Диатонические лады для бас гитары

Диатонические лады для бас гитары

Это статья посвящена гаммам. Приведенные ниже гаммы широко используются в различных музыкальных стилях. Знание гамм во многом облегчает жизнь музыканта. Особенно полезно это знание при импровизации и написании аранжировок и сопровождения к песням. Терминология Музыкальные звуки, образующие какую-либо мелодию, находятся в определенной взаимосвязи. Звук, являющийся в пределах целого произведения или его частей наиболее устойчивым, называется тоникой.

Все звуки мелодии в большей или меньшей степени подчиняются тонике, зависят от нее. Система организации звуков вокруг тоники называется ладом. (Не путайте его с ладом — расстоянием между двумя соседними перегородками на грифе гитары.)

Если расположить все звуки какой-либо тональности последовательно вверх или вниз — от тоники до его повторения, то получится гамма данной тональности.

Первые гаммы были составлены еще в Древней Греции, именно поэтому многие из них носят названия самых важных греческих племен. Примерами могут служить ионийское и фригийское племена. Средние века также внесли свою лепту в формирование гамм. Особо отличилась на этом поприще церковь.

Диатонические Гаммы

Название этой гаммы можно перевести как восемь нот. Из названия следует, что эти гаммы состоят из восьми нот(ступеней), причем первые семь нот разные, а восьмая является октавой тонической ноты.

Ниже приведены лады в правильном порядке тональности ЛЯ Диатонического Мажора. Ноты ладов расположены от тонической ноты до ее октавы. Другими словами, ионийский лад начинается тонической нотой A (ЛЯ) и заканчивается октавой A; Дорийский — тонической нотой B (СИ) и заканчивается октавой B; и т. д. Каждый лад имеет различное назначение и звучание.

Читайте также:  Chopin sonata 2 ноты

Источник

Диатонические лады для бас гитары

Диатоническая гамма — звуки диатонических ладов, расположенных в восходящей или нисходящей последовательности. В традиционной (классической) теории музыки под диатоническими ладами понимают лады, звуки которых соответствуют основным ступеням музыкальной системы, взятым в пределах какой-либо октавы. В каждом таком октавном звукоряде содержится 5 больших и 2 малых секунды.

Проще говоря, если взять натуральную мажорную гамму (Т — Т — П — Т — Т — Т — П) и каждый раз играть её, начиная с очередной ступени, то мы получим 7 диатонических ладов.

На 1-ой ступени До-мажорной гаммы (С-dur) мы имеем ИОНИЙСКИЙ лад = натуральный мажор

На 2-ой: Ре-ДОРИЙСКИЙ (минор с #6 cтупенью)

На 3-ей: Ми-ФРИГИЙСКИЙ (минор с b2 ступенью)

На 4-ой: Фа-ЛИДИЙСКИЙ (мажор с #4 ступенью)

На 5-ой: Соль-МИКСОЛИДИЙСКИЙ (мажор с b7 ступенью)

На 6-ой: Ля-ЭОЛИЙСКИЙ (натуральный минор, параллельный до-мажору)

На 7-ой: Си-ЛОКРИЙСКИЙ (минор с b2 и b6 ступенями)

Источник

Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов:

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2. Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3. Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4. Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5. Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6. Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Отличный(как и все остальные)урок!

Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?

все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать

вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.

В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:

иди-учи матчасть патом бирись за лады

И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?

Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон

Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.

Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.

Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.

Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.

Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .

У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?

Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.

Соль диез это 4й лад шестой струны

Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.

Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .

Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.

А просто с нуля — это по CAGED системе.

И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.

Источник

Диатонические лады для бас гитары

Диатонический лад (звукоряд) — это лад, имеющий структуру натуральной мажорной гаммы, в котором за тонику принята одна из ее ступеней.

Данное определение не отражает смыслового или качественного содержания диатонических ладов, в нем заложена только их структурная зависимость от натурального мажорного лада (или натуральной мажорной гаммы). Причем, данная зависимость принята именно для структурирования ладовых систем. Мы не будем останавливаться и на истории формирования диатонических ладов, наша задача понимать их структуру, видеть на грифе гитары и воспроизводить через аппликатурные формы и схемы.

