- Что такое директ-бокс и как его выбрать?
- Активный директ-бокс
- Пассивный директ-бокс
- Как выбрать директ-бокс?
- При использовании активных директ-боксов…
- При использовании пассивных директ-боксов…
- Нюансы использования директ-боксов.
- Директ-бокс
- Что такое директ-бокс и для чего он нужен?
- Основные виды Direct-Box
- Какой выбрать ди-бокс для гитары?
- Выбираем Di-box
- Где и когда используется ди-бокс?
- Какие функции выполняет ди-бокс?
- Какими бывают ди-боксы?
- Активный ди-бокс
- Пассивный директ-бокс
- О стоимости ди-боксов
- 4 совета по выбору ди-бокса
- Перечень полезных функций ди-боксов
- Несколько рекомендаций по эксплуатации ди-боксов.
Что такое директ-бокс и как его выбрать?
Директ-боксом (также DI-Box, Direct-Box) называется устройство, главным предназначением которого является преобразование небалансного высокоомного выходного сигнала в низкоомный балансный. Такое преобразование делает возможным использование длинных соединительных кабелей без риска получить дополнительные шумы.
Как правило, в директ-боксах имеются в наличии один вход и два выхода, один из которых сквозной для инструментального усилителя, а второй – для вещательной системы. На выходе из директ-бокса сигнал имеет уровень микрофонного, и его можно подключить к микрофонному входу микшерного пульта.
Директ-боксы бывают двух видов – активными и пассивными.
Активный директ-бокс
По своей сути активные директ-боксы – это предусилители, главная задача которых заключается в обеспечении большего входного сопротивления, по сравнению с трансформаторными, для «раскачки» инструментов со слабым сигналом.
Питание активных директ-боксов может происходить от батареи или фантомного питания микшерного пульта. Профессиональные звукорежиссёры отдают предпочтение второму варианту.
Активные директ-боксы схожи с предусилителями и обладают множеством аналогичных опций, таких как аттенюатор, ВЧ-фильтр и др.
Пассивный директ-бокс
Пассивный директ-бокс является по существу трансформатором. Он играет роль моста между входом и выходом, и осуществляют связь при помощи электромагнитной индукции.
Сигнал передается через общее магнитное поле, потому вход отделен от выхода по причине отсутствия проводной связи. Вследствие всего этого происходит уничтожение гула переменного тока, равного 50 Hz.
Для работы пассивного директ-бокса не требуется наличия источника питания. Кроме того, пассивные директ-боксы не искажают сигнал при возникновении перегрузки, в отличие от активных.
Однако работа пассивных директ-боксов со слабым сигналом оставляет желать лучшего, так как у них недостаточно мощности для его раскачки. Поэтому их использование является более целесообразным для инструментов с сильным сигналом, в частности для инструментов со встроенным предусилителем, работающим от батареи.
Теперь можно приступить к рассмотрению главного вопроса.
Как выбрать директ-бокс?
1. Во-первых, ориентируйтесь на звучание директ-бокса и выбирайте тот, звучание которого вам понравилось больше всего.
Учитывайте, что пассивные директ-боксы выдают более округлое звучание, тогда как активные директ-боксы дают звук, в большей степени насыщенный высокими частотами. Эти особенности очень схожи с разницей в звучании ламповых и транзисторных предусилителей.
2. Во-вторых, следует иметь в виду, что пассивные директ-боксы работают в сочетании с активными источниками сигнала, тогда как активные директ-боксы – наоборот, с пассивными.
Однако, как известно, в каждом правиле есть свои исключения. Существуют некоторые активные директ-боксы, которые хорошо функционируют с активными источниками, особенно в случае их специального проектирования для работы с более высокими уровнями напряжения.
Еще некоторые директ-боксы могут выполнять функции и активных, и пассивных директ-боксов, что особо актуально для студийной работы или во время концерта, то есть в тех случаях, когда нет определенности в вопросе, с каким источником сигнала придется работать.
При использовании активных директ-боксов…
Стоит обратить внимание на то, что в основном они предназначаются для записи инструментов, у которых нет своего собственного встроенного питания.
