- GuitarLine.Ru
- Почему стоит изучить расположение нот на грифе
- Нужно ли учить ноты для гитары?
- Преимущества нот перед табами
- Сложно ли изучить нотную грамоту?
- Как играть осознанно
- Нужно ли гитаристам учить ноты или можно обойтись лишь табулатурами и цифровками?
- Комментарии
- Я долго сомневался нужны они
- См ниже
- Как то на одном уроке мой
GuitarLine.Ru
Почему стоит изучить расположение нот на грифе
Опубликовано: 22.12.2009, автор: sMiles
Начинающих гитаристов, когда они видят как играют профессионалы, мучает один и тот же вопрос — как научится так играть. Ответ не может быть однозначным, он конечно состоит из множества пунктов и пунктиков. Однако, сегодня хотелось бы осветить тему, которой мало кто уделяет внимание в начале своего обучения, тем самым лишь усложняя себе жизнь. Есть некоторые вещи, которые приходиться делать в жизни, несмотря на то, что они могут нам не нравиться. Например, чтобы получить какие-то перспективы на будущее нужно как минимум, окончить общеобразовательную школу. Тем самым государство обеспечивает себе определенную планку, ниже которой граждане государства не могут упасть в своем развитии. Так же и в обучении игре на гитаре, есть база, которую необходимо знать.
Условно гитаристов можно разделить на две части: профессионалов и тех, кто еще не выучил расположение нот на грифе. Да, именно так, многие гитаристы, которые занимаются довольно долго на гитаре, занимаются не тем, чем им следовало бы. Тут может пригодиться помощь преподавателя, но если гитарист уже воспитал в себе эго и хочет заниматься «по своему», то было бы неплохо, если бы он догадался выучить расположение нот на грифе.
Не зря множество образовательных курсов и сайтов посвящены теме изучения грифа. Это одна из основ вашего будущего в мире гитары.
Если вам кажется, что не стоит этому придавать особое значение и можно продолжить тренькать пару квинт и напевать Nirvana, то вот вам несколько идей зачем же нужно знать гриф:
Вы сможете быстрее ориентироваться в аппликатурах аккордов. Обычно для начинающего гитариста, довольно сложно быстро менять аккорды во время исполнения песни, а уже тем более находить нужный аккорд или обращение аккорда, читая ноты с листа. Зная расположение нот и интервалов на грифе, вы сможете довести эти процессы до автоматизма. Так вы перестанете постоянно думать о том, какой же будет следующий аккорд и какая у него аппликатура, и сможете в полной мере погрузиться в исполнение музыки.
Со знанием грифа приходит и легкость в исполнении гамм и ладов на гитаре, так как гитаристу достаточно будет знать только какие знаки альтерации есть в гамме. Некоторые гитаристы пытаются разделить изучение грифа и игру гамм как две различные задачи. На мой взгляд, это в корне не верно. Игра гамм позволяет нам лучше узнать гриф и начать ориентироваться на нем. С другой стороны, изучая расположение каких-то ключевых нот, мы развиваем свой навык в освоении гамм и их беглом воспроизведении. Так что занимайтесь этой задачей в комплексе.Хотя иногда полезно наклеить на гриф названия нот.
Возвращаясь к плюсам знания расположения нот на грифе гитары, следует помнить, что чем лучше вы знаете гриф, тем проще вам снимать музыку любимых исполнителей на гитаре. А съем композиций гитаристов это один из лучших способов научиться играть. Вы наверное слышали истории о том, что гитаристы в СССР не имели возможности получить какую-либо литературу по электрогитаре из-за рубежа, приходилось многое играть по слуху. Один из моих первых преподавателей гитары, рассказывал историю как он пытался исполнить вступление к песне Van Halen Hot For Teacher, но на тот момент он не имел ни малейшего представления о том что во вступлении звучит теппинг. Послушайте это соло и попробуйте его сыграть переменным штрихом. Тяжело?
