Длительность нот для самых маленьких

Как считать длительность ноты. Как объяснить ребенку длительность нот. Обозначение длительности нот

Ритм – основа музыкальной грамоты, теории этого вида искусства. Для того чтобы понять, что же такое ритм, как он считается и как его придерживаться, важно уметь определять длительность нот и пауз, без которых даже самая гениальная музыка была бы монотонным повторением звуков, лишенных эмоций, оттенков и чувств. Рассмотрим этот раздел сольфеджио более подробно, с самого начала и до конца.

Основа основ музыкальной теории

Практически каждый человек в свое время в той или иной степени обучался музыке. Кто-то ходил целенаправленно в музыкальную школу, кто-то брал частные уроки у преподавателей. Большинство детей получают базовые знания в общеобразовательных школах, где учитель рассказывает, как надо считать под музыку, бить рукой в такт, выдерживать паузы. Поэтому практически каждый на сегодняшний момент понимает, что такое длительность ноты, как эта величина может варьироваться и от чего она зависит. Кто-то понимал это лучше, у других не получалось попадать в доли вовсе. Поэтому если в детстве у вас с ритмом проблем не было, а музыкальные занятия казались вам интересным и захватывающим времяпрепровождением, то в данной статье вы найдете много интересного и, возможно, откроете в себе новый талант. Стоит отметить, что данный материал также может стать вашим учебником в процессе обучения ребенка музыке.

Читайте также:  Болеро тромбон соло ноты

Общие понятия в данном разделе

Для того чтобы каждому читателю стало понятнее, что же это такое и как оно применяется на практике, а главное, как взаимодействует с музыкой, вынесем на рассмотрение основные понятия и их значения:

  • Ритм – чередование слабых и сильных долей, которые присущи каждой музыкальной форме. Это своего рода организация звуков и их сочетаний.
  • Размер – та последовательность ударов, которая разделяет любое произведение на равные временные промежутки. Эти промежутки мы и называем долями.
  • Темп – скорость тех самых ударов, которые издает метроном — наиболее часто применяемый в музыке прибор. С его помощью определяется скорость исполнения того или иного произведения.

Длительность ноты – это понятие, которое содержит в себе все три вышеописанных термина. Ориентируясь на тип ноты, написанной в книге, можно определить ее размер. И вот мы подходим к самому интересному: какие бывают ноты, какова продолжительность звучания каждой из них, как они обозначаются на письме и как их читать? Ответы на все эти и многие другие вопросы читайте ниже.

Визуализируем музыкальные картинки

Первое, что нужно понять, изучая музыку, — это деление продолжительности звуков. Начальным пунктом у нас идет длительность целой ноты, так как именно она из всего звукоряда самая продолжительная по звучанию. Целая нота делится на половинки, или половинные длительности. В одной целой ноте насчитывается две половинки, которые, в свою очередь, также делятся пополам, образуя таким образом четвертушки, или четвертные длительности. Получается, что в одной половинной ноте — две четверти, а в одной целой — четыре. Так подобное деление, кратное четырем, может происходить бесконечно. Четвертушки делятся на восьмушки, те – на шестнадцатые, далее идут тридцать вторые, шестьдесят четвертые и так далее. Исходя из этого, приходим к выводу, что за то время, пока длится одна целая нота, может прозвучать восемь восьмушек или же шестнадцать шестнадцатых длительностей, что в конечном итоге и влияет на виртуозность и техничность конкретного произведения.

Читайте также:  Calvin klein eternity ноты мужской

Как объяснить ребенку длительность нот

Подобная схема, конечно же, понятна каждому взрослому человеку, однако досконально ее не может постичь ребенок, который не знаком с математикой, у которого еще не такое богатое воображение и большой запас знаний. Но есть способ, который может заставить малыша понять эту часть музыкальной теории, и называется он — «деление пирога». Представим, что у нас есть целый торт, который имеет определенный вес. Он является целой нотой, которая длится определенное количество времени. Когда мы разрезаем пирог на две половинки, их суммарный вес не меняется, и занимают они ту же площадь. В роли аналогии выступают половинные длительности. Теперь каждую из половинок разрезаем пополам, получаем четвертушки. У нас получается четыре четверти, каждую из которых можно поделить на две восьмые. А в следующий раз попробуйте сделать иначе: разрежьте торт пополам, одну половинку разделите еще на две части (четвертушки), а вторую оставьте целой. Так у вас будет половинная и две четверти, то есть три части, но одна из них большая, а две другие — ее половинки.

Длительность ноты и такт

Все музыкальные звуки, как известно, объединяются в такты, содержание которых, в свою очередь, зависит от размера. Данный показатель может иметь следующие наименования: четыре четверти, две четверти, пять четвертей и так далее. Именно размер позволяет нам понять, как считать длительности нот, сколько различных долей может находиться в такте. За основу размера принято брать одну четверть, которая может повторяться два, три, четыре и более раз. В первом случае это будет размер 2/4 (две четверти), 3/4, 4/4, 5/4 (пять четвертей – один из самых интересных и сложных в исполнении). Если мы выбираем, допустим, 4/4, это означает, что в одном такте может поместиться или четыре четвертушки, или две половинки, или одна целая нота. Также там могут находиться любые другие долевые комбинации, которые в сумме будут представлять четыре четверти. Реже в произведениях можно встретить размеры, в основе которых лежит восьмая нота. Чаще всего второй показатель кратен трем, то есть мы получаем размер 3/8 (три восьмых), 6/8 и так далее.