В случае, например с электроакустическими гитарами или бас-гитарами активные директ-боксы выделяют высокие частоты, что очень хорошо при записи, например слэпа или других видов техники, в которых большое значение имеет не только тональная составляющая звука, но и атака.
Для очень энергичной и резкой игры на гитаре или басу, отличающихся высоким уровнем выходного сигнала, целесообразней выбрать директ-боксы, способные работать с высоким входным напряжением. В этом случае вы сможете не опасаться искажений.
Кроме того, более предпочтительными являются активные директ-боксы с высококачественными трансформаторами и с широким динамическим диапазоном, которые способствуют хорошей пространственной локализации инструмента и позволяют легче уложить его в микс при сведении.
При использовании пассивных директ-боксов…
Обратите внимание, что лучше всего они подходят для инструментов со встроенным предусилителем, который питается от батареи. Кроме того, пассивные директ-боксы очень пригодятся при возникновении проблем с шумом в случаях, когда нет времени искать и устранять его источник.
В хорошем пассивном директ-боксе должны быть инструментальный вход и балансный выход, причем, крайне желательно, чтобы он был с разъёмом XLR.
Нюансы использования директ-боксов.
Чтобы избавиться от шума, следует подключить директ-бокс между проблемными устройствами. Для получения хорошего звучания попробуйте записать микрофонный и линейный сигнал на два канала с последующим их сведением. При этом применяйте переключатель смены фазы, которым должен быть оснащен директ-бокс.
Если при использовании небалансного линейного выхода микшерного пульта с целью выведения звука, например на мониторы, слышится гул от сети питания, поэкспериментируйте с пассивным директ-боксом, имеющим развязывающий трансформатор и переключатель ground-lift.
Поместите его между выходящим из пульта небалансным кабелем и кабелем мониторов. Если шум не прекратился, воспользуйтесь переключателем ground-lift, и шум исчезнет.
Источник
Директ-бокс
Сегодня вы узнаете, что такое директ-бокс и для чего он нужен. Также мы разберем все виды direct-box и обсудим, как правильно выбрать подходящее для себя музыкальное оборудование. Если вы планируете записывать гитару методом в линию, то есть подключая ее напрямую к звуковой карте, предусилителю или к микшерному пульту, то я настоятельно рекомендую вам приобрести DI-Box для гитары.
Что такое директ-бокс и для чего он нужен?
Директ-бокс — это устройство, предназначенное для подключения гитары в аудиоинтерфейс, не обладающим ранее описанным инструментальным входом. Если подключить гитару в линейный вход звуковой карты напрямую, то уровень звука будет чрезвычайно слабым. А при цифровой записи это означает плохое соотношение сигнал/шум. И как следствие плохое качество звука в целом.
Если подключить гитару в микрофонный вход звуковой карты, то уровень звука будет нормальным. Но так как сопротивление микрофонного и инструментального входа сильно отличается, низкое сопротивление микрофонного входа окажет губительное влияние на качество инструментального звука. С применением директ-бокса этого эффекта не произойдет. Тембр гитары будет четким, чистым и с правильной частотной характеристикой.
Есть ди-боксы как с микрофонным выходом, так и с линейным. Например, есть особые виды direct-box — это Спикер-симуляторы. Это специальные di-box для гитаристов с имеющимся усилителем, который можно подсоединять в линейный вход аудиоинтерфейса.
Основные виды Direct-Box
Давайте сейчас мы с вами разберем все основные виды direct-box. Их всего два:
- Активный директ-бокс — это предусилитель, который по сравнению с трансформаторным, дает вполне хорошее входное сопротивление. Это нужно для того чтобы дать раскачку музыкальным инструментам со слабым сигналом. Питание активного DI-Box может идти либо от фантомного питания, либо от батареи. Такой вид устройства имеет довольно приличный набор функций: аттенюатор, различные высокочастотные фильтры и тому подобное.
- Пассивный директ-бокс — это по сути обычный трансформатор в специальном корпусе. С помощью электромагнитной индукции такой вид устройства создает специальную связь и служит хорошим мостом между входом и выходом. Сам вход изолирован от выхода, так как отсутствует проводная связь и сигнал передается через общее магнитное поле. В отличие от активных ди-боксов, пассивные не требуют дополнительного питания. Также при возникновении различных перегрузок, такой вид музыкального оборудования не искажает сигнал. Однако у такого прибора есть и свои минусы. Например, заметна плохая работа со слабым сигналом. Вследствие этого может отсутствовать раскачка этого же сигнала. Поэтому пассивный Direct-Box стоит использовать для инструментов с сильным сигналом.
