- 88 клавиш: Почему клавиши у пианино располагаются так, а не иначе?
- Почему у пианино 88 клавиш?
- Краткая предыстория
- 88 клавиш
- Пианино
- Устройство и принцип действия
- Сколько клавиш у пианино
- Для чего педали на пианино
- История пианино
- Размеры и типы пианино
- Знаменитые композиторы и пианисты
- Размеры пианино
- Ширина и длина
- Высота разных видов пианино
- Размеры клавиш
88 клавиш: Почему клавиши у пианино располагаются так, а не иначе?
Автор: Татьяна · Опубликовано 14.10.2014 · Обновлено 28.10.2015
Почему у пианино 88 клавиш?
Краткая предыстория
Все мы знаем, что такое раскладка клавиатуры на фортепиано. И если вы хоть немного знакомы с каким-либо инструментом, то наверняка знаете названия всех или некоторых клавиш и их обозначения.
Но задавались ли Вы когда-нибудь вопросом, почему начало октавы обозначается буквой «С»? И почему именно буквы С, D, E, F, G, A, B, а не другие, выбраны для обозначения клавиш и аккордов? И кто придумал, что надо расположить черные клавиши именно такими группами: по две и по три? Действительно, может ли такое быть, чтобы расположение клавиш фортепиано могло быть другое?
Конечно мы можем догадаться, что все не случайно. Ведь издавна существовала определенная наука, которая послужила основой для современной раскладки клавиш на фортепиано. И все это начиналось давным-давно…
Первые семь нот
Когда ранние музыканты впервые придумывали музыку и создавали первые музыкальные инструменты, им нужно было понять, какой язык надо придумать, чтобы точно передать звучание своей мелодии.
Они заметили, что все звуки природы можно сопоставить с определенным музыкальным тоном и все они могут быть как бы измерены. Например, звук летящей стрелы или лай собаки. Теперь мы можем это объяснить, потому что знаем, что все слышимые нами звуки имеют свою частоту – число колебаний в секунду (от 20 до 20000 Герц). К примеру, средний сигнал автомобиля звучит как «фа диез минор» (F#), а часто состоит из двух тонов, звучащих вместе «фа диез и ля» (F# и A).
Интересно отметить, что первый клавишный инструмент, изобретенный в Греции более чем 2300 лет назад, содержал клавиатуру только из семи основных нот. И сегодня мы видим те же семь основных клавиш в современной раскладке фортепиано. Однако тогда, в Древней Греции, не существовало черных клавиш, которые есть сегодня.
Единственная общая черта между древней раскладкой клавиш и современной состоит в том, что это были деревянные клавиши, лежащие горизонтально. Слева шли самые низкие басовые звуки и постепенно переходили вправо в высокие.
Нажимая каждую клавишу последовательно слева направо, древние музыканты поняли, что первые семь звуков были неповторимы, то есть уникальны. Поэтому их поместили отдельно. Однако восьмая клавиши звучала так же как и первая, имея двойную частоту первого звука. И если эти две клавиши нажать одновременно, то они звучали в унисон, что в последствии было названо «октава». Поскольку опытным путем было установлено, что эти два звука были одинаковыми нотами, то далее последовательность клавиш просто повторилась. Этим семи основным нотам присвоили обозначения из букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F и G.
Как 7 основных нот превратились в 12.
Первый в мире клавишный инструмент назывался гидравлис. Это был античный орган, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды.
К 757 году н. э. этот инструмент открыл путь в западный мир, где его приняла католическая церковь. За следующие пять веков этот инструмент подвергся множественным преобразованиям и превратился в современный орган, который известен нам сегодня. Однако в 1200 году н.э. средневековый орган все еще использовал те самые основные семь нот, которые унаследовал от своего предшественника — гидравлиса.
В то время стало очевидно, что этот ограниченный набор звуков был весьма однообразен, ведь органисты могут использовать всего несколько тональностей, ладов и аккордов. В процессе изменения старинной музыки они стали экспериментировать с разными подходами к теории музыки и с основными семи звуками. В итоге к основным нотам добавилось еще пять дополнительных полутонов.
Если Вы изучите современное расположение нот, то увидите, что оно структурировано вокруг гармонического лада до мажор или ля минор. То есть, чтобы играть в до мажоре или в ля миноре не нужно использовать черные клавиши. Первый клавишный инструмент, созданный в 250 году до н. э. также был разработан для до мажора и ля минора.
