Дипломная работа по гитаре

Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре

Сведения о классической гитаре, ее место в системе отечественного музыкального образования. Анализ школ игры на инструменте. Планирование и организация первых уроков. Положение инструмента, правой и левой руки. Организация учебных и домашних занятий.

Подобные документы

Специфика подготовки учащихся-музыкантов в системе дополнительного образования. Особенности и разновидности инструмента, технология обучения игре в работах известных бас-гитаристов. Формирование постановочных навыков, положение рук. Освоение репертуара.

курсовая работа, добавлен 16.11.2015

Путь развития конструкции гитары, ассиро-вавилонская кефара и египетская кифара как ее прототипы. Популярность семиструнной гитары. Появления и укоренения новой гитарной лексики. Гитара в джазе, свинге, рок-музыке. Приёмы игры на акустической гитаре.

реферат, добавлен 25.11.2009

Роль педагога в первоначальном обучении виолончелиста. Первые уроки. Методика развития у начинающего навыков правильной посадки, установки виолончели. Постановка левой и правой руки. Приемы игры в первой позиции. Развитие начальных навыков ведения смычка.

методичка, добавлен 10.02.2011

История появления домры в России. Представление методик обучения правилам посадки, положениям рук и инструмента, первоначальным навыкам игры и способам совершенствования техники исполнения произведений в школах А. Александрова, В. Чунина и В. Круглова.

реферат, добавлен 17.11.2011

Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестистранной гитаре. Творческий путь и вторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре». Гитаристы – методисты, о проблемах репертуара для гитары.

дипломная работа, добавлен 23.06.2007

Использование компьютерных технологий в учебном процессе. Технологии обучения игре на акустической гитаре. Современные музыкально-компьютерные программы. Резервы музыкально-компьютерных технологий для повышения эффективности обучения игре на гитаре.

реферат, добавлен 31.05.2013

Разработка струнно-щипковых инструментов, относящихся к группе хордофонов. Роль укулеле в развитии музыкальной культуры. Разновидности и настройка инструмента. Техника игры на гавайской гитаре. Его акустические характеристики. Механизм звукообразования.

курсовая работа, добавлен 07.03.2016

Положение играющего при игре на духовых инструментах, постановка корпуса, головы, рук, ног. Значение работы дыхательной системы при игре на духовых инструментах. Язык и атака звука. Интонация (стройность игры). Разработка уроков по обучению игре на трубе.

методичка, добавлен 25.06.2014

Механизм становления классической музыки. Произрастание классической музыки из системы речевых музыкальных высказываний (выражений), их формирование в жанрах музыкального искусства (хоралах, кантатах, опере). Музыка как новая художественная коммуникация.

реферат, добавлен 25.03.2010

Микроскопический аспект медиатора, критерии подбор формы и размера. Постановка правой руки для извлечения звуков медиатором. . Иерархическое положение медиатора в оркестре. Техника и приемы игры медиатором: боем, по табам и нотам и переменным штрихом.

реферат, добавлен 21.02.2012

Источник

Дипломная работа по гитаре

Авторская методика гитариста,

композитора и педагога Александра Виницкого

«Джаз на классической гитаре».

Кандидат искусствоведения, и.о. доцента Ильгин К.В.

Выполнил:Студент 532 группы Чечин Глеб Санкт – Петербург 2007 Содержание.

Введение Глава 1. Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре Гитаристы – методисты, о проблемах репертуара для гитары (Волков В., Виницкий А) Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанемента Молотков В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре Манилов В. Джаз в ритме самбы. Учебное пособие Глава 2. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»

Творческий путь А.Виницкого. (биография, основные направления творческой деятельности) «Шагающий» бас Особенности джазового и латиноамериканского ритма Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза Босса – нова. Бразильская музыка Глава 3. Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества Упражнения и этюды в джазовом стиле «Детский джазовый альбом № 1»

Детская джазовая сюита «Карусель»

Заключение Библиография Введение.

Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох. В 20-ом веке гитара стала и космическим музыкальным инструментом.… В буквальном смысле! На орбитальной станции «Мир» была гитара. Вообще, гитара единственный музыкальный инструмент, побывавший в космосе.

В 20-ом веке появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. С развитием электроники появились электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо звукоснимателями.

Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки (классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка), Появилось много музыки исполняемой на той, или иной разновидности гитары. Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в любительскобытовом музицировании.

Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО,

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА, КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН),

зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.) Подытожив выше сказанное можно констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире является мульти-стилевым инструментом.

В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ), осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на педагогическом репертуаре, разработанном за время становления классической гитары как академического музыкального инструмента.

Но современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову).

«Сегодня академическая гитарная школа стала перед проблемой системы образования, когда в музыке происходит интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки.

Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами, основами композиции, гармонии на гитаре»1.

Анализируя взгляды ведущих педагогов и исполнителей России на проблемы педагогического репертуара и методику обучения (со страниц журнала «Гитарист», из материалов интернет сайтов), можно зафиксировать, что в современной гитарной педагогической системе образовались «белые «Сегодня гитаристы и особенно преподаватели нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко, кантри, рок Волков В., Интервью с музыкантом. Гитарист. 2002 №1. с. Волков В.,Проблемы гитарного репертуара.2000 №1 с. В этой связи опыт и методические разработки московского гитаристакомпозитора и педагога А.Виницкого, который в своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары.

проанализировать методические разработки А.Виницкого, и доказать, что авторская методика «джаз на классической гитаре» А.Виницкого являются важным и актуальным вкладом в современную гитарную педагогику. Также показать, что авторская методика А.Виницкого «Классическая гитара в джазе» это «своеобразный мостик между джазом и классикой»,3 который позволяет обучающимся на классической гитаре изучать различные стили Целевая установка обусловила ряд задач, поставленных в процессе написания работы:

1)Рассмотреть наиболее известные Школы игры на гитаре с точки зрения методики освоения эстрадно-джазовых стилей 2)Рассмотреть и проанализировать авторскую методику А.Виницкого «Классическая гитара в джазе»

3)Джазовая музыка А.Виницкого для детей и юношества.

Данные задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает следующие параметры: Введение, три главы, Заключение и список использованной литературы.

Первая глава — ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

РЕПЕРТУАРА И МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ШЕСТИСТРУННОЙ

ГИТАРЕ — посвящена изучению одной из актуальнейших проблем современной системы обучения игре на шестиструнной гитаре: методики шестиструнная гитара. В главе рассмотрены самые известные Школы игры Волков В.,Интервью с музыкантом. Гитарист.2002 №1 с. на гитаре изданные в нашей стране и бывшем СССР, с точки зрения изучения специфики использования шестиструнной гитары в эстрадноджазовых и других стилях в которых традиционно используется гитара (фламенко, босса-нова, самба, блюз и т.д.). В первой главе сделана попытка понять, в чем достоинство и недостатки Школ игры на шестиструнной гитаре изданных в нашей стране.

