 4,5 кГц
Кларнет
Частотный диапазон от 147 Гц до 1570 Гц
Обертоны до 4 кГц
Эквализация
Раструб 300 Гц
Гармоники 2,5 Гц
Воздух 5,2 Гц
Литавры
Частотный диапазон от 73 Гц до 130 Гц
Обертоны до 4 кГц
Эквализация
Теплота 90 Гц
Атака 2 кГц
Воздух 4,5 кГц
Электрическая бас-гитара
Частотный диапазон от 41 Гц до 250 Гц
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
“Тело” 80 Гц
Теплота 300 Гц
“Струна” 2,5 кГц
Альт
Частотный диапазон от 130 Гц до 1050 Гц
Обертоны от 8 кГц до 10 кГц
Эквализация
Полнота 200 Гц
“Струна” 2,4 кГц
“Скрип” 4,2 кГц
Большой барабан (бочка)
Частотный диапазон не определяется
Обертоны около 4 кГц
Эквализация
“Тело” 120 Гц
Звук бочки 400 Гц
Предел 3 кГц
Малый барабан
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
“Тело” 120 Гц и 240 Гц
“Пустотелость” 400 Гц
Резонанс 2,5 Гц
Тарелки
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 3,5 Гц
Эквализация
Раструб тарелки 220 Гц
Ясность 7,5 кГц
Воздух 10 кГц
Томы
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 3,5 кГц
Эквализация
Полнота 120 Гц
Предел 5 кГц
Оживление искусственных барабанов
Если вы хотите “оживить” звук “drum machine”, передайте его через усилитель гитары в студии и поставьте микрофон (ы) перед усилителем на расстоянии 1м. Смешайте его с прямым звучанием «drum machine», добиваясь более “живого” звучания. Этот же прием может быть использован для “оживления” сэмплерных вокалов.
Источник
Диапазон гитары. Графические примеры диапазонов с описанием
Диапазон гитары. Общая информация
Европейская музыкальная теория разделяет звуки на двенадцать нот – семь полных, и пять неполных, обозначаемых диезами и бемолями. Из этого количества музыканты и собирают музыку, комбинируя их между собой по определенным правилам. Ноты разделены между собой октавами – все зависит от того, какую направленность имеет инструмент. Именно то, какие ноты по высоте он может воспроизвести, и называется его диапазоном. Поняв, что это такое, вы еще лучше сможете чувствовать свой инструмент, а также получите ряд теоритических знаний, которые помогут вам писать музыку. В данной статье мы подробно расскажем, что такое диапазон гитары, как на ней расположены ноты, и в чем заключается его преимущество перед остальными инструментами.
Что такое диапазон инструмента
Как уже было сказано выше, все ноты разделены между собой октавами. Если от одной ноты отсчитать 12 полутонов, то вы попадете на ту же самую ноту, но находящуюся в другой октаве. Самая низкая нота из всех слышимых человеком находится в так называемой суб-контроктаве. За ней следует просто контроктава. Потом следует малая, за ней — большая, далее – первая, вторая, третья, и так далее. Диапазон разных инструментов зависит от их предназначения и настройки. В стандартном строе гитары у шестиструнного инструмента открытая E находится в малой октаве, а E на 12м ладу первой струны – во второй октаве. Самая высокая нота находится в третьей октаве – это E на 24 ладу. Чтобы понять, какой диапазон у вашего инструмента, вам нужно узнать ноту самой низкой открытой струны на гитаре , и ноту на 12м ладу первой струны.
На картинке изображен пример в том виде как он записывается в нотной записи, т.е. на октаву выше от фортепьяно.
Частотный диапазон
По своей сути, каждая нота – это звук определенной частоты. Гитара покрывает почти весь слышимый диапазон частот, однако зачастую все они просто не нужны нам – поскольку их лучше воспроизводят другие инструменты. Частотный диапазон гитары начинается от 80Гц и заканчивается примерно на 1600Гц, в зависимости от инструмента и его настройки.
Преимущества гитарного диапазона
Эта тема касается не только размера диапазона гитары, но и особенностей строя. Дело в том, что ноты на грифе гитары можно извлекать в разных местах – позициях. Из-за разной толщины струн мы можем получать разный звук, благодаря чему при одинаковых нотах мы можем получать разное звучание и интонирование инструмента.
Кроме этого, из-за строя, вы можете очень просто находить нужную вам октаву буквально на ходу. Мы знаем, что стандартная гитарная Ми на шестой струне находится в большой октаве. Если зажать седьмой лад на пятой, то мы услышим Ми в первой октаве, и так далее. Таким образом, зная. Какую ноту вам надо сыграть сейчас, вы можете без проблем находить их на грифе, и переходить из одной октавы на гитаре в другую.
Диапазон в разных строях
В Standart-строях
Как уже было сказано выше, в стандартном строе диапазон гитары начинается с ноты E большой октавы и заканчивается на E в первой октаве. Стоит сказать о том, что диапазон гитары в октавах может варьироваться в зависимости от строя. Так, например, в Standart D, при котором все струны опускаются на то ниже, диапазон смещается как раз на один тон.
В Drop-строях
Помимо очевидного преимущества в виде более удобной позиции квинт-аккордов, Drop-строи позволяют расширить гитарный диапазон. Например, в классическом Drop D он начинается не с Ми, а с Ре большой октавы. При этом вы не теряете остальные ноты, как если бы опускали гитару полностью на тон. Смещение происходит точно так же, как и в Standart-настройке – диапазон смещается на такое же количество тонов, на какое вы опускаете струны.
Диапазоны разных гитар
Диапазон шестиструнной гитары
Как уже было сказано выше, в стандартном строе диапазон акустической гитары с шестью струнами покрывает три октавы – от Ми большой до Ми первой.
Диапазон семиструнной гитары
Семиструнная гитара расширяет свой диапазон вниз. Если мы говорим про стандартный строй, то ее диапазон расширяется от Ре большой октавы до Ре первой. Кроме этого, существует альтернативный строй, при котором седьмая струна настраивается в ноту Си уже контроктавы. Это значительно расширяет частотный диапазон инструмента, позволяя исполнять более низкие партии. Особенно такой строй популярен на электрогитарах.
Диапазон четырехструнной бас-гитары
Диапазон бас-гитары начинается от E в контроктаве и заканчивается G в большой. Разумеется, здесь речь идет о стандартном строе.
Диапазон пятиструнной бас-гитары
Расширение диапазона пятиструнной бас-гитары очень похоже на расширение диапазона семиструнной электрогитары. Теперь самая низкая нота – B субконтроктавы, а самая высокая – точно также Соль большой.
Заключение
Знание диапазона своего инструмента – ключ к игре в ансамбле, а также сочинении музыки. Он позволит вам понимать, где и как играть нужную вам партию, а также поможет находить нужные ноты на грифе. Обязательно уделите внимание изучению диапазона вашей гитары – это поможет вам лучше понять то, как строится музыка.
Источник