AllFrets
Переменный штрих. Гаммы.
Еще раз перечислю гаммы и способ их получения на основе натурального мажора. Итак!
1. Ионийский мажор строится на первой ступени натурального и, соответственно, идентичен ему.
2. Дорийский минор строится на второй ступени натурального мажора.
3. Фригийский минор — на третьей ступени натурального.
4. Лидийский мажор — на четвертой.
5. Миксолидийский мажор — на пятой.
6. Эолийский (натуральный минор) — на шестой
7. Локрийский лад строится на седьмой ступени натурального мажора.
Вот она, аппликатурная сетка, на которой ты можешь видеть все гаммы одновременно. Черной точкой обозначена тоника ионийского мажора. Присмотрись и отыщи для себя визуально приведенные выше боксы.
На приведенном выше рисунке подписаны четыре ступени ионийского мажора — седьмая, первая, третья и четвертая. Остальные отыскать, как ты понимаешь, совсем не трудно. Но это уже тема совсем другого раздела.
До этого ты играл все упражнения шестнадцатыми. По четыре ноты на каждый удар метронома. Но необходимо учиться играть также и триолями. Для этого мы будем использовать гаммы, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс это бокс фригийского минора, следующий — бокс лидийского мажора, затем — бокс миксолидийского и т.д. Для расчета скорости пользуйся следующей формулой. Скорость на которой ты собирался играть раздели на три и умножь на четыре. Ты получишь скорость для восьмых триолей. Скажем, ты собирался играть на скорости в 60 УВМ. 60:3*4=80 УВМ — искомая скорость для игры триолями. Играй по три ноты на каждый удар метронома.
Как видишь, первый бокс затрагивает открытые струны. Просто сдвинь его вправо. Я уже говорил, что гамма при этом не меняется, меняется лишь тоника. Этих последних гамм «по три ноты на струне» нет в табах, я уверен, ты понял принцип. А если нет — еще раз присмотрись к тем гаммам, что есть, сравни табы и рисунок, проанализируй. Развитие невозможно без этого. Ни одно пособие и ни один учитель не научит тебя играть, если ты не будешь учиться сам.
Здесь, пожалуй, пришла пора остановиться. Включай метроном, разучивай один из вариантов какой-либо гаммы и начинай заниматься. В следующем уроке жду тебя после того как ты сможешь играть ВСЕ гаммы на скорости 100 УВМ. Удачи!
Источник
Гаммы, лады и пентатоника
Что нужно знать, приступая к уроку:
Диатонические лады
Для начала определим, что такое лад. Лад— это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). В каждом ладу есть один, самый устойчивый звук, к которому тяготеют остальные — тоника.
Диатонические лады образуются при помощи чистого квинтового интервала (читайте следующую статью об интервалах) или трех с половиной тонов. От первой ступени отсчитываем три с половиной тона и получаем вторую ступень лада, от нее еще три с половиной тона — третья ступень, и так шесть раз. Затем полученные звуки сводятся в одну октаву и получается лад, состоящий из семи ступеней.
Если продолжить отсчет, мы получим пять производных от основных звуков, после чего круг замкнется.
Всего диатонических ладов семь (тоника которох соответствует основным звукам):
- До (С) — ионийский
- Ре (D) — доpийский
- Ми (E) — фpигийский
- Фа (F) — лидийский
- Соль (G) — миксолидийский
- Ля (A) — эолийский
- Си (H или B) — локpийский
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма состоит из всех двенадцати звуков, входящих в натуральный звукоряд. В этой гамме расстояние между звуками — один полутон, что является наименьшим возможным расстоянием между звуками. Размер гаммы — не меньше октавы.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник
Диатонические гаммы для гитары
Диатонический лад (звукоряд) — это лад, имеющий структуру натуральной мажорной гаммы, в котором за тонику принята одна из ее ступеней.
Данное определение не отражает смыслового или качественного содержания диатонических ладов, в нем заложена только их структурная зависимость от натурального мажорного лада (или натуральной мажорной гаммы). Причем, данная зависимость принята именно для структурирования ладовых систем. Мы не будем останавливаться и на истории формирования диатонических ладов, наша задача понимать их структуру, видеть на грифе гитары и воспроизводить через аппликатурные формы и схемы.
