Динамические оттенки для фортепиано

Динамические оттенки в музыке.

Онлайн уроки фортепиано, урок 8

Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение.

В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.

Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком. Причем в одном музыкальном произведении, как правило, используются разные динамические оттенки.

В этом уроке вы узнаете, какие бывают динамические оттенки, как они исполняются, как обозначаются в нотах и как произносятся.

Вы наверняка встречали в нотах такие значки: p, mp, f, mf, dim, cresc. Все это музыкальные термины, которые обозначают силу звука или громкость.

Обозначения в нотах

Итак, разберемся с каждым обозначением отдельно.

p — пиано (piano) — тихо
pp — пианиссимо (pianissimo) — очень тихо
f — форте (forte) — громко
ff — фортиссимо (fortissimo) — очень громко
mp — меццо пиано (mezzo piano) — средне тихо
mf — меццо форте (mezzo forte) — средне громко

Намного реже в нотах встречаются такие обозначения как ррр, pppp или fff, ffff. Это означает, что композитор хотел передать более крайние степени силы звучания: очень-очень тихо, еле слышно или очень-очень громко.

Для того, чтобы передать постепенное уменьшение или увеличение силы звука используются следующие термины и обозначения:

dim. — диминуэндо (diminuendo) — постепенное уменьшение громкости звука. Обозначается или словом dim. или таким значком, расположенным, как правило, под нотным станом.

cresc. — крещендо (crescendo) — постепенное увеличение громкости звука. Обозначается или словом cresc. или таким значком, расположенным, как правило, под нотным станом.

Если же нужно сделать акцент, громко выделить какую-либо ноту или аккорд, используется знак sf — сфорцандо (sforzando).

А теперь попробуйте передать разнообразные динамические оттенки в этих фортепианных пьесах. Помните, что громкие оттенки требуют большей силы прикосновения пальцев к клавишам, а тихие — меньшей. Потренируйтесь исполнить крещендо и диминуэндо.

Динамические оттенки очень важны для передачи настроения и характера музыки. Гимн или марш будут звучать громко и торжественно, а романс, скорее всего, тихо и спокойно.

Чем ярче и разнообразнее вы будете использовать в своем исполнении динамику, тем богаче и интереснее будет звучать ваше музыкальное произведение.

Источник

Динамические оттенки

Как отмечалось в статье «Динамика музыкального произведения» , динамика несет ощущения и эмоции, управляет восприятием и создает объекты и пространства.

Для того, чтобы музыканты и дирижеры понимали замысел композитора, нужно каким-то образом отмечать динамический план в нотах. Для этого существуют специальные обозначения.

В старинной музыке их, как правило, очень мало. Причина этого заключается в том, что композитор сам являлся дирижером и музыкантом. Самих обозначений так же было немного: forte и piano. Напоминает название музыкального инструмента. Фортепиано потому и получило в свое время такое название из-за того, что позволяло исполнять музыку как громко – forte, так и тихо – piano. Собственно говоря, изначально это итальянские слова и правильнее их переводить как «сильно», «крепко» и «равнина», «плоскость», но они потеряли первоначальный смысл став не только музыкальными терминами, но и просто международными словами, которые есть в большинстве европейских языков.

Только позднее появились дополнительные оттенки:

ff Фортиссимо – очень громко
f Форте – громко
mf Меццо форте – не очень громко
mp Меццо пиано – не очень тихо
p Пиано – тихо
pp Пианиссимо – очень тихо

В эпоху романтизма, и этого композиторам стало мало. Обозначения расширились еще больше (от ppppp до fffff) Предпринимались попытки измерить физические значения динамических оттенков. Разумеется, это удалось сделать только приблизительно. Например, Н.А. Гарбузов изучая зонную природа динамического слуха пришел к выводу, что ширина зоны каждого динамического оттенка составляет приблизительно 10 дБ. Учитывая, что в современной звукозаписи динамический диапазон даже академических жанров музыки не превышает 40 дБ, очевидна явная чрезмерность этого значения.