Знание грифа, так же позволит вам лучше читать с листа, а именно этот навык может пригодиться многим гитаристам, которые свяжут свою жизнь с профессией музыканта.
Кроме того, зная ноты на грифе, вы лучше будете ориентироваться в музыкальной теории. Вы сможете выучить интервалы и трезвучия в различных расположениях и инверсиях, а это позволит вам общаться с остальными музыкантами на одном языке, что только положительно скажется на ваших навыках музыканта и карьере.
Если этих причин для того, чтобы начать изучение грифа вам мало, вот небольшая история из жизни, которая произошла со мной.
Когда я еще учился в школе и брал частные уроки игры на гитаре, у меня была толстенная тетрадь с аккордами и ритмическими рисунками, многие в школе знали о ее существовании. На тот момент сборники аккордов то ли были не так распространены, то ли просто лень было что-то искать или покупать, в общем, многие одноклассники спрашивали меня как взять тот или иной аккорд.
И вот однажды ко мне подходит один знакомый и спрашивает:
«Покажи аккорд ебимоль?»
Не сразу я понял, что он имел ввиду аккорд Eb.
Если хотите не выдавать такие перлы, начните работу над изучением расположения нот на грифе и выучите базовые аккорды для гитары. И не бойтесь того, что придется поработать, на гитаре всего 6 струн, а ведь есть инструменты и посложнее:
Начните учить ноты, к тому же, есть для этого есть 4 проверенных способа.
Источник
Нужно ли учить ноты для гитары?
Стоит ли изучать ноты гитаристу?
Многие, начинающие играть на гитаре, задаются вопросом: стоит ли изучать ноты, когда есть такая прекрасная и удобная вещь, как табулатура? Да действительно играть по табулатуре на первый взгляд удобно и просто, однако вы никогда не задумывались, почему опытные гитаристы отдают предпочтение нотам и так не любят табы? Этому есть несколько простых объяснений.
Преимущества нот перед табами
1.Ноты универсальны, по ним можно играть не только на гитаре, но и на любых других музыкальных инструментах;
2. Ноты имеют длительность, поэтому музыка, преобразованная в ноты, легко читается с листа и уже нет необходимости использовать “Гитар Про табы” и другие программы для прослушивания табулатуры и нот;
3. Играть по нотам более удобно, при виде нотного стана с опытом все ноты просто сразу проецируются на гриф гитары. Когда же гитарист видит табулатуру, его мышление занимает небольшой расчет, что замедляет время поиска нужной струны и лада.
4. Вы ничем не ограничены. Возможно кто-то не знает, но на грифе гитары, одну и ту же ноту, можно брать в нескольких местах. К примеру, нота ми третьей октавы будет звучать на первой открытой струне, на пятом ладу второй струны и на девятом ладу третьей струны. В связи с чем, появляется возможность подобрать оптимальную аппликатуру.
5. Ноты всегда качественнее, чем табы, и найти нужные вам ноты не так и сложно. Кроме того, что в нотах имеются длительности, часто расставляют динамику и пишут удобную аппликатуру для обеих рук. Динамика придает неповторимую окраску произведению, благодаря удобству и многовариантности аппликатуры движения рук ничем не ограничены, а мелодия может звучать в любой тембровой окраске.
6. Нотная запись имеет распределения по голосам. Играющий по нотам, сразу же может различить, где мелодия, а где аккомпанемент, лишь взглянув на нотный стан, чего лишены те, кто пользуется табами. Распределять голоса важно при исполнении композиции, так как именно это создаёт ощущение полифонии, как будто играют сразу две или три гитары.
Сложно ли изучить нотную грамоту?
Подведем итоги. Не нужно бояться нотной грамоты. На первых порах достаточно только запомнить расположение нот на грифе гитары и на нотном стане. Понять только суть того, в какой последовательности идут ноты в нотоносце и на гитаре. После того как вы научитесь более менее играть по нотам, не разбираясь особо в длительностях, тональностях и октавах, можно приступать к более глубокому изучению теории музыки – понять динамику произведения (тише, громче, быстрее, медленнее…), и разобраться в длительностях нот.
