Длительности нот урок для детей

Длительности нот урок для детей

1. Проверка домашнего задания.

2. Объяснение понятия «длительности нот».

При изучении этой темы ребенок испытывает определенные трудности. Усвоению соотношений длительности и счета поможет сказка «Дружная семья». Все мы знаем, что дети намного подвижней взрослых. Это и легло в основу сказки. В ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные — мамами и папами, половинные — бабушками, а целая — прабабушкой. Все это наглядно объясняет соотношение длительности и счета.

Не следует бояться, что в начале ребенок вместо конкретного названия длительности ноты (например, половинная) будет называть ее бабушкой. В этом случае важно попросить ребенка вспомнить настоящее название длительности данной ноты. От употребления и того, и другого названия длительности (бабушка — половинная) постепенно можно перейти к использованию только настоящего названия.

3. Выполнение заданий 11, 12, 13.

4. Разучивание русской народной песни «Петушок».

Пьеса разучивается пока без счета, так же как предыдущие. В основу берется ритм стиха. Задача ученика — справиться с исполнением пьесы двумя руками и уметь называть, какими длительностями она написана.

5. Слушание пьесы Н. Гофе «Канарейка».

Перемена. Чтение стихотворения И. Сурикова «Утро».

Жила-была большая дружная семья: прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки. Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им продлить счёт, и придумали: после каждого числа решили добавлять букву «и». Сказано — сделано.

По дороге бегут ребятишки
И считают шаги-шалунишки,
А выходит у них вот так:
Что ни счёт — то шаг.
Раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
Видишь как быстро они бегут.

Мамы с папами их услыхали
И шаги свои вмиг сосчитали:
Раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
Вот что у них получилось.

Ну и бабушки, чтоб не отстатть,
Тоже стали шаги считать:
Раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
Вот так.

Тут пробабушка тихо сказала:
— А я тоже шаги сосчитала:
Раз-и, два-и, три-и, четыре-и.
Ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли,
Считать шаги устали
И пошли домой отдыхать.
Значит, сказку пора кончать.

ЗАДАНИЕ 11
Запомни длительности нот. См. Приложение.

ЗАДАНИЕ 12
Попробуй пошагать пальцами по двум соседним клавишам походкой ребят, их мам и пап, шагами бабушек и прабабушек. При этом считай вслух их шаги. Это же задание повтори, хлопая в ладоши или играя в бубен

ЗАДАНИЕ 13
Запомни, как пишутся ноты:
Четвертная и половинная ноты записываются
так или так. Восьмые ноты записываются так или так.
Палочка, которая пишется сбоку от ноты, называется штиль.
См. Приложение.

ПЕТУШОК
Русская народная песня
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.

КАНАРЕЙКА
В клеточке весело я летаю,
Вкусные зернышки я клюю,
Грусти и устали я не знаю,
Звонкую песенку я пою.

Но если в дом грусть заглянет —
Хозяйку развеселю.
Ей радостно сразу станет,
Я очень ее люблю!

В клеточке весело я летаю,
Вкусные зернышки я клюю,
Грусти и устали я не знаю,
Звонкую песенку я пою.

УТРО
Ярко светит зорька
В небе голубом,
Тихо всходит солнце
Над большим селом.

И сверкает поле
Утренней росой,
Точно изумрудом
Или бирюзой.

Сквозь тростник высокий
Озеро глядит,
Яркими огнями
Блещет и горит.

И кругом все тихо,
Спит все крепким сном;
Мельница на горке
Не дрогнет крылом.

Над крутым оврагом
Лес не прошумит,
Рожь не колыхнется,
Вольный ветер спит.

Но вот, чу! в селеньи
Прокричал петух,
На свирели звонкой
Заиграл пастух.

И село большое
Пробудилось вдруг.
Хлопают ворота,
Шум, движенье, стук.

Вот гремит телега,
Мельница стучит,
Над селом птиц стая
С криками летит.

Мужичок с дровами
Едет на базар.
С вечною тревогой
Шумный день настал.
И. Суриков

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполни задания 11, 12, 13.
2. Выучи наизусть пьесу «Марш» (см. урок11)
3. Выучи русскую народную песню «Петушок» с указанными в нотах пальцами.

Источник

Презентация «Длительности нот»
презентация к уроку по музыке по теме

Знакомство учащихся 1 класса с длительностями нот, счётом.

Скачать:

Вложение Размер
dlitelnosti_not.pptx 583.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Длительности нот Выполнила: Полибина Марина Владимировна преподаватель МОУ ДОД «ДМШ №2» Республика Мордовия, г. Саранск

Нотные знаки Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами. Нотные знаки состоят из следующих частей: 1-флажок, 2-штиль, 3-головка ноты.

Каждая нота имеет свою длительность. Познакомимся с дружной семьей нот.

Целая нота ПРАБАБУШКА ЦЕЛАЯ НОТА

Половинная нота ДВЕ БАБУШКИ ПОЛОВИННЫЕ НОТЫ

Четвертная нота МАМЫ С ПАПАМИ ЧЕТВЕРТНЫЕ НОТЫ

Восьмая нота СТАРШИЕ РЕБЯТИШКИ ВОСЬМЫЕ НОТЫ

Шестнадцатая нота МЛАДШИЕ РЕБЯТИШКИ ШЕСТНАДЦАТЫЕ НОТЫ

Знакомимся с семьей нот Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять придумали ребятишки себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная и им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали как им продлить счет и придумали:после каждого числа решили добавлять букву «И». Сказано — сделано. По дороге бегут ребятишки И считают шаги — шалунишки, А выходит у них вот так: Что ни счет — то шаг.