Знаки динамических оттенков показывают некоторую зону громкости, но не плавные нарастания и спады динамики. Для того, чтобы обозначить плавные изменения, следует пользоваться «вилками» и словами crescendo («крещендо» – усиление громкости) и diminuendo («диминуэндо» – уменьшение громкости). Реже для уменьшения громкости обозначается словом decrescendo («декрещендо»).

Еще не так давно знаки вилок и слова были совершенно равнозначны:

= dim. или decresc.

В настоящее время, вилки используются для коротких нарастаний и спадов динамики (не более такта), а слова, для более продолжительных. Кроме того, для очень продолжительных изменений динамики используется дополнительная фраза «poco a poco» («поко а поко» – по немногу), которая для большей наглядности может быть растянута на несколько тактов:

обозначение продолжительного нарастания громкости

Источник

Динамические оттенки в музыке

Музыка не могла бы быть столь приятной для слуха и не передавала бы эмоции и настроения тех, кому она адресована, если бы у нее не было многократных изменений интенсивности звука. Без введения определенных акцентов в партитуру мелодическая линия была бы простой последовательностью музыкальных нот, однообразной и сложной для восприятия или понимания.

Это разнообразие интенсивности звуков, издаваемых различными инструментами, которые придают музыке оттенок и побуждают аудиторию мечтать, стимулируют воображение и, по сути, передают художественное послание каждого музыкального произведения.

Общие сведения о динамике

В мире музыки это разнообразие является объектом изучения отдельной области, называемой музыкальной динамикой, и в этой статье вы найдете некоторую информацию об этом очень важном аспекте звукового искусства.

В области музыки под динамикой понимается степень громкости — сила, с которой музыкант исполняет отдельный звук или фрагмент музыкального произведения.

Как и любая волна, звуковая волна имеет разные частоты. Их минимальная и максимальная точки для восприятия человеческим ухом находятся где-то между 20 Гц и 20 кГц. Все, что выходит за эти пределы, человеку не слышно: инфразвук или ультразвук.

Так же, как у звука есть частота, которая измеряет высоту звука, у звука есть еще одно свойство, а именно амплитуда, которая играет роль измерения громкости шума. Единицей измерения этого свойства является децибел (дБ), а инструмент, с помощью которого можно регистрировать силу звука, называется измерителем уровня звука.

Например, шум падающих с деревьев листьев осенью имеет измеренную мощность около 10 дБ. Перфоратор, пробивающий отверстие в бетонной стене, издает звук громкостью более 100 дБ. Все, что превышает этот предел, достигает порога, при котором человек чувствует боль в слуховом аппарате.

Музыкальная динамика и агогика, связанные с изменениями ритма, благодаря выразительности, которую партитура хочет передать при интерпретации, составляют художественную часть музыкального мастерства в целом.

Основные элементы динамики в музыке

Музыкальная динамика работает с определенными элементами, которые называются «нюансами». Этот термин явно взят из живописи.

Нюансы музыкальной динамики бывают двух видов:

Оттенки с равномерной постоянной интенсивностью — также называемые фиксированными;

Оттенки прогрессивной интенсивности — или подвижные.

Поскольку музыка достигла своего пика совершенства на итальянском полуострове в разные периоды истории, музыкальные нюансы, как и почти все другие элементы нотной записи в этой области, графически обозначаются буквами, которые являются сокращениями итальянских слов.

В музыкальной интерпретации нюанс — это наиболее художественная часть, которая больше всего связана с мастерством и особенностями личности исполнителя.

Фиксированные оттенки

Фиксированные нюансы — это сокращенные литературные обозначения итальянских выражений, которые отмечены в партитуре и выражают различную степень интенсивности, которую солист должен соблюдать при исполнении музыкального произведения.

Мобильные оттенки

Эти нюансы постепенно увеличивают или уменьшают интенсивность звуков. Они могут чем-то напоминать ускорение и торможение в мире физической механики.

Они отмечены графическими знаками, обозначающими определенные выражения также на итальянском языке.

Вот как некоторые графические знаки или сокращения, расположенные в содержании партитуры, могут указать солисту на то, на что хотел передать композитор музыкальной аудитории.

Таблица динамических оттенков

Музыкальная динамика и агогика привносят в звуковое произведение то, что можно было бы назвать поэзией или живописными нюансами, потому что, помимо автора, существует отпечаток души музыканта, который исполняет ноты в соответствии со своим собственным опытом, но также и то, как они воспринимаются на слух публикой.

