- Длительности нот
- Таблица длительности нот
- Нота с точкой
- Как считать ноты?
- Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке
- Как считать размер 4/4
- Как считать размер 3/4
- Как считать размер 2/4
- Размеры 6/8 и 3/8
- Размер 3/8 в музыке, как считать?
- Размер 6/8 в музыке, как считать?
- Технологическая карта с методической структурой урока по теме: «Длительности нот» для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета «Общий курс фортепиано» методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Длительности нот
Вы — начинающий музыкант, и с удовольствием осваиваете нотную грамоту, но у вас возникли проблемы с разбором очередного музыкального произведения и правильным счетом? Ничего, у кого есть вопрос — всегда найдет ответ.
Единицей счета при чтении любого нотного музыкального произведения является длительность. Длительность нот не является определенной константой, которая зависит от времени — ее нельзя измерить в секундах. Длительность нот может представляться только в отношении к длительностям других нот, и одно и то же произведение может играться быстрее или медленнее, но и в том и другом случае звучать правильно. Но как же научиться правильно и легко считать ноты?
Таблица длительности нот
Для того, чтобы определить длительность, нужно всего лишь посмотреть на знаменатель нотного размера, указанного в данном конкретном произведении. Размером называется последовательность повторяющихся ударов, разбивающих время на равные промежутки (доли). Так, если размер 4/4, длительность равна четырем, 6/8 — длительность равна восьми. Однако это правило может нарушаться в том случае, если используется один из таких размеров: 2/2, 3/2 и т. д. В этом случае очень часто за единицу счета берется не половина, а четверть.
Но прежде чем мы перейдем к счету, давайте все-таки разберемся, что означают ноты различного начертания. Начертание самих нот сообщает музыканту как долго и с какой частотой нужно играть звук заданной высоты в конкретном размере. Ниже таблица длительности нот и пауз.
И еще один рисунок для большей наглядности.
На этом дробление нот не заканчивается, и за шестнадцатой следует тридцатьвторая, за ней шестьдесятчетвертая, стодвадцатьвосьмая, двестипятьдесятшестая. Но ноты, представленные в таблице выше встречаются наиболее часто.
Нота с точкой
Благодаря добавлению точки или точек длительность конкретной ноты может быть увеличена. Одна точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, две точки — в 1.75 раза, три точки — в 1.875 раза.
Помимо точки длительность ноты может увеличить лига. Такая нота представляет собой две одинаковые ноты одной и той же высоты, связанные лигой. В этом случае играется только первая нота, а вторая лигуется с ней.
Как считать ноты?
Если вы не умеете правильно считать ноты, то вы никогда не сможете сыграть незнакомое произведение по нотам правильно. Я не буду долго расписывать теорию, а на наглядном примере покажу, как удобно считать ноты в различных размерах, для этого я выбрала отрывки из нескольких музыкальных произведений, записанных в различных размерах и подписала правильный счет, где вы можете на наглядных примерах увидеть как считать ноты в размерах: 4/4, 3/4, 2/4, 3/8 и 6/8. Данный способ счета максимально удобен для меня, но если у вас есть другой, поделитесь им с читателями в комментариях.
Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке
Размер нотного музыкального произведения можно увидеть в самом его начале, при этом в числителе дроби указывается число долей в такте, а в знаменателе — длительность, которой выражены эти самые доли.
Как считать размер 4/4
Размер 4/4 — один из самых распространенных музыкальных размеров. Размер С эквивалентен размеру 4/4. Данный размер состоит из четырех долей, при этом каждая доля по длительности равна четверти (четвертой ноте). Ниже примеры счета.
Как считать размер 3/4
Размер 3/4 состоит из трех долей, каждая доля при этом равна четверти (четвертой ноте).
Как считать размер 2/4
В данном случае длительность составляет четыре, но считаем мы до двух. (Раз и два и; раз да и да, два да и да). Размер 2/4 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна четверти.
