Басовые динамики
Поделиться с друзьями:
Доброго всем времени суток! Автор блога Bass-player.ru снова на связи. В этой статье речь пойдет о басовых динамиках. Т.к. всем известно, что динамики гитарные и басовые отличаются, но не особенно известно чем. Но для начала немного истории.
На первых разработках динамиков (вообще, не только басовых) использовались тонкие тканевые конусы, которые в свою очередь проклеивались бамбуковыми волокнами или же бумагой. Эффект был можно сказать нулевой. Даже при небольшой нагрузке такие «громкоговорители» часто воспламенялись. Такие результаты разработок были ориентировочно 100 лет назад. Сейчас же все обстоит иначе кроме одного: принцип работы остался неизменным.
Принцип работы динамика
Для наглядности пользуйтесь картинкой справа. Итак, в «бас-гитарном» динамике есть звуковая проволочная катушка, которая расположена внутри магнитной системы (магнитного цилиндра). Она соединена с диффузором, который и создает воздушные колебания в результате своего движения (туда-сюда). На контур динамика подается электрический сигнал с басового усилителя. В результате его взаимодействия с магнитным полем катушка и вместе с ней диффузор двигаются вперед-назад. Таким образом получаются звуковые колебания воздуха. А это и есть наш басовый звук.
Исходя из требуемых мощности и диапазона и подбираются части для басового динамика. Для того, чтобы он имел возможность воспроизводить глубокие и плотные низы, его диффузор должен двигаться с достаточно большой амплитудой. Именно поэтому и произошли изменения в технологическом процессе производства динамиков для игры на бас-гитаре. А также пошло разделение на гитарные, басовые динамики, широкополосные и Hi-Fi.
Особенности басовых динамиков
Так вот, в ходе развития басовых динамиков, их диффузоры стали изготавливать более плотными. Внешний же край заменили более жесткой тканевой гофрированной мембраной. В ходе этих улучшений добились большей амплитуды диффузора. На выходе получился более плотный, натуральный и чистый звук, улучшилась отработка низов.
Для басовых динамиков характерен широкий, хорошо сбалансированный частотный диапазон. Огромный динамический диапазон также характерен для «бас-гитарных» динамиков. Это объясняется тем, что при игре, например, слэпом, пиковые значения в 4 раза превышают отметку при пальцевом звукоизвлечении. Для этого необходим очень большой запас по громкости.
Исходя из этих требуемых характеристик, диффузоры стали изготавливать из еще более крепких материалов. Например, таких как нейлон, винил и даже алюминий. Но в то же время подвижная часть динамика должна быть достаточно легкой, чтобы «отрабатывать» свою отзывчивость и подвижность.
С течением времени производители, добившись хороших результатов, стали экспериментировать. Куда ж без этого?! Например, стали использовать неодимовые «neo» (прям как в матрице:)) магниты вместо обычных. Объясняется это легкостью данного материала в раз 5, а то и больше. Кабинеты, оснащенные neo-динамиками весят всего лишь часть, по сравнению с обычными. Кстати, не все производители отмечают «музыкальность» неодима, но все же его распространение имеет место быть. Mark Bass, EBS, Gallien-Krueger — приемр некоторых производителей, выпускающих кабинеты с такими басовыми динамиками.
Теперь немного затронем тему алюминия. Он ведь тоже «завоевал свое место под солнцем». Первым, кто начал применять алюминий в басовых динамиках, был Hartke. Подобные диффузоры можно увидеть в сериях Proc, Transporter XL, серия A. Применение алюминия позволило достигать такой же мощности, но при меньшем диаметре динамика.
Строение басового динамика
Ну и немного о строении. Все детали динамика крепятся к его раме. Она же в свою очередь изготовлена из прессованной стали. Иногда применяются и более технологичные сплавы. Рама для динамика литая. Это дает ей больше упругости и делает ее крепче, что способствует увеличению мощности.
Вот так вот. До новых встреч, дорогие читатели. Благодарю за внимание!
ПыСы Буду признателен, если поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях, напишете комментарий или поделитесь своими знаниями и наблюдениями!
Источник
Динамик для бас гитар
Гитарные динамики являются столь же важным компонентом звучания музыкальной системы, как и сам инструмент. Правильный выбор динамика для гитарного комбо позволит исполнителю не только получить желаемую окраску звука, но и в полной мере передать все индивидуальные нюансы исполнения. Гитарные динамики выпускаются специализированными компаниями, обладающими необходимым опытом и технологиями, и придающим своим изделиям характерный узнаваемый звук, который имеет множество поклонников среди музыкантов.
