Диапазон звучания у пианино

Сколько октав на пианино

Вы знаете, сколько октав у пианино и рояля? Их количество 9 штук. семь из них присутствуют на клавиатуре полностью и две частично.

Количество нот на клавиатуре соответствует количеству клавиш. У фортепиано их 88. Каждой клавише принадлежит своя нота.

Нужно заметить, что гитара имеет в 2 раза меньший звуковой диапазон, поэтому именно на рояле чаще всего играют сложные серьезные произведения музыканты на своих концертах. Так же это еще один аргумент в пользу того, что гитара любого вида будет легче в обучении, чем клавишный инструмент.

Название октав на пианино

Давайте перечислим название октав на пианино по порядку:

  • Субконтроктава (Три ноты);
  • Контроктава;
  • Большая;
  • Малая;
  • Первая;
  • Вторая;
  • Третья;
  • Четвертая;
  • Пятая; (Одна нота).

Расположение октав на пианино по порядку очень простое, они идут от субконтроктавы к пятой слева направо. Субконтроктава самая низкая по звучанию, соответственно пятая — самая высокая по звучанию.

Современные синтезаторы могут иметь меньшее количество клавиш на своей клавиатуре. По этой причине для обучения стоит покупать именно электронное фортепиано с полным набором клавиш.

Кстати, когда вы будете учиться вокалу, вам тоже понадобится инструмент с постоянным строем. Для этой цели подойдет любой средний синтезатор, так как голосом вы вряд ли сможете перебрать весь диапазон звучания настоящего фортепиано даже когда сможете петь профессионально.

Читайте также:  Под гитару армейские водители

Первая октава на пианино

Как вы уже заметили, первая октава на пианино вовсе не первая, а субконтроктава. Если вы собираетесь заниматься профессионально, то это важно помнить. 1 октава на пианино на самом деле по счету будет пятой.

Именно ноты центральных клавиш на фортепиано и рояле чаще всего задействуют при исполнении произведений музыканты.

Какой инструмент подойдет для обучения

Для обучения новичку идеально подойдет Casio 130. Это уже не синтезатор, а хороший инструмент с полным диапазоном звучания — 88 клавиш.

Вы сможете играть полноценные произведения и вам не придется тащить обычный акустический инструмент в свой дом.

Цифровые инструменты не занимают много места, их легко перемещать если потребуется.

Так же у Casio есть более сложные профессиональные цифровые фортепиано. Если вы хотите что-то подороже, то можно обратить свой взор на фирму Yamaha.

Помните, что в начале вы не поймете различия. Дорогие цифровые фортепиано нужны только для профессиональных музыкантов. Иногда вам хватит простого синтезатора.

Построение аккордов

Аккорды строятся из нескольких нот и бывают мажорного (веселого) и минорного (грустного) звучания.

Для начала ученик просто выучивает как строится аккорд. В процессе обучения вы поймете закономерность их построения и сможете самостоятельно построить нужный вам аккорд, если вы его забыли.

Для начала самое сложное — это научиться играть двумя руками. Как только вы освоите этот навык остальное будет получаться гораздо легче.

Чем отличается рояль

Рояль имеет горизонтально расположенные струны по которым при игре на клавиатуре бьют молоточки.

Молоточки возвращаются на место под действием силы тяжести, что позволяет получать более интересный звук если требуется играть одну ноту несколько раз подряд (Репетиционная механика).

Так как при изготовлении рояля компактность — вопрос второстепенный, звук который получается лучше всего подойдет для исполнения на больших концертных площадках.

Материалы по теме

как научиться играть на пианино самостоятельно

Бытует мнение, что научиться играть самостоятельно на пианино очень сложно. И, отчасти, это верно. Дело состоит не только том, что на изучение технники исполнения и самого инструмента уйдет много времени.

Как выучить ноты на пианино

Неопытным музыкантам бывает непросто. Хочется быстрее сесть и непринужденно начать играть любимую песню или что-нибудь красивое, но не получается играть даже ноты для новичков.

Что лучше пианино или синтезатор

Сейчас в современном мире на смену акустическим клавишным инструментам быстро приходит более совершенная, удобная, универсальная в использовании техника.

Источник

Фортепиано (фортепьяно)

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

Источник

Октавы на фортепиано

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Каждый, кто начинает обучение на фортепиано, сталкивается с понятием октав. Их знание помогает ориентироваться на клавиатуре, а также исключает ошибки в освоении произведений. Поэтому стоит рассмотреть, что такое октавы, сколько их на фортепиано и в какой последовательности они представлены.

Что это такое?

В переводе на русский октава означает «восьмой» или «8». Это соответствует количеству клавиш между нотами с одинаковыми названиями. Помимо этого, под понятие октава попадает набор клавиш, которые находятся в этом промежутке.

