Динамики для акустических гитар

Гитарные динамики — назначение, параметры, конфигурация (Vol.1)

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Акустическая система(динамик) у нас находится на выходе. И хотя на картинке спикер занимает очень мало места — он формирует звук, а значит, во многом и определяет.

Другими словами: если акустическая система хреновая, то какой бы сигнал высокого качества не шел с УМ, мы услышим то, что соизволит передать АС. Стоит отметить, что иногда производители портативных комбиков забывают об этом, устанавливая на свои конструкции совершенно посредственные динамики, которые просто не в состоянии сделать звук качественным и хорошо передать то, что вы играете. Этим недостатком грешат многие комбики.
Однако:

АКУСТИКА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЗВУЧАНИЕ СИСТЕМЫ!
И является наиболее важным ее компонентом.
Вообще странно, что в музыкальной среде идёт много разговоров о звукоснимателях для гитары, дереве и гитарах, наборах эффектов, пред. усилителях и усилителях мощности, проводах, но о динамиках и акустических системах упоминается очень мало.
Для меня же этот вопрос встал, прежде всего, когда стал разбирать проблемы плохого звучания портативной аппаратуры. Основная беда – маленькие невнятные, дешевые динамики с плохой чувствительностью.

В начале 90-х, когда Hi-End впервые стал появляться в России, имела место быть замечательная эмпирическая формула о распределении ресурсов. Выглядела она примерно так: 50% — акустика, 10% — все кабели, 40% — источник и усилитель.
И это в целом верно, т.к. именно правильно выбранная акустика является первоосновой, вокруг которой можно строить свою систему и получить качественный звук.

Читайте также:  Мамочка милая мама моя с нотами

И так, давайте перейдём к динамикам:

Основные части динамика — магнит, катушка, мембрана(диффузор), рама(корзина, диффузородержатель). Основными составными частями, влияющими на звук, параметры, конфигурацию — назначение являются первые три.
Также хочется упомянуть сразу о параметрах, которые на динамиках указываются и по которым их можно выбрать. (А уж вникнем в суть каждого из них и как каждая часть динамика влияет на него — чуть позже.)

ПАРАМЕТРЫ ДИНАМИКА:

«Чувствительность» — это стандартное звуковое давление (SPL), которое развивает громкоговоритель. Оно измеряется на расстоянии 1 метр при подводимой мощности 1 Ватт на фиксированной частоте (обычно 1 кГц, если в документации на динамик не указано особо).
Чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать при заданной подводимой мощности. Имея АС с высокой чувствительностью, можно иметь не слишком мощный усилитель, и напротив, чтобы «раскачать» АС с малой чувствительностью, потребуется усилитель большей мощности.
Численное значение чувствительности, например, 90 дБ/Вт/м, означает, что эта АС способна создать звуковое давление в 90 дБ на расстоянии 1 м от динамика при подводимой мощности 1 Вт. Чувствительность обычных АС лежит в пределах от 84 до 102 дБ. Условно чувствительность 84-88 дБ можно назвать низкой, 89-92 дБ — средней, 94-102 дБ — высокой. Если измерения проводятся в обычном помещении, то к прямому излучению АС примешивается звук, отраженный от стен, повышая уровень звукового давления. Поэтому некоторые компании указывают для своих АС «безэховую» (anechoic) чувствительность, измеренную в безэховой камере. Понятно, что безэховая чувствительность — более «честная» характеристика.

«Диапазон воспроизводимых частот» указывает частотные границы, в пределах которых отклонение звукового давления не превосходит некоторых пределов. Обычно эти пределы указаны в такой характеристике, как «неравномерность АЧХ».

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика динамика.
Показывает уровень звукового давления динамика в зависимости от воспроизводимой частоты. Обычно представленна в виде графика. Вот пример АЧХ для динамика Celestion Vintage 30:

«Неравномерность АЧХ» — показывает неравномерность амплитуды в диапазоне воспроизводимых частот. Обычно от 10 до 18 дБ.

(Поправка — да, ± 3дБ — это характеристика АС, необходимая для более «честного» воспроизведения сигнала в указанном диапазоне.)

«Импеданс»(СОПРОТИВЛЕНИЕ) — полное электрическое сопротивление динамика, обычно 4 или 8 Ом. Некоторые динамики имеют импеданс 16 Ом, некоторые — не стандартные значения. 2, 6, 10, 12 Ом.

«Номинальная электрическая мощность»RMS (Rated Maxmum Sinusoidal) — постоянная долговременная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течение продолжительного периода времени без повреждения подвеса диффузора, перегрева звуковой катушки и других неприятностей.

«Пиковая электрическая мощность» — максимальная подводимая мощность. Обозначает ту мощность, которую громкоговоритель может выдержать в течение короткого времени(1-2 секунды) без риска повреждения.

Теперь можно рассмотреть, как каждая из частей динамика влияют на параметры динамика и на звук — в целом. 🙂 Но об этом в следующих статьях.

Другие параметры динамика – такие, как размер и материал мембраны. И их влияние на свойства и звук. Рассмотрим в другой статье.

