- Уроки игры на фортепиано. Длительности нот и пауз
- Как обозначаются в нотной записи
- Как считать длительность ноты. Как объяснить ребенку длительность нот. Обозначение длительности нот
- Основа основ музыкальной теории
- Общие понятия в данном разделе
- Визуализируем музыкальные картинки
- Как объяснить ребенку длительность нот
- Длительность ноты и такт
- Обозначение длительности нот
- Ритм, размер и темп музыки
- Как объяснить ребенку длительности нот?
- До начала занятий
- Музыкальные часы
- Популярный метод «Яблоко»
- Разноцветные веревочки или фантики
- Нотки – это воздушные шарики!
- В сказочном королевстве!
- Распознаем доли и длительности
- Шаги и длительности нот
Уроки игры на фортепиано. Длительности нот и пауз
Как обозначаются в нотной записи
Вы заметили, что ноты выглядят по-разному? Есть черные, белые, с хвостиками и без, некоторые объединены в пары. Это принятые обозначения длительности нот.
Ведь ноту можно нажать и отпустить, тогда звук получится совсем коротким, а можно нажать и держать, тогда он будет длиться дольше. Если в произведении не соблюдать длительности, то оно может стать вообще не узнаваемым. Так что с этим понятием ознакомиться необходимо. Это не сложно:).
Сядьте за инструмент, нажмите любую ноту и ровно досчитайте до четырех. (кто забыл, как считать – раз, два, три, четыре). Отпустите клавишу. Поздравляю! Вы только что сыграли целую ноту! Такая нота записывается вот так:
А вот это — целая пауза. Ее длительность такая же , как у целой ноты — четыре счета.
Продолжаем считать до четырех и попробуем сыграть половинную ноту. Четыре разделить пополам это будет два. Так что считаем до двух и отпускаем клавишу, снова нажимаем ее и досчитываем недостающие три-четыре. Вот как эта половинная нота будет выглядеть:
Вы заметили, в чем разница между обозначением целой и половинной ноты? Целая нота немного приплюснутая и без палочки.
Половинная нота чуточку другой формы и с палочкой. Посмотрите внимательно, чтобы запомнить и не путать их. Сравните целую и половинную паузы. Вы видите различие? Они похожи, но все-таки различить можно. Если приглядеться, то они обе похожи на шляпы с полями. Когда пауза длинная, можно успеть снять шляпу, как бы здороваясь. (видите, шляпа вниз головой, как бы в руке у здоровающегося человека). А когда пауза половинная, здороваться некогда, пусть лежит себе на голове.
Дальше у нас четвертная нота. На каждый счет нажимаем клавишу. Получается так:
Раз-два-три — играем три раза ноту, на счет четыре будет четвертная пауза. Ее ни с чем не перепутаешь:)
Четвертная нота, в отличие от целой и половинной закрашена полностью.
Восьмая нота наполовину короче, чем четвертная. Это значит, что нужно играть по две ноты на один счет. Для удобства можно (и нужно) считать так:раз-и-два-и-три-и-четыре-и. Чтобы отличать эту ноту, ее рисуют с хвостиком:
На рисунке восьмая нота, восьмая пауза и две восьмых ноты, соединенные между собой (видите,они соединились хвостиками)
Есть еще шестнадцатые:
и тридцать вторые:
Их пока мы трогать не будем.
Теперь, когда мы узнали длительности нот и их расположение на нотном стане, мы можем играть простенькие мелодии. Например, чижик-пыжик из прошлого урока (ведь вы поняли, что это был Чижик-Пыжик?) выглядит так:
Поиграйте простые мелодии с первых страниц учебника для первого класса. Только те, в которых предусмотрена игра попеременно правой и левой рукой. В следующем уроке мы начнем учиться играть обеими руками одновременно. Скажем честно — это самое сложное.
У нас все впереди, ждите новых уроков, а пока — тренируйтесь! Успехов!
