Диктант сольфеджио 5 класс ноты

Сольфеджио с удовольствием. Сборник диктантов
книга по музыке (5,6,7,8 класс) по теме

Первая часть учебного пособия «Сольфеджио с удовольствием» предназначена для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ и состоит из пояснительной записки, включающей некоторые методические рекомендации, сборника диктантов и аудиодиска. Сборник диктантов включает 151 образец классической и современной музыки отечественных и зарубежных авторов, а также образцы современной эстрады и соответствует требованиям ДМШ и ДШИ для каждого уровня обучения.

Задача данного пособия – интенсификация учебного процесса, расширение слуховой базы учащихся, формирование их художественного вкуса, а главной целью является воспитание широкого круга грамотных любителей музыки, которые, в зависимости от своих способностей, могут стать просто слушателями или музицирующими любителями, а при определённых способностях и старании – профессионалами.

Пособие создано на основе 35 – летнего опыта автора. Все представленные материалы опробованы на протяжении 15 лет работы в *ГБОУ ДШИ «Аккорд ». Автор представляет музыкальный диктант как ряд увлекательных заданий. Кроме того, многие примеры можно использовать для слухового анализа и в сольфеджировании, например №№ 29, 33, 35, 36, 64, 73.

Скачать:

Вложение Размер
solfedzhio_sbornik_diktantov_pdf.pdf 2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8-9 классов.

Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной ) школы VIII вида.

Методический материал к урокам русского языка.

В сборнике представлены целостные и адаптированные тексты диктантов для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся 9-11 классов. Тексты сопровождаются грамматическими заданиями.Сб.

Сборник пригодится для работы на уроках русского языка в 8 классе по теме «Простое осложнённое предложение». Сборник содержит цитаты из произведений М.Ю.Лермонтова, иллюстрирюущие применение обращений.

Сборник диктантов по русскому языку для 7 класса VIII вида.

Источник

Аудио диктанты по сольфеджио

На этой странице представлены бесплатные музыкальные аудио диктанты по сольфеджио с ответами. Ответы выкладываются в виде нот. В основном в них испытывают необходимость в 1, 2, 3, 4 и 5 классе школы. Выложенные здесь аудио уроки музыки иногда оказываются востребованы и в 7 классе. Автор диктантов: Н. М. Ладухин. На сайт периодически добавляются новые аудиокурсы.

Раздел небольшой. Тем не менее, подобрать здесь себе подходящий музыкальный диктант вы сможете.

Аудио диктанты по сольфеджио вы можете скачать бесплатно и без регистрации в формате mp3 и слушать онлайн. Скачивание по прямой ссылке значительно удобнее скачивания через торрент. Все файлы прошли проверку перед загрузкой на сайт.

Аудиокурсы к школьным учебникам: аудио учебники.

Буду рад если вы порекомендуете своим знакомым мой сайт.

Источник

Музыкальные диктанты

HAШA PEKЛAMA:
500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Одноголосные диктанты

Первый класс (№№ 1-78) 3
Второй класс (№№ 79-157) 12
Третий класс (№№ 158-227) 22
Четвертый класс (№№ 228-288) 34
Пятый класс (№№ 289-371) 46
Шестой класс (№№ 372-454) 64
Седьмой класс (№№ 455-555) 84
Дополнение (№№ 556-608) 111

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Двух-и трехголосные диктанты

Раздел первый(№№1-57)125
Раздел второй(№№ 58-156) 135
Дополнение ко второму разделу(№№ 157-189) 159
Раздел третий(№№ 190-232) 168
Раздел четвертый(№№ 233-264) 181
Дополнение к четвертому разделу(№№ 265-289) 195

Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа, способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма.
При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные формы работы в данной области. Укажем на некоторые из них.
1. Обычный диктант. Педагог играет на инструменте мелодию, которую учащиеся записывают.
2. Подбирание на инструменте знакомых мелодий, а затем запись их. Предлагается учащимся подобрать на инструменте знакомую мелодию (знакомую песню), а затем правильно записать ее. Этот вид работы рекомендуется учащимся в тех случаях, когда невозможно организовать их домашние занятия по диктанту.
3. Запись знакомых песен по памяти, без подбирания их на инструменте. Такой вид диктанта учащиеся также могут использовать в домашней работе.
4. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия, которую необходимо записать, сначала выучивается наизусть с текстом, после чего записывается учащимися без проигрывания.
5. Устный диктант. Педагог играет на инструменте короткую мелодическую фразу, а учащийся определяет лад, высоту звуков, метр и длительность звуков, после чего поет мелодию с названием звуков и дирижированием.
6. Диктанты для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию один-два раза подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком.
7. Ритмический диктант, а) Учащиеся записывают продиктованную мелодию вне звуковысотности (ритмический рисунок), б) Педагог записывает на доске звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют мелодию метроритмически (разделяют мелодию на такты и правильно расставляют длительности звуков в тактах).
8. Аналитический диктант. Учащиеся определяют в сыгранной педагогом мелодии лад, метр, темп, фразы (повторяющиеся и измененные фразы), каденции (законченные и незаконченные) и т. д.
При записи обычных диктантов сначала рекомендуется давать учащимся короткие мелодии с тем, чтобы они проигрывались небольшое количество раз и запись велась наизусть. Для стимулирования записи диктанта по памяти, при многократном проигрывании мелодии, следует делать относительно длительные перерывы между его повторениями. Протяженность диктуемого должна увеличиваться постепенно и регулироваться развитием памяти учащихся.
Первоначальные диктанты начинаются и кончаются тоникой. Затем вводятся диктанты, начинающиеся с тонической терцин или квинты, позже с других звуков (с обязательным окончанием на тонике).
После того как учащиеся достигнут уверенной техники в записи подобных диктантов, можно начать варьировать их заключения, подводя учащихся в дальнейшем к записи однотональных и модулирующих построений с любым началом и концом.
Перед диктантом необходимо давать тональную настройку в виде гаммы и тонического трезвучия или несложную каденцию. Если педагог называет лад и тональность, то начальный звук мелодии определяют сами учащиеся. В том случае, когда педагог называет тонику и воспроизводит ее на инструменте (или называет начальный звук примера), тогда лад и тональность определяют сами учащиеся. Размер в большинстве случаев определяют сами учащиеся. Педагог должен следить за тем, чтобы запись диктантов велась учащимися грамотно и аккуратно.
Г. Фридкин