Для начала стоит пояснить, что натуральный мажорный лад и, в частности его структурная схема, является эталоном для всех производных ладов — диатонических и условно-диатонических — структурные схемы которых, мы будем записывать и заучивать в сравнении со схемой натурального мажора.

Натуральный мажорный лад формируется строгой последовательностью тонов (Т) и полутонов (ПТ):

Так же эту последовательность можно записать большими и малыми секундами (интервалами):

т.е. Т=Б.2, а ПТ=М.2, см. раздел Интервалы.

На грифе гитары, который как раз таки и разделен ладами на полутона, натуральный мажор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):

Сыграв на любой струне от любого лада последовательность нот по этой схеме, вы сыграете именно натуральную мажорную гамму, тональность которой, будет определяться первой ступенью, на схеме отмеченной как .

Записав ступени мажорного лада арабскими цифрами (используют как арабские, так и римские цифры), получим его формулу. Все остальные лады, как диатонические, так условно-диатонические и хроматические записываются исходя из формулы натурального мажора (т.е. с использованием знаков альтерации — #, , ):

Кроме того, в теории музыки, каждой ступени натурального мажорного лада присвоено свое название: I ступень — тоника (Т), II ступень — нисходящий вводный звук, III ступень — медианта (средняя), IV ступень — субдоминанта (S), V ступень — доминанта (D), VI ступень — субмедианта (нижняя медианта), VII ступень — восходящий вводный звук. Тоника (I ступень), субдоминанта (IV ступень) и доминанта (V ступень) — это основные (главные) ступени лада, остальные — побочные.

Принимая за тонику одну из ступеней натурального мажора, можно получить следующие диатонические лады:

№ ступени Название лада
1 ионийский лад (мажор) *
2 дорийский лад (минор)
3 фригийский лад (минор)
4 лидийский лад (мажор)
5 миксолидийский лад (мажор)
6 эолийский лад (минор) **
7 локрийский лад * * *

* он же натуральный мажор
** он же натуральный минор
*** локрийский лад является условно-диатоническим, т.к. в его основе лежит уменьшенное трезвучие (он не является ни мажорным ни минорным ладом).

Схематически это можно изобразить следующим образом:

На схеме хорошо видно, что сохраняя структуру натурального мажорного лада, все диатонические лады, естественно, имеют свою, отличную от натурального мажора (кроме ионийского мажора, который с ним совпал), ступеневую формулу. На примере ниже приведена схема с обозначением ступеней диатонических ладов для большей наглядности:

Теперь давайте разберемся, почему мы получили именно мажорные и минорные лады. Для этого необходимо обратиться к трезвучиям, которых существует четыре типа — мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное (см. раздел Трезвучия). Так вот, в основе наших ладов тоже лежат трезвучия. Проанализируем, какие именно:

Таким образом, трезвучие определяет, к какому типу — мажорному, минорному или уменьшенному (в отношении локрийского лада) — относится тот или иной диатонический звукоряд.

Ниже приведены по две основных аппликатуры всех семи ладов по схеме 3 ноты на струне (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой).

Запомнив приведенные ниже аппликатурные схемы и учитывая смещение на 1/2 тона на верхних струнах (1-ой и 2-ой), вы легко сможете сыграть любой из ладов в любой тональности, которая будет зависеть от ноты, находящейся на 1-ой ступени.

Альтернативная аппликатура на мажорные лады, имеющая более удобную схему, не требующую сильной растяжки пальцев, т.к. в ней нет двух больших секунд (Б2+Б2) на одной струне:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:

Обратите внимание на комбинации 4-ой и 7-ой ступеней диатонических мажорных ладов, являющиеся их характерными ступенями и определяющие тип лада:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:
4,7 #4, 7 4, 7

Характерные ступени (их комбинации) присутствуют и в параллельных им минорных ладах — это 2-ая и 6-ая ступени:

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6

В мажоре и в миноре по одной комбинации характерных ступеней (в мажоре — #4 и 7, в миноре — 2 и 6) образуют параллельные условно-диатонические лады, которые нельзя построить на ступенях натурального мажорного лада (о них в соответствующем разделе Условно-диатонические лады):