Или вот ниже чуть более сложный вариант (на изображение можно нажать и оно увеличится). В данном случае мы считаем не просто на «раз и два и», а на «раз да и да два да и да».
Размеры 6/8 и 3/8
Данные размеры обычно составляют большую сложность для начинающих музыкантов по сравнению с перечисленными выше тремя размерами. Единицей измерения в данных размерах является не четвертая нота, а восьмая, поэтому счет в таких размерах несколько отличается от счета в размерах с четверкой в знаменателе дроби.
Размер 3/8 в музыке, как считать?
Данный размер состоит из трех долей, каждая доля при этом равна восьмой. Считаем до трех: раз, два, три.
Размер 6/8 в музыке, как считать?
Размер 6/8 состоит из шести долей, и каждая доля равняется восьмой ноте. Считаем до шести: раз, два, три, четыре, пять, шесть.
Для начала все, чуть позже я напишу продолжение, где разберу другие размеры. Если статья была вам полезна, ставьте лайк!
Источник
Технологическая карта с методической структурой урока по теме: «Длительности нот» для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета «Общий курс фортепиано»
методическая разработка
Технологическая карта с методической структурой урока по теме: «Длительности нот» для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета «Общий курс фортепиано». Подходит для использования в школах искусств, музыкальных школах, центрах развития и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnokarta_maksimenkko_dlitelnosti.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта с методической структурой урока
Ф.И.О. учителя: Максименко Елена Валерьевна
Ф.И. учащейся: Кутровская Маргарита, 8 лет
Первый год обучения, хореографическое отделение
Дата: 31.10.2020 Предмет: общий курс фортепиано
Тема урока: «Длительности нот».
Тип урока: комбинированный
1.) Содержательные: систематизация и углубление знаний о длительностях и ритме.
2.) Предметные : развитие координации движений, чувства ритма, метро-ритмических ощущений, навыка ансамблевой игры, музыкального слуха.
3.) Воспитательные : развитие фантазии, творческого мышления, самостоятельности, формирование общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира, формирование навыков самооценки обучающейся.
1). Образовательные задачи:
— выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Длительности»;
— расширить музыкально-теоретические представления учащейся о длительностях нот;
— научить применять полученные знания на практике.
2). Развивающие задачи :
— развивать умение работы с нотным текстом;
— развивать умение анализировать;
— развивать навык координации движений;
— развивать музыкальный слух и чувство ритма;
— развивать навык ансамблевой игры.
3). Воспитательные задачи:
— воспитывать чувство прекрасного, любви к музыке;
— воспитывать целеустремленность, упорство, самостоятельность, самоконтроль;
— активизировать интерес к занятиям на инструменте, творчеству.
1) Предметные: после проведения занятия учащаяся будет знать основные виды длительностей нот, их написание и счет, сможет использовать полученные знания — ритмически правильно читать и исполнять нотный текст.
2) Личностные: развитие познавательной деятельности, расширение кругозора, развитие фантазии, усиление интереса к обучению и творчеству.
3) Межпредметные: усиление связи между музыкой и танцем за счет развития чувства ритма.
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, – Ростов-на-Дону, 2002.
- Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е, – М., Музгиз,1961.
- Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. – М.: Классика-XXI, 2011.
- Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика- XXI, 2009.
- Макаров В.Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе. – ХГИИ Харьков, 1997, 120с.
Музыкальный инструмент (пианино);
Подставка для ног, 2 банкетки;
Сборник нот И. Корольковой «Крохе-музыканту» 1-я часть
Дидактический материал — карточки «Ноты скрипичного ключа», карточки «Длительности нот», таблица «Длительности нот и пауз»
Технологическая карта учебного занятия
Основные этапы урока, продолжительность
Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность. Проверка готовности учащейся к занятию.
Готовность учащейся к занятию
Проверяет настрой учащейся к занятию, посадку за инструментом
Приветствие, правильная посадка за инструмент.