Кирилл Труфанов
Гитарная мастерская: Pretty Underground
Технический инфо-портал: gitarnaya-furnitura.ru

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Гитарный динамик: виды, характеристики, особенности настройки

Опытные музыканты без особых затруднений подбирают подходящий гитарный динамик. Его выбор более сложен для новичков, которые только ищут свое звучание. В этом деле важно знать определенные алгоритмы работы динамиков и их основные характеристики. На основе этих факторов подбирается оптимальный звук для своих творческих задач.

Вопросы по диаметрам

Общепринятые параметры гитарных динамиков измеряются в дюймах. Фигурируют следующие значения: 8, 10, 12 и 15.

Размер определяет такую тенденцию, что при идентичной мощности, но с большим диффузором динамик звучит мощнее.

Так, вариант на 8 дюймов образует скромное сопротивление воздуха. Лидером по данному критерию является модификация на 15 дюймов. При этом учитываются только модели, не отличающиеся по общей мощности и электрическим характеристикам.

Торговым нормативом сегодня считается гитарный динамик 12 дюймов. Он определил фундаментальные качества частотного спектра и брейкапа, ставшие традиционными. С установкой этой нормы все приборы, связанные с электрогитарами, были оптимизированы под нее.

Гитарные динамики 10 дюймов характеризуются своей компактностью и воспроизведением частот в более высоком регистре. Это крайне полезно для сценической и студийной работы. Причина кроется в снижении риска появления гудящих низов.

Модели на 15 дюймов проигрывают в более низком диапазоне. Звучание получается насыщенным и глубоким с минимальным присутствием высоких частот.

О видах магнитов

В гитарные динамики, как правило, внедряют такие разновидности магнитов:

  1. Керамические.
  2. Комбинация из кобальта, алюминия и никеля («КоАлНик»).
  3. Неодимовые.

Наибольшее распространение получили только первые два вида из списка.

Все типы магнитов имеют индивидуальные тембральные характеристики. Этот фактор обуславливают вихревые токи, поскольку постоянно меняют свою индуктивность и поведение.

Для версий с комбинацией «КоАлНик» характерны характеристики:

  • Неспешная реакция на удар медиатора.
  • Общая плавность.
  • Мягкие низы.
  • Чистые верхние гармонии.

Керамические изделия обладают такими свойствами:

  • Шероховатый звук ближе к верхним регистрам частот.
  • Острота и детальность звучания.
  • Быстрая реакция на атаку и глушение ноты.

В неодимовых модификациях сочетаются характеристики двух указанных версий. Получаются такие характеристики:

  • Высокая скорость атаки и возвращения.
  • Отчетливое разборчивое звучание.

Голосовая катушка

Ее диаметр подбирается на основе надобности в контроле над тепловой энергией.

Модели с диаметрами 1,5–2 дюйма отличаются солидной индуктивностью и весом.

Версии с параметрами 1-1,25 дюймов весят меньше и могут сдерживать высокие частоты.

По степени развития диаметра требуется задействовать и магнит большей мощности. Только при этом условии сохранится необходимая чувствительность динамика. Поэтому, чем больше его размеры, тем больше и размеры катушки.

О мощности

Номинальный показатель соответствует предельному параметру усилителя, который гитарный динамик способен уверенно осилить.

У номинальной мощности и образующегося итогового звучания есть взаимосвязь.

Сегодня специалисты принимают разные меры для развития мощности. Пока это только усложняет тембральный звук.

Крепкое устройство способно совладать с солидными показателями, но для этого нужны более тяжелые и жесткие компоненты. С их появлением меняется внутреннее демпфирование, мало проявляются полезные качества брейкапа, образующиеся в диффузоре.

Идеальным считается применение динамика на 100 Вт в комбинации с усилителем на 50 Вт. Получается яркое и чистое звучание. Если его необходимо усложнить и обогатить гармониками, можно задействовать стоваттный усилитель и 2-3 динамика на 50 Вт.

О чувствительности

Ее измерительные единицы – децибелы (дБ). Их определение идет на дистанции 1 м при показателе мощности 1 Вт. Этот параметр свидетельствует о совокупной эффективности динамика.

Факторами, определяющими чувствительность для обозначенного его параметра, являются вес и двигательная мощь.

Чувствительность снижается, когда развивается масса:

Когда двигательная сила (тандем магнита и катушки) увеличивается, возрастает и чувствительность.

Силу первого компонента обычно характеризует BL-фактор. Здесь B является плотностью его потока, получающейся в пространстве между ним и катушкой. L – это длина катушечного провода.

Высокой чувствительностью обладают гитарные динамики 12 дюймов. Она достигает порядка 98 – 100 дБ. При этом в приборах задействованы габаритные магниты. Звук выходит громким, быстрым и ярким.

Причина кроется в развитом BL-факторе. Голосовая катушка обладает серьезным электромагнитным демпфированием. При таком раскладе низы уплотняются, а риск гула существенно сокращается.

Модификациям с параметрами 95-97 дБ свойственны более теплое звучание и менее плотные низы.

