- Аксессуары для дирижеров: самое важное
- Дирижерские палочки
- Футляры
- Держатели для нот
- Зачем дирижеру палочка
- «Инструментарий» дирижера
- Урок музыки «Волшебная палочка дирижера»
- Второй или пятый класс?
- Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям
- Палочка дирижера – волшебная палочка
- Дирижер в музыкальном театре
- Дирижер хора
- Дирижер оркестра
- Знаменитые дирижеры
- Нужен ли дирижер в популярной музыке?
- Смежные темы программы как продолжение разговора о значении дирижера в музыке
- Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»
- Разбираемся в классической музыке: зачем оркестру нужен дирижер
Аксессуары для дирижеров: самое важное
Дирижер — как полководец. Он не сможет заставить свое войско ринуться в бой, если при нем нет атрибутов власти. А для человека, руководящего оркестром, главные аксессуары — палочка и держатель для нот. Посмотрим, что из этого особенно привлекает внимание на немецком сайте Amazon. И что можно с легкостью заказать с помощью ShopoTam!
Оглавление:
Дирижерские палочки
Несколько веков назад дирижер отбивал ритм оркестру тяжелой и громоздкой тростью из дерева. Теперь все изменилось — дирижерские палочки легкие и изящные. Они словно продолжение руки. Палочки нужно выбирать легкие и светлого оттенка — чтобы хорошо выделялись в полумраке, который часто царит в концертном зале. Тогда музыкантам не составит труда видеть движения дирижера. Определенных стандартов длины и толщины этого аксессуара нет, так что каждый выбирает такую, которая идеально подходит именно ему.
Футляры
Футляр для палочки — как минимум, удобный способ хранения. Как максимум — отличный подарок другу-дирижеру. Особенно если этот мини-кейс выполнен из качественных материалов, например, из дерева. Хотя, конечно, не стоит забывать о практичности: ко многим футлярам прилагаются специальные чехлы, которые защищают красивую коробочку от повреждений и удобны при переноске. Кстати, можно собрать подарок из двух частей — новая палочка плюс шикарный футляр!
Держатели для нот
Они же пюпитры. Должны быть и стильными, и функциональными. Если внешний вид каждый дирижер выбирает по себе, то для технической стороны вопроса есть свои критерии. Во-первых, подставка для нот должна быть максимально устойчивой. Во-вторых, крепления для бумаг должны быть удобными, а механизмы регулировки высоты надежными, чтобы в разгар концерта пюпитр внезапно не уехал вниз. И в-третьих, неплохо было бы обзавестись подсветкой!
Источник
Зачем дирижеру палочка
Все привыкли видеть дирижера с привычным атрибутом — палочкой.
Для чего она нужна и нужна ли вообще — давайте разбираться.
В древности для дирижирования примеряли жесты руками, мимику, телодвижения. Но количество музыкантов в составе росло и в средние века появилось так называемое «шумное дирижирование» — большим посохом махали и отстукивали ритм (кстати, именно отсюда и взял своё начало жезл тамбурмажора, его можно увидеть в военных оркестрах), но шум, который он издавал, мешал слушать музыку, поэтому его заменяли на различные предметы: платок, свернутые ноты и т.д., в общем, дирижировали кто чем хотел.
Впервые палочка как таковая появилась около 1810-ых годов, когда немецкий композитор Людвиг Шпор вышел к оркестру с тонко свернутым листком бумаги.
По другой версии палочка произошла от смычка концертмейстера оркестра — первого скрипача — это тот, кто ближе всех сидит к дирижеру и кому пожимают руку (об этом читайте в предыдущей статье «Зачем оркестру дирижёр?»).
В наши дни в основном все дирижеры используют палочку. Исходя из отзывов музыкантов — на палочке легче концентрироваться, нежели просто на руках.
Однако маэстро Валерий Гергиев в одном из интервью заявил, что может дирижировать чем угодно, даже зубочисткой. И это не влияет на качество игры оркестра.