разработкам совремнного московского гитариста-композитора и педагога Александра Виницкого. В главе дана краткая биографическая справка, необходимая, чтобы понять, как формировалась концепция А.Виницкого как гитариста-исполнителя, как педагога и методиста. В главе рассмотрены основные элементы авторской методики, которые Александр Виницкий любезно обрисовал в ходе переписки по электронной почте. Также в главе анализируется, в чем же новаторство методических разработок А.Виницкого, насколько актуально то, что он превносит в современную гитарную педагогику.

Третья глава — ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА А.ВИНИЦКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА – в главе рассмотрены произведения А.Виницкого для детей и подросткового возраста. В главе проанализирован «Детский джазовый альбом №1», «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары», «Детская джазовая сюита Карусель».

Проблема современного педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре.

Методика обучения игре на шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь развития. Было изданно и переизданно большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей популярностью пользуются Школа игры на шестиструнной гитаре.

П.Агафошина, Э.Пухоля, М.Каркасси, А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.

Анализируя данные школы, и признавая их безусловное достоинство как акадамических пособий по освоению искусства игры на классической гитаре, нельзя не отметить, что эти школы (в большенстве своем изданные в СССР) не содержат в себе информацию по «не классическим» стилям игры на гитаре.

Но время не стоит на месте, и гитарная педагогика в России активно развивается. Появляется много новой информации, в постсоветское время произошла форсированная интеграция в мировые культурные процессы во всех областях искусства. Вполне закономерно, что это коснулось и исполнительства и педагогики гитары.

В постсоветское время мы стали открывать для себя новые жанры в музыке (современный джаз во всем его разнообразии, босса-нову, фламенко и т. д.).

Нельзя сказать, что в СССР совсем ничего не знали о развитии эстрадно-джазовой музыке, но необходимо отметить, что информация была крайне скудна.

Все выше сказанное относится и к шестиструнной гитаре. В постсоветское время стала доступна информация о том, что происходит в мировом гитарном пространстве, появились в широкой продажи аудио и видео записи гитаристов различных жанров (от классической гитары до ультросовременных гитарных направлений).

Особенно поразил отечественных почитателей гитары уровень игры западных гитаристов, играющих на акустических гитарах (как классическая шестиструнная гитара с нейлоновыми струнами, так и другие разновидности гитар) не классический репертуар. Действительно искусство таких гитаристов как AL DI MEOLA, ПАКО ДЕ ЛУСИЯ, ДЖОН МАКЛАФЛИН, ТОММИ ЭММАННУЭЛЬ и других производит сильное впечатление даже на самых ортодоксально настроенных гитаристов. А о гитаристах, которые формировались под влиянием творчества мэтров джаз — гитары и говорить не проходится.

Каждый начинающий музыкант сталкивается с проблемой поиска информации и системы музыкальных знаний, позволяющих последовательно осваивать искусство игры на музыкальном инструменте. Для этих целей, как известно, и существуют тщательным образом составленные программы и методики, по которым обучающиеся занимаются в учебных заведениях (в ДМШ, музыкальных училищах, консерваториях). И действительно таких программ и методик для гитаристов существует множество, и многие на очень высоком профессиональном уровне (взять например, Школу Эмилио Пухоля), но все они имеют академическую направленность. Практически вся система гитарного образования в России основывается на школе обучения игре на классической гитаре (исключением лишь являются эстрадные отделения в музыкальных училищах и музыкальных вузах), так сложилось исторически. Любой начинающий гитарист, обучающийся в музыкальной школе, будет изучать классический гитарный репертуар, и это нормально и правильно. Но нельзя забывать, что музыка постоянно развивается, появляется что-то новое, интересное, талантливое.

На наш взгляд, образовательная система должна гибко реагировать на изменения в развитии музыкального искусства вцелом, уметь идти в ногу со временем, удовлетворять потребность учащихся в изучении различных музыкальных жанров. Об этом говорят и многие известные деятели гитары в «Гитаристъ» Валерия Волкова по этому вопросу: «Почему произошел такой направлений. Ведь не все идут учиться играть на гитаре, чтобы стать классическим гитаристами, а им преподают такой репертуар, который давался сто-сто пятьдесят лет тому назад. Их учат так, как учили педагога, который теперь сам преподает. А в результате молодой человек, закончивший учебное заведение, если он не чистый классик, остается без работы. Ведь чем шире твой музыкальный кругозор, тем больше шансов найти работу»4.

Наверное, одна из главных проблем гитарной педагогики на сегодняшний день это недостаток современного репертуара эстрадноджазового направления, да и вообще какой-либо системы взаимосвязи классической гитары и джазовых стилей. Думаю, что уместно будет привести высказывание известного российского гитариста и педагога Александра Виницкого по этому вопросу: «Огромный интерес к гитаре и полные гитарные классы в музыкальных школах не говорят, что все благополучно. Я долгое время провожу семинары для педагогов музыкальных школ в Гнесиных, в разных городах и странах. Картина везде одна и та же. Всем известно, что недостаток классического репертуара для начинающих вызывает эффект заевшей пластинки – одни и те же пьесы в репертуаре каждого начинающего. А дети хотят играть и другую музыку, немного, более эстрадную, но на классической гитаре». В бывшем советском союзе было издано несколько интересных Цит. по В.Волков. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» 2002 № В.Волков. Интервью с музыкантом.Журнал «Гитаристъ» 2002 № применения гитары в эстрадной музыке и джазе. Наиболее интересные среди них это «Техника джазового аккомпанемента» В.Молоткова и В.Манилова».

Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре» В.Молоткова и «Джаз в ритме самбы» В.Манилов, В. Молотков. Эти пособия, изданные в издательстве «Украина», были единственным источником (официально изданные) получения информации для гитаристов бывшего СССР и начала 90-ых. На мой взгляд, труды В.Молоткова и В. Манилова написанны достаточно компетентно, и освещают большой ряд вопросов по джазовой гитаре, и могут быть интересны и классическим гитаристам. Ниже попробуем рассмотреть эти три пособия и разобраться в их достоинствах и недостатках.

«ТЕХНИКА ДЖАЗОВОГО АККОМПАНИМЕНТА» В. Молоткова, По словам авторов: «Цель данного пособия – научить будущего аккомпаниатора осмысленной игре на гитаре». Изданные в нашей стране пособия по обучению игре на электрогитаре, рассчитанные на начинающих музыкантов, при всех их достоинствах имеют, на наш взгляд, ряд существенных недостатков. По ним в лучшем случае можно научиться читать с листа партию аккомпанемента, записанную буквенно-цифровыми обозначениями, но аппликатурные связи аккордов гитарист вынужден находить сам, полагаясь на свой собственный слух и музыкальный вкус.