Частотный спектр

Для гитары и ее усиливающего устройства он составляет 70 – 6000 Гц. Если излучение динамика интенсивное и превышает значение 6 кГц, его звучание получается излишне шероховатым и раздражающим. При показателях существенно меньше указанного параметра звук выходит тусклым.

Нижний предел этого диапазона характеризуется резонансной волной подвижного механизма.

Спектр этой волны составляет 50 – 150 Гц. Когда она является низкой, звук гитарного динамика расширяется, при этом бас ощущается мягко.

Когда резонансная волна достигает предельной верхней границы, басы глохнут. Поэтому чаще всего используют спектр от 50 до 100 Гц. Он оптимален для решения многих задач.

Вопрос по импедансу

Сколько бы ни использовалось динамиков, они нагружают усилитель. В результате возникает импеданс. Он обязательно должен сопоставляться в применяемым усилителем.

Сегодня инженеры используют некоторые уловки, чтобы гитарный динамик 8 дюймов зазвучал, как версия на 16 дюймов, так как все равно звук характеризуется несущественными отклонениями, поскольку многие показатели (индуктивность, вес катушки и т. д.) отличаются.

И 16-дюймовые модификации имеют более яркий звук по сравнению с 8-дюймовыми.

Диффузор

Это конечный и ключевой излучатель звука, входящий в состав механизма, в котором также есть катушка, пыльник, задний подвес. Все они воздействуют на кондиции брейкапа в нем.

К примеру, даже на нижнем рубеже частотного спектра есть много искажений, требующихся для его сбалансированного звучания.

Если движение диффузора ограничено, то возникают искажения, придающие звуку определенные специфики в нижних регистрах.

Некоторые гитаристы экспериментируют и варьируют ход диффузора для получения жестко звучащих низов.

Британский звук

С ним ассоциируются легендарные гитарные динамики Celestion. Именно ими комплектуются кабинеты и комбики культовых марок, таких как «Маршалл», «Вокс» и «Орандж».

Есть разные модификации данных динамиков. Но наиболее популярными являются:

Версия G12M

Она появилась в 60-х годах прошлого века. У нее был скромный резерв мощности – 20 Вт. Постепенно его развили до 25 Вт. Сегодня он является нормой для кабинета 4 х 12 фирмы «Маршалл».

Звучание G12M составляет основу многих хитов в стилях рок и блюз, которые записывались на пленку.

Характеристики данных моделей таковы:

  • Стабильные средние частоты. Их диапазон сфокусирован в центре музыкального спектра. Это наилучшая позиция для гитары.
  • Усиление высокочастотного базиса в перегруженном звуке. При этом вырезаются резкие и раздражающие частоты.
  • По степени развития общей громкости звучание обретает компрессию.
  • Низкочастотный фундамент мягко гармонирует с гитарой и реагирует на динамические специфики игры музыканта.
  • При предельной громкости образуется избыток компрессии, звук становится смазанным, нечетким. Важно определить степень громкости, при котором он обретет гармоничную компрессию.
  • Чувствительность на 3-4 дБ ниже, чем у прочих динамиков.

Модификация G12H

Ее магнит более тяжелый, а мощность достигает 30 Вт. Характеристики следующие:

  • Легкое выделение верхов средних и низов верхних частот.
  • Нет компрессии при росте громкости.
  • Не добавляет свои басы в звук.
  • Высокая чувствительность.

Данная модель была в почете у Джимми Хендрикса, поскольку G12M не справлялись с нагрузкой, задаваемой им.

Вариация G12-T

Ее мощность – 75 Вт. Она эффективно урезает средние частоты. Ее низкочастотный базис стоек к переменам громкости, а спектр высоких частот упругий и тугой.

Если задействовать этот динамик для гитарного кабинета «Маршалл» и добавить любой современный высокочастотный усилитель, можно получить стабильное рок-н-рольное звучание с винтажным привкусом.

Эта модель лучше проявляет свои достоинства в любых направлениях металла и хард-рока. При работе с усилителем важно не переусердствовать с высокими частотами. Ими этот динамик изобилует.

А его минус связан со слабой чувствительностью и громкостью. G12-T по умолчанию имеет сильные низы. Во избежание чрезмерной компрессии на значительной громкости не нужно излишне настраивать бас.

Модель Vintage30

Ее выпустили в 80-х и наделили мощностью 60 Вт. С помощью этой модели модернизировали кабинеты «Маршалл».

Ее особенности таковы:

  • Выпячивание средних частот.
  • Их спектр находится в более гнусавых участках музыкального диапазона.

Обычно Vintage30 используется для придания усилителю дополнительных средних частот. Это особенно значимо в исполнении соло.

Домашняя игра

Если вы живете в стандартной квартире в типовом доме и являетесь гитаристом, то для игры в вашем случае оптимальны гитарные динамики 10. У «восьмерки» слишком слабые показатели.

При использовании вариантов на 12 или 15 дюймов в маленькой комнате не будут ощущаться желаемые низы. Для вас «десятка» — это оптимальный вариант.

Источник

Оцените статью