Фортепиано, банкетка, подставка для ног
Этап подготовки пианистического аппарата (технический)
Создание условий для разогрева пианистического аппарата учащейся, расслабления плечевого пояса, включения мышечной памяти
Физическая готовность учащейся к игре на инструменте
Предлагает подготовиться к игре на инструменте, выполнить для этого несколько уже знакомых упражнений, («Стирка», «Бабочка», «Колечко» и др.) Контролирует правильность выполнения учащейся, корректирует при необходимости, показывает, объясняет.
Выполняет упражнения для расслабления плечевого пояса и упражнения для правильной постановки рук на клавиатуре.
Фортепиано, банкетка, подставка для ног
Этап проверки домашнего задания
Выучить ноты скрипичного ключа, уверенно находить их на клавиатуре.
Проверка знания нот 1-й, 2-й, 3-й октав на клавиатуре и на нотоносце.
Учащаяся знает ноты скрипичного ключа, может сыграть их на клавиатуре.
Преподаватель проверяет задание в тетради (определить и подписать карандашом ноты), если есть ошибки – предлагает учащейся посчитать их заново, при необходимости вместе с преподавателем. Проверяет умение определять ноты учащейся с помощью дидактического материала – карточек с изображением нот. Просит сыграть на клавиатуре ноты, которые сам называет: разных октав, правой затем левой рукой, определить ноту, которую играет сам. Контролирует правильность выполнения заданий.
Учащаяся определяет или играет ноты, которые предлагает преподаватель
Фортепиано, банкетка, подставка для ног, карточки с изображением нот скрипичного ключа
Этап повторения пройденного материала
Песенка «Божья коровка» И.Корольковой
Проверка знания пройденного материала (ноты первой октавы, различия между белыми нотами (половинными) и черными (четвертными), умение ориентироваться на клавиатуре, правильная постановка руки и исполнение штриха non legato)
Учащаяся знает и помнит пройденный материал, умеет применять его при игре песенки
Преподаватель предлагает исполнить песенку, которую выучили на предыдущем занятии. Сначала сыграть и спеть, называя ноты, потом со словами. Проверяет правильность исполнения, при необходимости корректирует. Следит за правильной посадкой учащейся и постановкой рук.
Учащаяся играет и поет песенку «Божья коровка» сначала называя ноты, потом со словами. Если есть необходимость – сначала проговаривает названия нот, чтобы вспомнить песенку.
И. Королькова «Божья коровка»
Фортепиано, банкетка, подставка для ног
«Угадай сколько нот ты слышишь?»
Развитие музыкального слуха.
Переключение внимания, сброс напряжения учащейся.
Преподаватель предлагает сделать паузу и поиграть в игру «Угадай сколько нот ты слышишь?» (1, 2 или много).
Играет на инструменте разные варианты звуков – интервалы, аккорды или одну ноту. Дает возможность учащейся угадать или показывает правильный ответ. Поддерживает в учащейся уверенность в своих силах, хвалит за успехи.
Учащаяся участвует в игре: встает, отворачивается от инструмента, слушает и «угадывает» правильный ответ (активизация слухового анализа)
Этап изучения нового материала
Углубление, обобщение и систематизирование знаний о длительностях.
Учащаяся сможет понимать различия между длительностями, применять эти знания на практике
- Преподаватель рассказывает о Длительностях, их видах, систематизации, о счете каждой из длительностей. Показывает, как прохлопать и просчитать каждую из длительностей, объясняет различия между ними, записывает в тетрадь учащейся схему со всеми обозначениями. Убеждается, что учащаяся понимает новый материал.
- Преподаватель просит прохлопать со счетом «паровозики» с различными комбинациями длительностей (Сборник нот И. Корольковой «Крохе-музыканту» 1-я часть), проверяет правильность выполнения задания, при необходимости корректирует
- Учащаяся участвует в беседе-рассказе о длительностях, слушает и выказывает понимание новой темы.
- Учащаяся считает и хлопает тренажер «Паровозики», при необходимости сначала вместе с преподавателем.