Источник

S o l F a

Предисловие к сборнику «Одноголосные диктанты. Выпуск 2»

Второй выпуск учебного пособия по одноголосному музыкальному диктанту базируется, так же как и первый выпуск (М., 1983), на методике, разработанной преподавателями Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, и составлен в соответствии с требованиями по сольфеджио для школ этого профиля.

Материал настоящего сборника охватывает все этапы работы над одноголосием в средних и старших классах, причем, в пятом, шестом и седьмом (где одноголосие является основной формой работы над диктантом) он систематизирован столь же детально, как и в начальных классах (см. первый выпуск), а в восьмом — одиннадцатом расположен по иному принципу, не распределен по классам и сравнительно невелик по объему (это связано с тем, что в старшем звене школы главное внимание уделяется изучению двух- и трехголосного диктанта).

Структура сборника аналогична структуре первого выпуска; кроме основной части в нем имеются Приложения, включающие вспомогательный материал, способствующий успешной работе над одноголосным диктантом и рассчитанный на пятый-восьмой классы. В средних классах продолжается широкое использование разных форм диктанта: устный (обычного вида — в основной части и специальный, с досочинением «ответа», — в Приложениях), письменный ритмический (при введении новой ритмической трудности) и письменный мелодический. Это помогает наиболее всестороннему отрабатыванию каждой темы программы. Обобщающие разделы, как ив начальных классах, содержат диктанты на все пройденные в году темы и предназначаются главным образом для использования в последней четверти, при повторении и закреплении освоенного в данном классе учебного материала.

Основная масса диктантов и тренировочные упражнения в Приложениях сочинены автором, но почти на каждое изучаемое средство дается то или иное количество примеров из музыкальной литературы и народной музыки.

Кроме разделов, содержащих разного рода интонационные и ритмические трудности, изучаемые в курсе сольфеджио, в пособие включены и разделы более специального плана («Басовый ключ”, «Перекличка регистров», «Составные интервалы»), отдельно и последовательно отрабатываются форма периода того или иного вида, диатонические и хроматические секвенции, отклонения. К специфическим трудностям в области одноголосного диктанта относятся модуляции (они проходятся в течение семи лет обучения в школе, в среднем и старшем звеньях). Поэтому в пособии им уделено особое внимание. В пятом, шестом и седьмом классах последовательно осваиваются все модуляции в тональности диатонического родства, в старших классах к ним прибавляются модуляции в тональности недиатонического родства и далекие. В изучении этой темы, по убеждению автора, совершенно необходимо соблюдать строгую постепенность, начиная с самых распространенных модуляций, которые у всех «на слуху», затем переходя к менее часто встречающимся и лишь в последнюю очередь — к редко применяющимся (без слухового освоения которых эта тема не может считаться полностью пройденной).

Необходимо иметь в виду то, что диктанты, помещенные в последний раздел и не делящиеся на классы, располагаются (в каждой теме) по мере возрастания сложности, и поэтому более простые из них можно использовать в восьмом — девятом, а более сложные — в десятом и одиннадцатом классах.

Пятый класс

Пятый класс продолжает в области диктанта линию, намеченную в начальных классах, и преемственно связан с четвертым. В нем таким же образом, очень дифференцированно прорабатываются все не пройденные ранее скачки в мелодии на сексту и септиму, осваиваются ходы по звукам вновь изучаемых тритонов и аккордов, проходятся новые размеры, более сложные ритмические группы, тональности с большим количеством знаков.

Принципиально новое в пятом классе — начало изучения модуляции. О значении этой темы уже говорилось. Добавим лишь, что здесь возникает побочная трудность — появление знаков альтерации, соответствующих тональности, в которую происходит модуляция. Совершенно необходимо добиваться, чтобы ученики не только безошибочно слышали смену тональности и могли четко определить момент модулирования, но и всегда внимательно следили за проставлением новых знаков в конце периода. Это очень важно, так как способствует более осознанному овладению данной темой.