Гитарные динамики обычно имеют бумажные диффузоры, обеспечивающие сбалансированный звук при минимальных искажениях на большой громкости, и оснащаются эффективными неодимовыми магнитами. Динамики для гитарных кабинетов, как правило, имеют больший диаметр, чем те, которые предназначены для установки в гитарные комбики. В случае подбора динамика для кабинета (пассивной АС), главным параметром будут габариты (диаметр) излучателя, которые должны соответствовать отверстию, имеющемуся в корпусе, а также, возможно, внутренним монтажным элементам. Также не лишним будет убедиться в том, что частота настройки фазоинвертора, которым оборудован корпус, сочетается с резонансной частотой динамика.
Динамик для гитарного комбика требует более внимательного подбора, и здесь, кроме перечисленных выше параметров, необходимо учесть его правильное согласование со встроенным усилителем мощности. С учетом всего этого купить гитарный динамик лучше всего в специализированном магазине, который не только предоставит полную информацию о выбранной модели, но и, при необходимости, обеспечит дополнительный сервис по монтажу и настройке готовой АС.
Источник
Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 2)
Динамики для бас гитарных кабинетов бывают разных размеров, и каждый размер дает звуку свою особую окраску. Классические размеры, часто встречающиеся у многих производителей – это 10, 12, 15 и иногда 18 дюймов. Компания Phil Jones Bass разработала революционное новшество – 5ти дюймовые динамики, количество которых в одном кабинете может доходить до 24 штук. Маленькие динамики дают более быстрый отклик, поэтому кабинеты этой фирмы имеют чистое звучание с богатыми верхами, при том что большое количество динамиков все равно дает очень плотный и жирный низ.
10-ти дюймовый динамик, это устоявшаяся классика, кабинеты с такими динамиками могут встречаться в разных вариантах, как в конфигурации 1*10 так и в вариантах 2*10, 4*10 и классическом 8*10. Из за быстрого отклика динамика и звонкого верха, 10ки очень любимы басистами в стилях требующих скоростной игры, таких как фанк (слеповые техники) . При этом в правильной конфигурации 10ки могут давать потрясающий низ. Многие басисты считают 12шки идеальной серединой между 10кой и 15шкой. 12шка имеет все плюсы 10ти дюймового динамика, при этом дает дополнительный низ присущий 15ти дюймовому собрату – которому присуща теплота звучания, бархатная середина и густой низ.
15ти дюймовые динамики используются в стилях требующих «тяжелого баса» — блюз, реггей, кантри и все типы рока. Не смотря на то, что они все же неплохо звучат даже с быстрыми партиями, их звук менее звонкий и разборчивый. Кабинеты с участием 18ти дюймового динамика уже большая редкость, но все же иногда встречающаяся на крупных концертах. У таких динамиков сильно снижена отдача высоких частот, по этому они используются в основном в кабинетах с динамиками меньшего размера. Самый крупный в семействе – 21 дюймовый динамик используется в основном в сабуферах, для передачи супер низких частот, обычно такие кабинеты используют группы с очень низкой настройкой.
В дополнение к динамику, очень много серий современных бас кабинетов используют пищалки или компрессионные динамики, служащие для передачи высоких частот. Когда в 80х годах фанк музыка стала очень популярной, многие производители оборудования начали добавлять пищалки в свои басовые кабинеты, что бы донести звонкий слеповый звук фанка до слушателей на концертах. Сегодня нужно постараться , чтобы найти басовый кабинет, у которого нет этого маленького динамика.
Твиттеры – это пьезо-элементы, которые используются в маленьких кабинетах, поскольку чтобы соревноваться по громкости со своими большими братьями, они требуют слишком много мощности. Компрессионный динамик, это по сути обычный динамик, который укреплен на раструбе. Они более эффективны по использованию мощности, по этому отлично звучат в пачке с большими динамиками на большой громкости.
Эти маленькие компрессионные драйверы дают отличный высокий звук, но при долгом использовании могут начать давать легкий посторонний шум, а в последствии перегруз. Тем не менее, на большинстве кабинетов есть возможность отключать пищалку, что бы не использовать ее постоянно, тем самым продлевая срок ее работы.
Кабинет сам по себе играют важную роль в создании качественного звука; размер самого кабинета, его геометрия и материалы – все это влияет на конечный звук! Древесина должна быть очень плотной и жесткой, чтобы весь получаемый звук отражался, а не глушился. Компания Mesa Engineering использует 11-слойную прессованную
фанеру из балтийской березы (известная порода строевого леса) и жесткую внутреннюю склейку и прошивку шва, что бы весь звук шел строго по направлению звучания динамика. Расположение отверстий на кабинете влияет на то, как звук выходит из кабинета, и на то, как отражается акустика помещения на конечном звучании.
