Длительности
Половинная нота. А вообще, вот давайте посмотрим на рисунок, где указаны все соотношения длительностей, и Вам будет понятно. Ведь ноты бывают разной «длины», одна, к примеру, звучит коротко, а другую не остановишь.
Ну и разберем упражнения с применением пока половинных нот.
Послушаем
Меняйте направления меха (разжим, сжим) пока на каждом такте, а вот когда уже более-менее освоитесь, попробуйте менять мех через два такта (что такое такт и с чем его едят — опять-таки узнайте на теоретических занятиях). Ну и конечно же, не забывайте про аппликатуру. Не напрягайте кисти рук, пальцы.
При исполнении пьесы часто приходится повторять какую-нибудь ее часть, а то и всю пьесу, целиком. Что бы не переписывать еще раз одно и то же, существует знак (подробнее в курсе теории о знаках сокращения нотного письма) реприза.
Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. А вот в самом начале пьесы знак репризы не выставляется. Это я уж так, для полного образа Вам нарисовал.
В следующем упражнении встречаются ноты и целой, и половинной длительностями. Целую ноту «считаем» (т.е нажимаем на клавишу и считаем вслух: «Раз, два, три, чтыре»), а половинную вдвое меньше — на счет «раз, два» или «три, чтыре». Еще совет. В музыкальных школах есть такой предмет сольфеджио. Очень, прямо скажем, полезный. Но этот предмет никак не изучить без прямого контакта преподавателя с учащимся. Так вот, для того, чтобы хоть как-то скомпенсировать этот «пробел», пойте названиями нот.
Первую строку играем, а потом повторяем еще раз, как «велит» нам реприза, потом так же поступаем и со второй строкой.
Источник
А.Варфоломос — Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Пособия, самоучители для обучения игре на баяне и аккордеоне
_
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 1
Музыкальный звукоряд, Нотное письмо
«МУЗГИЗ», 1967г.
Настоящее пособие предназначено для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, культпросветучилищ, вузов, имеющих факультет общественных профессий, а также для руководителей хоровых коллективов, широко использующих в своей практике баяны и аккордеоны, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на этих инструментах по самоучителям.
Пособие издано пятью отдельными выпусками. Каждый выпуск посвящен определенным разделам курса и распадается на главы, в которых изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур и звучания баяна и аккордеона.
Содержание пособия, охватывая широкий круг музыкально-теоретических вопросов, необходимых для начинающих музыкантов, образует в то же время базу, опираясь на которую возможно дополнительное расширение и углубление теоретических знаний и навыков непосредственно по учебникам элементарной теории музыки, гармонии, полифонии и анализу музыкальных произведений, предназначенных для профессиональных музыкальных учебных заведений.
При разработке учебного пособия использован опыт преподавания музыкальной грамоты в самодеятельных коллективах и школе баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда, а также отдельные положения, формулировки и методические установки, изложенные в современных учебниках, популярной литературе и научных исследованиях, связанных с вопросами теоретического музыкознания.
Для подкрепления теоретических положений в пособии использованы народные песни, отрывки из произведений советских композиторов и классической музыки, во многом заимствованные из сборников музыкальных пьес для баяна и аккордеона. Типовые упражнения, приводимые в пособии, способствуют более прочному усвоению материала. В этих же целях может быть использован „Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки» В. Хвостенко (Музгиз, М., 1960).
Успешное овладение музыкальной грамотой возможно лишь в сочетании с параллельной работой над развитием слуха. Поэтому усвоение того или иного теоретического положения, развитие технологических навыков необходимо связывать с исполнением на инструменте всех приводимых примеров и систематическим выполнением упражнений по развитию слуха, исходя из установочных методических указаний, приводимых в упражнениях в конце многих глав пособия.
Пособие по музыкальной грамоте строится таким образом, что без прочного и осознанного усвоения предшествующего материала не может быть усвоен последующий. По мере усвоения материала же,лательно периодически обращаться к помощи квалифицированных музыкантов с целью проверки усвоения материала и развития слуховых навыков. В тех случаях, когда это оказывается невозможным; для проверки правильности выполнения упражнений, связанных с высотным соотношением звуков (интервалы, аккорды, все виды гамм) следует обращаться к «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, изданным в виде приложения ко второму выпуску этого пособия.