По мнению автора, «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре» П.

Вещицкого, «опытный гитарист, руководствуясь правилами гармонии или слуховым восприятием, всегда следит, чтобы после-довакия аккордов были благозвучными, то есть выбирает такие варианты расположения звуков аккорда, которые в сочетании со звуками других инструментов оркестра или ансамбля не нарушают правил перехода от аккорда к аккорду»7. Однако сведения о том, какими техническими приемами это достигается и как практически осуществляется на гитаре, в данном пособии отсутствуют.

аккомпаниатора, а это удается далеко не всем музыкантам. Для сольной игры определенные приемы аккомпанемента, что невозможно без специального Какие же требования предъявляются к гитаристу-аккомпаниатору?

Прежде всего, ему необходимо хорошо разбираться в исполняемом произведении, уметь определять его стиль и на основе этого подбирать.Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанимента. — К., с. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. — М., 1970, с. аккомпанемент, составляющий единое целое с содержанием пьесы и сольной партией. При выборе характера аккомпанемента следует учитывать состав ансамбля, уровень профессиональной подготовки партнеров, технические н музыкальные возможности солиста. Аккомпаниатор должен стремиться к достижению общего ансамбля с солистом. Играя в джазовом коллективе, нужно чутко следовать за импровизатором, помогать ему в раскрытии музыкальных образов, создавая гармонический фон на ритмическую основу в соответствии со стилем солирующего музыканта.

Многие из названных качеств, приобретаются в процессе многолетней исполнительской практики и развиваются тем успешнее, чем ярче специфические профессиональные способности музыканта. Но известны случаи, когда опытный, талантливый солирующий гитарист оказывался посредственным аккомпаниатором, и, вероятно, причина этого кроется не столько в отсутствии некоего особого дара, сколько в. незнании технических приемов и отсутствии навыков аккомпанемента. Большинство исполнителей ищут способы овладения этим искусствои сугубо практическим путем, полагаясь на свой вкус и опыт других музыкантов. Между тем большую помощь, а об овладении техникой аккомпанемента могут оказать различные школы и методические пособия, но, к сожалению, они редко издаются, и поэтому не могут удовлетворить повышенный спрос на литературу подобного рода.

Анализируя «Технику джазового аккомпанимента» были выявлены основные закономерности джазовой гармонии в прогрессивных аккордовых формах:

1. Классификация септаккордов.

2. Прогрессивная аппликатура септаккордов.

3. Септаккорды на ступенях мажорного лада.

4. Способы игры мажорной гаммы септаккордами.

5.Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах.

6.Основные функции септаккордов.

7.Изучение гармонических моделей в различных тональностях с помощью поворотной схемы Надстройки и обращенные формы септаккордов в практике джазового аккомпанемента:

Надстройки и альтерации ступеней.

Пропуски тонов в аккордах.

Обращенные формы аккордов.

Первый класс — мажорные аккорды и их обращения.

Второй класс — минорные аккорды и их обращения.

Третий класс — доминантсептаккорд.

Четвертый класс — полууменьшенный септаккорд и его обращения.

Пятый класс — уменьшенный септаккорд и его надстройки.

Усложненные гармонические модели.

Использование прогрессивной аппликатуры в практике джазового аккомпанемента.

Анализ песенной формы периода свинга.

3. Роль кадансов в песенной форме.

4.Особенности анализа гармонических схем песен, написанных в миноре.

5.Интродукции и постлюди и в песнях.

6.Характерная мелодия блюзов.

7.Метод гармонических замен.

8.Применение поворотной схемы при тритоновой замене.

9.Составление партии аккомпанемента для гитары.

Авторы «Техники джазового аккомпанимента» довольно подробно рассматривают основные закономерности джазовой гармонии, приводят многочисленные таблици, подробно касаются вопроса об апликатурных формах септаккордов разных классов. Подробно излагается процесс усложнения гармонических моделий, взаимосвязь надстроик септаккордов с мелодической линией. Но обилие схем предлагаемых авторами, на мой взгляд, несколько усложняет усвоение материала. К недостаткам также можно отнести и сравнительно не большое число нотных примеров по каждой конкретной теме.

В главе, касающейся ритмических рисунков джазового аккомпанимента авторы предлагают всего по одному рисунку для каждого стиля, на наш взгляд, это существенное упущение, посколько именно ритм является одним из важнейших выразительных средств в джазовой музыке. В целом «Техника джазового аккомпанимента» предназначена для серьезно подготовленных гитаристов (как минимум студентов старших курсов музыкальных училищь.) и будет довольно сложна для начинающих и музыкальных школ.

«ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ШЕСТИСТРУННОЙ

ГИТАРЕ» В. Молоткова.

Предлагаемая работа посвящена вопросам джазовой импровизации, поскольку именно ей в джазе принадлежит особая роль как одному из основных структурных компонентов.

Поскольку овладение искусством импровизации — сложный и длительный процесс, цель настояшего пособия — дать начинающим музыкантам представление об основных навыках, необходимых гитаристу для участия в коллективном джазовом исполнительстве, которые впоследствии каждый сможет развивать и закреплять по своему усмотрению.

Нотный материал первых трех глав книги относится к периоду традиционного джаза и бибопа. Включенные в издание музыкальные примеры, кроме специальных технических упражнений, взяты из «живой»

музыки. Ритм некоторых из фрагментов-цитат сознательно упрощен, чтобы сосредоточить внимание учащегося на особенностях их мелодики. Целый ряд нотных образцов, схем и таблиц, иллюстрирующих те или иные технологические аспекты импровизации, принадлежат автору и приведены здесь в качестве обмена опытом.

Во втором издании книги, переработанном и дополненном, автор счел нужным пересмотреть некоторые из прежде постулируемых положений, местами обновить, уточнить или поправить нотную и текстовую части работы, а также сформулировать наиболее общие принципы импровизации в современном джазе.

В свете сказанного самым существенным изменениям подверглась Глава четвертая. В ней рассматриваются отдельные основополагающие тенденции развития ладогармонического мышления в музыке второй половины XX века в их влиянии на джаз, и в частности на технику импровизации на шестиструнной гитаре.

Одельный параграф отведен описанию особенности игры в так называемых игровых зонах. В конце главы даны конкретные рекомендации, относительно возможных форм домашних занятий.