Чтобы облегчить поиск нот на фортепианной клавиатуре, существует разделение на белые и черные клавиши. Причем последние чередуются группами по 2 и 3. Началом октавы считается белая клавиша, расположенная слева от двух черных, а окончанием – белая клавиша справа от группы из трёх черных клавиш. В результате каждая полная октава содержит 7 белых и 5 черных клавиш.

Несмотря на идентичность состава, октавы различаются по высоте звучания и написанию нот. Слева от исполнителя находятся клавиши, издающие низкие звуки, а справа – верхний регистр инструмента.

Количество октав отличается в зависимости от инструмента. На акустическом или электронном фортепиано, на синтезаторе с 60 клавишами их 5. Большее или меньшее число клавиш электронных аналогов будет напрямую влиять на количество октав.

Названия и расположение октав

Неожиданностью для новичка становится факт, что нумерация фортепианных октав начинается с середины. Причем это справедливо и для пианино, имеющего полную клавиатуру, и для синтезатора, на котором всего 5 октав.

Так, первая октава обычно находится между пюпитром и исполнителем. Такое расположение имеет несколько обоснований:

  • звуки, образуемые клавишами первой октавы, чаще встречаются в диапазоне человеческого голоса;
  • с этих нот обычно начинается обучение музыкантов;
  • эти клавиши используются в музыке чаще, чем ноты, расположенные по краям клавиатуры.

Если следовать по схеме октав на фортепиано вправо, то следом за первой идут вторая, третья, четвертая. Пятая октава, представленная нотой до, имеется не у всех моделей пианино и роялей. На инструментах с меньшим количеством клавиш крайней справа может оказаться вторая или третья.

Для написания нот здесь задействуется преимущественно скрипичный ключ. Причем первая октава пишется до третьей строчки нотного стана. Вторая завершается выше первой добавочной линейки. Третья начинается с до, расположенной на второй добавочной линейке.

Для остальных октав чаще используется особый знак, означающий перенос музыки на октаву или две вверх. Это исключает путаницу в количестве дополнительных линеек.

Если двинуться от центра инструмента влево, то расположение октав будет в следующей последовательности:

С последней из них по факту начинается клавиатура. Однако в ней находится всего 3 клавиши, поэтому она тоже неполная.

Для нот, расположенных ниже первой октавы, разработан басовый ключ. Причем малая октава располагается выше второй линейки, на которой пишется си большой октавы. Контроктава в написании оказывается ниже второй нижней добавочной линейки. Для написания остальных нот также может быть использован дополнительный знак, предписывающий перенос нот октавой ниже.

В малой и первой октаве находятся ноты, которые имеют варианты написания в скрипичном и басовом ключах. Например, до может быть записана и на нижней добавочной линейке в скрипичном ключе, и на верхней добавочной линейке басового. При этом подразумевается одна и та же клавиша, что следует учитывать при разборе произведений. Разница в письме необходима для более целостного написания мелодии. Так, музыкальный фрагмент для левой руки будет по возможности записываться в басовом ключе, а для правой – в скрипичном. Хотя бывают и исключения.

Обозначение каждой клавиатуры тесно связано с нотным станом, где каждая клавиша отождествляется с нотой. Поэтому, чтобы хорошо ориентироваться в клавиатурах, нужно хорошо выучить нотную грамоту.

Как играть?

При обучении игре на фортепиано самые простые мелодии находятся в одной октаве. Это позволяет быстрее освоиться с часто используемыми клавишами. Затем освоение инструмента идет по принципу постепенного расширения диапазона – сначала в правую, а потом в левую сторону.

Преподавателям рекомендуется долго не задерживаться на одной октаве, чтобы исключить формирование стереотипов у учеников, мешающих им развивать искусство игры. Выйти за пределы ограниченного мирка можно следующими способами.

  1. Исполнением гамм. Учащиеся младших классов исполняют звукоряд в две октавы, в старших классах диапазон гаммы расширяется до четырех. Помимо освоения пальцевой аппликатуры и техники, это помогает ученику чувствовать себя свободно, работаю с регистрами, расположенными на отдалении от него. Причем постепенно нужно переходить с до мажора на другие тональности, чтобы стимулировать работу с черными клавишами.
  2. Вводом в репертуар произведений, которые основаны на сопоставлении звучания отдельных звуков или мелодии в разных октавах. С одной стороны, такие пьесы не так сложны в освоении, поскольку ребенок логически понимает, что один и тот же материал повторяется на разной высоте, при этом сохраняется схожее расположение клавиш и аппликатура. С другой стороны, он видит в нотном тексте, что ноты, расположенные в разных октавах, написаны по-разному. В дальнейшем это поможет ему быстрее ориентироваться, где именно на клавиатуре исполняется написанный на бумаге текст.

Помимо белых, начинают изучаться и черные. Этот процесс связан с освоением знаков диеза, бемоля и бекара. Первый из них делает звук выше, второй приводит к понижению. Причем не всегда эти действия связаны с переходами на черную клавишу. Бекар необходим для отмены знака.