Из этого можно сделать вывод, что палочка — не обязательный атрибут дирижера, некоторые спокойно обходятся без неё, но она облегчает восприятие музыкантами жестов, а дирижеру не приходится так активно работать руками, чтобы донести свою мысль исполнителям.
Если было интересно — подписывайся, ставь лайк и обязательно напиши в комментариях, что бы ты хотел ещё узнать из мира классической музыки.
Ну, и напоследок маленький енотик, жующий мою руку, для поднятия настроения (:
Источник
«Инструментарий» дирижера
Речь должна быть лаконичной. Дирижер должен уметь выражать свою мысль кратко, сжато, ярко. Все высказывания, творческие пожелания и замечания должны быть сформулированы точно, коротко, в простых, понятных исполнителям словах. Дирижер должен обращаться не только к разуму, но и к чувству исполнителей. Важно использовать образность в словах. Образ, подсказанный дирижером, должен быть широким и обобщенным.
Игра на инструменте. Дирижер должен уметь владеть инструментом для показа произведения (игра одной рукой на фортепиано какого-либо одного голоса или нескольких голосов с одновременным дирижированием другой рукой), точного разучивания по нотам, для поддержки хора и др.
Жест. Выразительность жеста – важнейшее средство передачи намерений дирижера – это умение показывать вступления, снятия, темп, дыхание, характер звуковедения. Вместе с тем на репетициях допускается чрезмерность жеста – репетиционный жест. Характерными чертами репетиционной техники и рабочего жеста, в отличие от «выразительного дирижирования», будут:
– подчеркнуто простой, четкий и ясный «метроритмический» рисунок дирижерской схемы или непродолжительный отказ от дирижерских сеток при фиксации текстовых и вокально-хоровых трудностей при работе над партитурой (выстраивание на фермате звучание какого-либо аккорда, требующего проверки; выравнивание ансамбля; навык рационального включения замедленного темпа в тех случаях, когда нужно преодолеть какие-либо технические, интонационные или ритмические трудности и пр.);
– преувеличение амплитуды движения и активности жеста (для развития активизации дыхания, эмоционального начала певцов и пр.);
– использование приемов хейрономии.
Свободное профессиональное владение репетиционной техникой предполагает, что дирижер на этом этапе может выключать внешние проявления своего эмоционального возбуждения и сосредоточивать основное внимание на высоком рациональном слуховом и зрительном контроле воспроизведения всех фактурных элементов, содержащихся в партитуре.
Голос. В практике репетиции часто приходится осуществлять показ голосом. Спеть фразу нужно чисто, точно, выразительно.
Облик и мимика. Дирижеру следует быть подтянутым, организованным, собранным. Исполнители не должны видеть в нем проявления человеческих слабостей, утомления, раздражительности и пр. Отношение дирижера к исполнителям должно быть корректным, лишенным грубости. Дирижер не имеет права показывать своей досады, встречаясь с непониманием его замечаний. Не следует также нервничать, когда какое-то место в партитуре долго не получается. Нужно соблюдать регламент репетиции: начинать и заканчивать вовремя.
Источник
Урок музыки «Волшебная палочка дирижера»
«Волшебная палочка дирижера» – название одного из уроков музыки по программе Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. Его содержание вариативно, а проведение в большинстве случаев планируется в пятом классе. Рассмотрим, какой материал используется учителями при проведении этого урока, как раскрывается тема и какие возможности таятся в проведении данного урока.
Второй или пятый класс?
Методические разработки уроков по музыке, представленные в интернет-пространстве, предлагают проведение урока «Волшебная палочка дирижера» в пятом, реже – во втором классе. В пятом, как правило, происходит знакомство с различными видами оркестра, повторяются и закрепляются музыкальные инструменты симфонического оркестра. Рассказ о роли дирижера в этом содержательном блоке оказывается уместен и может по-разному представляться – как историческая справка, рассказ о значении профессии, роли этого специалиста в современной музыке и т. д.