Обозначение длительности нот

Теперь подходим к тому, как расшифровать напечатанную ноту, как определить по внешнему виду ее длительность. Итак, данный музыкальный знак (можно сказать, что он основной в этом виде искусства) всегда имеет головку, то есть основу. К ней может прилагаться штиль, а к штилю – хвост. Как же это влияет на длительность? Итак, целая нота, то есть самая большая, являет собой прозрачный (незаштрихованный) полукруг без прочих деталей. Половинные длительности также не заштриховываются, однако к ним приписываются штили – палочки, которые направлены вверх (для тех нот, которые располагаются в нижней части стана) или вниз (для более высоких звуков). Четвертушки также имеют штиль, но еще их головки полностью заштриховываются. К восьмушкам же мы пририсовываем штиль, к штилю – хвостик, а саму основу ноты закрашиваем. Что касается нот более меньшей длительности, то все они изображаются как восьмые, только у них двойные, тройные, четверные хвостики.

Ритм, размер и темп музыки

Как вы уже поняли, длительность ноты – это основа основ, без понимания которой нельзя далее изучать и понимать музыку. Техничность любого произведения зависит от того, из каких длительностей оно состоит и с какой скоростью их нужно проигрывать. Именно по этим показателям профессионалы распознают стилистику различных классических композиторов. Например, для И. С. Баха было характерным писать более протяжные произведения (хотя встречались и достаточно скорые), состоящие из половинных и четвертных долей, которые должны быть исполнены в медленном темпе. Ф. Шопен же писал пьесы, состоящие из восьмых и шестнадцатых (часто и из тридцать вторых), для которых был характерен весьма быстрый темп.

Источник

Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя

Решили обучить ребенка музыкальной грамоте, но опасаетесь, что еще рано? Вы правы, если вашему крохе меньше 6 лет. Ноты для малышей дошкольного возраста – пока еще лишний багаж. Но начинать занятия музыкой нужно уже сейчас! Постепенно вы подготовите свое чадо к освоению нотной грамоты.

Как и когда начинать заниматься музыкой?

В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуется начинать такие занятия, которые не связаны с музыкальной грамотой. Они обычно включают в себя различные игры, ориентированные на следующие цели:

  • развитие понимания высоты и тембра звуков;
  • прослушивание и анализ музыкальных произведений;
  • игру на детских музыкальных инструментах;
  • пение.

С 4-5 лет, когда ребенок уже узнает буквы, можно начинать освоение нотной грамоты – но не раньше, ведь до этого возраста малыш хорошо чувствует музыку и без нее. Так лучше развивается музыкальный слух, и ребенок сможет освоить намного больше произведений.

Развитие музыкальных способностей ребенка 3–6 лет

Для начала попробуйте разыграть с ребенком сказку (лучше с двумя персонажами), где взрослый будет играть роль героя с низким тембром голоса, а ребенок – с высоким (например, волк и лиса). При этом нужно заранее обговорить с ребенком, какие у действующих лиц будут голоса. Если получится, можно поставить сказку с большим количеством персонажей, привлекая к участию других членов семьи. Также можно озвучивать детские игрушки.

Далее мы пробуем прослушать музыкальную сказку, например, «Петя и волк» Прокофьева:

  1. Сначала расскажите ребенку сюжет сказки, объясните, какие музыкальные инструменты изображают каждого персонажа, какие они по высоте (например, птичку изображает нежная и мелодичная флейта, дедушку и волка — более низкие инструменты).
  2. Пусть при прослушивании малыш сам попробует определить персонажа по тембру, а вы поможете ему в случае необходимости.

Очень хорошо не только слушать музыку, но и разговаривать о ней. После прослушивания попросите малыша рассказать, что он услышал в этой музыке, какая она. Обычно дети очень хорошо определяют характер мелодии и находят подходящие прилагательные. Если ребенок испытывает в этом трудности, подскажите ему нужные слова. Тем самым малыш не только глубже начнет чувствовать музыку, но и значительно обогатит свой словарный запас.

Также хорошо попросить малыша нарисовать музыку – это способствует лучшему восприятию произведения.

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту. Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот.

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Как рассказать про ноты?

Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.

Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.

Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».

Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).

Как запоминать ноты и их расположение на нотном стане?

Для начала подготовим все, что нам понадобится:

  • нарисуем на листе бумаги большой нотный стан;
  • вырежем 7 овальных нот размером с 5-рублевую монету.

Желательно, чтобы ноты были цветными, по цветам радуги: так они лучше запоминаются.

Обучение должно проходить в несколько этапов:

  1. Сначала учим три ноты, расположенные на первых трех линейках: ми, соль, си.
  2. Когда ребенок выучит три ноты и сможет определять в разных последовательностях, приступаем к изучению нот, расположенных между линейками: ре, фа, ля.
  3. Когда ребенок освоит и их и сможет определять и те, и другие вперемежку, учим ноту «до», расположенную на добавочной линейке, и «до» 2-й октавы между третьей и четвертой линейкой.
  4. После этого попросите ребенка составить гамму из нот, начиная с «до» 1-й октавы и заканчивая «до» 2-й октавы.
  5. На следующем этапе ребенок выкладывает простые мелодии из нот, выписывает их в альбом и исполняет их на фортепиано. Этот этап ему особенно приятен, ведь он играет по нотам!
  6. После этого можно смело брать детские нотные сборники и определять ноты там.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Источник

Оцените статью