- Что такое DI-Box и для чего он нужен
- Пассивный DI-Box
- Активный DI-Box
- Выбирая DI-Box , стоит обратить внимание на следующие аспекты:
- Выбираем Di-box
- Где и когда используется ди-бокс?
- Какие функции выполняет ди-бокс?
- Какими бывают ди-боксы?
- Активный ди-бокс
- Пассивный директ-бокс
- О стоимости ди-боксов
- 4 совета по выбору ди-бокса
- Перечень полезных функций ди-боксов
- Несколько рекомендаций по эксплуатации ди-боксов.
Что такое DI-Box и для чего он нужен
D I -Box (Direct Box) — это прибор, главной задачей которого является преобразование высокоомного небалансного сигнала в низкоомный балансный. Direct Box применяют для соединения музыкальных инструментов (электрогитары, бас-гитары) с микшерным пультом или звуковой картой напрямую.
D I -Box позволяет минимизировать посторонние шумы, искажения и разнообразные наводки электросети. Эта способность директ-бокса делает возможным его использование для коммутации более длинных кабелей.
Бывают активные и пассивные директ-боксы.
Пассивный DI-Box
Пассивный D I -Box , как правило, является обычным трансформатором, который соединяет вход и выход. В передаче сигнала участвует магнитное поле, благодаря чему устраняется шум переменного тока с частотой в 50 Гц.
Само название этого вида директ-боксов говорит о том, что у этих устройств нет источника питания, и они не приводят к искажению сигнала при его перегрузке.
Пассивные директ-боксы имеют один существенный недостаток: они не могут работать со слабым сигналом. Поэтому их использование будет целесообразным для инструментов, оснащенных встроенным предусилителем, например, для гитары с активными звукоснимателями.
Активный DI-Box
В схеме активного директ-бокса имеется предусилитель, который делает возможной работу со слабым сигналом. Роль источника питания исполняет батарея или фантомное питание микшерного пульта. Зачастую профессиональные музыканты и звукорежиссеры предпочитают второй вариант.
Активные директ-боксы более универсальны и обладают более сложной конструкцией. У многих активных директ-боксов присутствует разъём «сквозного канала», который просто параллельно соединен с входным разъёмом. Благодаря этому появляется возможность осуществления обхода (Bypass) и контроля над оригинальным сигналом
Выбирая DI-Box , стоит обратить внимание на следующие аспекты:
1. Для какого источника будет применяться DI-Box. Если источник оснащен предусилителем, то следует использовать пассивный DI-Box . Если же источник без предусилителя, то лучше подойдет активный.
2. Характеристики звука. Активные директ-боксы позволяют обогащать звук высокими частотами, пассивные же придают звуку округлости.
Источник
Выбираем Di-box
Многие слышали о приборе с интересным названием «директ-бокс». Почему же без него не обходится практически ни один современный музыкант или специалист по работе со звуком? Иногда эту штуку называют более коротко — DI-BOX или ди-бокс в русском произношении. Этот прибор используется для согласования разъемов разных типов и сигнальных уровней. Еще ди-бокс находит применение для производства качественных студийных записей электрогитар и другого музыкального оборудования с небалансным (второе название: несимметричным) входом либо выходом.
Человек, впервые столкнувшийся с данной темой, может поначалу по-настоящему растеряться. Ассортимент моделей ди-боксов от различных производителей действительно впечатляет, причем каждая модель имеет уникальные характеристики и разные функциональные возможности. О том, как не утонуть в этом многообразии и купить самое подходящее устройство, и пойдет речь далее.
Где и когда используется ди-бокс?
Сначала еще раз вернемся к назначению этого прибора. По факту он обеспечивает простое и правильное (а значит безопасное) подключение инструмента к остальной звуковой технике. Чаще всего в роли последнего выступает микшерный пульт. Ди-бокс осуществляет преобразование небалансного высокоомного сигнала на выходе электроинструмента в балансный низкоомный. За счет этого в сигнале, проходящем через соединительные кабели большой протяженности, полностью подавляются все шумы.