Источник

Презентация «Динамические оттенки»
презентация к уроку по музыке по теме

Знакомство с основными динамическими оттенками в музыке для учащихся 1 классов.

Скачать:

Вложение Размер
dinamicheskie_ottenki.pptx 1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ Выполнила п реподаватель по классу фортепиано МБУДО «ДМШ №2», РМ, г. Саранск Полибина Марина В ладимировна

Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение. В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания . Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.

Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком . Причем в одном музыкальном произведении используются разные динамические оттенки .

Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию итальянский композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли , однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко.

Динамические оттенки в музыкальной речи — это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно.

Если сильно ударить по клавишам, получится громко, а если слабо – тихо. Итальянские слова forte (форте) и piano (пиано) обозначают громко и тихо. Кстати , от слияния двух слов форте и пиано — произошло название известного всем клавишного инструмента фортепиано .

В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Они имеют итальянские названия.

ƒ ф о́рте forte громко ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ

p п иа́но piano тихо p p p p p p p p p p

m ƒ ме́ццо-фо́рте mezzo-forte умеренно громко m ƒ m ƒ m ƒ m ƒ m ƒ m ƒ m ƒ

m р ме́ццо-п иа́но mezzo-piano умеренно тихо m р m р m р m р m р m р m р m р m р

ƒƒ форти́ссимо fortissimo очень громко ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ

pp пиани́ссимо рianissimo очень тихо pp pp pp pp pp pp pp pp

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p . Так , довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp . У них нет стандартных названий, обычно говорят « форте-фортиссимо » и « пиано-пианиссимо » или « три форте » и « три пиано ».

Для того, чтобы передать постепенное уменьшение или увеличение силы звука используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой.

к реще́ндо crescendo постепенное увеличение громкости звука. В нотах обозначаются сокращённо как cresc .

д иминуэ́ндо diminuendo или декреше́ндо ( decrescendo ) постепенное уменьшение громкости звука. В нотах обозначается сокращённо как dim . или decresc .

Обозначения cresc . и dim . могут сопровождаться дополнительными указаниями poco по́ко — немного poco a poco поко а поко — мало-помалу subito или sub . су́бито — внезапно

s ƒ сфорца́ндо s forzando Если же нужно сделать акцент, громко выделить какую-либо ноту или аккорд, используется этот знак s ƒ sƒ s ƒ s ƒ s ƒ s ƒ s ƒ s ƒ s ƒ

ƒƒ Чем ярче и разнообразнее вы будете использовать в своем исполнении динамику, тем богаче и интереснее будет звучать ваше музыкальное произведение . ƒ ƒ p p m ƒ m ƒ m ƒ m р m р m р ƒƒ pp pp s ƒ s ƒ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация разработана для занятия обобщающего занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида по теме «Основные цвета и их оттенки». Цвет определяется как светово.

Презентация «Динамические оттенки».

Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.

Вопросы для выявления знаний учащихся.

Конспект разработали:педагог дополнительного образования:Егорова Светлана Анатольевнаметодист ЦДТ «Царицыно»Некрасова Елена Николаевна Занятие было проведено в коллективе изобразительного творчес.

Жизнь прекрасна! Выразите свои чувства на английском.

Жизнь прекрасна! Выразите свои чувства на английском.

Источник

Динамические оттенки для фортепиано

В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения. Громкость — мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость
Полное название Сокращение Перевод
fortissimo ff очень громко
forte f громко
mezzo forte mf средняя громкость
mezzo piano mp средне-тихо
piano p тихо
pianissimo pp очень тихо
.
Изменения громкости
Название Перевод
crescendo усиливая
poco a poco crescendo мало-помалу усиливая
diminuendo стихая
poco a poco diminuendo мало-помалу стихая
smorzando замирая
morendo замирая
.
Смена громкости
Название Перевод
più forte более громко
meno forte менее громко
sforzando (sf) резкое ударение звуков

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.

Источник

Читайте также:  Маленькая скрипка маленькая гитара
Оцените статью