Для начала стоит пояснить, что натуральный мажорный лад и, в частности его структурная схема, является эталоном для всех производных ладов — диатонических и условно-диатонических — структурные схемы которых, мы будем записывать и заучивать в сравнении со схемой натурального мажора.
Натуральный мажорный лад формируется строгой последовательностью тонов (Т) и полутонов (ПТ):
Так же эту последовательность можно записать большими и малыми секундами (интервалами):
т.е. Т=Б.2, а ПТ=М.2, см. раздел Интервалы.
На грифе гитары, который как раз таки и разделен ладами на полутона, натуральный мажор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Сыграв на любой струне от любого лада последовательность нот по этой схеме, вы сыграете именно натуральную мажорную гамму, тональность которой, будет определяться первой ступенью, на схеме отмеченной как .
Записав ступени мажорного лада арабскими цифрами (используют как арабские, так и римские цифры), получим его формулу. Все остальные лады, как диатонические, так условно-диатонические и хроматические записываются исходя из формулы натурального мажора (т.е. с использованием знаков альтерации — #, , ):
Кроме того, в теории музыки, каждой ступени натурального мажорного лада присвоено свое название: I ступень — тоника (Т), II ступень — нисходящий вводный звук, III ступень — медианта (средняя), IV ступень — субдоминанта (S), V ступень — доминанта (D), VI ступень — субмедианта (нижняя медианта), VII ступень — восходящий вводный звук. Тоника (I ступень), субдоминанта (IV ступень) и доминанта (V ступень) — это основные (главные) ступени лада, остальные — побочные.
Принимая за тонику одну из ступеней натурального мажора, можно получить следующие диатонические лады:
№ ступени | Название лада |
1 | ионийский лад (мажор) * |
2 | дорийский лад (минор) |
3 | фригийский лад (минор) |
4 | лидийский лад (мажор) |
5 | миксолидийский лад (мажор) |
6 | эолийский лад (минор) ** |
7 | локрийский лад * * * |
* он же натуральный мажор
** он же натуральный минор
*** локрийский лад является условно-диатоническим, т.к. в его основе лежит уменьшенное трезвучие (он не является ни мажорным ни минорным ладом).
Схематически это можно изобразить следующим образом:
На схеме хорошо видно, что сохраняя структуру натурального мажорного лада, все диатонические лады, естественно, имеют свою, отличную от натурального мажора (кроме ионийского мажора, который с ним совпал), ступеневую формулу. На примере ниже приведена схема с обозначением ступеней диатонических ладов для большей наглядности:
Теперь давайте разберемся, почему мы получили именно мажорные и минорные лады. Для этого необходимо обратиться к трезвучиям, которых существует четыре типа — мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное (см. раздел Трезвучия). Так вот, в основе наших ладов тоже лежат трезвучия. Проанализируем, какие именно:
Таким образом, трезвучие определяет, к какому типу — мажорному, минорному или уменьшенному (в отношении локрийского лада) — относится тот или иной диатонический звукоряд.
Ниже приведены по две основных аппликатуры всех семи ладов по схеме 3 ноты на струне (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой).
Запомнив приведенные ниже аппликатурные схемы и учитывая смещение на 1/2 тона на верхних струнах (1-ой и 2-ой), вы легко сможете сыграть любой из ладов в любой тональности, которая будет зависеть от ноты, находящейся на 1-ой ступени.
Альтернативная аппликатура на мажорные лады, имеющая более удобную схему, не требующую сильной растяжки пальцев, т.к. в ней нет двух больших секунд (Б2+Б2) на одной струне:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
Обратите внимание на комбинации 4-ой и 7-ой ступеней диатонических мажорных ладов, являющиеся их характерными ступенями и определяющие тип лада:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
4,7 | #4, 7 | 4, 7 |
Характерные ступени (их комбинации) присутствуют и в параллельных им минорных ладах — это 2-ая и 6-ая ступени:
Эолийский минор: | Дорийский минор: | Фригийский минор: |
2, 6 | 2, 6 | 2, 6 |
В мажоре и в миноре по одной комбинации характерных ступеней (в мажоре — #4 и 7, в миноре — 2 и 6) образуют параллельные условно-диатонические лады, которые нельзя построить на ступенях натурального мажорного лада (о них в соответствующем разделе Условно-диатонические лады):
Лидийско-миксолидийский мажор | Дорийско-фригийский минор |
#4, 7 | 2, 6 |
Обратите внимание, если из мажорных диатонических ладов исключить характерные 4-ую и 7-ую, а в минорных 2-ую и 6-ую ступени, то мы получим мажорную и минорную пентатоники:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
4,7 | #4, 7 | 4, 7 |
Мажорная пентатоника | ||
Эолийский минор: | Дорийский минор: | Фригийский минор: |
2, 6 | 2, 6 | 2, 6 |
Минорная пентатоника | ||
Поэтому, иногда, структурно, мажорные диатонические лады рассматривают, как мажорную пентатонику с добавлением комбинации 4-ой и 7-ой ступеней: а минорные диатонические — как минорную пентатонику с добавлением комбинации 2-ой и 6-ой.