Попробуйте помузицировать без использования черных клавиш некоторые время и вы поймете, насколько были ограничены древние музыканты и как трудно им было создавать красивые и разные музыкальные композиции. Так что после нескольких веков игры только в двух тональностях средневековые музыканты пришли к выводу, что их версия клавиатуры была не достаточно полной.
Таком образом, примерно в XIII веке пять полутонов были определены и добавлены в существующую раскладку нот. Объединение этих семи основных и пяти дополнительных нот дали музыкальному миру огромное разнообразие тональностей, четырнадцать новых ключевых знаков и почти бесконечное число аккордов.
Теперь в дополнение к до мажору, который основан только на белых клавишах, композиторы могли сочинить музыку, используя мажорные лады других нот, включая черные клавиши.
За следующие 700 лет это новое улучшенное расположение клавиш фортепиано послужило мощным стимулом для развития западной музыки. Также это положило новое начало в развитии органного строения, его механических новаций и тщательно продуманного дизайна.
Это был XVIII век, который стал золотым веком органа. Он достиг своей кульминации в сочинениях самого знаменитого органиста, которого когда-либо знал мир, — Иоганна Себастьяна Баха. Бесчисленное множество уникальных произведений никогда не были бы написаны и услышаны нами, если бы пять черных клавиш не были добавлены в состав основных белых нот.
88 клавиш
Современный стандарт подразумевает наличие 88 клавиш (полутонов) у фортепиано.
На практике же, встречаются инструменты с 85 клавишами, 73, и даже 61. Последние два — электронные инструменты. Однако, существуют фортепиано и с большим количеством клавиш чем 88.
Источник
Пианино
Пианино (на итальянском – pianino) — является разновидностью фортепиано, его уменьшенной версией. Это струнно-клавишный, чувственный музыкальный инструмент, диапазон которого составляет 88 тонов. Используется для музицирования в небольших помещениях.
Устройство и принцип действия
Четыре главных механизма, из которых состоит конструкция — это ударно-клавишный, педальный механизмы, корпус, звуковой аппарат.
Задняя деревянная часть «туловища», защищающая все внутренние механизмы, придающая прочность — футор. На нём находится колковая доска из клёна или бука — вирбельбанк. В неё вбиты колки и натянуты струны.
Дека пианино — щит, толщиной примерно 1 см из нескольких досок ели. Относится к звуковой системе, крепится спереди футора, резонирует колебания. Размеры пианино зависят от количества нитей и длины деки.
Сверху прикручивается рама из чугуна, делающая фортепиано тяжёлым по массе. Средний вес пианино достигает 200 кг.
Клавиатура располагается на доске, чуть выдвинута вперёд, накрывается карнизом с пюпитром (подставка для нот). Нажатие пальцами пластинок передаёт усилие на молоточки, которые бьют по струнам и извлекают ноты. Когда палец убирается, мотив глушится с помощью демпфера.
Демпферная система объединена с молоточками, находится на одной неподвижной части.
Металлические нити, обмотанные медью, во время игры постепенно растягиваются. Чтобы восстановить их упругость требуется вызвать квалифицированного мастера.
Сколько клавиш у пианино
Обычно клавиш всего 88 штук, из которых 52 белые, 36 чёрные, хотя количество клавиш в некоторых пианино отличается. Название белых соответствует 7 нотам по порядку. Этот набор повторяется на протяжении всей клавиатуры. Расстояние от одной ноты «до» до другой — октава. Чёрные клавиши называются зависимо от их расположения относительно белых: справа — диез, слева — бемоль.
Размер белых клавиш – 23 мм * 145 мм, чёрных – 9 мм * 85 мм.
Лишние нужны для извлечения звука «хором» струн (до 3 за одно нажатие).
Для чего педали на пианино
Стандартный инструмент имеет три педали, все они обогащают песню эмоциями:
- Левая делает волны слабее. Молоточки придвигаются к нитям, между ними появляется зазор, размах становится меньше, удар слабее.
- Правую используют перед или после нажатия на пластинку, она поднимает демпферы, все струны полностью открыты, могут звучать одновременно. Это придаёт необычную окраску мелодии.
- Средняя заглушает звук, помещая мягкую войлочную прослойку между струнами и молоточками, позволяет играть даже поздно ночью, помешать посторонним людям не получится. Некоторые инструменты предусматривают крепление, чтобы убрать ногу.
Чаще всего встречаются инструменты с двумя педалями. Во время игры их нажимают стопами. Это удобней, чем у предка клавикорда: специальные рычаги двигали коленями.
История пианино
1397 год – первое упоминание в Италии о клавесине с щипковым способом извлечения одинаково громких звуков. Недостатком устройства было отсутствие динамики в музыке.