Кабинет с отверстиями спереди подает звук прямо и, находясь на полу, будет задействовать пол как дополнительный экран для направления звука. Если отверстия находятся сзади, то на звучание кабинета будет влиять расстояние до стен, что можно использовать на выходом для звука, который формируется в нутрии кабинета и очень сильно увеличивают эффективность динамика. Кабинет без отверстий будет давать более плотный бас, но с меньшей глубиной. На больших кабинетах это имеет смысл, потому что они и без того дают мощный и жирный низкий тон.
Работа с помещением
Звукорежиссер.Если у вас есть всего один усилитель, как сделать так, чтобы он подходил в разных концертных условиях? Есть несколько простых приемов, которые помогут справиться с любой ситуацией.
Самая большая ошибка – портить отношения со звукорежиссером. Постарайтесь с самого начала саундчека установить с ним хорошие отношения, пообщайтесь с ним, купите ему пиво (но не больше одного). После такого знакомства звукорежиссер будет лучше работать с вашей группой. Большинство звукорежиссеров подключат вас через директ бокс. Возможно, вы захотите, что бы в пульт шел уже обработанный эквалайзером усилителя звук, но не всегда звук со сцены хорошо подходит для настройки порталов. Если у вас есть педали эффектов, в этом случае идеально послать в пульт сигнал с выхода pre-eq вашего усилителя, если есть такая возможность.
Что бы получить более крутой звук, нужно поработать с помещением, в котором вы собираетесь играть. Если ваш бас звучит через порталы, ваш комбо или стек на сцене будет вашим монитором. На больших площадках ваш бас будет так же в напольных мониторах и общем миксе. В этом случае игра на среднем уровне громкости даст самые хорошие результаты. В случае если вам нужно прокачивать зал вашим стеком, вам придется играть громче, но это может стать и вашей проблемой.
Громкие низкие частоты создают маскирующий эффект. Низы займут столько места в общем звучании, что вы не услышите верха и середины, а увеличение уровня этих частот перегрузит и сделает звук еще более нечитабельным. Лучший выход тут – убрать низов и прибавить громкости. Это спасет вас во многих ситуациях. Помните, что в концертных условиях, ваш басовый звук может не нравиться вам, но при этом отлично звучать в миксе со всей группой. Наоборот, хорошо звучащий бас может убить весь микс группы.
Поэтому не гонитесь за звуком, который нравиться вам, а настраивайте читабельный звук, который будет звучать с группой и просто слышен людям в зале. Основная причина звуковой каши – это эгоизм каждого конкретного участника группы.
Акустика на сцене
Если вы расположите ваш кабинет на полу, это заставит резонировать все помещение – усиливать и искажать частоты исходящие из вашего стека. Это не самая хорошая ситуация для концертной площадки. Поэтому полые сцены становятся кошмарным сном басиста – вся сцена в этом случае превращается в продолжения вашего кабинета создавая глухие низы.
Лучшее решение – поднять кабинет с пола. В идеале поставить кабинет на какую-то непроводящую звук основу – например большой резиновый пэд. При помощи этой хитрости вы избавитесь от сильного «гуляния» низких частот. Если у вашего кабинета отверстия внизу, идеальным решением будет перевернуть его на бок или вверх ногами, это так же поможет справиться с низкими частотами.
Если у вас маломощный стек, возможно использовать акустику помещения для получения более громкого звука. В этом случае полая сцена сыграет вам не в минус, а в плюс и добавит вам недостающих низов. Если вы поместите усилитель ближе к стене или в угол, то близлежащие стены будут отражать больше звука в зал, тем самым становясь как бы частью вашего стека. Если в кабинете есть отверстия, то расположите его хотя бы в 15-20 сантиметрах от стен, что бы звук распределялся правильным образом.
Что бы получить крутой живой звук, необходимо понимать, что можно извлечь из каждого конкретного набора аппаратуры, знать, как образуется звук и как он распределяется по помещению и самое важное – не лениться приезжать на саундчек, что бы познакомиться с аппаратом и звукорежиссером по ближе.
Очень часто крутой концертный звук требует , чтобы вы пренебрегли своим звучанием ради общей картинки, иногда нужно переступать через себя и делать не то, что вы считает правильным, а экспериментировать и развивать в себе талант цельного восприятия музыки. Результаты не заставят себя долго ждать, вы и ваша группа будете звучать лучше!
Источник