Какой выбрать ди-бокс для гитары?
Главный вопрос: «Какой выбрать ди-бокс для своей гитары или других подобных инструментов?» Вот несколько моих советов для вас:
- Выбираем по звучанию. Впрочем, как и с любым другим музыкальным оборудование, сперва обращаем внимание на звучание. Всегда выбирайте оборудование с понравившемся звучанием. Стоит также учесть, что пассивные ди-боксы создают наиболее округлый звук. А активные более насыщенный звук c высокими частотами. Неправда ли, эти особенности немного напоминают различия между транзисторными и ламповыми предусилителями.
- Пассивные директ-боксы работают в сочетании с активными источниками сигнала, тогда как активные direct-box — наоборот, с пассивными. Но тут есть свои исключения из правил. Есть особый вид активных di-box, которые весьма неплохо работают с активными источниками. Попадаются и такие DI, которые могут использоваться как в качестве пассивных, так и активных. Скажу вам, что это бывает весьма удобно, когда точно не сможешь сказать, с каким источником сигнала будешь работать.
- Для записи музыкальных инструментов, у которых отсутствует встроенное питание, я рекомендую применять именно активные директ-боксы. Например, при работе с электрогитарой, такой вид оборудования будет выдавать высокие частоты. Это очень хорошо сказывается на записи той техники, огромную значимость которой имеет не только тональность звука, но и его «атака«. Однако при резкой игре на гитаре я рекомендую вам DI-Box, который без каких-либо проблем сможет работать с высоким входным напряжением. Так вы сможете обезопасить себя от различных искажений.
- Выбирайте ди-боксы с отличными трансформаторами и широким динамическим диапазоном. Благодаря такому диапазону вы не только улучшите качество звучания своего музыкального инструмента, но и улучшите «атаку«. Директ-боксы с хорошими трансформаторами дадут вам отличную пространственную локализацию инструмента.
- Для инструментов (например, электрогитара) со встроенным предусилителем, работающим от батареи, то рекомендую использовать пассивные ди-боксы. Конечно, есть direct-box, который довольно неплохо сможет работать с высоким входным напряжением. Но стоит заметить, что пассивный DI с хорошим трансформатором будет стоить намного дешевле. К тому же здесь не понадобится дополнительное питание.
- Когда во время музыкального выступления у вас возникли проблемы с шумом, то всегда имейте в своем арсенале несколько пассивных di-box. Это вам очень хорошо пригодиться когда не останется времени на поиски и устранении самого источника шума.
- Обратите внимание, что в хорошем пассивном директ-боксе должны быть инструментальный вход, балансный выход с разъемом XLR и качественный трансформатор.
В завершение я не буду вам показывать какие-то конкретные модели direct-box. Однако зная, что такое директ-бокс, для чего он нужен и определившись с самим видом, будет довольно трудно ошибиться с выбором. Тем более, выше я привел вам полезные рекомендации по выбору этого музыкального оборудования.
Да, DI-боксов довольно много и порой бывает трудно выбрать подходящий. Однако все же я рекомендую выбирать модели именно высоких классов. Так у вас будет гарантия, что нормальной эксплуатации, музыкальное оборудование прослужит довольно долгое время и будет радовать вас высоким качеством звука!
Источник
Выбираем Di-box
Многие слышали о приборе с интересным названием «директ-бокс». Почему же без него не обходится практически ни один современный музыкант или специалист по работе со звуком? Иногда эту штуку называют более коротко — DI-BOX или ди-бокс в русском произношении. Этот прибор используется для согласования разъемов разных типов и сигнальных уровней. Еще ди-бокс находит применение для производства качественных студийных записей электрогитар и другого музыкального оборудования с небалансным (второе название: несимметричным) входом либо выходом.
Человек, впервые столкнувшийся с данной темой, может поначалу по-настоящему растеряться. Ассортимент моделей ди-боксов от различных производителей действительно впечатляет, причем каждая модель имеет уникальные характеристики и разные функциональные возможности. О том, как не утонуть в этом многообразии и купить самое подходящее устройство, и пойдет речь далее.