Значительно переработанна и хрестоматия, изменения в ней вызваны стремлением авторов представить творчество современных музыкантов, таких как Д.Колтрейн, Ч. Кориа и др. Завершает издание список использованной литературы, куда вошли названия работ отечественных и зарубежных композиторов, исследоватилей, освещающих различные вопросы, связанные с джазовой импровизацие Основные принципы джазовой гитарной техники:

импровизации 2.Графический анализ грифа.

3.Мажорные и минорные аппликатурные модели.

4.Предварительное слышание.

5.Упражнения в интервалах.

6.Некоторые особенности аппликатуры.

7.Координация рук.

8.Хроматические последовательности интервалов.

Основные закономерности музыкального языка джазовой импровизации:

1.Особенности мелодического обыгрывания целевых звуков.

2.Неполные пентахорды.

3.Мелодическое обыгрывание аккордов доминантовой группы.

4.Обыгрывание моделей квинтового круга («гармонические качели»).

5.Обыгрывание четырехтактовых гармонических последовательностей.

6.Секвенционное развитие мелодии.

7.Варьирование отдельных мотивов тем.

8.Импровизация по гармонической схеме.

9.Характерные ритмические модели, используемые в импровизации.

Импровизационные формы традиционного джаза:

1.Разновидности блюзов и построение импровизационного соло.

2.Архаичный блюз.

3.Современный блюз.

4.Песенная форма.

5.Подготовка импровизации.

Особенности импровизации в современном джазе:

1. Современная джазовая гармония.

4. Игровые зоны и их аппликатурные варианты.

5. Пентатоника в джазовой импровизации.

6. Несколько практических советов.

Сами авторы «Джазовой импровизации на 6-и струнной гитаре» во введении заявляют, что « пособие расчитанно на гитаристов имеющих определенный опыт игры на инструменте, знакомых с нотной грамотой, элементарной теорией музыки и основами функциональной гармонии»8.

Пособие Манилова В. «Джаз в ритме самбы», полностью посвящена бразильской музыке. В этом учебном пособии подробно рассматриваются стилистические особенности самбы и босса — новы, анализируются ритмичечкие рисунки мелодий периода босса — новы, приводятся примеры, как составить аккомпанемент на основе ритмической В.Молотков. Джазовая импровизация на 6-и струнной гитаре.- К., 1989, с. В табулатурных таблицах предложены аппликатурные варианты аккордов аккомпанимента с указанием позиций:

На конкретных примерах автор обьясняет особенности гармонической синкопы (важного элемента латиноамериканских стилей музыки):

В разделе нотного приложения автор представляет очень удачную подборку пьес в стиле босса — нова и самба, как в виде мелодии с цифрованным басом, так и аранжированные композиции для соло гитары.

Этот раздел особо интересен, так как содержит оригинальную музыку дразильских композиторов Э. Виллы Лобоса, А. К. Жобима, Л.Бонфа, А.

Аморадо и других авторов:

В целом, «Джаз в ритме самбы» является весьма интересным посибием по латиноамериканской музыке. В пособии затрагиваются не только особенности использования гитары в бразильской музыке, но и общие закономерности латиноамериканской музыки. В хрестоматии даны примеры в виде мелодии с цифрованным басом (важно, что гармонии аккомпанемента выписанны полностью со всеми надстройками в аккордах), что является ценным материалом для гитаристов. К недостаткам пособия можно отнести отсутствие более подробного материала относительно ритмических фигур гитарного аккомпанемента, ритмических рисунков партии гитары при исполнении босса — новы и самбы в различных составах (гитара+солист, гитара+контрабас, трио и т. д.).

Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре».

ВИНИЦКИЙ Александр Иосифович (род. 1950), – российский гитарист, композитор, музыкальный педагог. Лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных.

Преподает в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер — классы по теме «Классическая гитара в джазе». Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России. В концертных программах Александра Виницкого звучат авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса и др.

композиторов. Записал 7 дисков. Публикует свои произведения в крупных музыкальных издательствах мира. Неоднократно был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.

Из артистической биографии:

Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В его семье всегда любили музыку. Будучи еще подростком, под влиянием старшего брата Виктора, который играл на саксофоне, он заинтересовался джазом и стал заниматься на трубе в музыкальной школе. Но однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней. После этого он уже не расставался с ней.

Обучаясь сначала у случайных учителей, он овладел начальными приемами игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами.

Одновременно он начал играть в танцевальных ансамблях на электрогитаре.

Александр много слушал музыку, ходил на концерты. Он учился так же по магнитофонным записям, «снимая» понравившиеся темы, импровизации, аккорды у великих музыкантов, осваивая их стиль игры. Его «магнитофонными учителями» стали: Дж. Пасс, Вес Монтгомери, Дж.

Бенсон, Дж. Холл, Ч. Бэрд. Так же его вдохновляла игра джазовых пианистов Д. Брубека, О. Питерсона, Б. Эванса, Э. Гарнера, саксофонистов П. Дезмонда, С. Гетца, Дж. Малигана и многих других. Особенно его привлекала музыка в стиле босса — нова.

После окончания школы, он поступает в политехнический институт. Но в это же время занятия музыкой принимают еще более интенсивный характер. Александр занимается на классической гитаре, играет в разных составах на электрогитаре джазовую и танцевальную музыку. Руководит институтским ансамблем, куда входит инструментальный и вокальный квартет. Пишет аранжировки. Пытается аранжировать для классической гитары джазовые мелодии. Вместе со старшим братом саксофонистом он играет в разных составах, выступает на джазовом фестивале в Новосибирске, Свердловске.

В 1974 году его призывают в армию, где он служит в оркестре, играя на бас гитаре, часто выступает с концертами как классический гитарист. После демобилизации Александр поступает в Свердловское музыкальное училище, в класс классической гитары к преподавателю Деруну В.М. Во время учебы он не прерывает концертной деятельности, выступает на радио и телевидении, создает городской гитарный и джазовый клуб. В 1980 году Александра приглашают работать в Омский драматический театр в качестве музыкального руководителя. 5 лет он провел в творческой атмосфере театра, создав музыкальное оформление и звуковые эффекты более чем к спектаклям и сочинив к 7 из них свою музыку. Благодаря владению широким спектром музыкальных стилей и постоянно меняющемуся характеру работы, он становится универсальным музыкантом.

В 1985 году Александр знакомится с Еленой Камбуровой, которая приглашает его работать в Москву, в ее группе в качестве гитариста и аранжировщика. Он переезжает в Москву. В 1986 году поступает в Российскую музыкальную Академию им. Гнесиных на факультет эстрадного искусства к преподавателю по гитаре профессору Н.А. Комолятову. Изучая джазовую гармонию и аранжировку у Ю.Чугунова, историю джаза у профессора Е.В.Овчинникова, Александр занимается классической музыкой на гитаре со своим педагогом по специальности. Дело в том, что в это время не было педагога — гитариста, играющего джазовую музыку. Работая с Еленой Камбуровой, он делает аранжировоки многих песен, некоторые из которых вошли в альбом «Да осенит тишина», изданный фирмой «Мелодия» в 1987 году. Работая с Еленой Камбуровой, он сочиняет музыку для гитары и пишет концертные композиции в джазовом стиле на темы А.К. Жобима, Дж.