Автор выражает благодарность художественному руководителю школы баянистов и аккордеонистов Выборгского Дворца культуры г. Ленинграда П. И. Говорушко за ряд ценных советов, а также благодарит всех, приславших в издательство свои отзывы и пожелания по настоящему пособию.
А, Варфоломос
Ленинград, 1966
- Глава первая. Музыкальный звукоряд
- § 1. Музыкальные звуки и их свойства
- § 2. Музыкальный звукоряд. Основные ступени звукоряда и их названия. Клавиши правой клавиатуры баяна и аккордеона, соответствующие названию основных ступеней звукоряда.
Октавы - Упражнения
- Глава вторая. Нотное письмо. Запись высоты звука
- § 3. Нота. Нотный стан. Обозначение нот на нотном стане. Ключи
- § 4. Добавочные линейки
- § 5. Запись нот одной и той же октавы в различных ключах.
- § 6. Запись музыки для баяна и аккордеона
- § 7. Обозначение музыкальных звуков в различных октавах нотами и буквенным способом
- Упражнения
- Глава третья. Запись длительности звуков
- § 8. Форма ноты. Длительность нот
- § 9. Правила записи нот различной высоты и длительности
- § 10. Пауза. Длительность пауз
- § 11. Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз
- § 12. Способ, облегчающий точное исполнение нот согласно их длительности („счет»)
- § 13. Затакт
- § 14. Размещение в такте нот и пауз
- Упражнения
- Глава четвертая. Система высотной организации музыкальных звуков
- § 15. Музыкальный строй. Полутон. Целый тон
- § 16. Правая клавиатура баяна и аккордеона
- § 17. Производные ступени. Знаки альтерации
- § 18. Случайные и ключевые знаки альтерации
- § 19. Буквенное обозначение знаков альтерации
- § 20. Энгармонизм
- § 21. Левая клавиатура баяна и аккордеона. Музыкальный звукоряд в основном и вспомогательном рядах
- § 22. Диатонический и хроматический звукоряды. Диатонические и хроматические полутоны, тоны
- Упражнения
- Глава пятая. Знаки сокращения и упрощения нотного письма
- § 23. Знаки сокращения нотного письма
- § 24. Различные приемы упрощения нотного письма
- § 25. Мелизмы
- Упражнения
- Вкладыш:
- Сравнительная таблица записи нотами звуков всех октав правой клавиатуры баяна и аккордеона. Левая клавиатура баяна и аккордеона.
Скачать пособие
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 2
Интервалы, Аккорды
«МУЗГИЗ», 1962г.
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов, выходящая в свет отдельными выпусками, предназначена для коллективов самодеятельности дворцов культуры и клубов, школ профдвижения, вузов, имеющих факультеты музыкального воспитания, и лиц, самостоятельно овладевающих игрой на баяне и аккордеоне по самоучителям.
В каждом выпуске, охватывающем определенные разделы курса, изложение теоретического материала увязывается с особенностями устройства клавиатур баяна и аккордеона.
Первый выпуск издан в 1961 году. В него вошли главы:
I. Музыкальный звукоряд.
II. Нотное письмо. Запись высоты звука.
III. Запись длительности звуков.
IV. Система высотной организации музыкальных звуков.
V. Знаки сокращения и упрощения нотного письма.
Второй выпуск включает в себя главы:
VI. Интервалы.
VII. Аккорды.
Наряду с изложением основных теоретических положений в выпуске затрагиваются вопросы: использования интервалов и аккордов в различной фактуре; исполнения их на правой и левой клавиатурах; образования на левой клавиатуре дополнительных аккордов, отсутствующих в готовом виде, и т. д.
В конце каждой главы для закрепления пройденного материала приводятся упражнения, а для развития слуха — установочные методические указания. Выполнять упражнения рекомендуется систематически. Для проверки правильности выполнения упражнений (в том числе и упражнений по развитию слуха) следует периодически обращаться к помощи квалифицированных или более подготовленных музыкантов.
Лица, занимающиеся самостоятельно, смогут проверять правильность выполнения упражнений по «Самозачетным таблицам» Т. Сотникова, приложенным к пособию.
По таблицам можно установить правильность выполнения заданий, связанных с высотным соотношением звуков (энгармонизм, интервалы, аккорды и их обращения, энгармонизм аккордов, а в связи с материалом последующих выпусков — все виды гамм, разрешения интервалов, аккордов и т. д.)- Правила пользования таблицами приведены в конце пособия.