Если объединить правую и левую основные аппликатуры диатонических ладов, то, например, для ионийского мажора и эолийского минора получим:
Ионийский мажор | Эолийский минор |
В этом примере расписаны аппликатуры ладов в октавной позиции Gp.
Теперь распишем эти аппликатуры для всех типов ладов. Приведем по три варианта на каждый лад, первый вариант — это простое объединение двух выше приведенных аппликатур, наиболее распространен для игры на высоких струнах (1, 2 и 3), второй — наиболее распространен для игры на низких струнах (6, 5 и 4), третий — альтернативный вариант аппликатуры, подходящий для игры на всех шести струнах с расположением основного звука (тоники) на 5-ой струне:
Ионийский мажор |
Дорийский минор |
Фригийский минор |
Лидийский мажор |
Миксолидийский мажор |
Эолийский минор |
Локрийский лад |
В этом примере расписаны аппликатуры ладов соответственно в октавных позициях Gp — , Ep — и Ap — .
Данные аппликатурные схемы подходят для игры в одной позиции, без смещения (или с минимальным смещением на 1. 2 лада) кисти левой руки вдоль грифа. Но на практике Вам этого будет недостаточно, а видеть, и играть лад придется на всем грифе. Тут вам на помощь придет либо система октав (Вы обратили внимание, что запоминать аппликатуры очень просто, если играть лад, отталкиваясь от системы октав, см. раздел Интервалы), либо система боксов (см. раздел Система боксов).
Ну, с системой боксов все понятно, а систему октав «прощупайте» на следующем примере аппликатурных схем:
Ионийский мажор |
Дорийский минор |
Фригийский минор |
Лидийский мажор |
Миксолидийский мажор |
Эолийский минор |
Локрийский лад |
Давайте распишем, скажем, для дорийского минора Cm расширенные аппликатурные схемы по системе октав:
Расписывать подобные схемы для всех ладов нет смысла — запоминать их не нужно, а понимая принцип построения, Вы всегда сможете их играть либо в системе боксов, либо в системе октав. Лично мое мнение: система октав является предпочтительной, особенно в импровизации, когда на заданную гармонию Вам приходится обыгрывать аккорды разными ладами, а система боксов имеет несколько иное назначение, связанное в основном со скоростной игрой. Думаю, освоив оба метода, Вы сами для себя раставите акценты в этом моменте.
Мажорные и минорные диатонические лады существуют парами. Мажорному ладу соответствует параллельный минорный лад, построенный от шестой ступени «своего» мажорного лада. Обратите внимание на совпадение характерных 7-ой и 4-ой ступеней в мажоре и 2-ой и 6-ой в параллельном миноре. Вот как это выглядит на схеме:
В аппликатурных формах диатонических ладов полезно уметь быстро находить тонику параллельного лада. Давайте, в наиболее распространенных аппликатурных схемах каждого диатонического лада отметим положение его параллельного мажорного/минорного лада:
Как видно из этих схем, взаимное расположение тоник параллельных ладов одинаково для всех пар. Запомните ниже приведенную схему (без учета смещения на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):
В аппликатурах диатонических ладов важно видеть аппликатуру трезвучий, лежащих в их основе. Это позволит, играя минорное или мажорное трезвучие, быстро перейди в нужный лад и наоборот. На следующей схеме наглядно показана аппликатурная связь трезвучий и ладов (для двух основных вариантов аппликатур ладов):
Источник