Диплом музыкальной школы фортепиано

Профессиональная переподготовка преподавателей фортепиано

Специфика

Преподаватели по классу фортепиано чаще всего трудятся в детских школах искусств и музыкальных школах. Они занимаются эстетическим развитием подрастающего поколения во внеурочное время, а самых талантливых воспитанников выводят на определенный уровень, после чего те могут продолжить свое обучение в музыкальных колледжах и консерваториях. После профпереподготовки педагоги могут выполнять такие основные задачи:

  • реализация общеразвивающих образовательных программ;
  • работа в классе фортепиано;
  • разработка новых методик преподавания;
  • проведение исследований и написание научных работ.

Педагог обязан знать нормативно-правовые основы деятельности системы дополнительного образования в РФ, а также уметь составлять учебные планы. Но все это теряет смысл, если преподаватель не владеет методиками передачи своих навыков учащимся. Поэтому профессионалу необходимо знать, как научить воспитанника работать над гаммами, арпеджио, кантиленой, аппликатурой и штрихами, как правильно использовать педаль. Ему необходимо отработать наиболее подходящие техники развития крупной и мелкой моторики юного пианиста, научить исполнять правильно подобранные композиции соло и в составе ансамбля.

Если музыкант имеет среднее профессиональное или высшее образование по иному направлению, то преподавать фортепиано в ДШИ и ДМШ он не сможет, даже уверенно владея этим инструментом. Чтобы получить такое право, ему необходимо пройти соответствующий курс переподготовки трудоемкостью как минимум 250 академических часов, а лучше – гораздо более объемный, чтобы как следует закрепить все умения.

Программы

Учебный план программы подготовки преподавателей фортепиано составляют с учетом всех особенностей будущей профессии. С одной стороны, выпускник должен профессионально владеть инструментом, с другой – уметь передавать знания своим воспитанникам, разбираться в психологии, мотивировать к дальнейшему развитию и настраивать перед ответственными выступлениями. Педагог должен быть для своего ученика настоящим наставником, а не просто человеком, отрабатывающим свою зарплату.

Читайте также:  Есть такая машина опель аккорд

Остановимся на нескольких основных дисциплинах, которые изучают на курсах профессиональной переподготовки преподавателей фортепиано:

  • способы диагностики музыкальных способностей;
  • общая теория обучения и воспитания;
  • педагогика и психология преподавания музыкальных дисциплин;
  • гармония, полифония;
  • сольфеджио;
  • элементарная теория музыки;
  • основы композиторской деятельности и творческого музицирования;
  • современные методики обучения игры на фортепиано;
  • исполнительское мастерство и особенности психологии исполнительской деятельности.

Кроме того, на курсах учат анализировать и подбирать наиболее эффективный материал, работать над музыкальным произведением и психологически готовиться к концертному выступлению. Также не помешает преподавателю умение настраивать и осуществлять мелкий ремонт музыкальных инструментов. Отдельная тема – работа с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.

Топ очных курсов

Очное и очно-заочное обучение преподавателей по классу фортепиано проводят в педагогических университетах, консерваториях и музыкальных училищах. Как правило, это объемные программы, предусматривающие крупные блоки теоретических дисциплин и отработку практических навыков работы с инструментом. Если специалист хочет заметно вырасти в профессиональном плане, ему лучше работать непосредственно с высококлассными педагогами. В табличке ниже перечислены учебные заведения, где предоставляют качественные образовательные услуги.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы Стоимость обучения
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (Чебоксары) Вуз организует курс профпереподготовки «Теория и практика преподавания фортепиано». Трудоемкость программы 1080 академических часов. Обучение проводится в очно-заочной форме: 3 сессии по одной неделе плюс самостоятельная работа слушателей. Дата начала учебы зависит от комплектования группы. Занятия ведут лучшие преподаватели ЧГПУ, в т.ч. с учеными степенями и званиями. 20500 рублей
Забайкальское краевое училище искусств (Чита) В училище совместно со специалистами ДМШ и ДШИ разработали и реализуют программу переподготовки «Преподаватель по классу общего фортепиано». Курс проводится в очном формате с использованием электронных ресурсов и имеет трудоемкость 272 академических часов, из них 96 часов педагогическая практика (стажировка). Занятия длятся 2 года (4 сессии) с нормой учебного времени по 12 часов в неделю. 12000–15000 рублей за одну сессию, 48000–60000 за весь курс
Новокузнецкий областной колледж искусств Организация предоставляет возможность педагогам учреждений дополнительного образования расширить спектр своей профессиональной деятельности и пройти курс переподготовки «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов), в том числе получить квалификацию преподавателя фортепиано. Объем программы более 500 академических часов, проводится она в очно-заочной форме без отрыва от работы на протяжении 1 года 10 месяцев. 160400 рублей
Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского (Екатеринбург) На базе Центра дополнительного профессионального образования консерватории проводит курс переподготовки «Фортепиано» с присвоением квалификации концертмейстера и преподавателя. Программа рассчитана на 908 академических часов и проводится в очно-заочной форме (4 семестра). Ведущие преподаватели вуза учат слушателей работать с сольными исполнителями и фортепианным ансамблем, уделяя большое внимание развитию практических навыков и умений. 25000–35000 рублей за семестр (сессию)

Главный недостаток очного обучения, при всех его неоспоримых достоинствах, – его стоимость для слушателей. И речь идет не только о самой цене курса, которая весьма высока. Затраты на переезд, проживание в гостинице или общежитии, питание в столовых могут заметно превышать расходы на учебу. Поэтому на стационарные курсы записываются обычно жители крупных городов и пригородов или же очень настойчивые музыканты, стремящиеся добиться успеха.