Советую обратиться к преподавателю музыки или человеку, разбирающемуся в нотах. За полчаса можно понять всю суть нотной грамоты.
Как играть осознанно
Меня часто спрашивают как научиться самому делать переложения для гитары. Мой ответ – это, во-первых, научится играть осознанно, понимая что вы играете и почему здесь такой звук, или такой аккорд, изучать теорию музыки, гармонию (учение об аккордах и и их взаимодействии), не путать с гармонью. А это всё изучить не зная нот, зная только табы невозможно. Последние нужны только для разбора где какая нота на каком ладу, без указания длительностей, динамики и т.д. Если вы хотите продвинуться намного дальше в изучении музыки и гитары, то изучения нот вам никак не избежать.
Источник
Нужно ли гитаристам учить ноты или можно обойтись лишь табулатурами и цифровками?
Комментарии
Я долго сомневался нужны они
Я долго сомневался нужны они гитаристам, эти ноты, или нет. Однако, прикинув все, посмотрев, что показывает повсеместная практика и истории из жизни крупных музыкантов, я пришел к выводу, что мне ближе ответ номер один — Изучение нот зависит от поставленных задач и не всегда обязательно. Если не вдаваться в то, как без нот играют самородки типа Пако де Люсии да и ещё многие и многие, я подумал, что если человек ставит своей целью попеть под гитару в компании друзей, выучив перед этим песни по слуху или по цифровке, то зачем ему эти ноты сдались?! У него же просто другая задача))) Все просто. Пусть этот пример и примитивен, но все же.. Когда человек поймет, что он хочет большего — он сделает большее. Другое дело, что понятие это может прийти разными способами. То ли музыка «навеет», то ли учитель скажет или друг, мол, надо. Но по сути обойтись без нот можно. ОДНАКО. Именно благодаря этим значкам порой гораздо проще объяснять сложные вещи. Не у всех получится быть Пако, однако не все же к этому и стремятся. Если говорить о классической гитаре, то здесь однозначно — без нот никуда, потому что вся эта культура основана на школе, на традициях. Запись нот — тоже традиция. Ведь это пришедшая в результате эволюции музыкальная письменность. Таким образом, если человек занимаясь на гитаре хочет развиваться в сторону музыкального исполнительства в разных стилях, жанрах, то ему необходимы как воздух знания нот. В других случаях можно обойтись без этих знаний. Правда должно быть отличное музыкальное чутье, острый слух и фанатичная увлеченность экспериментами с инструментом. Тогда шансы на каком-то , опять же, этапе обойтись без знаний нот увеличиваются, но в то же время придется прибегнуть к каким-то другим обозначениям, к тому, что будет понятно самому себе в первую очередь как будет играться то или иное место, как его запомнить и пр.
Ну вот. Какие будут ещё мнения?.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
См ниже
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Как то на одном уроке мой
Как то на одном уроке мой учитель поправил меня, указав на одну неточность в исполнении. Я уже не помню, что это была за ошибка. скорее всего-я не обратил внимание на фразировку. Пока он объяснял мне идею произведения, он произнес следующую фразу: «гитаристам часто нужно объяснять то, что виолончелисты знают с самого начала». Я попросил пояснить, в чем принципиальная разница между первыми и вторыми. Он попытался ответить коротко, чтобы не занимать время урока, но тем не менее дал пищу для размышлений. Попытаюсь сформулировать.