Тренажер «Паровозики» из сборника нот И. Корольковой «Крохе-музыканту» 1-я часть
Фортепиано, банкетка, подставка для ног, наглядная схема-таблица «Длительности нот и пауз», карточки с изображением длительностей нот
Создание условий для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения.
Преподаватель предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся
Учащаяся активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев)
Этап закрепления нового материала. Разучивание новой песенки «Паровоз» И.Корольковой
Актуализация знаний о длительностях.
Учащаяся сможет применять на практике знания о длительностях.
Преподаватель предлагает проверить как учащаяся поняла и запомнила все длительности и разучить песенку «Паровоз». Для этого советует сначала найти в нотном тексте все известные ей длительности, потом прохлопать ритмический рисунок, считая вслух (размер 4/4), и наконец исполнить песенку на инструменте, считая вслух. Во время этого этапа занятия преподаватель контролирует правильность выполнения заданий учащейся, помогает считать вслух, при необходимости корректирует ее действия. При ошибках важно не просто исправить ребенка, а подтолкнуть наводящими вопросами его к самостоятельному нахождению правильного ответа.
Учащаяся разучивает песенку «Паровоз», выполняя предложенные преподавателем задания:
1)находит в песенке все изученные длительности,
2)хлопает ритмический рисунок песенки, считая вслух,
3)исполняет песенку, считая вслух (при необходимости несколько раз – пока не будет делать это достаточно уверенно).
Песенка «Паровоз» из сборника нот И. Корольковой «Крохе-музыканту»
Фортепиано, банкетка, подставка для ног
Актуализация субъектного опыта учащегося.
Исполнение в ансамбле выученной песенки
Активизация познавательной и творческой деятельности учащейся. Развитие слуховых, ритмических навыков. Обучение навыку ансамблевой игры.
Продолжение обучения навыку ансамблевой игры, более устойчивому чувству темпа, ритма, образному восприятию музыки, умению слушать партнера в ансамбле. Усиление интереса к обучению, творчеству.
Преподаватель предлагает исполнить песенку «Паровоз» в ансамбле. Играет вторую партию, слушает учащуюся, помогает «влиться» в правильный темп, подсказывает при ошибках нужную ноту или ритм. Спрашивает, понравилось ли учащейся играть в ансамбле, предлагает ей сыграть еще 1-2 раза.
Учащаяся выказывает интерес к предложению исполнить песенку в ансамбле. Исполняет произведение, слушая свою партию и партию преподавателя. Прислушивается к исправлениям и к советам преподавателя.
Песенка «Паровоз» из сборника нот И. Корольковой «Крохе-музыканту»
Фортепиано, 2 банкетки, подставка для ног
Самооценка, осознание учащейся значимости учебной деятельности, создание ситуации успеха.
Созданы условия для оценки собственной познавательной и творческой деятельности. Усвоение учащейся принципов самоконтроля.
Преподаватель проводит беседу с учащейся:
— Что больше всего понравилось делать?
— Довольна ли собой учащаяся?
Учащаяся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку.
Качественная оценка работы учащегося. Домашнее задание: мотивация деятельности учащейся по выполнению домашнего задания; инструктаж; Проверка понимания и способов выполнения д/з.
Создание ситуации успеха. Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы.
Положительно оценивает деятельность учащейся. Намечает план самостоятельной домашней работы учащейся.
(Закрепить знание длительностей, повторять песенку И. Корольковой «Паровоз», хлопать ритмические рисунки тренажеров «Паровозики»)
Слушает, дополняет учителя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.
Запись в дневнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: химия (9 класс), Тип урока Комбинированный. Урок изучения нового материалаЦель урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор.
Урок разработан по ФГОС.
Тема урока: «Упрощение выражений»Урок первичного предъявления новых знаний.
Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с.
Технологическая карта с дидактической структурой урока.
В результате освоения занятия у обучающихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и пре.
Технологическая карта заниятия по ОКФ «Работа над координацией движений при игре двумя руками» для учащихся 2-го года обучения, подходит для использования в ДМШ, ДШИ, детских развивающ.
Источник