Поэтому у ди-боксов имеется вход и два выхода. Правда, современные директ-боксы на входной панели имеют 2 разъема, «заточенные» под распространенные стандарты TRS и XLR:
Сквозной (direct) — для звукового усилителя.
Усиленный (соответствует мощности микрофонного аудиосигнала) — предназначен для соединения с вещательным оборудованием (звуковым устройством записи или микшерным пультом).
Функции ди-боксов
1. Изолирование аудиосигнала от электросети 220 В. Часто эту функцию называют гальванической развязкой. Такой подход позволяет избежать травмирования музыканта в случае внезапного короткого замыкания. Также ощутимый удар током может спровоцировать смена фазы электрического тока. Кроме этого, гальваническая развязка предотвращает появления шумов на частоте напряжения питания (50 Гц).
2. Согласование уровней. Эта функция ди-бокса особенно необходима при работе в звукозаписывающей студии. Обеспечивает правильное соединение между небалансным разъемом с балансным. Напомним, что балансный разъем еще называют симметричным, а небалансный соответственно — несимметричным.
Еще пару слов о входах
Микшеры, которые используются на концертах, обязательно имеют входные разъемы для микрофонов. Современные микрофоны характеризуются сравнительно малым выходным сопротивлением — не больше 600 Ом. А сопротивление нагрузки составляет от 1500 Ом до 10 000 Ом (10 кОм). Соединение консоли с микрофоном осуществляется через XLR-разъема по симметричной схеме.
Электрогитара является источником аналогового небалансного сигнала, со следующими характеристиками:
— динамический диапазон (dynamic range): -30. 0 dBu (для басс-электрогитар 30. +10 dBu);
— Сопротивление выхода (output resistance): -5. +20 кОм.
А если гитара акустическая и аудиосигнал подается с пьезоэлектрического звукоснимателя, то значение его выходного сопротивления еще больше.
Для корректной передачи звука с электрогитары её нужно подсоединить к высокоомному входу (например, входное сопротивление звукового усилителя для электрогитары примерно равно 1 MOhm). И еще одним условием неискаженного звучания является следующее — минимальное значение этого входного сопротивления составляет 250 kOhm, не ниже.
Резонансная частота электрической цепи, элементами которой является гитарный звукосниматель вместе с усилителем, находится в пределах от 2 до 3 кГц. Мощность резонансного пика находится в зависимости от сопротивления, которым обладает нагрузка: чем оно будет меньше, тем меньше будет сила звука на резонансной частоте и наоборот. Поэтому желательно, чтобы сопротивление нагрузки было как можно больше, тогда и звук сочнее заиграет.
Иначе дело обстоит с другими музыкальными электронными устройствами. Хотя динамический диапазон драм-машин и синтезаторов идентичен электрогитаре (-30. +10dBu), сопротивление выхода этого оборудования в разы меньше и равняется примерно 100 Ом. Поэтому пару килоом в этом случае считаются уже достаточно высокоомной нагрузкой.
Какие можно сделать выводы? Во-первых, стандартный вход для микрофона на микшерной консоли не годится для большей части электроинструментов по причине слишком малого входного сопротивления. Это приводит к ухудшению тембра звучания и ненужному повышению чувствительности. Во-вторых, практически все современные микшерные пульты оснащены разъемами типа TRS либо XLR, предполагающие подачу на их вход симметричного сигнала от микрофона. И если устройство является источником симметричного сигнала, то его подключать к пульту через этот разъем недопустимо.
Что нужно сделать для решения этой задачи? Правильно, преобразовать несимметричный сигнал электроинструмента в симметричный, уровень которого близок к сигналу от микрофона.
Какие функции выполняет ди-бокс?
• Трансформирует низкое сопротивление нагрузки в высокое — до 250 кОм, обеспечивая качественное звуковоспроизведение;
• Дает возможность подачи звукового сигнала на микшерный пульт и звуковой усилитель одновременно;
• Уровень сигнала становится сравним с микрофонным;
• Происходит преобразование несимметричного сигнала, требующего высокого входного сопротивления, в симметричный низкого сопротивления. Такой сигнал можно напрямую подавать на звуковой предусилитель микшера.