Приставка «дубль» перед названием знака указывает, что понижение или понижение происходит в удвоенном размере.

Отдельным этапом обучения становится освоение октавных этюдов. Для этого нужно иметь достаточно развитую руку, чтобы пальцы без большого напряга доставали до нужных клавиш. Поскольку расстояние, охватывающее 8 нот, довольно большое, его берут крайними (1 и 5) пальцами.

Размер руки старшеклассников также допускает замещение пятого пальца четвертым, что становится необходимым в освоении сложных пьес и этюдов. Так, если мелодия в пьесе записана с октавным удвоением, то в верхнем голосе ожидается плавность переходов из звука в звук. Поэтому аппликатура предполагает поочередное взятие интервалов 1-4 и 1-5 пальцами. Использование четвертого пальца в октаве необходимо, если она приходится на черную клавишу. В этом случае пятый палец будет нежелателен.

Ошибки

Практика обучения игре на фортепиано знает случаи, когда дети путали октавы, а также испытывали сложности с воспроизведением нот. Подобное часто происходит при наличии ошибок со стороны преподавателя.

  • Знакомство начинается сразу с клавиатуры. В результате ребенок начинает извлекать звуки, не понимания строения фортепиано и специфики его работы. Результатом становятся сложности в освоении клавиатуры, а в дальнейшем затруднения в поиске необходимого звукоизвлечения.

Предотвратить последствия можно, отведя первый урок общему знакомству с инструментом и его частями. Имеет значение наглядный показ способа появления звука, а также факторов, влияющих на его громкость, высоту и другие параметры.

  • Обучение начинается с конкретной ноты. Если до этого учащийся не получил полного представления о клавиатуре, то первая выученная клавиша станет для него своеобразной точкой отсчета, от которой он будет выстраивать всё остальное. Результатом станет искаженное представление о клавиатурном пространстве, где в зависимости от обстоятельств каждая нота может стать главной.

Более эффективная методика предполагает путь от общего к частному. Сначала осваиваются регистры как наиболее крупные структурные элементы. Затем следует разделение на октавы, зоны, образующиеся между черными клавишами, а на последнем этапе называются ноты. Такой метод ускорит освоение клавиатуры, а также снимет страх перед игрой в крайних регистрах.

  • Использование одной ноты в качестве стартовой точки приводит к затруднениям при поиске остальных клавиш. Ведь если каждый звук отсчитывать от «до», это займет больше времени, чем знание системы в целом. Выявить проблему можно, попросив учащегося назвать ноты в обратном порядке. Или предложив ему найти нужную клавишу без отсчета от старта. Если ребенок начал путаться, это означает, что он не запомнил реального расположения нот, что в дальнейшем затруднит подбор мелодий на слух, а также чтение с листа.

Выходом из ситуации становится упор на образное мышление, позволяющее сделать каждую ноту индивидуальной, придумать ей свой неповторимый образ.

  • Стремясь закрепить освоение черных клавиш, некоторые преподаватели не торопятся давать детям пьесы с черными. В результате формируется патологический страх, который препятствует изучению пьес в других тональностях, помимо до мажора. Кроме того, постоянное использование белых клавиш приводит к искажению постановки руки. Пальцы постепенно смещаются к краю, что приводит к опусканию запястий.

Выходом из ситуации становится переход к черным клавишам, как только учащийся освоится в белых. Доступ к большему количеству клавиш с самого начала приводит к более гармоничному развитию исполнителя.

Своевременное начало изучение черных клавиш исключает ещё одну ошибку, свойственную музыкантам. Она выражается в сформированном убеждении, что при появлении диеза или бемоля нужно обязательно нажать черную клавишу. На деле повышение нот ми и си на полтона приводит к нажатию соседней белой клавиши. Подобный результат даёт понижение фа и до.

Путаница в октавах часто свойственна ученикам, которые для домашних занятий покупают синтезатор. Хотя такое решение кажется практичным для скромных квартирных условий, оно имеет несколько слабых сторон.

  • Ребенок, привыкающий заниматься в условиях пяти октав, оказывается в растерянности перед полной фортепианной клавиатурой. В результате выученная пьеса может прозвучать выше или ниже требуемой октавы. Для таких учеников важно установить связь между разными клавиатурами.

Эталоном станет первая октава, расположенная строго посередине любого инструмента.

  • Многие электронные инструменты не чувствительны к силе нажатия клавиши. Поэтому теряется возможность работы над динамикой и штрихами. Решить это можно только усиленной работой в классе на акустическом инструменте.

Подведем итоги: знание строения и расположения октав – это незаменимая часть образования каждого, кто осваивает музыкальный инструмент. Это помогает быстрее освоиться в многообразии клавиш, а также открывает путь к чтению с листа, подбору на слух, импровизации и другим возможностям.

Источник

Оцените статью