Дистанционное обучение

В последние годы активно развивается дистанционное обучение, и стать преподавателем фортепиано можно в удаленном формате. Для этого придется проявить все свои лучшие качества, среди которых усердие и терпение, быть готовым к большому объему самостоятельной работы, общению с преподавателями по Skype или в форуме. Среди учебных центров, предоставляющих такие услуги, можно отметить:

  • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Ростов-на-Дону) проводит дистанционную переподготовку по программе «Преподаватель фортепиано». Учебный план рассчитан на 600 академических часов (6 месяцев обучения), поскольку, по мнению экспертов академии, качественно изложить все нужные дисциплины за более короткий срок невозможно. Теоретические вопросы прорабатываются на вебинарах или видеолекциях. Для рассмотрения практических аспектов исполнительской техники собирают небольшие учебные видеоролики от лучших пианистов страны и транслируют их в системе удаленного обучения. Стоимость курса – 14000 рублей.
  • Межрегиональная Академия дополнительного профессионального образования (Москва) обеспечивает кадрами детские музыкальные школы России, реализуя сертифицированный и соответствующий ФГОС курс профпереподготовки «Учитель фортепиано». Программа составлена с учетом опыта ведущих музыкальных учебных заведений столицы. Ее трудоемкость варьируется от 250 до 502 академических часов в зависимости от уровня начальной подготовки слушателя. Заявки принимают по электронной почте, обучение ведут в дистанционной форме через специализированный портал МАДПО. Промежуточный контроль знаний – путем самопроверки (интерактивное тестирование), а для получения диплома необходимо пройти итоговую аттестацию.
  • Образовательный центр «Учитель-педагог.ру» (Москва) ориентируется на дистанционную подготовку своих слушателей. Курс «Педагог по фортепиано» соответствует ФГОС и прошел проверку государственных органов. Учитывая собственный стартовый уровень подготовки, участники выбирают подходящий объем учебной программы (от 280 до 502 академических часов). Взаимодействие с преподавателями осуществляется в удаленном формате, все необходимые методические материалы размещены на учебном портале, куда слушатель получает доступ после подачи документов и внесения оплаты.
  • Единый центр дополнительного профессионального образования (Москва) – это опытные педагоги и проверенные временем программы, которые постоянно актуализируют. Курс профпереподготовки «Педагогика дополнительного образования. Преподаватель по классу фортепиано» рассчитан на 556 академических часов (14 недель при режиме занятий 8 часов в день). Чаще всего слушатели выбирают более удобную и доступную по цене дистанционную форму обучения, хотя, при желании, можно пройти курс и очно, если наберется группа. Лекции доступны в PDF-формате, их можно скачать на компьютер или изучать в онлайн-режиме.
  • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Волгоград) имеет широкий выбор дистанционных курсов для сотрудников детских музыкальных школ и детских школ искусств. Так, программа «Преподаватель фортепиано» представлена в трех вариантах: 264-часовом (12860 рублей), 520-часовом (16000 рублей) и 1050-часовом (24000 рублей). При этом по окончании двух наиболее трудоемких курсов присваивают соответствующую квалификацию. Участники на протяжении всего обучения поддерживаются специалистами академии и могут получать необходимые консультации ежедневно.

Заработная плата преподавателя фортепиано в музыкальных школах и школах искусств зависит от места жительства, нагрузки и педагогического стажа сотрудника. В среднем по стране получается около 37 тысяч рублей, хотя в некоторых регионах (Удмуртия, Пермский край, Республика Саха, Бурятия) может быть и вдвое выше. Если воспитанники добиваются успеха, занимая призовые места на конкурсах, преподаватель получает надбавки и премии. Многие педагоги подрабатывают репетиторством, чтобы повысить уровень своего дохода.

Источник

Музыкальная школа: а что потом?

Несколько слов о карьере музыканта

Необычная учебная четверть, а с ней и весь учебный год, закончены. Родители школьников, уставшие от метаний между скайпом, зумом, чатами и собственной работой, выдохнули с облегчением. А особенно интересной была дистанционная учеба в тех семьях, где есть ученики ДМШ: отсылаемые на электронную почту учителей видео- и аудиозаписи, уроки по вотсапу и скайпу, даже репетиции хора онлайн! Надо признать, в этих непростых условиях педагоги-музыканты трудились вовсю.

И, несмотря на продолжающиеся санитарные меры, идет прием в музыкальные школы новых учеников, и в сентябре в них тоже обязательно начнется учебный год! А значит, перед многими родителями вновь встает вопрос: нужна ли их ребенку учеба в музыкальной школе?