Источник
Как считать длительность ноты. Как объяснить ребенку длительность нот. Обозначение длительности нот
Ритм – основа музыкальной грамоты, теории этого вида искусства. Для того чтобы понять, что же такое ритм, как он считается и как его придерживаться, важно уметь определять длительность нот и пауз, без которых даже самая гениальная музыка была бы монотонным повторением звуков, лишенных эмоций, оттенков и чувств. Рассмотрим этот раздел сольфеджио более подробно, с самого начала и до конца.
Основа основ музыкальной теории
Практически каждый человек в свое время в той или иной степени обучался музыке. Кто-то ходил целенаправленно в музыкальную школу, кто-то брал частные уроки у преподавателей. Большинство детей получают базовые знания в общеобразовательных школах, где учитель рассказывает, как надо считать под музыку, бить рукой в такт, выдерживать паузы. Поэтому практически каждый на сегодняшний момент понимает, что такое длительность ноты, как эта величина может варьироваться и от чего она зависит. Кто-то понимал это лучше, у других не получалось попадать в доли вовсе. Поэтому если в детстве у вас с ритмом проблем не было, а музыкальные занятия казались вам интересным и захватывающим времяпрепровождением, то в данной статье вы найдете много интересного и, возможно, откроете в себе новый талант. Стоит отметить, что данный материал также может стать вашим учебником в процессе обучения ребенка музыке.
Общие понятия в данном разделе
Для того чтобы каждому читателю стало понятнее, что же это такое и как оно применяется на практике, а главное, как взаимодействует с музыкой, вынесем на рассмотрение основные понятия и их значения:
- Ритм – чередование слабых и сильных долей, которые присущи каждой музыкальной форме. Это своего рода организация звуков и их сочетаний.
- Размер – та последовательность ударов, которая разделяет любое произведение на равные временные промежутки. Эти промежутки мы и называем долями.
- Темп – скорость тех самых ударов, которые издает метроном — наиболее часто применяемый в музыке прибор. С его помощью определяется скорость исполнения того или иного произведения.
Длительность ноты – это понятие, которое содержит в себе все три вышеописанных термина. Ориентируясь на тип ноты, написанной в книге, можно определить ее размер. И вот мы подходим к самому интересному: какие бывают ноты, какова продолжительность звучания каждой из них, как они обозначаются на письме и как их читать? Ответы на все эти и многие другие вопросы читайте ниже.
Визуализируем музыкальные картинки
Первое, что нужно понять, изучая музыку, — это деление продолжительности звуков. Начальным пунктом у нас идет длительность целой ноты, так как именно она из всего звукоряда самая продолжительная по звучанию. Целая нота делится на половинки, или половинные длительности. В одной целой ноте насчитывается две половинки, которые, в свою очередь, также делятся пополам, образуя таким образом четвертушки, или четвертные длительности. Получается, что в одной половинной ноте — две четверти, а в одной целой — четыре. Так подобное деление, кратное четырем, может происходить бесконечно. Четвертушки делятся на восьмушки, те – на шестнадцатые, далее идут тридцать вторые, шестьдесят четвертые и так далее. Исходя из этого, приходим к выводу, что за то время, пока длится одна целая нота, может прозвучать восемь восьмушек или же шестнадцать шестнадцатых длительностей, что в конечном итоге и влияет на виртуозность и техничность конкретного произведения.
Как объяснить ребенку длительность нот
Подобная схема, конечно же, понятна каждому взрослому человеку, однако досконально ее не может постичь ребенок, который не знаком с математикой, у которого еще не такое богатое воображение и большой запас знаний. Но есть способ, который может заставить малыша понять эту часть музыкальной теории, и называется он — «деление пирога». Представим, что у нас есть целый торт, который имеет определенный вес. Он является целой нотой, которая длится определенное количество времени. Когда мы разрезаем пирог на две половинки, их суммарный вес не меняется, и занимают они ту же площадь. В роли аналогии выступают половинные длительности. Теперь каждую из половинок разрезаем пополам, получаем четвертушки. У нас получается четыре четверти, каждую из которых можно поделить на две восьмые. А в следующий раз попробуйте сделать иначе: разрежьте торт пополам, одну половинку разделите еще на две части (четвертушки), а вторую оставьте целой. Так у вас будет половинная и две четверти, то есть три части, но одна из них большая, а две другие — ее половинки.