Второй класс знакомится с дирижером в контексте изучения музыкального театра и его основных жанров – оперы и балета. Здесь дирижирование достаточно редко представлено отдельной темой, однако специальное обращение к этому виду музицирования также возможно.
Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям
Слово «дирижер» произошло от французского «направлять, руководить». В английском языке руководитель оркестра обозначается термином conductor. Основная функция дирижера — задавать темп, ритм, а также согласовывать партии всех инструментов между собой, создавая единое звучание оркестра.
Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.
Для большинства детей в средней школе (без базового музыкального образования) роль этого музыканта представляется крайне туманной, как и необходимость управления оркестром. Его деятельность в представлении школьников ограничивается активным движением рук, что зачастую вызывает у них улыбку и соответствующую моторную реакцию. Учитель призван разъяснить значение дирижирования как можно более доступно и широко. Это делается через сравнение дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя оркестрантов слаженно играть, а музыку – литься единым гармоничным потоком. Помочь в этом может освоение простых ритмических движений с помощью рук: двух-, трех- и четырехдольных размеров.
Палочка дирижера – волшебная палочка
При управлении оркестром дирижер, как правило, пользуется дирижерской палочкой.
В симфонических оркестрах XVII-XVIII вв. роль дирижера часто играла первая скрипка — главный музыкант оркестра. С помощью смычка он показывал вступление и основные моменты, на которые нужно было обратить внимание при исполнении музыки.
Дирижер в музыкальном театре
Музыкальный театр – прежде всего театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера здесь не только управляет оркестром, но и ориентирует артистов в их действиях и номерах.
Дирижер хора
Как правило, о дирижировании хором на уроках музыки редко заходит речь. Но при разучивании песенного репертуара педагог всегда пользуется жестами. Это значит, что дети регулярно сталкиваются с дирижерским жестом, не осознавая его значения. Понять и представить себя в роли дирижера поможет разучивание простых ритмических рисунков.
Кроме того, жестами школьники могут показывать высотность звуков, динамику. Элементарные знания о дирижировании – это не только знакомство с музыкальной профессией, но и тренировка координационных навыков.
Дирижер оркестра
Часто тема «Волшебная палочка дирижера» является своеобразным ключом к рассказу о видах оркестра. Симфонический здесь главенствует – это не только наиболее полный состав музыкальных инструментов, но и вершина музицирования.
Знаменитые дирижеры
О выдающихся дирижерах мира учащимся стоит говорить. Многие великие композиторы дирижировали при исполнении своих произведений, а некоторые были еще и выдающимися дирижерами. Здесь можно упомянуть венских классиков, которые сами руководили оркестрами, исполнявшими их симфонии, оперы, квартеты и др., великих дирижеров ХХ века (на фото — А. Тосканини).
Нужен ли дирижер в популярной музыке?
Конечно, нужен. Правда, дирижерская палочка в джазе, роке и современных поп-направлениях, где звучит живая музыка (исполненная на инструментах, а не на компьютере или микшере), попросту бесполезна (она организует более сложные музыкальные тексты). Барабанщик всегда задает темп и ритмический рисунок, он, таким образом, выполняет дирижерские функции. Поп- и рок-музыка, которую школьники часто знают значительно лучше, чем классику, также начинает представляться управляемой, дирижируемой, а знания о классике оказываются уместными и в других контекстах.
Смежные темы программы как продолжение разговора о значении дирижера в музыке
Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»
С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.
Основная цель, указываемая при методической разработке урока «Волшебная палочка дирижера», – это формирование целостного представления у школьников о чем-то одном из следующего списка:
- видах оркестра;
- симфоническом оркестре и его основных инструментах;
- деятельности дирижера;
- театре оперы и балета и т. п.
Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:
- Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
- Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
- Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
- Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
- Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
- Познакомить учащихся с азами дирижирования.
Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).