В последующих выпусках «Музыкальной грамоты для баянистов и аккордеонистов» будут даны основные сведения о ладовой организации отдельных звуков, интервалов и аккордов музыкального произведения; указаны различные приемы транспонирования музыкального произведения из одной тональности в другую; расширены затронутые в первом выпуске сведения о ритме; изложены основные сведения о мелодии и структуре музыкальных произведений.
Автор выражает благодарность всем приславшим в издательство свои отзывы и пожелания по первому выпуску настоящего пособия.
Л. Варфоломос
Ленинград, 1962
- Глава шестая. ИНТЕРВАЛЫ
- § 26. Понятие об интервалах
- § 27. Названия интервалов. Простые и составные интервалы
- § 28. Виды интервалов
- Определение и построение чистых, больших и малых интервалов
- Определение и построение увеличенных и уменьшенных интервалов
- Определение и построение различных видов составных интервалов
- § 29. Обращение интервалов
- § 30. Консонирующие и диссонирующие интервалы
- § 31. Энгармонизм интервалов
- § 32. Интервалы на клавиатурах баяна и аккордеона
- Интервалы на правой клавиатуре баяна
- Интервалы на правой клавиатуре аккордеона
- Интервалы на левой клавиатуре баяна и аккордеона
- Упражнения.
- Глава седьмая. АККОРДЫ
- § 33. Понятие об аккорде
- § 34. Трезвучия
- Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия
- Обращение трезвучий
- Структура трезвучий и их обращений
- § 35. Септаккорды
- Виды септаккордов. Септаккорд в основном виде
- Обращения септаккордов
- § 36. Нонаккорды
- § 37. Энгармонизм аккордов.
- § 38. Применение аккордов в музыке. Фактура
- § 39. Аккорды на клавиатурах баяна и аккордеона
- Аккорды на правой клавиатуре баяна.
- Аккорды на правой клавиатуре аккордеона
- Аккорды на левой клавиатуре баяна и аккордеона
- Правила записи басов и аккордов
- Условные обозначения басов и готовых аккордов в нотной записи
- Сочетание басов и готовых аккордов
- Упражнения.
- Приложение
- Т. Сотников. Самозачетные таблицы по музыкальной грамоте
- Правила пользования «Самозачетными таблицами»
- Вкладыш — «Самозачетные таблицы» Т. Сотникова и таблица «Расположение басовых звуков и аккордов на левой клавиатуре»
Скачать пособие
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 3
Ладовая организация звуков, интервалов и аккордов
издание 3-е
«Музыка», 1990г.
В третьем выпуске продолжающегося издания приводится методический материал для изучения музыкальных ладов, интервалов и аккордов с учетом особенностей клавиатуры и звукоизвлечения на баяне и аккордеоне. Основные методические положения иллюстрируются нотными примерами и таблицами.
- От автора
- Глава девятая. Лад.
- § 49. Общее понятие о ладе. Разрешение неустойчивых звуков в устойчивые. Звукоряд лада. Название ступеней лада.
- § 50. Наклонение лада. Лады мажорный и минорный.
- § 51. Тональность. Гамма
- Глава десятая. Мажорный лад
- § 52. Мажорный лад. Виды мажорного лада. Натуральный мажор
- § 53. Диезные тональности
- § 54. Бемольные тональности
- § 55, Энгармонизм мажорных тональностей
- § 56. Гармонический мажор
- Упражнения
- Глава одиннадцатая. Минорный лад
- § 57. Минорный лад. Виды минора. Параллельные тональности.
- § 58. Гармонический и мелодический минор. Тональности гармонического и мелодического минора..
- § 59. Энгармонизм минорных тональностей.
- § 60. Одноименные тональности. Сходство и различие ступеней одноименных тональностей
- § 61. Определение тональности музыкального произведения.
- Упражнения
- Глава двенадцатая. Лады народной музыки. Другие лады.
- § 62. Мелодические и гармонические лады
- § 63. Пентатоника
- § 64. Особые виды семиступенных ладов
- § 65. Переменный лад
- § 66. Лад с двумя увеличенными секундами
- § 67. Однотерцовые тональности
- § 68. Одноименный мажоро-минорный лад
- § 69. Полиладовость и политональность
- Упражнения
- Глава тринадцатая. Интервалы на ступенях зажора и минора
- § 70. Интервалы устойчивые и неустойчивые, консонирующие и диссонирующие, диатонические и хроматические
- § 71. Разрешение интервалов
- Разрешение неустойчивых консонирующих интервалов.