Где и когда используется ди-бокс?
Сначала еще раз вернемся к назначению этого прибора. По факту он обеспечивает простое и правильное (а значит безопасное) подключение инструмента к остальной звуковой технике. Чаще всего в роли последнего выступает микшерный пульт. Ди-бокс осуществляет преобразование небалансного высокоомного сигнала на выходе электроинструмента в балансный низкоомный. За счет этого в сигнале, проходящем через соединительные кабели большой протяженности, полностью подавляются все шумы.
Поэтому у ди-боксов имеется вход и два выхода. Правда, современные директ-боксы на входной панели имеют 2 разъема, «заточенные» под распространенные стандарты TRS и XLR:
Сквозной (direct) — для звукового усилителя.
Усиленный (соответствует мощности микрофонного аудиосигнала) — предназначен для соединения с вещательным оборудованием (звуковым устройством записи или микшерным пультом).
Функции ди-боксов
1. Изолирование аудиосигнала от электросети 220 В. Часто эту функцию называют гальванической развязкой. Такой подход позволяет избежать травмирования музыканта в случае внезапного короткого замыкания. Также ощутимый удар током может спровоцировать смена фазы электрического тока. Кроме этого, гальваническая развязка предотвращает появления шумов на частоте напряжения питания (50 Гц).
2. Согласование уровней. Эта функция ди-бокса особенно необходима при работе в звукозаписывающей студии. Обеспечивает правильное соединение между небалансным разъемом с балансным. Напомним, что балансный разъем еще называют симметричным, а небалансный соответственно — несимметричным.
Еще пару слов о входах
Микшеры, которые используются на концертах, обязательно имеют входные разъемы для микрофонов. Современные микрофоны характеризуются сравнительно малым выходным сопротивлением — не больше 600 Ом. А сопротивление нагрузки составляет от 1500 Ом до 10 000 Ом (10 кОм). Соединение консоли с микрофоном осуществляется через XLR-разъема по симметричной схеме.
Электрогитара является источником аналогового небалансного сигнала, со следующими характеристиками:
— динамический диапазон (dynamic range): -30. 0 dBu (для басс-электрогитар 30. +10 dBu);
— Сопротивление выхода (output resistance): -5. +20 кОм.
А если гитара акустическая и аудиосигнал подается с пьезоэлектрического звукоснимателя, то значение его выходного сопротивления еще больше.
Для корректной передачи звука с электрогитары её нужно подсоединить к высокоомному входу (например, входное сопротивление звукового усилителя для электрогитары примерно равно 1 MOhm). И еще одним условием неискаженного звучания является следующее — минимальное значение этого входного сопротивления составляет 250 kOhm, не ниже.
Резонансная частота электрической цепи, элементами которой является гитарный звукосниматель вместе с усилителем, находится в пределах от 2 до 3 кГц. Мощность резонансного пика находится в зависимости от сопротивления, которым обладает нагрузка: чем оно будет меньше, тем меньше будет сила звука на резонансной частоте и наоборот. Поэтому желательно, чтобы сопротивление нагрузки было как можно больше, тогда и звук сочнее заиграет.
Иначе дело обстоит с другими музыкальными электронными устройствами. Хотя динамический диапазон драм-машин и синтезаторов идентичен электрогитаре (-30. +10dBu), сопротивление выхода этого оборудования в разы меньше и равняется примерно 100 Ом. Поэтому пару килоом в этом случае считаются уже достаточно высокоомной нагрузкой.
Какие можно сделать выводы? Во-первых, стандартный вход для микрофона на микшерной консоли не годится для большей части электроинструментов по причине слишком малого входного сопротивления. Это приводит к ухудшению тембра звучания и ненужному повышению чувствительности. Во-вторых, практически все современные микшерные пульты оснащены разъемами типа TRS либо XLR, предполагающие подачу на их вход симметричного сигнала от микрофона. И если устройство является источником симметричного сигнала, то его подключать к пульту через этот разъем недопустимо.
Что нужно сделать для решения этой задачи? Правильно, преобразовать несимметричный сигнал электроинструмента в симметричный, уровень которого близок к сигналу от микрофона.