Гершвина, Р. Роджерса, Дж. Завинула и др. Таким образом, к этому времени сложилась авторская программа, которая состояла из музыки в разных джазовых стилях. В 1988 году Александр впервые выступает с такой программой на польском фестивале классической гитары в Люблине, серьезно занимается аранжировкой на гитаре. Особенностью игры Александра Виницкого стало использование «шагающего» баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями. Большой палец выполнял функцию контрабаса, В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют «fingerstyle». Для осуществления этих идей была необходима серьезная классическая школа, знание инструмента и солидный «багаж» джазовой музыки. Александр стал выступать на джазовых фестивалях и фестивалях классической гитары со своей новой программой (Петрозаводск, Екатеринбург, Донецк, Киев, Воронеж и др.).

В 1991 году фирма «Мелодия» выпускает его первый сольный альбом «Зеленый тихий свет», в который вошли его композиции: «Путешествие во времени», «Зеленый тихий свет», «Жду известий», «Метаморфозы», а так же аранжировки мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.

В 1993 году Александр уезжает в Польшу, где работает сначала в Щецине в Центре культуры молодежи, а затем в Кракове. В Польше он занимается концертной, преподавательской и композиторской деятельностью. Щецинское телевидение записывает сольный концерт Александра, который многократно транслируется по польскому телевидению. После выступления на одном из фестивалей в Польше, французское издательство «LEMOINE» предлагает издать его сочинения.

Александр подписывает свой первый контракт и в 1995 году выходят два нотных альбома Александра — «Lonely Voice» и «On the Way to Jazz» («Одинокий голос» и » На пути к джазу»). Вскоре он записывается в Кракове на фирме «Paganini» и в 1996 году выходят две сольных аудио кассеты «Braziliana»и «Green soft light».

Краковское издательство «Marcus» публикует сразу 4 авторские работы: «Moja gutara-1», «Moja gitara-2», «8 обработок для гитары произведений Ф. Шуберта, Р. Штрауса, Л. Бетховена и др. «Рождественские песни для 2-х и 3-х гитар». В Кракове Александр часто выступает в известном джазовом клубе «У Муниака». Его приглашают в жюри Краковского фестиваля, где он так же выступал с сольными концертами и мастер — классами.

В 1996 году Александр возвращается в Москву и продолжает выступать с концертами, на фестивалях, писать музыку. В 1996 году бельгийское издательство «IMPRIMUS» издает его Детскую джазовую сюиту «Карусель». В 1997 году известная французская фирма «GUITAR PLUS» выпускает сольный компакт диск Александра «Guitar in Russia. Alexander Vinitsky» vol.25. В этот диск вошли авторские композиции и аранжировки в стиле босса — нова известных мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, Ж.

Жильберто, Ч. Бэрда. В этом же году Александр записывает в Израиле второй компакт диск, который он назвал «Yellow Camel». Этот диск выпущен фирмой «Landy Star» (Москва) в 2000 году. В 1998 году он записывает новый альбом с саксофонистом Олегом Киреевым ‘Romantics of Jazz», который выпущен фирмой «Landy Star».

В 2001 году известное американское издательство «Mel Bay» выпускает три новых нотных сборника А.Виницкого. В этом же году бельгийское издательство «IMPRIMUS» выпускает следующие работы: «5 композиций на еврейские темы», «Сюита в джазовом стиле для струнного квартета и классической гитары», «Джаз Ария» – три концертные пьесы А. Виницкого В настоящее время Александр Виницкий преподает в музыкальном училище им. Гнесиных класс классической гитары. Читает в училище курс импровизации, гармонии, аранжировки на гитаре.

В 1999 году издательство «Музыка» выпускает два нотных сборника «Джазовые этюды и упражнения» и «Блюзы и джазовые прелюдии». В году издательство «Престо» выпускает сборник «Детский джазовый альбом».

Этот альбом входит в авторскую образовательную систему Александра Виницкого, которая давно работает в форме семинаров «Классическая гитара в джазе». Эти семинары Александр Виницкий читает в России и за рубежом.

Примерный тематический план авторского семинара Виницкого А.И.

«Классическая гитара в джазе»:

Классическая гитара и джаз. Основы джазовой гармонии. Джазовые каденции, модуляции и секвенции. Игра по буквенным символам. Основы аранжировки. Аккомпанемент. Аккордовые замены и обогащенные гармонии. Игра аккордовых последовательностей с «шагающим» басом. Для современных джазовых гитаристов очень характерно использование так называемого «шагающего» баса при игре аккомпанимента, что создает иллюзию игры двух инструментов: гитары и контрабаса. Часто в сольных джазовых композициях гитаристы применяют аккомпанемент с шагающим басом в сочетании с сольной мелодией, в результате возникает ощущение, что звучит целый ансамбль. Использование аккомпанимента с шагающим басом в сочетании с мелодией, является довольно сложным приемом для гитаристов, и А. Виницкий предлагает серию упражнений и этюдов, позволяющих последовательно наробатывать навык. Приведем несколько примеров:

Этюд № 1 написан в технике аккомпанимента с «шагающим» басом;

нижний голос иметирует линию контрабаса, и играется ровными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в свинговой пульсации.

Этюд № 2 имеет очень интересное строение, начинается этюд 4-ех тактовой басовой линией, далее к рифовой фигуре баса добавляются аккомпанирующие интервалы и созвучия, исполняющиеся остро и стаккатированно в свойственной свинговой манере. Этюд№1 и № предназначины для отработки независимых движений большого пальца правой руки от указательного, среднего и безымяного пальцев правой руки (которые должны остро играть аккорды, но не влиять на ровное звукоизвлечение большого пальца).

Особенности джазового ритма. Развитие чувства ритма на основе специальных упражнений. Работа с метрономом. Проекция ритмической структуры пьесы. Структура и организация пассажа. Ритмическая взаимосвязь партий. Правая рука – развитие возможностей играть как ансамбль. Игра джазовых каденций и секвенций. По мнению А. Виницкого развитию чувства ритма нужно уделять особое внимание, так как грамотная ритмическая интерпретация в джазовой и латиноамериканской музыке это основа. Вот как сам А. Виницкий ответил на мой вопрос по поводу развития ритма: «Проблема для начинающих не только в сложности читки пьес в стиле босса нова, но главным образом в европейском подходе к ритму.

