Диез что это гитара

Диез что это такое?

Бекар, бемоль и диез что это такое

Добрый день друзья из этой статьи Вы узнаете, что это такое диез, а так же про другие знаки альтерации бекар и бемоль, если Вы решили немного развить свою музыкальную грамотность или просто увидели один из этих знаков, то эта статья для Вас.

Начнём со странного слова альтерация.

Альтерация – применяется для изменения основных нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си и т.д)

Меняет она высоту ноты и слегка изменяется название, далее об этом будет написано подробнее.

Что же получается, рассмотрим это на примере.

  • фа — F, то получится фа диез — F#
  • до – С повышаем, получается до диез — С#
  • и т.д

Это знак используется как для аккордов, так и для отдельных нот, которые расположены на нотоносце.

С бемолем такая же ситуация, но в обратную сторону, он же понижает.

Получается: ре бемоль.

Вот как это выглядят визуально т.е на бумаге или мониторе.

Полутон – что это?

Добавим ещё немного ясности к тому, что Вы прочитали Выше.

Для примера возьмите гитару, рассмотрим это на практике, вот как располагаются ноты на грифе гитары.

Как вы уже знаете, с 12 лада все ноты начинают повторяться, но как они располагаются до этого.

1-й лад – нота Фа F
2-й лад – Фа# (диез) F#

Вот Вам и полутон, довольно просто.

На картинке выше всё видно, но если Вы посмотрите внимательно, то там нет бемоля! Всё верно просто в данном случае звуки только повышаются, а не понижаются.

Играйте все 12 ладов подряд, начиная с открытой струны, Вы услышите все полутона на струне.

Поздравляю, теперь Вы научились повышать или понижать любой звук на полутон. Просто нужно взять соседний звук выше или ниже, зависит от Вашего желания.

Двойной диез и бемоль (дубль).

Помимо того, что Вы прочитали выше, может попасться и дубль диез или дубль бемоль. Это двойное повышение или понижение звука.

Это Вы увидите только в нотах, в аккордовой записи такого не бывает.

Бекар.

Ещё один знак, который отменяет действие альтерации это бекар. Он действует и к дублям и просто к диезу с бемолем.

Но в аккордах Вы такого не увидите. Всё это только для нотоносца именно там записываю бекар, что бы отменить знаки альтерации.

Знаки: случайные и ключевые

Случайные и ключевые, в чём разница? Тут так же нет ничего трудного.

Случайными называют такие, которые действуют, только один раз для одного звука (т.е в одном такте).

Ключевой знак ставится в начале строки и распространяется на всю мелодию т.е что бы не записывать его возле каждой ноты которую нужно повысить или понизить он записывается в начале строки.

Вот и всё пожалуй, что я хотел рассказать Вам. Надеюсь статья помогла Вам разобраться и нашёлся ответ на Ваш вопрос.

Источник

Диезы и бемоли

Ноты на шестой струне располагаются «через лад», то есть на первом ладу у нас нота «Фа», на третьем — «Соль», на пятом — «Ля» и так далее кроме седьмого и восьмого ладов, где находятся ноты «Си» и «До».

Но ведь между первым и третьим ладом есть целый лад (второй). Получается на нем нет ноты? На втором ладу имеется нота, но поскольку она находится между нотами «Фа» и «Соль», то называть её нужно либо «Фа повышенная», либо «Соль пониженная». Первый вариант обозначается F# (Фа-диез), второй Gb (Соль-бемоль). Итак , диез повышает ноту на лад, а бемоль понижает. Напомним, что повышение звука происходит вправо, а понижение — влево по грифу.

Аналогичная ситуация и с аккордами. Если, например, на шестой струне на третьем ладу есть аккорд «Соль мажор» G, то на четвертом, соответственно, будет «Соль-диез мажор» G#.

Достаточно сместить аккорд на 1 лад влево, и получится бемоль, на лад вправо — диез.