В этом классе в пособие вводятся диктанты в басовом ключе. По мнению автора, их необходимо выделить в особый раздел, в связи с тем, что запись в басовом ключе представляет немалую трудность для учащихся многих специальностей (например, скрипачей).

Шестой класс

В шестом классе начинается планомерное изучение внутритонального хроматизма. С методической точки зрения очень важно, чтобы хроматические звуки рассматривались не изолированно, а как составная часть того или иного мелодического оборот На первых порах примеры с хроматизмами необходимо тщательно анализировать.

Обогащение интонационной стороны мелодики диктантов данного класса связано также с введением гармонического мажора и его характерных интервалов. Этим специфическим средством ученики должны владеть совершенно свободно.

Большая и сложная тема в шестом классе — «Отклонения в тональности диатонического родства». Прежде всего следует добиться от учеников четкого разграничения понятий «модуляция» и «отклонение». Необходимо выработать у них умение безошибочно определять момент отклонения и тональность отклонения и постоянно воспитывать привычку обязательно выставлять при записи все случайные знаки. Это очень важно иметь в виду при изучении хроматических секвенций и при работе няд аналогичными темами седьмого класса.

В шестом классе проходятся новые виды периода — с расширением и с дополнением. Однако для успешного освоения таких диктантов им должна предшествовать подготовительная работа по анализу периодов подобного типа.

Седьмой класс

Седьмой класс является итоговым в работе над одноголосным диктантом.

Наряду с изучением новых средств здесь большое внимание уделяется пройденному ранее, но — на более высоком уровне и в усложненном виде. Продолжается дальнейшая работа над внутритональным хроматизмом, над отклонениями в тональности диатонического родства, над разного рода ритмическими трудностями; проходятся новые размеры, новый вид периода.

В седьмом классе завершается изучение модуляций в тональности диатонического родства (здесь осваиваются более редко встречающиеся переходы в тональности IV, II и VII ступеней). Для лучшего овладения этой темой рекомендуем пользоваться соответствующими упражнениями из Приложений.

Весьма полезным на данном этапе обучения автор считает запись диктантов, содержащих какую-либо специфическую трудность (скачки на составные интервалы или перекличка регистров, особенно если это связано со сменой ключа), так как это способствует приобретению большей гибкости и уверенности в записывании диктанта вообще.

Старшие классы

В восьмом — одиннадцатом классах одноголосный диктант уже не является основным объектом изучения; по программе в старших классах проходят двухголосные и трехголосные диктанты. Однако работа над одноголосным диктантом ни при каких условиях не должна прекращаться вплоть до самого окончания школы. По нашей методике одноголосием следует заниматься примерно два раза в месяц. Основная роль этих занятий заключается главным образом в проработке • целого ряда специфических трудностей, которые легче усваиваются именно в одноголосии. К таким трудностям могут быть отнесены и модуляции в тональности недиатонического родства, и редко встречающиеся размеры, и некоторые особые (наиболее сложные) виды ритмического деления, и разного рода интонационное усложнение мелодики. Все это и является содержанием диктантов последнего раздела данного пособия.

Изучению каждой трудности должно предшествовать объяснение (например, систематика тональностей по степеням родства или особенности энгармонической модуляции); ряд начальных диктантов на ту или иную тему может быть разобран коллективно. Основное условие в работе над одноголосием на этом этапе — сознательное и профессиональное отношение учеников, опора на прочную теоретическую базу.

Очень важно помнить о том, что диктаты, предназначенные для старших классов, трудны во всех отношениях и поэтому работа над ними должна вестись планомерно, без больших перерывов, иначе целый ряд навыков, приобретенных ранее, может утратиться.

Приложения

Материал, данный в Приложениях, должен, как и в первом выпуске, прорабатываться параллельно с работой над диктантом, способствуя лучшему формированию и развитию необходимых навыков в этой области. Упражнения, включенные в Приложения, сгруппированы в три. больших раздела и предназначены для использования в пятом-восьмом классах.

В этом выпуске пособия при работе и над упражнениями для слухового анализа, и над упражнениями для интонирования голосом первостепенное внимание следует уделять освоению отклонений и модуляций в тональности диатонического родства. Некоторые цепочки можно использовать и в качестве гармонических диктантов.

Пение секвенций на заданный мотив рассчитано на пятый-седьмой классы. С шестого класса вводится пение хроматических секвенций. Они могут быть разного вида; на заданный интервал или по родственным тональностям. Диатонические секвенции могут иметь не только секундовый шаг, що и терцовый, и квартовый. После ознакомления учеников с мотивом секвенции педагог предлагает им спеть секвенцию определенным образом. В некоторых случаях ученики могут сами избрать тот или иной вариант.

Автор надеется, что данный сборник диктантов найдет применение на уроках сольфеджио как в средних и старших классах ССМШ, так и в старших классах ДМШ и в музыкальном училище и поможет педагогам и учащимся в их многолетней работе над одноголосным диктантом.

Источник

Читайте также:  Как за речкою да за дарьею ноты
Оцените статью