Малыши бежали парами, так и считать стали РАЗ – И, ДВА – И, ТРИ – И, ЧЕТЫРЕ – И

Старшие ребятишки считали каждый себя РАЗ – И, ДВА – И, ТРИ – И, ЧЕТЫРЕ — И

Мамы с папами их услыхали и тоже шаги свои посчитали и вот что у них получилось РАЗ – И, ДВА – И, ТРИ – И, ЧЕТЫРЕ — И

Ну и бабушки чтобы совсем не отстать,тоже стали шагать и считать РАЗ – И, ДВА – И, ТРИ – И, ЧЕТЫРЕ – И

Тут прабабушка тихо сказала : — А я тоже шаги считала. Ой как медленно шла она! РАЗ – И, ДВА – И, ТРИ – И, ЧЕТЫРЕ – И

ЗАПОМНИ ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ: ИХ ВИД, НАЗВАНИЯ И СЧЕТ!

Источник

«Знакомство с длительностями». Занятие IV из цикла занятий по обучению нотной грамоте

Папанова Алла Владимировна
«Знакомство с длительностями». Занятие IV из цикла занятий по обучению нотной грамоте

Цель:

— познакомить с понятием длительности нот.

Задачи:

-продолжать знакомить с нотной грамотой,

— развивать координацию слуха и движений,

— развивать мышление – проводить аналогию между дольками яблока и длительностями нот,

-побуждать детей самостоятельно выбирать танец и танцевать его,

— укреплять силу мышц детей через общеразвивающие упражнения,

— развивать быструю реакцию и фантазию в игре.

Материал:

— изображения длительностей нот и яблока,долек яблока соответственно длительностям нот,

Вход. Марш. муз. С. Чернецкого.

Орг. момент:

М. р. : Сегодня я вам, ребята, хочу рассказать ещё одну сказку. В волшебном лесу жила-была добрая девочка. Пошла она по лесу гулять и увидела большое красивое яблоко. Подняла его и пошла дальше

(изображение яблока выкладывается на фланелеграфе).

Встретился ей зайчик, она поделилась с ним яблоком и пошли они дальше

(на фланелеграфе на строке ниже выкладываются две половинки яблока). Встретились им два бельчонка, и с ними они поделились своими яблоками (выкладывается третий ряд четыре четвертинки яблока).

Пошли они все вместе дальше.

Встретилась им целая семья ёжиков- папа, мама, дочка и сыночек. И с ними опять поделились девочка и звери своими яблоками

(выкладываются на фл. восемь восьмушек яблока)

Затем проводится аналогия с нотами — выкладываются рядом с яблоками изображения нот.

Сначала была целая нота, потом половинная, четверть, восьмая.

Мелодия, её ритмический рисунок складывается из нот различных длительностей, поэтому музыка такая разнообразная и неповторимая.

Посмотрите,я выложу из нот различной длительности ритмический рисунок песни. (музыкальный руководитель может представить любую знакомую для детей песню)

М. Р. Разнообразная музыка очень нам нравится, особенно когда мы сами играем. поём и танцуем.

Но сначала нам нужно сделать Разминку.

Комплекс упражнений в парах.

1. Ходьба и бег парами по кругу со сменой направления по сигналу.

2. И. п. :Стать спиной друг к другу, держась за руки.

1,2,3,4 – поднять одновременно руки вверх,

3. И. п. : Стать прямо лицом друг к другу, взяться за руки, скрестив их, ноги на ширине плеч.

1,2 – поворот вправо,

5,6 – поворот влево,

4. И. п. :Сидя на полу, взяться за руки, ногами упереться в стопы другого -«Насос».

Наклоны поочередно в сторону одного из детей.

5. И. п. :Стать прямо, лицом другу к другу, взявшись за руки.

1,2 – присесть одновременно,

6. И. п. :стать прямо лицом друг к другу взявшись за руки.

Легкие прыжки на носочках с продвижением по кругу.

Каждое упражнение повторяют 6-8 раз.

М. р. : Вот теперь мы готовы танцевать. Какой танец вы хотите сегодня вспомнить? Какие в нём особенности, движения? Кто может нам показать? (дети выбирают танец по желанию)

А закончим мы занятие знакомой игрой с бубнами!

Итог. М. Р. : Что нового, вы узнали сегодня о нотах?

Игра «Весёлая гамма» Авторская музыкально-дидактическая игра «Весёлая гамма» Цель: Развитие музыкальных способностей и творческой активности детей. Задачи:.

Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки» Цель: Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с нотными.

Источник

Как объяснить ребенку длительности нот?

Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.

Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:

Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

До начала занятий

Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.

Музыкальные часы

Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.

В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.

В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.

Популярный метод «Яблоко»

Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).

Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.

Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:

Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).

Дополнительные рекомендации

Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.

Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).

Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?

Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.

Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.

При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.

ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ

Разноцветные веревочки или фантики

Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.

Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).

Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:

Нотки – это воздушные шарики!

Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.

После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.

Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ

В сказочном королевстве!

Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.

Например, действующие лица могут быть такие:

  • Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом.
  • Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Королева же не может пройти мимо, вежливо не улыбнувшись.
  • Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете.
  • Пажи – дети-слуги в красивых камзолах и паричках, они повсюду сопровождают правителей чудной страны, несут королевскую шпагу и веер королевы. Они просто удивительно подвижны и предупредительны: готовы мгновенно выполнить любой каприз королевы.

Распознаем доли и длительности

Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.

Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.

Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.

Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:

Шаги и длительности нот

Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.

Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».

Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:

Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).

При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).

Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?

Источник

Читайте также:  Где продать аккордеон баян
Оцените статью