• Обеспечивает гальваническую развязку источника звукового сигала, предупреждая тем самым возникновение низкочастотного гула.
Какими бывают ди-боксы?
Ди-боксы, которые выпускают мировые производители, бывают 2-х видов: пассивные и активные. Функционал у обоих устройств одинаково широк, отличия заключаются лишь в том, что пассивные подключаются к активным источникам аудиосигнала, а активные — наоборот. Поговорим о каждом виде ди-бокса более подробно.
Активный ди-бокс
Фактически активные ди-боксы являются аналоговыми предусилителями, и оснащены немалым числом разнообразных возможностей. Перечислим основные из них:
— инверсия полярности входного сигнала;
— выход на footswitch для выключения звука;
— выход на дополнительный усилитель: активный (для усиления мощности) или трансформаторный.
Ди-боксы активного типа часто имеют еще пару входных разъемов, обеспечивающие отдельную настройку сигнальных уровней в каждом канале. В этом часто возникает необходимость для стереоподключения одного источника сигнала.
Основное назначение активных ди-боксов — сделать их сопротивление входа больше чем трансформаторное, обеспечив корректную передачу от устройств, аудиосигналы которых имеют небольшую мощность. Электропитание таких ди-боксов осуществляется либо от батареек, либо от консоли. С их помощью записывается звук от инструментов без питающих элементов либо источников. Если к ди-боксу планируется подключать бас-гитару, где техника игры обычно напряженна и энергична, то лучшим выбором станут модели, рассчитаные на прием высокого уровня аудиосиганала. Это обеспечит отсутствие искажений при звуковоспроизведении.
Входной электрической цепью ди-бокса является буферная схема. С её помощью обеспечивается режим работы гитарного звукоснимателя, при котором не искажается тембр и хорошо передается sustain. На выходе ди-боксов некоторых производителей имеется трансформатор, обеспечивающий развязку по питанию. В моделях директ-боксов подешевле такого трансформатора нет.
Наличие развязки по питанию часто спасает ситуацию во время работы с незнакомыми акустическими системами. А еще в том случае, если используется автономный источник питания (например, на концертах с выездом в поле, на площадь и т.п.). При возникновении неполадок с питанием активный ди-бокс надежно защитит инструмент от прохождения мощных электрических импульсов, способных повредить либо сам инструмент, либо травмировать исполнителя. Еще одним достоинством активного директ-бокса являются его компактные размеры и малый вес вследствие отсутствия в их схеме массивного трансформатора.
Пассивный директ-бокс
Можно сказать, что основным элементом схемы пассивного ди-бокса в отличие от активного является трансформатор. Этот элемент служит звеном электрической связи между входом и выходом. Основным механизмом такой связи служит электромагнитная индукция, благодаря чему на выход не попадает 50-герцовый низкочастотный шум. Еще один плюс пассивных моделей состоит в том, что в них при перегрузке наблюдаются искажения выходного сигнала. Нет нужды и в источнике электропитания. А вот с усилением слабых сигналов пассивные ди-боксы практически не справляются. Поэтому их лучше подключать к инструментам или аппаратуре, выдающим достаточно мощные сигналы. Хорошим примером такого устройства служит активный предусилитель, питающийся от батареек.
От соотношения числа витков провода на первичной и вторичной обмотках трансформатора зависит величина входного сопротивления. Изменяя это соотношение, можно получить на выходе большое сопротивление (но не больше 150 кОм). Мощность выходного сигнала при этом уменьшается до 20 dBu, в результате чего достигается тотальное согласование выхода ди-бокса с низкоомным балансным входом другого устройства. Таким образом выход директ-бокса можно спокойно соединять со входом предусилителя микрофона.