Какие функции выполняет ди-бокс?
• Трансформирует низкое сопротивление нагрузки в высокое — до 250 кОм, обеспечивая качественное звуковоспроизведение;
• Дает возможность подачи звукового сигнала на микшерный пульт и звуковой усилитель одновременно;
• Уровень сигнала становится сравним с микрофонным;
• Происходит преобразование несимметричного сигнала, требующего высокого входного сопротивления, в симметричный низкого сопротивления. Такой сигнал можно напрямую подавать на звуковой предусилитель микшера.
• Обеспечивает гальваническую развязку источника звукового сигала, предупреждая тем самым возникновение низкочастотного гула.
Какими бывают ди-боксы?
Ди-боксы, которые выпускают мировые производители, бывают 2-х видов: пассивные и активные. Функционал у обоих устройств одинаково широк, отличия заключаются лишь в том, что пассивные подключаются к активным источникам аудиосигнала, а активные — наоборот. Поговорим о каждом виде ди-бокса более подробно.
Активный ди-бокс
Фактически активные ди-боксы являются аналоговыми предусилителями, и оснащены немалым числом разнообразных возможностей. Перечислим основные из них:
— инверсия полярности входного сигнала;
— выход на footswitch для выключения звука;
— выход на дополнительный усилитель: активный (для усиления мощности) или трансформаторный.
Ди-боксы активного типа часто имеют еще пару входных разъемов, обеспечивающие отдельную настройку сигнальных уровней в каждом канале. В этом часто возникает необходимость для стереоподключения одного источника сигнала.
Основное назначение активных ди-боксов — сделать их сопротивление входа больше чем трансформаторное, обеспечив корректную передачу от устройств, аудиосигналы которых имеют небольшую мощность. Электропитание таких ди-боксов осуществляется либо от батареек, либо от консоли. С их помощью записывается звук от инструментов без питающих элементов либо источников. Если к ди-боксу планируется подключать бас-гитару, где техника игры обычно напряженна и энергична, то лучшим выбором станут модели, рассчитаные на прием высокого уровня аудиосиганала. Это обеспечит отсутствие искажений при звуковоспроизведении.
Входной электрической цепью ди-бокса является буферная схема. С её помощью обеспечивается режим работы гитарного звукоснимателя, при котором не искажается тембр и хорошо передается sustain. На выходе ди-боксов некоторых производителей имеется трансформатор, обеспечивающий развязку по питанию. В моделях директ-боксов подешевле такого трансформатора нет.
Наличие развязки по питанию часто спасает ситуацию во время работы с незнакомыми акустическими системами. А еще в том случае, если используется автономный источник питания (например, на концертах с выездом в поле, на площадь и т.п.). При возникновении неполадок с питанием активный ди-бокс надежно защитит инструмент от прохождения мощных электрических импульсов, способных повредить либо сам инструмент, либо травмировать исполнителя. Еще одним достоинством активного директ-бокса являются его компактные размеры и малый вес вследствие отсутствия в их схеме массивного трансформатора.
Пассивный директ-бокс
Можно сказать, что основным элементом схемы пассивного ди-бокса в отличие от активного является трансформатор. Этот элемент служит звеном электрической связи между входом и выходом. Основным механизмом такой связи служит электромагнитная индукция, благодаря чему на выход не попадает 50-герцовый низкочастотный шум. Еще один плюс пассивных моделей состоит в том, что в них при перегрузке наблюдаются искажения выходного сигнала. Нет нужды и в источнике электропитания. А вот с усилением слабых сигналов пассивные ди-боксы практически не справляются. Поэтому их лучше подключать к инструментам или аппаратуре, выдающим достаточно мощные сигналы. Хорошим примером такого устройства служит активный предусилитель, питающийся от батареек.
От соотношения числа витков провода на первичной и вторичной обмотках трансформатора зависит величина входного сопротивления. Изменяя это соотношение, можно получить на выходе большое сопротивление (но не больше 150 кОм). Мощность выходного сигнала при этом уменьшается до 20 dBu, в результате чего достигается тотальное согласование выхода ди-бокса с низкоомным балансным входом другого устройства. Таким образом выход директ-бокса можно спокойно соединять со входом предусилителя микрофона.
