Основы нотной грамоты автор: Kelly Paletta
В этой серии уроков мы попробуем разобраться в основах нотной грамоты на примере самого распространённого размера 4/4. На первом уроке разберём длительности нот.
Длительность звука, время его звучания, зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Упругое тело (пластики барабана и кадушка) при своем колебании создаёт в окружающем воздухе звуковые волны. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем больше длительность звука.
Не будем вдаваться в излишние подробности, про пять линеек нотного стана и что ноты состоят из трех основных элементов – головки, штиля (палочки), и флажка, а сразу посмотрим на основные длительности нот.
На верхней нотной линейке изображены шестнадцатые ноты, ниже восьмые, на третьей четверти, на следующих — половинные и целая. Рисунок позволяет, во-первых, увидеть каким образом записываются данные длительности, а во-вторых, понять принцип кратности нот и то, какое их количество может содержать один такт размера 4/4. Из рисунка видно, что самой большой длительности (при условии неизменного темпа) соответствует целая нота (самая нижняя). Длительность половинной ноты в два раза меньше. Или другими словами – две половинные ноты равны по длительности одной целой. Все остальные ноты обозначают доли от целой ноты, полученные путем деления на две, четыре, восемь и т.д. частей.
Кратность длительностей удобнее всего рассмотреть на примере четвертей, которые в размере 4/4 являются единицами счета. Четвертная нота записывается в виде закрашенной головки и палочки (штиль).
Помните заполнение Ринго Старра перед припевом в песне Lucy in Sky with diamonds? Он играет его четвертями.
Каждая четверть может быть разбита на две восьмые или группу из четырех шестнадцатых (две верхние нотные линейки). Будет еще нагляднее, если Вы проведете воображаемую черту вниз после каждой группы шестнадцатых через все нотные линейки. Так Вы поймете, как могут и должны располагаться ноты в такте и как соотносятся между собой их длительности.
В начале каждого нотного текста ставится размер произведения: две цифры в виде дроби. Верхняя указывает, сколько единиц счета содержится в такте, а нижняя – какие это единицы. Размер 4/4 означает, что в каждом такте содержится четыре единицы счета.
Разберем простой пример: если в такте стоит целая нота, то никаких других длительностей такт размером 4/4 содержать больше не может.
Половинная нота звучит (играется, занимает) две доли такта, следовательно, остальные доли (третья и четвертая) могут содержать две четверти, четыре восьмых или восемь шестнадцатых.
Многие известные барабанщики, Peter Erskine, Billy Ward и другие, любят повторять, что промежутки между нотами – самое важное. В этой части урока мы рассмотрим, как в нотной записи обозначается тишина. Паузы записываются специальными знаками. Длительность пауз соответствует длительности нот. Любая длительность – целая, половинная, четверть, восьмая и т.д. может быть выражена паузой.
Наименование и расположение пауз на рисунке совпадают с рисунком, изображающим ноты – на верхней линейке пауза длительностью одна шестнадцатая, на нижней – целая. Кратность и возможное количество пауз в такте 4/4 также аналогично нотам.
Скорость и темп.
Темпом называют частоту пульсирования метрических долей. Важно понимать, что длительность нот может служить индикатором скорости только при условии неизменного темпа. Восьмые ноты обозначают в два раза меньшую скорость, чем шестнадцатые, т.к. длительность «восьмушек» в два раз больше. Точно так же четверти обозначают в два раза меньшую скорость, чем восьмые. Но это относительно друг друга, без соотношения с единицами времени. Темп – это индикатор соотношения времени и играемых нот. Темп обычно определяется количеством ударов в минуту (beats per minute — bpm) в следующем формате:
Это «математическое» равенство означает, что в минуту времени играется 120 нот длительностью в одну четверть (две четверти в секунду) и все другие длительности должны быть сыграны в соответствие с этим (240 восьмых, 60 половинных в минуту). Как вы понимаете, четверти, играемые в быстром темпе, скажем 290 bpm в стиле бибоп (bebop, направление джаза), будут значительно быстрее восьмых в поп-балладе. Поэтому когда друзья спрашивают Вас об умении играть на бас-барабане 32-ые, с гордостью и честно отвечайте «Конечно!»
Так как, повторюсь, длительность нот относительна, и 32-ые в темпе 4 bpm не такие уж и быстрые.