С 15 по 18 века появились ударно-зажимные клавикорды. Громкость регулировалась в зависимости от силы нажатия клавиши. Но звук быстро затихал.
Начало 18 столетия — Бартоломео Кристофори изобрёл механизм современного фортепиано.
1800 год — Дж. Хокинс создал первое пианино.
1801 год — М. Мюллер создал такой же музыкальный инструмент и придумал педали.
Наконец, середина 19 века — инструмент приобретает классический вид. Каждый производитель немного меняет внутреннее строение, но основная задумка остаётся неизменной.
Размеры и типы пианино
Можно выделить 4 группы:
- Домашнее (акустическое/цифровое). Весит примерно 300 кг, высота 130 см.
- Кабинетное. Самое маленькое по габаритам. Весит 200 кг, высотой 1 м.
- Салонное. Вес 350 кг, высота 140 см. Становится украшением интерьера школьных классов, небольших залов, ресторанов, разного рода центров развлечения.
- Концертное. Весит 500 кг. Высота 130 см, длина 150 см. Ими гордятся студии, оркестры за красочный объём тембра.
Интересный факт: самый большой экземпляр весит более 1 тонны, его длина составляет 3,3 метра.
Самый популярный тип — кабинетный. Ширина измеряется по клавиатуре, которая может достигать 150 см. Выглядит довольно компактно.
Характерная разница между пианино и роялем заключается в том, что последний используют в больших залах из-за громкости его звучания и внушительных габаритных размеров, в отличие от пианино, использующегося в жилых домах. Внутренние механизмы пианино установлены вертикально, оно выше, устанавливается возле стены.
Знаменитые композиторы и пианисты
Очень важно начинать нарабатывать навыки с малышами 3-4 лет, развивать широкую ладонь. Это помогает играть искусно. Большинство пианистов являлись композиторами своих произведений. Редко удавалось стать успешным музыкантом, исполняя чужие пьесы.
1732 год — Лодовико Джустини написал первую в мире сонату именно для фортепиано.
Одна из самых важных личностей мировой истории музыки — Людвиг ван Бетховен. Писал работы для фортепиано, фортепианных концертов, скрипки, виолончели. Сочиняя, использовал все известные существовавшие жанры.
Фредерик Шопен — композитор-виртуоз из Польши. Его работы созданы для сольного исполнения, особенные творения нельзя ни с чем сравнить. Слушатели концертов Шопена отмечали необыкновенную легкость прикосновений рук композитора к клавишам.
Ференц Лист — соперник Шопена, музыкант, учитель из Венгрии. Провёл более 1000 выступлений в 1850-х годах, после чего он ушёл и посвятил жизнь другому делу.
Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 произведений всех жанров, кроме оперы. Интересный факт: Лондонского Баха (так называли композитора) сильно обесценили, напечатали меньше 10 из всех творений.
Пётр Ильич Чайковский, будучи ребёнком, быстро овладевал умением, а юношей уже играл как взрослый. Детища Петра Ильича находятся в музыкальной библиотеке мира.
Сергей Рахманинов умел растягивать руку почти на 2 октавы. Сохранились этюды, подтверждающие мастерство композитора. В своем творчестве он поддерживал романтизм 19 века.
Увлечение музыкой положительно влияет на мозг и сердце. Она возбуждает воображение, заставляет трепетать.
Источник
Размеры пианино
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Музыкальные инструменты всегда пленяли своей красотой и звуком, который издавали. С течением времени многие инструменты меняли свой внешний вид, преобразовывались, совершенствовались. Одним из наиболее популярных музыкальных инструментов является пианино. Существуют разные варианты этого инструмента, поэтому важно знать, насколько отличаются размеры каждого из них.
Ширина и длина
Появление рояля было знаковым событием, так как люди научились создавать красивую музыку, устраивали званые ужины и другие музыкальные собрания. Классическое пианино имеет большие габариты, оно выставляется в середине комнаты или зала, потому что имеет очень эффектный вид. Верхняя крышка у таких инструментов открывается, что позволяет направлять звук сразу на слушающих.
В связи с необходимостью экономить полезное пространство даже размеры рояля пришлось со временем менять, делая его более компактным.
Если ширина стандартного фортепиано равна 2,7 метра, то оптимальным конкурирующим инструментом, выдающим качественный звук, является ширина в 1,5 метра.
