Диапазон звучания октава аккордеона

Содержание
  1. Диапазон звучания октава аккордеона
  2. Каким бывает аккордеон и как его выбрать?
  3. Что это такое?
  4. История происхождения
  5. Диапазон звучания октава аккордеона
  6. В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа (клавишный аккордеон) , однако эти инструменты существуют как с фортепианной, так и с кнопочной клавиатурой (кнопочный аккордеон) . В США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия. Например — некоторые гармони , они называются диатоническими кнопочными аккордеонами. Баян является разновидностью кнопочного аккордеона и отличается от него особой конструкцией. В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале ( Саксония ). До сих пор, одними из самых распространённых в России являются аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister различных марок, например, Diana , Stella , Amigo . Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные ( Horcрh , Hohner , Bugari Armando ), так и советские и российские («Берёзка», «Меркурий», «Ленинград», «Спутник», «Юность», « Акко », «Юпитер»).
  7. Размеры
  8. Левая
  9. Схемы
  10. Аккордеон
  11. Аккордеон «Аккорд»

Диапазон звучания октава аккордеона

Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.
Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).

Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна, у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.
Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.
Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), малыми мажорными септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.
Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.

Читайте также:  Звукосниматель для акустической гитары как поставить

Источник

Каким бывает аккордеон и как его выбрать?

Если представить в голове – без долгих размышлений – ролик о Франции, где-то на фоне прекрасных видов и воодушевляющих пейзажей будет играть аккордеон. Музыкальный инструмент с выразительным звучанием и красивым визуальным рядом (приятно просто смотреть на исполнителя, который управляет ручной гармоникой) имеет не самую простую судьбу. Но сегодня он не нуждается в рекламе: его звучание любят, на нем играют дети и взрослые, маститые инструменталисты создают на нем выдающиеся концертные программы.

Что это такое?

Аккордеон называют родным братом баяна, дети даже путают эти инструменты, не сразу могут сказать, чем они отличаются друг от друга. Вместо правой клавиатуры у баяна кнопочная – вот и основное отличие. Аккордеон является академическим, хроматическим духовым инструментом. Его устройство – это модернизированная гармоника, с одной стороны имеющая фортепианные клавиши, с другой – круглые кнопки. Левой рукой аккордеонист берет аккорды и басы или низкие ноты. А справа, помимо клавиш, размещены регистровые регуляторы.

Из чего состоит инструмент.

  • Две секции аккордеона соединены мехами. В правой части – коробка с клавишным фортепианным рядом. Их, клавиш, число различно, если инструмент полный, их будет 41.
  • Внутри изделия находятся клапаны, регистры и резонаторы. Регистры нужны для скорой смены тембральных значений. Звуковые отверстия, совпадающие с резонаторными, открывает специальная клапанная система. На резонаторах стоят «голосовые планки».
  • На левой клавиатуре обычно 5 рядов (нечасто – 6). Два ряда представлены басовыми кнопками, другие же являются готовыми аккордами – минорными, мажорными, септаккордными. Традиционный аккордеон имеет строение в 120 кнопок.
  • Мех – это картон, особая ткань, качественная кожа, плотная бумага и клей. Его могут усиливать стальные накладки.
Читайте также:  Как найти нужные ноты

Чем отличается этот инструмент от иных гармоник, так это одновременным звучанием множества язычков. Они могут быть октавными, квинтовыми, строевыми, с разливом и пикколо.

Квинтовыми язычками оснащен только пятиголосный аккордеон, пикколо имеется только в четырехголосном.

История происхождения

Внешне инструмент действительно выглядит как баян, и если не приглядываться, фортепианная клавиатура не бросается в глаза на первых же секундах. Изначально замечается именно общий вид, корпус, а также то, как держит инструмент музыкант.

Логично, что история происхождения этого инструмента должна быть интересной. А началась она, вероятно, с Древнего Востока, именно там впервые использовался принцип язычкового извлечения звука. И обладал им инструмент под названием «шэн». Вот где истоки появления аккордеона. А свой привычный вид инструмент приобрел благодаря двум талантливейшим мастерам: немецкому часовщику Христиану Бушману и чешскому изобретателю Франтишку Киршнеру. И это вовсе не дуэт мастеров, специалисты работали независимо друг от друга.