После столь близкого знакомства с длительностями нот и пауз, давайте приступим к отработке изученного на малом барабане. Для начала разберем некоторые фразы, которые могут вызвать трудности. Во избежание затруднений, распишите каждый счет четвертями 1, 2, 3, 4 — шестнадцатыми 1e&a, 2e&a, 3e&a, 4e&a (или в русском варианте счета 1таИта – прим. переводчика). Считайте (а лучше пропевайте) все время, даже если стоит пауза.
Второй такт: пауза-восьмушка на счет 3.
Четырнадцатый такт: пауза-шестнадцатая на счет 3.
Источник
основы нотной грамоты. нотная запись ударной установки. урок 4. Kelly Paletta
Итак, мы уже многое знаем о нотах. Чтобы не усложнять, ноты в упражнениях были написаны между третьей и четвертой строками нотного стана, где обычно записываются партии малого барабана. Но как же перенести на бумагу партии для целой барабанной установки? Все просто. Каждой строке и интервалу между строками соответствует определенный элемент установки. Например, ноты между первой и второй строкой обычно пишутся для бас-барабана. А на третьем межстрочном интервале, как мы уже говорили, для малого барабана.
Нужно учесть, что ноты для барабанов (в отличие от нот для других инструментов) не отражают высоту настройки самих барабанов, другими словами, бас-барабан может быть настроен под какую угодно ноту, но будет записываться там, где пишется нота «фа». Партия малого барабана Carter Beauford, звук которого сухой и трескучий, на бумаге будет там же, где и партия глухого малого барабана Don Henley. Так что, специфика настройки барабанов никак не влияет на расположение нот на нотном стане.
Однако, это не значит, что ноты для определенного барабана могут располагаться только на определенной строке и нигде больше. В разные годы существовали свои стандарты, да и сейчас нет четких и жестких правил о том, партию какого барабана в установке отражает каждая строка или межстрочный интервал. Во избежание недоразумений, обычно приводится ключ, где объясняется, какая строка нотного стана какому инструменту соответствует. На рисунке показано, как обычно выглядит такой ключ.
Разберём нотную запись некоторых ритмических рисунков. Ниже приведены партии для ударной установки, состоящие из шестнадцатых нот, восьмых, восьмых с точкой и четвертей.
В предыдущих уроках, упражнения были написаны с использованием одной нотной линейки. Вам покажется сложным чтение упражнений в транскрипции для всей установки. Не легко будет для глаз, рук и ног. Но существует несколько приемов, которые помогут справиться.
В первую очередь – расслабьтесь. Очень легко запутаться, пытаясь сходу оседлать новый материал. Большинство упражнений не должны быть легкими. Не стоит настраивать себя на то, что вы сможете сыграть на «отлично» с первого раза, или даже с сотого. Как правило на отработку незнакомого рисунка придется потратить несколько минут, часов, или даже дней.
Во-вторых, начинайте медленно, можно разделять паттерны на несколько частей, которые легко осмыслить. Как говориться, если не можете проглотить слона целиком, делайте это по кусочкам. Чтение нотной записи это не самая легкая область музыки.
Барабанное соло может выглядеть весьма устрашающе, но разбирая ноту за нотой все не так сложно как на первый взгляд. Разбивайте сложный материал на более легкие для понимания составляющие, небольшие группы нот. Начинайте с маленьких фраз и постепенно продвигайтесь дальше, пока не сможете сыграть все полностью.
Для иллюстрации, приведенные ниже упражнения являются частью упражнения № 7, с которым мы уже сталкивались чуть ранее в этой статье. Переходите к следующей нотной линейке только после того, как несколько раз сыграете предыдущий рисунок. Считайте про себя («раз и два и» или шестнадцатыми «1 е & a», уан и энд а), играйте под метроном или драм-машинку для того чтобы быть уверенным, что выдерживаете паузы. Следует обязательно пропевать паттерн который предстоит сыграть.
В заключении небольшой музыкальный фрагмент для игры на всей установке.
И помните, только практика позволяет быстро читать ноты. Для достижения хороших навыков, нужно прочитать тонны материала, гораздо больше, чем мы встретили за эти уроки.
Следующий урок будет посвящен триолям. До встречи!
Источник
Нотная грамота для барабанщиков
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Источник