Пассивный ди-бокс способен решить еще одну задачу — подачу звукового сигнала от одного инструмента или другого музыкального устройства на микшерный пульт и усилитель для электрогитары. Реализуется такое подключение посредством разъемов Through (сквозного) и Input (входного), имеющихся на корпусе пассивных директ-боксов.
В заключение следует сказать, что ряд моделей ди-боксов могут выступать в роли как пассивных, так и активных устройств. Это часто помогает в ситуациях, когда нет достоверной информации о том, от каких инструментов и музыкальных устройств будут подаваться сигналы.
О стоимости ди-боксов
Цена на ди-боксы отличается в зависимости от его модели и компании-производителя. Ассортимент современных ди-боксов весьма велик, и каждая модель характеризуется своими конструктивными и техническими особенностями, выполнена из материалов разного качества, выпускается под своим брендом. Все это в конечном счете здорово влияет на конечную цену устройства.
Все просто — если вы решили купить дорогостоящую модель директ-бокса, то можете рассчитывать на более высокую, чем у дешевых моделей, надежность устройства, большую функциональность и т.п. То же самое можно сказать и о других характеристиках устройства — дорогие приборы меньше шумят и обладают более широким диапазоном частот.
4 совета по выбору ди-бокса
1. Основной критерий — качество воспроизведения звука. Помните о том, что в спектре активных ди-боксов преобладают высокие частоты. Можно провести такую интересную аналогию: звучание пассивных директ-боксов сходно со звучанием ламповых усилителей, а активных — соответственно транзисторных.
2. Не забывайте о важном правиле: пассивные ди-боксы подключаются к оборудованию, являющемся источником активного сигнала. С активными ди-боксами все наоборот. Исключение представляют некоторые модели активных ди-боксов, специально «заточенные» на работу с активными сигналами.
3. Качественный ди-бокс обязательно имеет вход для подключения к музыкальному устройству, симметричный выход, переключатель ground-lift. Также в схему хорошего ди-бокса включен трансформатор. Крайне рекомендуется выбирать устройства с XLR-разъемом симметричного выхода.
4. Стоимость ди-бокса пассивного типа зависит от того, насколько качественно сделан встроенный трансформатор. Перед покупкой настоятельно рекомендуется ознакомиться с его основными характеристиками (класс, АЧХ и т.п.)
Перечень полезных функций ди-боксов
• Pad — служит для уменьшения мощности сигнала, подаваемого на вход. Дает возможность подключаться к источникам сигналов большой мощности, не опасаясь перегрузки.
• Thru-put — необходима для соединения музыкального устройства с предусилителем через микшерный пульт.
• Polarityreverse — комбинирует сигналы с противоположными фазами.
• Ground-lift — изолирует «землю» звукового сигнала от «земли» музыкального устройства.
• Isolatedlineoutputs — вход для запитки от так называемого развязывающего трансформатора. Английское название этого радиотехнического элемента пишется так: Floating Transformer Isolated. Выход этого трансформатора полностью изолирован, что приводит к существенному подавлению шумов.
Несколько рекомендаций по эксплуатации ди-боксов.
— Для удаления шумов следует включить ди-бокс между музыкальными устройствами, которые его порождают.
— Часто низкочастотный шум возникает в случае передачи сигнала с несимметричного линейного выхода микшерной консоли. Для его устранения следует попробовать использовать пассивный ди-бокс с наличием опции ground-lift и развязывающего трансформатора. Ди-бокс следует подключить к несимметричному выходу консоли и электрокабелем мониторов. Если по-прежнему слышаться шумы, задействуйте ground-lift — шум должен пропасть.
— Запомните: пассивный ди-бокс нельзя размещать на таких устройствах как комбик или усилитель. Влияние электромагнитных полей этих устройств на изолирующий трансформатор ди-бокса может привести к фазовым искажениям сигнала.
В заключении следует отметить, что ди-бокс — это крайне полезное, а во многих случаях даже незаменимое устройство. Кроме обеспечения безопасности, этот прибор способен реально повысить качество звуковоспроизведения. Поэтому стоимость ди-бокса полностью оправдана его надежностью и долгим сроком службы.
Источник