Как уже говорилось, ноты «Си» и «До» (H и С), то они расположены на соседних ладах. Отсюда возникает разумный вопрос, как же повысить ноту H. А всё очень просто. «Си-диез» — это тоже самое, что и «До» (H# равняется C). Если понизить ноту C, то получится Cb, который равняется C, то есть «До-бемоль» равно «Си».

Такая же ситуация с нотами E и F, между ними также нет свободного лада.

Теперь, если посчитать все ноты, то окажется, что на самом деле их 12, а не 7: До, До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Фа#, Соль, Соль#, Ля, Ля#, Си.

Источник

Бемоль, диез и бекар – что это, как использовать? Подробная инструкция

Бемоли, диезы и бекары музыканты называют знаками альтерации. А что означает это слово и зачем нужны эти знаки?

Слово альтерация имеет один корень со словом альтернатива, которое означает возможность выбора. Слово «altus» в переводе с латыни означает «высокий». Получается, знаки альтерации дают музыканту право выбора и возможность менять высоту звучания ноты. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Музыкальный строй

Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.

Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.

Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.

Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.

В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.

Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:

  • Пифагоров строй
  • Среднетоновый строй
  • Чистый строй
  • Равномерно темперированный строй

Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.

Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.

В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:

Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:

Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.

Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.

Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.

Диез

Перед тем как мы познакомимся с диезом и научимся его использовать, взгляните на него:

Он выглядит как решетка на клавише телефона или небольшая лесенка. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса», что переводится как «острый».

Диез повышает звук ноты на полутон . Как мы сказали, альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ИХ НАЗВАНИЙ. Следовательно, черная клавиша будет называться так же, как основная ступень, но со словом «диез». Произнося вслух название альтерированной ноты, мы будем говорить: «До диез», «Ре диез» и т. д. Но, в отличие от произношения, в нотной записи принято знак ставить ПЕРЕД нотой.

На изображении ниже вы увидите, как располагаются диезы на клавишах пианино и как они изображаются на нотном стане:

Обратите внимание, что черных клавиш 5 в то время как белых – 7. Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши, также как между нотами Си и До. Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре.

Но из-за отсутствия двух черных клавиш Ми диез находится на клавише Фа, а Си диез – на клавише До. Это происходит потому, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До составляет полтона.

Получается, Ми диез звучит как нота Фа, а Си диез – как До. Это явление, когда один и тот же звук обозначают разными нотами, называется «энгармонизм». Его можно сравнить со словами омонимами – одинаковыми по звучанию, но разными по значению.

Дубль-диез

Существует такой знак альтерации, который называется дубль-диез. Он дважды повышает ноту. То есть изменяет звучание на целый тон. Если в нотах вы увидите, скажем, ля дубль-диез, то на клавиатуре надо будет нажать клавишу Си. Это яркий пример энгармонизма. Выглядит дубль-диез как крестик, но с расширенными концами:

А вот так дубль-диез выглядит в нотах:

Бемоль

Бемоль похож на латинскую букву «b». Слово французское, но имеет латинские корни: «бе» – означает букву «б», а «моль» – означает «мягкий». Получается, что бемоль – это «мягкая Б». Знак похож на латинскую букву «b».

Бемоль понижает звук на полутон. Ниже вы увидите, как выглядят бемоли на нотном стане и чему они соответствуют на клавиатуре:

Вот очередной пример энгармонизма: Фа бемоль будет звучать нотой Ми. На слух вы их не отличите, хотя в нотах они будут записаны по-разному. До бемоль будет звучать как нота Си.

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль понижает звучание ноты на целый тон. Выглядит как два бемоля расположенных друг за другом.

Пример энгармонизма с помощью дубль-бемоля: Соль дубль-бемоль = Фа.

Бекар

Бекар – такой знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации. То есть говорит, что нужно играть ноту в чистом виде – не пониженную, и не повышенную. Если речь идет о клавишном инструменте, то после бекара всегда следует играть белую клавишу. Бекар — французское слово, означает – «квадратная б». Наверное, поэтому сам знак выглядит как латинская буква b, только слегка угловатая, квадратная. Рисовать ее проще как цифру 4 закрытую сверху.