Длительность ноты и такт
Все музыкальные звуки, как известно, объединяются в такты, содержание которых, в свою очередь, зависит от размера. Данный показатель может иметь следующие наименования: четыре четверти, две четверти, пять четвертей и так далее. Именно размер позволяет нам понять, как считать длительности нот, сколько различных долей может находиться в такте. За основу размера принято брать одну четверть, которая может повторяться два, три, четыре и более раз. В первом случае это будет размер 2/4 (две четверти), 3/4, 4/4, 5/4 (пять четвертей – один из самых интересных и сложных в исполнении). Если мы выбираем, допустим, 4/4, это означает, что в одном такте может поместиться или четыре четвертушки, или две половинки, или одна целая нота. Также там могут находиться любые другие долевые комбинации, которые в сумме будут представлять четыре четверти. Реже в произведениях можно встретить размеры, в основе которых лежит восьмая нота. Чаще всего второй показатель кратен трем, то есть мы получаем размер 3/8 (три восьмых), 6/8 и так далее.
Обозначение длительности нот
Теперь подходим к тому, как расшифровать напечатанную ноту, как определить по внешнему виду ее длительность. Итак, данный музыкальный знак (можно сказать, что он основной в этом виде искусства) всегда имеет головку, то есть основу. К ней может прилагаться штиль, а к штилю – хвост. Как же это влияет на длительность? Итак, целая нота, то есть самая большая, являет собой прозрачный (незаштрихованный) полукруг без прочих деталей. Половинные длительности также не заштриховываются, однако к ним приписываются штили – палочки, которые направлены вверх (для тех нот, которые располагаются в нижней части стана) или вниз (для более высоких звуков). Четвертушки также имеют штиль, но еще их головки полностью заштриховываются. К восьмушкам же мы пририсовываем штиль, к штилю – хвостик, а саму основу ноты закрашиваем. Что касается нот более меньшей длительности, то все они изображаются как восьмые, только у них двойные, тройные, четверные хвостики.
Ритм, размер и темп музыки
Как вы уже поняли, длительность ноты – это основа основ, без понимания которой нельзя далее изучать и понимать музыку. Техничность любого произведения зависит от того, из каких длительностей оно состоит и с какой скоростью их нужно проигрывать. Именно по этим показателям профессионалы распознают стилистику различных классических композиторов. Например, для И. С. Баха было характерным писать более протяжные произведения (хотя встречались и достаточно скорые), состоящие из половинных и четвертных долей, которые должны быть исполнены в медленном темпе. Ф. Шопен же писал пьесы, состоящие из восьмых и шестнадцатых (часто и из тридцать вторых), для которых был характерен весьма быстрый темп.
Источник
Как объяснить ребенку длительности нот?
Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.
Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:
Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
До начала занятий
Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.
Музыкальные часы
Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.
В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.
В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.
Популярный метод «Яблоко»
Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).
Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.
Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:
Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).
Дополнительные рекомендации
Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.
Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).
Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?
Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.
Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.
При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.
ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ
Разноцветные веревочки или фантики
Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.
Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).
Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:
Нотки – это воздушные шарики!
Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.
После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.
Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ
В сказочном королевстве!
Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.
Например, действующие лица могут быть такие:
- Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом.
- Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Королева же не может пройти мимо, вежливо не улыбнувшись.
- Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете.
- Пажи – дети-слуги в красивых камзолах и паричках, они повсюду сопровождают правителей чудной страны, несут королевскую шпагу и веер королевы. Они просто удивительно подвижны и предупредительны: готовы мгновенно выполнить любой каприз королевы.
Распознаем доли и длительности
Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.
Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.
Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.
Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:
Шаги и длительности нот
Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.
Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».
Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:
Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).
При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).
Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?
Источник