Бушман сделал вот что: его желанием было упростить настройку органа, и оно воплотилось в таком несложном устройстве, как камертон. Камертон, выглядящий как малая коробочка, мастер оснастил металлическим язычком. Когда умелец вдувал в камертон воздух, язычок становился звучным, он обнажал тон конкретной высоты. Затем автор пошел дальше, он добавил устройству меха, и этот воздушный резервуар сделал конструкцию еще более совершенной. А чтобы исключить одномоментную вибрацию язычков, Бушман сделал их клапанными.

В 1821 году немецкий мастер изобрел то, что можно назвать прообразом губной гармоники. И дал ей название «аура». Что больше всего поражает в этой истории, так это то, что придумал такое устройство Бушман, будучи 17-летним юношей.

Совсем в другом месте трудился чешский органист Франтишек Киршнер, он работал при российском царском дворе и увлеченно относится к своему музыкальному призванию. А как еще объяснить то, что Франтишек придумывает новую систему языковых планок, которая станет базой ручной гармоники. Да, с современным инструментом такое описание сравнимо не на 100%, но ведь принцип извлечения звука тот же – металлическая пластина колеблется под струей воздуха, действием щипков и нажатий.

Еще одно имя, с которым связана история инструмента, – Кирилл Демиан. Это венский мастер органов, старательно совершенствовавший инструмент и, наконец, давший ему принципиально иной вид. Демиан смог раздвоить корпус, на каждой части поместил по клавиатуре для рук, а половинки сочленил мехами. Вот и появился в мире музинструмент, который был уже более похож на современный аккордеон.

И название вполне очевидно: с каждой клавишей соотносится аккорд.

Да, все тот же Кирилл Демиан создал и название инструмента. В мае 1829 года он официально его представил, стал обладателем патента и сделал главное – поспособствовал массовому производству аккордеонов.

Ну а дальше история уходит к итальянским берегам. Там, в селении близ Кастельфидардо, батрацкий сын Пауло Сопрани покупает у монаха-странника аккордеон авторства все того же Кирилла Демиана. В 1864 году Пауло, заручившись поддержкой столяров и плотников, открывает мастерскую по производству аккордеонов. Потом она становится фабрикой, которая уже занимается не только выпуском инструмента, но и его совершенствованием. Итальянцы быстро полюбили этот лирический инструмент, впрочем, как и, считай, вся Европа.

Ну а волна иммиграции в конце XIX века помогает аккордеону оказаться по ту сторону Атлантики и стать не просто гостем в Америке, но и уверенно обосноваться на континенте. Его даже там именовали легким прозвищем «пианино на бретельках». В прошлом веке, в 40-х, американцы уже производили электронные аккордеоны.

Источник

Диапазон звучания октава аккордеона

Аккордео́н (от фр. accordéon ) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Демиан (нем.) русск.усовершенствованной им гармони.

В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа (клавишный аккордеон) , однако эти инструменты существуют как с фортепианной, так и с кнопочной клавиатурой (кнопочный аккордеон) . В США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия. Например — некоторые гармони , они называются диатоническими кнопочными аккордеонами. Баян является разновидностью кнопочного аккордеона и отличается от него особой конструкцией. В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале ( Саксония ). До сих пор, одними из самых распространённых в России являются аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister различных марок, например, Diana , Stella , Amigo . Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные ( Horcрh , Hohner , Bugari Armando ), так и советские и российские («Берёзка», «Меркурий», «Ленинград», «Спутник», «Юность», « Акко », «Юпитер»).

Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.

Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).

Размеры

Таблица 1. Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре.

Размер Полный 7/8 3/4 1/2
Пример
Количество клавиш на правой клавиатуре 41
(Фа малой октавы —
Ля третьей октавы)
37
(Фа малой октавы —
Фа третьей октавы)
34
(Соль малой октавы —
Ми третьей октавы)
26
(Си малой октавы —
До третьей октавы)
Количество кнопок на левой клавиатуре 120 96 80, 72 72, 60, 48, 40, 32, 24

Аккордеоны с размерами 1/2 и 3/4 в основном используются в качестве ученических инструментов [2] .

Левая

Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна , у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.

Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.

Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), малыми мажорными септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.

Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.

Схемы

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд), У — уменьшенный септаккорд [3] . При 32-х кнопках, в левой клавиатуре, отсутствует нота «Си», что делает невозможным играть некоторые произведения.

Источник

Аккордеон

Аккордеон — язычковый музыкальный инструмент, разновидность хроматической гармонии с клавиатурой фортепианно-органного типа для правой руки и кнопочного (в несколько рядов) — для левой.