Лидийско-миксолидийский мажор Дорийско-фригийский минор
#4, 7 2, 6

Обратите внимание, если из мажорных диатонических ладов исключить характерные 4-ую и 7-ую, а в минорных 2-ую и 6-ую ступени, то мы получим мажорную и минорную пентатоники:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:
4,7 #4, 7 4, 7
Мажорная пентатоника

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6
Минорная пентатоника

Поэтому, иногда, структурно, мажорные диатонические лады рассматривают, как мажорную пентатонику с добавлением комбинации 4-ой и 7-ой ступеней: а минорные диатонические — как минорную пентатонику с добавлением комбинации 2-ой и 6-ой.

Если объединить правую и левую основные аппликатуры диатонических ладов, то, например, для ионийского мажора и эолийского минора получим:

Ионийский мажор Эолийский минор

В этом примере расписаны аппликатуры ладов в октавной позиции Gp.

Теперь распишем эти аппликатуры для всех типов ладов. Приведем по три варианта на каждый лад, первый вариант — это простое объединение двух выше приведенных аппликатур, наиболее распространен для игры на высоких струнах (1, 2 и 3), второй — наиболее распространен для игры на низких струнах (6, 5 и 4), третий — альтернативный вариант аппликатуры, подходящий для игры на всех шести струнах с расположением основного звука (тоники) на 5-ой струне:

Ионийский мажор
Дорийский минор
Фригийский минор
Лидийский мажор
Миксолидийский мажор
Эолийский минор
Локрийский лад

В этом примере расписаны аппликатуры ладов соответственно в октавных позициях Gp, Epи Ap.

Данные аппликатурные схемы подходят для игры в одной позиции, без смещения (или с минимальным смещением на 1. 2 лада) кисти левой руки вдоль грифа. Но на практике Вам этого будет недостаточно, а видеть, и играть лад придется на всем грифе. Тут вам на помощь придет либо система октав (Вы обратили внимание, что запоминать аппликатуры очень просто, если играть лад, отталкиваясь от системы октав, см. раздел Интервалы), либо система боксов (см. раздел Система боксов).

Ну, с системой боксов все понятно, а систему октав «прощупайте» на следующем примере аппликатурных схем:

Ионийский мажор
Дорийский минор
Фригийский минор
Лидийский мажор
Миксолидийский мажор
Эолийский минор
Локрийский лад

Давайте распишем, скажем, для дорийского минора Cm расширенные аппликатурные схемы по системе октав:

Расписывать подобные схемы для всех ладов нет смысла — запоминать их не нужно, а понимая принцип построения, Вы всегда сможете их играть либо в системе боксов, либо в системе октав. Лично мое мнение: система октав является предпочтительной, особенно в импровизации, когда на заданную гармонию Вам приходится обыгрывать аккорды разными ладами, а система боксов имеет несколько иное назначение, связанное в основном со скоростной игрой. Думаю, освоив оба метода, Вы сами для себя раставите акценты в этом моменте.

Мажорные и минорные диатонические лады существуют парами. Мажорному ладу соответствует параллельный минорный лад, построенный от шестой ступени «своего» мажорного лада. Обратите внимание на совпадение характерных 7-ой и 4-ой ступеней в мажоре и 2-ой и 6-ой в параллельном миноре. Вот как это выглядит на схеме:

В аппликатурных формах диатонических ладов полезно уметь быстро находить тонику параллельного лада. Давайте, в наиболее распространенных аппликатурных схемах каждого диатонического лада отметим положение его параллельного мажорного/минорного лада:

Как видно из этих схем, взаимное расположение тоник параллельных ладов одинаково для всех пар. Запомните ниже приведенную схему (без учета смещения на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):

В аппликатурах диатонических ладов важно видеть аппликатуру трезвучий, лежащих в их основе. Это позволит, играя минорное или мажорное трезвучие, быстро перейди в нужный лад и наоборот. На следующей схеме наглядно показана аппликатурная связь трезвучий и ладов (для двух основных вариантов аппликатур ладов):

Источник

Оцените статью