Латинская Америка и, конечно Бразилия считают по-другому. И здесь загвоздка. Надо учить считать. Т.к. для бразильской босса новы и самбы сильная доля не так важна, а вот 3 и 4, затакт- это важнейший элемент ритмической конструкции. Т.к. сильная доля чувствуется телом, а не только ухом. Танцевальность. свобода тела, импровизационность – это качества, которые нужны до начала игры. Некоторые (редко) уже этим обладают изначально. Непонятно каким образом. Это мы называем музыкальные данные. Но если сам педагог об этом не знает, то может и пропустить этот момент в ученике».

Для изучения характерных ритмических рисунков различных джазовых стилей Виницкий создал серию упражнений и этюдов различной степени сложности. Приведем некотрые из них:

Этюд №5 написан в ритме самбы с характерным двухтактовым ритмическим рисунком и использовании сочетания открытых и закрытых струн при игре аккордов.

Экзерсиз №1, предназначен для развития характерной свинговой пульсации. Фактура экзерсоза очень проста, что позволяет концентрировать внимание на ритмической стороне упражнения.

латиноамериканской манере, может служить отличным упражнением на развитие чувства ритма.

Этюд № 4 написан в манере медленного свинга. Основная задача этюда выработать ритмические ощущение «джазовых» восмых (в види триольного пунктира) в басовой линии и аккомпанименте.

Этюд в форме самбы «Желтый верблюд» является продолжением серии этюдов на развитие латиноамериканских ритмов.

Блюз. Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза.

Минорный и мажорный блюз. Блюзовая гамма. Пьесы в форме блюза и анализ аранжировок. Учитель и ученик – игра в дуэте (аккомпаниатор и импровизатор меняются местами). Использование блюзовой гаммы в импровизации. Игра блюзовых модуляций.

Для изучения блюзов Александр Виницкий написал серию «Блюзов и джазовых прелюдий», а также зтюды в форме блюза. Этюд №7(блюз) в мимажоре пример сочетания простоты фактуры и композиторской оригинальности. Как известно, написать для гитары «простое» сочинение весьма сложная задача для композитора. В Этюде №7 отражаются все характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты (пониженные 3, 5, и 7 ступени).

обыгрывание блюзовой гармонической прогрессии. Мелодия (тема) как таковая отсутствует, но мелодичность сохраняется за счет обыгрывания Блюз №1 содержит две мелодические линии: верхний голос (терциями) и басовую линию, эмитирующую контрабас или бас гитару.

Этюд №6 из «ДЕТСКОГО ДЖОЗОВОГО АЛЬБОМА» демонстрирует пример удачной дидактической композиции направленной на ознакомление детей с элементами блюза. Этюд технически не сложен, и может использоваться в начльных классах ДМШ.

Босса — нова. Бразильская музыкальная культура. Африканские истоки ритма. Ритмическая волна – основа игры музыки в стиле босса нова. Правая рука может играть как ансамбль из трех инструментов. Аккомпанемент в стиле босса — нова. Особенности гармонии бразильской босса — нова.

Аранжировка мелодий (в качестве примеров используются аранжировки А.Виницкого известных мелодий А.К.Жобима, Л.Бонфа, Ж.Жильберто, а также его сочинений в стиле босса нова и самба).

Вообще, Бразильская музыка это главная страница в творческой деятельности А. Виницкого. Ритмы босса – новы одни из самых сложных в бразильской музыке.

Прелюдия №4 из цикла «Джазовые прелюдии» пример отличной аранжировки босса — новы для соло гитары. В прелюдии автор демонстрирует превосходное понимание фактурных особенностей босса новы Прелюдия предназначина для изучения характерной «босса-новской»

ЭТЮД №5 из «Детского джазового альбома» отличная дидактическая пьеса для детского возраста. Технически простая, эта босса содержит довольно сложную фактуру (бас+мелодия+аккомпанемент).

Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества.

Во второй части «Детского джазового альбома №1» можно найти технически не сложные, но весьма интересные программные пьесы.

Например, миниатюра «Маленький ковбой», написанная в блюзовой манере очень точно передает музыкальные особенности стиля кантри:

Не сложная по фактуре пьеса под названием «Босса нова» пример удачной композиции для детей. Пьеса технически доступна уже на начальном периоде обучения (1-2 классы), и содержит основные элементы стиля босса — нова (синкопированная ритмика и ладогармонические Весьма интересен тот факт, что пьесы из «Детского джазового альбома №1» имеют яркую образность, а, как известно дети лучше воспринимают музыку, если она несет им конкретный программный образ.

(Пьесы под названием этюд, сонатина, аллегро и т. д. часто вызывают затруднения у детей, им нужен конкретный образ, который они могут представить.) Все эти миниатюры за своей видимой просотой помогают закреплять изченный в первой части материал ( пульсация джазовых восьмых( триольный пунктир), синкопорованная ритмика мелодической линии).

За последнее время интерес к произведениям Александра Виницкого в джазовом стиле значительно возрос. Вот что сам А.Виницкий ответил на мой вопрос о том, как эволюционирует интерес к пьесам в джазовом стиле для детского и поросткового возраста, у педагогов ДМШ в Москве и России в целом: «Да, последние годы интерес резко возрос, и музыкальные школы заиграли, дети, по утверждению педагогов просто «подсели» на Детские джазовые альбомы. Особенно 1-й выпуск. Ведь в этом сборники есть много пьес. Упражнений и комментарии. Теперь он с диском, где я вс записал сам.

И вс-таки многие педагоги не понимают, как играть и чего ждать от этой музыки. Я провожу довольно часто, но недостаточно семинаров по этой теме.

Вот те из педагогов, кто прошл хотя бы 3-4 семинара, уже можно сказать, наслаждаются в полной мере работой с моими пьесами. Ведь в них заложена система развития чувства ритма, контроля за игрой, основы исполнительской стабильности». Отличительной особенностью системы А. Виницкого является то, что все свой издания он выпускает вместе с компакт-диском. На вопрос главного редактора журнала «Гитаристъ» В. Волкова надо ли выпускать ноты с аудиокассетами или компакт-дисками Виницкий ответил однозначно: «Обязательно! В музыке этого направления необходимо иметь стилистические ориентиры и желательно, чтобы материал был озвучен». «Карусель». Отдельные части из этой сюиты можно часто услышать на экзаменах и концертах в ДМШ. Пьесы написаны с большой композиторской изобретательностью, каждая часть сюиты написана в определенном джазовом стиле:

Композиция «Происшествие в удивительном лесу» написана в стиле ЛАТИНО (ровная линия баса и синкопированная ритмике мелодии).