- Разрешение диссонирующих интервалов
- Упражнения
- Глава четырнадцатая. Аккорды на ступенях мажора и минора
- § 72. Трезвучия на ступенях мажора и минора
- § 73. Септаккорды на ступенях мажора и минора
- § 74. Нонаккорды на ступенях мажора и минора
- § 75. Разрешение аккордов. Гармоническое тяготение
- Разрешение неустойчивых консонирующих трезвучий.
- Разрешение диссонирующих трезвучий
- Разрешение септаккордов
- Разрешение нонаккордов
- § 76. Ладовые функции аккордов. Функциональный кругооборот
- § 77. Ладовые функции интервалов
- § 78. Гармонический анализ
- Упражнения
Скачать самоучитель
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 4
Модуляция, Транспонирование, Ритм
«Музыка», 1990г.
- Глава пятнадцатая. Модуляция
- § 79. Общее понятие о модуляции. Родственные тональности
- § 80. Ладовая и модуляционная альтерация
- § 81. Виды модуляций
- § 82. Осуществление модуляции
- § 83. Некоторые случаи использования модуляции и отклонения в современной музыке
- Упражнения
- Глава шестнадцатая. Транспонирование
- § 84. Транспонирование и его применение
- § 85. Транспонирование с предварительным переписыванием нот
- § 86. Транспонирование без предварительного переписывания нот
- Упражнения
- Глава семнадцатая. Ритм. Группировка. Темп
- § 87. Общие сведения о ритме и метре
- § 88. Такт. Доли такта. Затакт
- § 89. Размер
- § 90. Выразительное значение ритма
- § 91. Синкопа
- § 92. Условное деление длительностей. :
- § 93. Группировка нот
- § 94. Приемы точного исполнения ритмических последовании.
- § 95. Темп. Темповые обозначения
- § 96. Дирижирование
- § 97. Ритм в многоголосной музыке
- § 98. Метрическое объединение тактов
- Упражнения
Скачать самоучитель
А.Варфоломос
Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов
Выпуск 5
Структура музыкальных произведений Выразительность исполнения
«Музыка», 1966г.
Глава шестнадцатая. Музыка как вид искусства
§ 80. Содержание музыки. Художественный образ
§ 81. Музыкальные жанры
§ 82. Образно-интонационная природа музыки
§ 83. Тема и художественный образ
§ 84. Музыкальная форма.
Глава семнадцатая. Мелодия
§ 85. Мелодия — основа музыки
§ 86. Важнейшие стороны мелодии. Мелодический рисунок. Кульминация
§ 87. Мелодическая фигурация
Упражнения
Глава восемнадцатая. Единство и расчлененность музыкального произведения. Виды строения и приемы развития музыкальной мысли
§ 88. Расчлененность мелодии музыкального произведения.
§ 89. Мотив
§ 90. Приемы мелодического развития
Упражнения
Глава девятнадцатая. Одночастная форма
§ 91. Период. Предложение. Фраза. Типичная форма классического периода. Каданс
§ 92. Период повторного и пеповторпого строения
§ 93. Период неквадратной структуры
Упражнения
Глава двадцатая. Простые двухчастные и трехчастные формы
§ 94. Простая двухчастная форма
§ 95. Простая двухчастная безрепризная и репризная формы
§ 96. Простая трехчастная форма
Упражнения.
Глава двадцать первая. Сложная трехчастная форма. Форма рондо. Вариационная форма
§ 97. Сложная трехчастная форма
§ 98. Форма рондо
§ 99. Вариационная форма
Упражнения
Глава двадцать вторая. Полифония. Полифонические формы
§ 100. Полифония и гомофония
§ 101. Имитационная и неимитационная полифония
§ 102. Приемы имитационного письма
§ 103. Полифонические формы
Упражнения
Глава двадцать третья. Выразительность исполнения
§ 104. Предпосылки образного исполнения музыки
§ 105. Динамические оттенки
§ 106. Термины, обозначающие характер исполнения
§ 107. Исполнительские штрихи
§ 108. Фразировка.
Заключение
Скачать самоучитель
Источник