Аккордеон используется для сольного исполнения, для аккомпанемента и для игры в ансамбле. Состоит из грифа, корпуса (двух крышек, соединенных мехом), правого и левого механизмов (клавиатуры и механики) и голосовой части (резонаторов с голосовыми язычками). Корпус и гриф изготовляются из древесины березы, бука, клёна, обычно облицовываются снаружи цветным художественным целлулоидом, иногда делаются литыми или штампованными из пластмассы. Мех изготовляется из картона, прессшпана и т.п., снаружи отделывается цветной шелковой тканью. Клавиши правой клавиатуры и кнопки левой клавиатуры делаются из целлулоида и других видов пластмасс. Голосовые планки изготовляются из алюминия, дюралюминия или латуни. Многие аккордеоны имеют один или несколько регистровых переключателей как в правой, так и в левой клавиатуре, служащих для изменения тембра и силы звука путем включения или выключения дополнительных голосовых язычков. Общее количество регистровых переключателей (для обеих клавиатур) доходит до 14. Особенностью аккордеонов является своеобразная настройка голосовых язычков, так называемая «в разлив», которая заключается в том, что часть голосовых язычков одного и того же тона настраивается с некоторым отступлением от нормы, что придает звучанию аккордеона своеобразную густоту в отличие от чистого тона баяна. Аккордеоны бывают двух-, трёх-, четырёх-, пяти- и даже шестиголосными, т. е. при нажиме на клавишу звучат одновременно 2, 3, 4 и т. д. голосовых язычков. При расположении кнопок левой клавиатуры в пять рядов первые два ряда дают звуки отдельных басовых тонов, кнопки остальных трех рядов дают готовые аккорды: минорные и мажорные трезвучия, а также доминантсепт-аккорды. При семи рядах кнопок, кроме того, извлекаются готовые уменьшенные септаккорды и трезвучия.

В СССР наиболее были распространены аккордеоны следующих видов: 1) 25×32 (первая цифра означает число клавиш в правой клавиатуре, вторая — число кнопок в левой клавиатуре), двухголосный — диапазон от до первой октавы до до третьей октавы; 2) 34×80, трехголосный, с одним или двумя регистровыми переключателями в правой клавиатуре; диапазон от соль малой октавы до ми третьей октавы; 3) 41×120, трёх- или четырёхголосный, с двумя или тремя регистровыми переключателями в правой клавиатуре; диапазон от фа малой октавы до ля третьей октавы, но в зависимости от количества регистровых переключателей может быть расширен в обе стороны. Музыканты-профессионалы обычно предпочитали аккордеоны 41×120 с семью регистровыми переключателями.

Требования к качеству аккордеонов были определены ТУ Министерства местной промышленности. Аккордеоны изготовляли фабрики музыкальных инструментов Министерства местной промышленности РСФСР в Калуге и Ленинграде.

Аккордеоны продавались в футлярах, транспортировались в деревянных ящиках с прокладкой мягким упаковочным материалом. Маркировка и хранение — общие для всех язычковых музыкальных инструментов.

Аккордеон «Аккорд»

Калужская фабрика клавишных инструментов в 1960-м году приступила к массовому выпуску аккордеона «Аккорд» (модель № 3).

Аккордеон с пятью регистрами новой конструкции имел диапазон правой клавиатуры (при одновременном звучании двух голосов) в 34 звука, а диапазон хроматической гаммы — от «соль» малой октавы до «ми» третьей октавы. При включении третьего ряда голосов («язычков») диапазон увеличивался за счёт третьего «язычка», настроенного на октаву ниже основного, в пределах от «соль» большой октавы до «фа-диез» малой октавы.

Мелодическая сторона аккордеона трёхголосная, басы двухголосные (80 кнопок).

Этот аккордеон отличался от старой модели не только количеством регистров (раньше фабрика выпускала аккордеон с двумя регистрами), но и своей формой, красотой линий. Гриф аккордеона оклеивался целлулоидом вместе с правой частью корпуса и составлял как бы одно целое. Сетка (мелодической стороны) штамповалась из алюминия, с наружной стороны оклеивалась целлулоидом или анодировалась.

Для лучшего ответа в звучании в аккордеон был введен унифицированный набор планок из 16 номеров (вместо 23 номеров в других моделях).

Стоил аккордеон «Аккорд» 1900 рублей (1960 год).

Источник

Оцените статью