Думаю я не ошибусь, если скажу, что гитара-самый популярный на сегодняшний день инструмент. Можно конечно попробовать собрать точные данные, и цифры будут внушительными. Многим хотелось хоть раз в жизни подержать гитару в руках, кто то порывался ее освоить, кто то научился играть для себя или для компании друзей. При этом многие из этих людей даже не думали попробовать освоить флейту, скрипку, саксофон, кларнет или любой другой инструмент. Некоторые профессиональные пианисты или вокалисты начинают преподавать гитару, при этом не умея на ней играть. Почему? Жизнь тяжелая, семью кормить надо, зарплату задерживают, а фортепиано не в моде, все хотят играть на гитаре. У меня сложилось впечатление, что хороших гитаристов (нет, не гениальных, не талантливых, а просто хороших музыкантов) не так уж много, если брать в процентном соотношении — хорошие гитаристы/люди играющие на гитаре. То есть в большинстве случаев немногие воспринимают гитару как музыкальный инструмент. Многим кажется, что гитару достаточно приобрести, и она будет играть сама, ну или освоить ее не представляется сложным. Она может казаться неким подобием бесплатного музыкального сопровождения шумных вечеринок, простейшим способом превратить стихи поэтов-любителей в песни, либо просто обязательным атрибутом в домашнем хозяйстве, причем как правило-декорацией на стене.
К чему такое длинное предисловие? А это попытка ответить на вопрос-что знают виолончелисты с самого начала, а гитаристам надо объяснять. Виолончелисты знают, что у них в руках-музыкальный инструмент, а гитаристы порой об этом забывают. Я конечно же не про Лео Брауера, Андреса Сеговию, Пако де Люсию. Я про многих начинающих гитаристов, которые беря гитару в руки думают не о том, что это инструмент, а о том, что это КРУТО. Иногда решающим фактором в выборе инструмента у них являются цвет, форма, иногда раскрученная торговая марка, а не звук. Я не особо рад такой тенденции. В результате складывается мнение, что гитаристы отличаются от музыкантов. Кстати, у многих профессиональных музыкантов-пианистов, вокалистов, виолончелистов и прочих, дома есть хотя бы одна гитара. Я замечал и у них подобную тенденцию. То есть-они могут в совершенстве владеть анализом музыкальной формы, уметь создать из звуков своего инструмента бесподобные музыкальные образы, но как только они берут гитару в руки, они сразу забывают о том, что аккорд-это сочетание звуков, а не конфигурация пальцев на грифе. Обидно за мой любимый инструмент.
Так вот, нужны ли гитаристам ноты? Скорее желательны. Конечно, кто хочет попеть в компании друзей, может обойтись без них, задача не та. Но это скорее не гитаристы, а люди любящие петь под гитару. В принципе тоже жанр, имеющий право на существование. Я не против.
Мне не нравится другая тенденция. Многие берут гитару в руки, чтобы достичь небывалых высот. Причем-они не хотят становиться музыкантами, они хотят стать сразу звездами. Выйти на сцену и забубенить виртуозный соляк. Что ж, в принципе тоже, неплохая мысль, я и сам такой )). Вот тут как раз ознакомиться не мешало бы не только с инструментом, но и с нотами, теорией, заняться сольфеджио, паралельно ознакомиться с историей музыки, и только после этого понять, что ты еще далек от совершенства, ибо совершенству предела нет. Многие из таких гитаристов даже делают себе неплохую карьеру, но игра у них напоминает формулу-быстрее, выше, сильнее, но не музыкальнее. Конечно как показала практика-многие самородки перевернули музыкальный мир, при этом не зная нот. Всмомните хотя бы геинального блюзмена Би Би Кинга, который кстати всю жизнь говорил-если бы мне предоставилась возможность, я бы с удовольствием получил бы музыкальное образование. Да, не у всех есть возможность получить его. Но если есть возможность выучить хотя бы ноты и освоить хотя бы элементарную теорию-не стоит отказываться. Тем более что это несложно, нот всего семь, то есть в 4 с половиной раза меньше чем букв.
Хотя есть еще другая тенденция среди профессиональных музыкантов — они работали долго и кропотливо, чтобы стать профессионалами, соответственно отустсвие каких то навыков у других музыкантов считают недостатками. Увы-это не совсем так. Ибо музыка-это способ выразить свои мысли, взгляды, мировозрение и чувства посредством звуков. Можно научиться теории, можно получить диплом с отличием, но ничего в музыке так и не сказать.
Источник