Если рассматривать все имеющиеся на данный момент варианты рояля исходя из их размеров, то можно выделить такую классификацию:
- малый инструмент – 1,2-1,5 м;
- детский вариант – 1,5-1,6 м;
- средний – 1,6-1,7 м;
- инструмент для гостиной – 1,7-1,8 м;
- фортепиано для зала – 1,9 м;
- пианино для зала большого размера – 2 м;
- концертный инструмент небольшого размера – 2 м;
- концертное фортепиано – 2,7 м.
Если говорить о пианино, то его стандартная ширина 1,5 метра, а глубина – 60 см. В зависимости от модели и марки эти показатели могут быть как больше, так и меньше. Для небольших роялей эта отметка составляет 1472 см, более габаритные модели могут иметь ширину 1580 см. Чем большими будут габариты инструмента, тем качественнее и чище звук, поэтому выбирая пианино, стоит определиться с приоритетами.
Высота разных видов пианино
Помимо ширины, длины и глубины, еще одним немаловажным критерием качества музыкального инструмента является его высота. Чтобы измерить этот показатель, нужно отсчитать значения от пола до самой верхней части пианино. На данный момент есть 4 разновидности пианино исходя из показателей его высоты:
- спинет;
- консоль;
- студийный вариант;
- большой инструмент.
Вариант спинет является представителем небольшого музыкального инструмента, его высота не превышает 91 см от пола до крышки. Более высокими являются консоли, их высота варьируется от 1 до 1,1 м. Для классического варианта, который еще называют студийным, высота может колебаться в пределах от 115 до 127 см. Наиболее высокими и габаритными являются большие рояли, которые превышают показатель в 1,3 метра.
Планируя выбор фортепиано, можно ориентироваться не только на его размеры, но и на фирму и марку производителя. Высоту 120 см имеют такие марки роялей:
К списку роялей с высотой от 120 до 150 см можно отнести:
Среди пианино с высотой 150 см и более стоит выделить такие, как:
Чтобы ориентироваться во всем многообразии роялей, важно понимать, какие они бывают по размеру, весу, особенностям воспроизведения музыки. Для пианино советского образца характерны небольшие габариты и вес, что способствовало популяризации игры на этом инструменте, как в музыкальных школах, так и дома. Коричневое лакированное фортепиано легко помещалось в квартире за счет компактного размера. Современным аналогом пианино можно считать синтезатор, который имеет сходный принцип игры, но получаемая музыка кардинально отличается, потому классический рояль до сих пор является актуальным.
Габариты музыкального инструмента важны для качества воспроизводимой музыки. Для начинающих подойдут небольшие варианты, а вот профессионалам нужен максимально объемный инструмент, способный выдать мощный и сильный звук. Выбирая пианино, нужно понимать, где именно оно будет располагаться. Для музыкальной школы можно приобрести большую модель, а для квартиры удобнее всего будет маленький вариант.
От размера зависит и вес оборудования, что немаловажно при транспортировке и заносе в квартиру на любой этаж многоэтажки.
Размеры клавиш
Разбираясь в устройстве пианино, стоит обратить внимание и на главный рабочий элемент – клавиши. У любого вида рояля они двухцветные – черные и белые, однако их количество и размер могут различаться. Для обычного фортепиано характерным является 88 клавиш, среди которых 36 черных и 52 белых. Такой стандарт начали выпускать только с 70-х годов XX века, а до этого у инструмента было 85 клавиш. В зависимости от количества октав у инструментов могут отличаться клавиши.
Стандартно выделяют 5 октав – 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я, а также:
В инструментах с 85 клавишами было всего 4 октавы, и четвертая насчитывала меньшее количество клавиш, что сужало диапазон воспроизводимой музыки. Современные синтезаторы имеют меньшее количество клавиш, но обладают возможностью электронной обработки звукового потока. В синтезаторах может быть от 61 до 76 клавиш. Для удобства игры и презентабельного внешнего вида все клавиши у пианино имеют определенный размер. Стандартными показателями для белых элементов являются 23х145 мм, а для черных – 9х85 мм. В зависимости от размера самого инструмента клавиши тоже могут менять свой внешний вид. Чем меньше пианино, тем более скромными будут габариты его клавиш, и наоборот.
Музыкальные инструменты являются образцом величайшего ума и таланта человека, что находит свое отражение в оригинальной конструкции и способе получения звуков. Далеко не все попытки изменить размер, внешний вид или особенности внутреннего устройства приводят к желаемому результату.
В связи с постоянным стремлением человека к совершенству и тяге к чему-то новому появляются различные рояли, что затрудняет выбор инструмента новичку. Подробно изучив все основные критерии инструмента, можно делать выбор в пользу того или иного фортепиано.
Источник