Следующая пьеса уже содержит свинговую ритмику и элементы блюза:

. Волков В. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» (2002 №1), с. 24.

Пьеса «Курьез» знакомит исполнителя с «шагающим басом», характерным приемом при игре аккомпанимента в джазовой музыке.

Произведение с интрегующим названием «Жду новостей» вводит юных исполнителей в мир бразильской самбы. Пьеса насыщена сложными синкопами, но в этом и есть неповторимый колорит латиноамериканской музыки. В техническом плане требует серьезной проработки, особое внимание нужно уделить ритмики: сложность для начинающих музыкантов может вызвать отсутствие сильных долей, задача в том и состоит, чтобы научиться чувствовать сильные доли в ритмических конструкциях при их отсутствии. Это является важнейшим элементом латиноамериканской музыки в целом и конкретно самбы.

К произведениям в джазовом стиле для детей Александра Виницкого проявляют интерес не только отечественные поклонники гитары. Крупные зарубежные издательства уже много лет сотрудничают с А.Виницким. А обозреватели известнейших гитарных журналов пишут восторженные рецензии на работы Виницкого.Приведу несколько примеров:

Журнал «Classical Guitar». Англия.

«Не часто услышишь «Эврика!» от обозревателя, но я чуть не воскликнул «Эврика!», просматривая этот восхитительный сборник «On the Way to Jazz» Александра Виницкого, изданного французским издательством «Lemoine». Вот он, наконец: джаз на классической гитаре, и звучит понастоящему…» А вот, что написал главный редактор авторитетнейшего «Classical Guitar»

«Примером интелектуального джаза и поэтического джаза было выступление Александра Виницкого, который играет джаз на классической Пол Фаулз. Обзор нотных изданий.Classical Guitar.1999 №3., с.36.

выразительными возможностями». Уместно также привести высказывание редакции американского издательства MEL BAY в предисловии к сборнику «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары Александра Виницкого»: «Виницкий – композитор, Виницкий – исполнитель создат сложную классическо джазовую конструкцию, имеющую прочный фундамент и вместе с тем изящную, почти невесомую надстройку. Он досконально изучает музыку разных народов, постоянно ищет, пробует, экспериментирует, стремясь заглянуть за пределы дальних горизонтов». Колин Купер. Краковский гитарный фестиваль.Classical Guitar.2001 №2, с.18.

MEL BAY PUBLICATIONS, 2004.

Завершая дипломную работу, следует отметить, что в России популярность шестиструнной гитары неизменно растет. Меняется и активно развивается гитарная педагогика, появляются новые метобики преподавания игры на инструменте. Заполняются «белые пятна» гитарного педагогического и концертного репертуара, происходит интеграция российской гитарной педагогики в мировое музыкальное пространство.

Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре»

занимает, на мой взгляд, очень важное место в сегодняшней гитарной педагогической системе как у нас в стране, так и зарубежем. А. Виницкий первый гитарист в нашей стране, и один из немногих гитаристов в мире, который попытался проложить дорогу в деле объединения джаза и исполнительства на классической гитаре. Особую роль в современном педагогичаском репертуаре для классической гитары играют произведения А.Виницкого для детей и юношества. Они, несомненно, помогают педагогам ДМШ и ДШИ, а также способны последовательно приобщать детей к хорошей современной гитарной музыке.

В рассмотренной методической системе Александра Виницкого наблюдается стройность и последовательность изучения различных аспектов (ритмические особенности, характерные мелодические интонации и т.д.) латиноамериканской музыки (самба, босса — нова, латино) и джаза (блюз, свинг).

Сам Александр Виницкий считает, что его система находится в постоянном развитии, появляются новые идеи, новый опыт. Будем надеяться, что А.Виницкий предложет еще много интересного для российских поклонников гитары.

В завершении работы хочу привести слова одного из самых авторитетных отечественных гитаристов Заслуженного артиста России, Лауреата международных конкурсов, профессора РАМ им. Гнесиных Фраучи А.К.: «Александр Виницкий – музыкант нового направления, который сумел обьединить в своем творчестве бразильскую музыку с джазовой гармонией, что само по себе является новым словом в гитарном искусстве». Фраучи А. К. Музыкант нового направления.\\Гитарист.1997 №1.с Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1994.

Вайсборд. М. А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века.

– М.: Музыка, 1983.

Вайсборд. М. А. Гитара и гитаристы. – М.: Музыка, 1979.

Волков В. Д. Интервью с музыкантом. \\Гитарист, 2002, №1 с. Волков В. Д. Проблемы гитарного репертуара. \\Гитарист, 2000, № с. Вещицкий П. И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. – М., 1970, с. Иванов – Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:

Купер К. Краковский гитарный фестиваль. Classical Guitar, 2001, №2, с.

Манилов В. С. Джаз в ритме самбы. – К.: Музична Украiна, 1985.

Молотков В.Н. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре. – К.:

10) Музична Украiна, 1989.

Молотков В. Н., Манилов В. С. Техника джазового аккомпанемента на 11) шестиструнной гитаре. – К., Музична Украiна, 1986.

Фаулз П. Обзор нотных изданий. Classical Guitar, 1999, №1.

12) Фраучи А. К. Александр Виницкиц – музыкант нового 13) направления.\\Гитарист, 1997,№2.

«Книги Ардзинова В. Д. Т36137 Ардзинов, Василий Дмитриевич. Введение в рыночную экономику строительства : Конспект лекций / В.Д.Ардзинов. — СПб : ПГУПС, 1995. — 30 с. : ил. Т34812б Ардзинов, Василий Дмитриевич. Вопросы развития производственных отношений и новых методов хозяйствования в транспортном строительстве : сборник научных трудов / В.Д.Ардзинов // Инженернопроизводственная подготовка к строительству железных дорог:Сборник научных трудов / под. ред. д.т.н. Г.Н. Жинкина. — СПб. : ПИИТ. -. »

«Министерство образования и наук и РФ Координационный совет по педагогике и психологии РАО Российский государственный профессионально-педагогический университет Нижнетагильский государственный профессиональный колледж им. Н.А. Демидова ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции 22 апреля 2014 года, Нижний Тагил, Россия УДК 159.9:37 Организационный комитет конференции Дорожкин Е.М., д. пед. наук. »

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Юго-западный государственный университет (ЮЗГУ) Кафедра экспертизы и управления недвижимостью УТВЕРЖДАЮ Первый проректор – Проректор по учебной работе _ Е.А. Кудряшов __ 2011 г. ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 270115.65 Курск 2011 УДК 332.7/.8(075.8) Составитель А.В. Шлеенко Рецензент Кандидат технических. »

«ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет амбовский Кафедра Уголовное право и прикладная информатика в юриспруденции Уголовное ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по подготовке к государственным экзаменам, экзаменам подготовке и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов юридического факультета по специальности 080801 — Прикладная. »

«Смоленский промышленно-экономический колледж Планы семинарских занятий Дисциплина Математика Курс: 5 Семестр: 1 Специальность: 151001 Технология машиностроения и все специальности технического профиля Семинар №1. Введение. Роль и место математики в современном мире. Цель: 1) получить представление об истории возникновения, развития математики как основополагающей дисциплины естественноматематического цикла; 2) определить роль математики в современной системе наук; 3) понять цели и задачи. »

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра анатомии, физиологии человека и животных АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 050102 Биология квалификация учитель биологии Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета 2008 Печатается по решению методического совета Горно-Алтайского государственного. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ Филиал горного университета Хибинский технический колледж А.И. Назаров КУРСОВОЕ И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ »ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ» Методическое пособие для специальностей: 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического. »

«СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ М. А. ЕРЕМУШКИН ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ Рекомендовано ГОУ ВПО Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям Лечебное дело, Сестринское дело по дисциплине Основы реабилитации Регистрационный номер рецензии 644 от 25 декабря 2009 г. ФГУ ФИРО 3-е издание, стереотипное УДК 615.8(075.32) ББК 51.1(2)2я723 Е69 Р е ц е н з е н т ы: главный. »

«Основы философии История Иностранный язык Физическая культура Математика Информатика и информационно – коммуникационные технологии (икт) в профессиональной деятельности Общая и профессиональная педагогика Общая и профессиональная психология Возрастная анатомия, физиология и гигиена Правовое обеспечение профессиональной дисциплины Безопасность жизнедеятельности Основы изобразительного искусства Черчение и перспектива Народные художественные промыслы россии Основы композиции и дизайна Правовое. »

«Инженерная педагогика УДК 377: 378 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 240902 ПИЩЕВАЯ БИОТЕХНОЛОГИЯ) С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, О.В. Зюзина, О.О. Иванов Кафедра Технологическое оборудование и пищевые технологии, ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым Ключевые слова и фразы: государственный стандарт профессионального образования; качество профессиональной подготовки;. »

«1 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Общие сведения о направлении. Организационно-правовое 1 обеспечение образовательной деятельности 4 Структура подготовки магистров. Сведения по основной образовательной программе 9 Содержание подготовки магистров 3 11 Учебный план 3.1 11 Учебные программы дисциплин и практик, диагностические средства 3.2 13 Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям 3. Организация учебного процесса 4 Качество подготовки обучающихся 5 Уровень требований при приеме 5.1. »

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА Московская школа экономики Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин ИСТОРИЯ Направление 080100 Экономика для подготовки студентов – бакалавров очного отделения УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Москва – 2012 УДК 93/94(075.8) ББК 63.3я73 И90 Авторы-составители: Дедков Никита Игоревич, кандидат исторических наук; Щербакова Екатерина Игоревна, кандидат исторических наук Рецензенты: Андреев Д. А., кандидат исторических наук, доцент. »

«С.Н.Литвинова Организация досуга детей и подростков (Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей) В методическом пособии освещены современные подходы к организации досуговой деятельности в школах, в центрах дополнительного образования по месту жительства. Показана специфика применения методов досуговой деятельности, направленных на воспитание детей и подростков с учетом возрастных особенностей. Охарактеризованы виды досуга и формы организации досуговой. »

«TITUL.qxd 24.08.2005 14:23 Page 1 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК СЕРИИ РАЦИОНАЛЬНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ Ю. Б. Белоусов, К. Г. Гуревич Клиническая фармакокинетика Практика дозирования лекарств Москва Издательство Литтерра 2005 TITUL.qxd 24.08.2005 14:23 Page 2 УДК 616 015.15 ББК 52.81 Б43 Рекомендуется Учебно методическим объединением по медицинскому и фармацевти ческому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов меди цинских вузов. Авторы Ю. Б. Белоусов, К. Г. Гуревич Научный редактор А. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. Н. КАРАЗИНА З. З. Зыман А. Ф. Сиренко ВВЕДЕНИЕ В РЕНТГЕНОГРАФИЮ Рентгеновские лучи и их взаимодействие с веществом Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины Харьков – 2013 З. З. Зыман, А. Ф. Сиренко. Введение в рентгенографию 2 –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– УДК 620.179.152.1(075.8) ББК. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра гражданского и уголовного права и процесса СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Декан ЮФ Проректор по УР В.Г. Крашенина _ О.А.Гончарова __ 2008 г. _ 2008 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Страховое право по специальности 030501 Юриспруденция Составитель. »

«Оглавление 1.Цели и задачи дисциплины 2.Место дисциплины в структуре ООП 3 3 Требования к результатам освоения дисциплины 4. Объем дисциплины и виды учебной работы 8 5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Теория государства и права Тема 2. Государственное (конституционное) право Тема 3. Гражданское право Тема 4. Семейное право Тема 5. Трудовое право Тема 6. Административное право Тема 8. Экологическое право Тема 9. Правовые основы защиты информации 5.2. Разделы. »

«Оренбургский государственный профессионально-педагогический колледж СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Оренбург-2008 г. Автор: Горшенина Н.В. Допущено Институтом проблем развития среднего профессионального образования России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования Социальная педагогика: Учебно-методический комплекс. – Оренбург: ОГППК, 2008. Учебно-методический комплекс представляет собой курс лекций, в которых. »

«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ КНИГ, ПОСТУПИВШИХ В БИБЛИОТЕКУ ДЕКАБРЬ 2006 636 И-65 1. Iнкубацiя яэць сiльськогосподарськоi птицi: метод. посiбник. — Харькiв, 2006. — 92 с. Экземпляры: всего:1 — (1) 2. 619.6 N-92 Nuotio L.O. Control and eradication of viral diseases of ruminants: acad. diss./ L.O. Nuotio. — Helsinki, 2006. — 230 p. Перевод заглавия: Контроль и искоренение вирусных болезней жвачных животных. Экземпляры: всего:1 — (1) 619 О-33 3. OIE. First International Conference of OIE Reference. »

«Русский Гуманитарный Интернет Университет БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ WWW.I-U.RU И. Ф. ДЕВЯТКО МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Екатеринбург Издательство Уральского университета 1998 ББК С5в6 Д25 Издание осуществлено при участии Института гуманитарных практик Редактор М. Г. Тюлькина Ответственный за выпуск Л. Е. Петрова Девятко И. Ф. Д25 Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1998.— 208 с. ISBN 5—7525—0611— В данной книге рассматриваются ведущие. »

Источник

Читайте также:  Лунная соната бетховена ноты для фортепиано полностью
Оцените статью