Что она ему даст? Чем сможет в будущем заниматься выпускник ДМШ, продолжив учиться музыке профессионально? А какие возможности даст в дальнейшем освоенная программа «музыкалки» тому, кто выберет другую профессию?
Сегодня мы поговорим о том, как может сложиться судьба тех, кто решил связать свою судьбу с музыкой.

Если муз. колледж и консерватория – не предмет мечты юного музыканта, но расставаться с музыкой не хочется, есть немало других вариантов.

Можно сделать музицирование своим хобби, и порой весьма серьезным

Например, выступать в самодеятельном оркестре – в таком, скажем, как прославленный оркестр народных инструментов ДК «Академия», много лет выступающий на достаточно серьезных площадках. Или как академические хоры НГТУ и НГУ, в которых поют и профессора, и научные сотрудники, и пенсионеры, и студенты… Подобных коллективов существует много, и участие в них действительно может стать серьезной частью жизни, с друзьями, репетициями, гастролями и праздниками…

» Можно и самим создать свой ансамбль, постепенно осваивая все больше площадок и приобретая поклонников – именно так начинался путь на большую сцену у многих известных музыкантов.

Начальное музыкальное образование очень помогает играть, петь, создавать новые произведения и аранжировать старые. Даже простой навык чтения нот и будет очень кстати! А перерастет ли именно у вас музицирование в основное дело жизни, позволит сделать артистическую карьеру или останется любимым занятием для души, заранее сказать трудно.

Можно сделать музыку профессией или ее частью

Не все, вероятно, знают, что обучение музыке входит в обязательную программу обучения учителя начальных классов в педагогических институтах и колледжах, воспитателя детского сада — даже если студент раньше вообще не подходил ни к одному инструменту. Так что тут знакомство с фортепиано и хором окажется очень кстати.

» И поверьте, умение разучить с классом песню, или аккомпанировать, при необходимости, танцующим детям из своей группы бывает иногда очень ценным!

Музыкальный работник в детском саду, учитель музыки в школе, руководитель школьного хора или ансамбля – тоже профессии по-прежнему необходимые и востребованные, хотя, конечно, оплачивается их труд обычно весьма скромно.
Однако образование, полученное в педагогическом институте, колледже, колледже культуры и искусства, конечно, дает сегодня больше возможностей, чем работать строго по специальности. Среди выпускников этих учебных заведений есть, например: частные учителя музыки; руководители самых разных музыкальных коллективов, от оркестра народных инструментов до рок-группы; звукорежиссеры и т. д.

«Чисто» музыкальное образование – что дальше?

Но, предположим, все серьезно! ДМШ окончена на круглые пятерки, вдобавок имеется стопочка лауреатских дипломов с конкурсов всех уровней, и выпускник «музыкалки» намерен продолжать обучение уже профессионально. Что его может ожидать в дальнейшем?

Парадокс, но, если спросить учащихся музыкального колледжа, кем они видят себя через несколько лет, только меньшинство ответит – «преподавателем ДМШ». В то время, как учат их в первую очередь именно этой профессии, и. работает большинство выпускников именно там! Видимо, в 16-18 лет ещё трудно представить себя учителем фортепиано или скрипки, хотя, на самом деле, это совершенно необыкновенная профессия – тут и творчество, и наставничество, и общение один на один!

Однако все же стоит перечислить несколько вариантов возможной карьеры выпускника муз. колледжа и консерватории, помимо пресловутой музыкальной школы:

  • преподаватель колледжа или вуза, методист и т.п.;
  • музыкант в оркестре (филармонии, оперного театра, театра оперетты, радио и телевидения. );
  • солист (филармонии, оперы и т.д.) – понятно, что это путь очень немногих;
  • руководитель народного коллектива – оркестра, хора при вузах, домах культуры;
  • звукорежиссер;
  • саундпродюсер, пишущий музыкальные треки к видео, фильмам, передачам.
  • «свободный музыкант» — от выступающих на мероприятиях и разных площадках по приглашению до «стритующих» на улицах и в переходах метро.

Понятно, что этот ряд можно продолжать.

» Так, очень востребованной в последнее время стала работа педагога в сфере дополнительного образования – в вокальных студиях, различных «развивалках» для малышей, в центрах по работе с детьми с особенностями развития.

Есть среди выпускников консерватории, к примеру, завлит музыкального театра, завучи и директора музыкальных школ и колледжей; лекторы и журналисты-музыковеды; руководители частных развивающих музыкальных центров и. министры культуры!

Вообще, как и у представителей других профессий, у музыкантов есть большой диапазон возможностей, где они могут применить свои таланты умения. И такой же немалый разброс существует в их доходах. Однако, конечно, лишь единицы становятся звездами сцены или супервостребованными преподавателями, а уж постоянно много работать приходится абсолютно всем музыкантам – даже просто, чтобы поддерживать форму.

Поэтому тем, кто хочет, чтобы музыка стала делом его жизни, можно дать такой совет: «Да, идите и учитесь дальше! Но только в одном случае – если без музыки вы не можете жить».

Источник

Оцените статью