Пассивный ди-бокс способен решить еще одну задачу — подачу звукового сигнала от одного инструмента или другого музыкального устройства на микшерный пульт и усилитель для электрогитары. Реализуется такое подключение посредством разъемов Through (сквозного) и Input (входного), имеющихся на корпусе пассивных директ-боксов.
В заключение следует сказать, что ряд моделей ди-боксов могут выступать в роли как пассивных, так и активных устройств. Это часто помогает в ситуациях, когда нет достоверной информации о том, от каких инструментов и музыкальных устройств будут подаваться сигналы.
О стоимости ди-боксов
Цена на ди-боксы отличается в зависимости от его модели и компании-производителя. Ассортимент современных ди-боксов весьма велик, и каждая модель характеризуется своими конструктивными и техническими особенностями, выполнена из материалов разного качества, выпускается под своим брендом. Все это в конечном счете здорово влияет на конечную цену устройства.
Все просто — если вы решили купить дорогостоящую модель директ-бокса, то можете рассчитывать на более высокую, чем у дешевых моделей, надежность устройства, большую функциональность и т.п. То же самое можно сказать и о других характеристиках устройства — дорогие приборы меньше шумят и обладают более широким диапазоном частот.
4 совета по выбору ди-бокса
1. Основной критерий — качество воспроизведения звука. Помните о том, что в спектре активных ди-боксов преобладают высокие частоты. Можно провести такую интересную аналогию: звучание пассивных директ-боксов сходно со звучанием ламповых усилителей, а активных — соответственно транзисторных.
2. Не забывайте о важном правиле: пассивные ди-боксы подключаются к оборудованию, являющемся источником активного сигнала. С активными ди-боксами все наоборот. Исключение представляют некоторые модели активных ди-боксов, специально «заточенные» на работу с активными сигналами.
3. Качественный ди-бокс обязательно имеет вход для подключения к музыкальному устройству, симметричный выход, переключатель ground-lift. Также в схему хорошего ди-бокса включен трансформатор. Крайне рекомендуется выбирать устройства с XLR-разъемом симметричного выхода.
4. Стоимость ди-бокса пассивного типа зависит от того, насколько качественно сделан встроенный трансформатор. Перед покупкой настоятельно рекомендуется ознакомиться с его основными характеристиками (класс, АЧХ и т.п.)
Перечень полезных функций ди-боксов
• Pad — служит для уменьшения мощности сигнала, подаваемого на вход. Дает возможность подключаться к источникам сигналов большой мощности, не опасаясь перегрузки.
• Thru-put — необходима для соединения музыкального устройства с предусилителем через микшерный пульт.
• Polarityreverse — комбинирует сигналы с противоположными фазами.
• Ground-lift — изолирует «землю» звукового сигнала от «земли» музыкального устройства.
• Isolatedlineoutputs — вход для запитки от так называемого развязывающего трансформатора. Английское название этого радиотехнического элемента пишется так: Floating Transformer Isolated. Выход этого трансформатора полностью изолирован, что приводит к существенному подавлению шумов.
Несколько рекомендаций по эксплуатации ди-боксов.
— Для удаления шумов следует включить ди-бокс между музыкальными устройствами, которые его порождают.
— Часто низкочастотный шум возникает в случае передачи сигнала с несимметричного линейного выхода микшерной консоли. Для его устранения следует попробовать использовать пассивный ди-бокс с наличием опции ground-lift и развязывающего трансформатора. Ди-бокс следует подключить к несимметричному выходу консоли и электрокабелем мониторов. Если по-прежнему слышаться шумы, задействуйте ground-lift — шум должен пропасть.
— Запомните: пассивный ди-бокс нельзя размещать на таких устройствах как комбик или усилитель. Влияние электромагнитных полей этих устройств на изолирующий трансформатор ди-бокса может привести к фазовым искажениям сигнала.
В заключении следует отметить, что ди-бокс — это крайне полезное, а во многих случаях даже незаменимое устройство. Кроме обеспечения безопасности, этот прибор способен реально повысить качество звуковоспроизведения. Поэтому стоимость ди-бокса полностью оправдана его надежностью и долгим сроком службы.
Источник