НОТА С ТОЧКОЙ
Наш край
Опевание.
ОПЕВАНИЕ – это окружение какого-либо звука соседними ступенями.
Например, Тоника окружается вводными тонами:
VII II I II VII I VII II I VII II I
Обратите внимание, что опеваемая ступень стоит в конце опевания, после звуков, которые её опевают. Опеваться может любой звук или ступень лада, но чаще всего опеваются устойчивые ступени: I, III и V.
IV VI V VI IV V V VI IV V VI IV V
II IV III IV II III IV II III IV II III
Задание 58. Спойте следующие нотные примеры с названием нот и с дирижированием. Найдите в них опевания. Обведите красным цветом опеваемые звуки, а зеленым — ноты, которые их опевают. Подпишите ступени.
№ 53. Ах ты, береза
Русская народная песня
№ 54. Венгерская народная песня
№ 55. Уж я золото хороню
Оживленно Русская народная песня
№ 56. Топ-топ
Детская песенка М.Красев
Задание 59. Прохлопайте следующие ритмические рисунки. Проговорите их слогами («ти», «та», «та-я») с одновременным дирижированием. Сочините и подпишите к каждому ритму вторую партию («топ»), чтобы получился ритмический дуэт.
Размер
Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.»). По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты. Так, например, в двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая. А в ТРЕХдольных тактах 3 доли: первая – сильная, вторая и третья – слабые.
Вот 3 стихотворения, которые имеют трехдольный метр:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Самый популярный танец – вальс тоже имеет ТРЕХдольный метр.
Вот один из них:
№ 57.
В темпе вальса Д.Кабалевский
Задание 60. Продирижируйте №56. Помните, что в дирижировании сильную долю всегда показывают движением руки вниз. Вторая доля в ТРЕХдольных тактах – движение руки в сторону (от себя), третья – вверх.
левая рука правая рука
Задание 61. Прочитайте слова следующих песен с дирижированием. Просольфеджируйте, а затем спойте мелодию с названием нот и со словами.
№ 58. Котик
№ 59. Чудак
Подвижно Музыка В.Блага
№ 60. Мелодия
Довольно скоро С.Майкапар
№ 61. Украинская народная песня
№ 62. Вечерняя песенка
Вы заметили, что в последнем такте «Вечерней песенки» рядом с нотой «соль» стоит точка? Точка около ноты – не то же самое, что точка в конце предложения. У нее совсем другая роль. Какая, вы узнаете в следующей главе.
Точка рядом с нотой – не простой значок, не клякса и не случайность. Она обладает волшебной силой увеличивать или уменьшать длительность ноты. Встанет точка справаот ноты – и длительность увеличитсяна половину, встанет наднотой или под ней – длительность наполовину уменьшится. Вот примеры уменьшения длительности:
а)
Такое звучание (с паузами между нотами) называется Staccatto (стаккато), что в переводе с итальянского означает — отрывисто, коротко.
В следующих примерах точка рядом с нотой увеличивает длительность на половину:
в) = + = + +
г) = + = + +
д) = + = + +
Задание 62. Спойте гаммы до-, фа-, соль-, ре- и си -мажор вверх и вниз в следующих ритмах с дирижированием:
Источник
Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз
В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.
Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.
Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).
Как точки могут увеличить длительность ноты?
ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.
Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.
Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак.
ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.
Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.
Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.
Что такое фермата?
ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.
Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:
- В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
- В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.
Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.
Плюсующая лига
ЛИГА – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс» , она просто присоединяет и все.
Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?
Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.
Лига – это последнее из тех средств удлинения ноты, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Кстати, если точки и ферматы применяются как с нотами, так и с паузами , то лигой соединяются только длительности нот . Паузы лигами не соединяются, а просто при необходимости следуют подряд одна за другой или сразу укрупняются в одну более «жирную» паузу.
Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:
ЗНАК | ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА |
ТОЧКА | удлиняет ноту или паузу наполовину |
ДВЕ ТОЧКИ | увеличивают длительность на 75% |
ФЕРМАТА | произвольное увеличение длительности |
ЛИГА | соединяет длительности, заменяет знак «плюс» |
В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!
Дорогие друзья, свои вопросы вы можете оставлять в комментариях к данной статье. Если представленный материал вам понравился, расскажите о нем в социальных сетях, в этом вам помогут специальные кнопки, которые вы увидите ниже. Спасибо за внимание!
Источник