Рассмотренная тема безгранична и не вмещается в один учебный час. Роль дирижера настолько многогранна, что рассказать, показать и объяснить это за один урок практически невозможно. Углубить тему можно на смежных с ней уроках («Образы борьбы и победы в искусстве»), а также при проведении внеурочных и внеклассных занятий, например при посещении живых концертов симфонической музыки, оперных и балетных спектаклей.
Источник
Разбираемся в классической музыке: зачем оркестру нужен дирижер
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Оркестр может играть без дирижера?
— На дирижере лежит грандиозная ответственность. Ему нужно, чтобы все 80–90 человек в оркестре (а их может быть и больше) играли в правильном ритме, понимали, кому и когда нужно вступать.
Если состав оркестра немаленький, то музыкант, который, например, сидит в правом углу, скорее всего, не слышит, что играет его коллега в левом. Просто физически невозможно распознать, когда зазвучал дальний инструмент. Музыкант слышит только ближайших соседей. Без дирижера ошибиться было бы проще простого — необходим человек, который подскажет, когда начинать играть.
Однако был и оркестр без дирижера — Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Он существовал в СССР с 1922 по 1932 год. Музыканты в нем рассаживались по кругу, чтобы видеть друг друга, а кому как играть — договаривались на репетициях. Этот оркестр, кстати, возобновил свое существование благодаря стараниям Петра Айду. Он признается, что это не совсем точная копия того оркестра — музыканты продолжают традиции, сложившиеся в 20-х годах ХХ века. Примерно один-два раза в год оркестр представляет публике различные программы. 25 ноября он выступит в концертном зале «Зарядье».
В партитуре дирижера записаны все инструменты?
— Да. С ее помощью дирижер видит все. В ней все инструменты, вся канва произведения. Если пианист, допустим, выражает себя и задумку композитора только посредством фортепиано, то дирижер, можно сказать, играет сразу на всех инструментах оркестра.
Почему у дирижеров одно и то же произведение может звучать по-разному?
— Дирижер должен донести до зрителя мысль, которую заложил в музыку композитор. При этом дирижер учитывает, к какой эпохе принадлежит произведение. Например, если это барокко, скрипка должна звучать более приглушенно (раньше у нее были по-другому устроены струны). Но следовать этому или нет — конечно, личное дело каждого. Именно поэтому у дирижеров получаются разные интерпретации одних и тех же симфоний. Иногда они звучат даже с разной скоростью. Дирижер может смотреть на произведение иначе, чем его коллеги, использовать свой личный опыт, который сказывается на музыке.
Как раньше обходились без дирижера?
— Профессия дирижера появилась относительно недавно, в начале XIX века. Раньше оркестром управлял один из музыкантов, чаще всего — скрипач (выбирали самого опытного). Он отсчитывал такт ударами своего смычка или же просто кивками головы. Иногда в роли главного был клавесинист или виолончелист. Но музыка развивалась, материал усложнялся, и человек просто не успевал одновременно и руководить, и играть.
Если заглянуть в еще более далекое прошлое, то, например, в древнегреческом театре во главе хора был корифей. На его ногах были сандалии с железными подошвами, с помощью них ему было удобно отбивать ритм.
А палочкой дирижеры всегда пользовались?
— Нет. Дирижерская палочка в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, появилась в XIX веке. Некоторое время до нее использовали баттуту. Это могли быть жезл или трость, служившие для отбивания такта. Кстати, именно баттута стала причиной смерти Жан-Батиста Люлли, создателя французской оперы и придворного композитора короля Людовика XIV. Отбивая ритм во время исполнения произведения Te Deum, написанного по случаю выздоровления короля после тяжелой болезни в 1687 году, Люлли пробил стопу острым наконечником баттуты. Началось заражение крови, и композитор вскоре скончался.
Еще использовали свернутые в трубочку ноты, другие предметы, дирижировали и руками.
Но пользоваться или нет палочкой сегодня — это личное дело каждого дирижера. Валерий Гергиев, например, предпочитает держать в руках зубочистку.
Источник