Все понятно — это просто 69

Все как в тумане 7

Ключевые и случайные знаки

Диезы и бемоли могут быть СЛУЧАЙНЫМИ и КЛЮЧЕВЫМИ. Сперва рассмотрим случайные.

Случайными они называются как раз потому, что встречаются в нотном тексте случайно, непредсказуемо. Такие знаки действуют только в том такте, в котором написаны.

Ключевыми называются знаки, которые написаны в начале произведения, рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Действие таких знаков распространяется на все произведение. Например, вы увидели рядом с ключом два бемоля – Си и Ми. Теперь, когда вы встретите ноту Си или Ми, вы будете играть черную клавишу (Си бемоль и Ми бемоль). Действие ключевых знаков (или знаков при ключе, как их еще называют), может отменить бекар. Но он будет являться случайным знаком и будет действовать только в том единственном такте, где написан. Ниже приведем примеры, где есть ключевые, а также случайные знаки:

Как правильно писать диезы и бемоли

Вы обратили внимание, что диезы и бемоли пишутся на той же линейке (или между линейками), где располагается нота, которую они изменяют:

Знаки альтерации при ключе, расставляют в строгом порядке, который нужно заучить как считалочку. Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Если вам скажут, что при ключе стоит 4 диеза, вы можете быть уверены – это ФА ДО СОЛЬ РЕ. Если рядом с ключом увидели 3 бемоля – это СИ, МИ, ЛЯ, а если 5 бемолей? Продолжите ряд самостоятельно.

Важно запомнить, что знаки альтерации выставляются в определенном порядке, а также, записываясь при ключе, они всегда занимают одни и те же линейки. На изображении ниже вы увидите правильное расположение диезов и бемолей в скрипичном и басовом ключах:

Буквенное обозначение нот и знаков альтерации

Ноты иногда называют буквами латинского алфавита. В этой системе ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ соответствуют буквам C, D, E, F, G, A, H (в американской системе нота Си обозначается звуком B). Диез и бемоль в этой системе тоже имеют буквенные обозначения: диез – is; бемоль – es.

Чтобы обозначить повышение ноты, к букве добавляют суффикс «is». Так Ре диез будет звучать как «Dis», Ля диез – «Ais» и так далее.

Чтобы понизить ноту, добавляем суффикс «es». Соль бемоль – «Ges», Ре бемоль – «Des». Однако Ми бемоль принято называть «Es», а не «Ees»; Ля бемоль — «As», а не «Aes». А для ноты Си бемоль ввели отдельную букву — «B».

В американской системе нота Си всегда обозначается буквой «B», а Си бемоль записывают как «B» со значком бемоля:

В таблице ниже, вы найдете буквенные обозначения нот, а также их альтерированные названия:

Буквенную систему обозначения звуков, особенно любят музыканты эстрадных направлений. Правда, они привыкли упрощать все еще больше, поэтому аккорд по умолчанию считают мажорным, а если нужно указать его минорный окрас, они добавляют букву «m». Так Ми минор будет Еm, Ми мажор просто Е, а До диез минор – C#m. Например:

Музыканты с академическим образованием для обозначения мажора и минора используют слова dur и moll соответственно. Аккорд Ре бемоль мажор можно записать как Des dur, а аккорд До диез минор — Cis moll. Но чаще термины dur и moll используют для обозначения тональностей.

Если вы не знакомы с понятием «тональность», советую прочитать эту статью.

Когда мы называем какую-либо тональность, мы, по сути, обозначаем тонику и лад. Допустим, тоника Ми бемоль, а лад – мажор. Такую тональность мы называем «Ми бемоль мажор». Но тональности также можно называть в буквенной системе. Так Ми бемоль мы заменим буквами «Es», а мажор — словом «dur». Получится Es dur.

И раз уж мы заговорили о тональностях, мне бы хотелось еще раз обратиться к альтерации.

На этом у меня все. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое диезы, бемоли и бекары и теперь знаете как их использовать. А если у вас остались вопросы по данной теме, готов на них ответить. Пишите в комментариях, давайте разбираться вместе! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Читайте также:  Tarantella napoletana ноты для баяна
Оцените статью