- GuitarLine.Ru
- Обращения аккордов
- Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)
- Обращение аккорда
- Смотреть что такое «Обращение аккорда» в других словарях:
- Какие существуют обращения трезвучий различных ладов
- Чем же трезвучие отлично от остальных аккордов
- Как образуется обращение любого аккорда
- Почему трезвучие и его обращения считаются основами любой мелодии
- Как видоизменяются другие аккорды
- Другие наименования обращений аккордов
- Зачем нужно менять структуру аккорда
- Заключение
GuitarLine.Ru
Обращения аккордов
Опубликовано: 01.06.2010, автор: sMiles
Недавно мы уже рассматривали аккорды гаммы С мажор, и научились строить аккорды на любой ступени мажорной и не только гаммы. Техника, в общем-то не сложная, достаточно взять исходную ноту(тонику) и взять от нее последовательно две терции, так мы получим трезвучие, которое и будет аккордом.
Кроме того что аккорды могут строиться на ступенях гаммы, мы так же можем строить аккорды с различными нотами в басу, как например в одном из постов прошлой недели, где мы строили аккорды гаммы G мажор с тоникой в басу.
Сегодня давайте опять вернемся к теме аккордов, попутно затронем тему различных тоник в басу одного и того же аккорда и посмотрим как это можно использовать в ваших занятиях. Тема сегодня будет — обращения аккордов.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного.
«обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит.
Для трезвучий существует соответственно только одна главная форма аккорда и 2 обращения.
Первое обращение (с терцией в басу) называется секстаккордом, второе обращение(с квинтой в басу) называется квартсекстаккордом. Оба названия содержат в себе названия соответствующих интервалов между основанием аккорда и основным тоном. В случае секстаккорда между основанием аккорда(нотой E) и тоникой аккорда интервал секста. В квартсекстаккорде расстояние от квинты в басу до тоники равно кварте, а от основания аккорда до верхней E — секста.
Первое обращение(секстаккорд) в музыкальной литературе может обозначаться цифрой 6, второе обращение одновременно двумя цифрами 6 и 4, написанными одна под другой.
Давайте построим обращения трезвучия C, уже понятно, что у нас будет для каждого обращения своя форма, то есть три различных варианта аккорда C. Но на гитаре есть 6 струн, если сгруппировать их по три подряд, получиться 4 варианта.
Итого у нас возможны 12 различных форм мажорного аккорда и его обращений.
Ниже представлены обращения аккорда С мажор с основанием аккорда на 3,4,5 и 6 струнах.
Источник
Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)
Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:
- Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
- Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
- Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.
Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.
На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.
Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль». Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до». Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.
С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.
Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.
Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.
Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.
Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.
Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:
Обращения септаккордов – более сложная тема: во-первых, в септаккордах четыре звука, соответственно, три обращения. Во вторых, обращения доминансептаккорда разрешаются по строгим правилам. Обращения других септаккордов тоже имеют свои разрешения либо участвуют в гармонических оборотах с плавным голосоведением. Особого внимания применительно к септаккордам требует его септима – септимовый (септовый) тон. Очень желательно, чтобы этот тон разрешался движением на секунду вниз или оставался на месте.
Итак, обращения септаккорда называются: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Каждый звук разрешается по правилам в свою устойчивую ступень, так что квинтсекстаккорд переходит в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд – в тонический секстаккорд.
Обращения септаккорда VII ступени (уменьшенного) звучат одинаково, поскольку аккорд состоит из трех малых терций. Они могут разрешаться напрямую в тонику или переходить в нее через обращение доминансептаккорда.
Обращения септаккорда II ступени применяются достаточно часто.
Этот аккорд также может переходить непосредственно в тонику, но чаще — через обращения доминантсепаккорда.
Для учащихся музыкальных школ и более подготовленных любителей можно составить таблицу, на какой ступени строятся основные аккорды и их обращения.
Если нужно определить аккорды на слух, прежде всего необходимо внимательно прислушаться к басу, потом сообразить, какова функция аккорда (T, S, D), а также, консонанс это или диссонанс. По этим признакам аккорд легко «вычислить», ориентируясь на таблицу.
При попытке использовать более развитые формы аккомпанемента, применять разную фактуру для изложения одних и тех же аккордов, важно ориентироваться на бас. При игре на фортепиано удобно использовать педаль для красивого сопровождения. Во всех таких случаях обращение аккордов определяется именно по басу: например, если в басу на первую долю «до», а далее — арпеджированное изложение тонической гармонии, то все звуки этой гармонии нужно собрать в один аккорд и назвать по басу — тоническим трезвучием.
Попробуйте сыграть несложную пьесу – «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь применены весьма разнообразные гармонические средства.
Попытаемся определить гармонию в начальном построении (первые 16 тактов):
t 5/3 – D 4/3 – t6 – D 4/3 (дважды), t 5/3 – D6 – VI7 – D 5/3 – II 6/5 – D 5/3 – s6 – D 5/3. Дальнейшее гармоническое развитие довольно сложное, оно включает в себя отклонения в другие тональности и тонический органный пункт в конце пьесы.
Важным выразительным средством для музыканта является музыкальная фактура. По подборе аккомпанемента или создании аранжировки, музыкант может применять различные формы изложения аккордов, использовать фактуру «бас-аккорд» или разные виды арпеджио. Напомним – для гармонической основы в таких случаях принципиально важен бас, который, возможно, в фортепианной музыке звучит на педали. Посмотрим и послушаем некоторые примеры:
Ф. Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор
Ф. Шопен. Прелюдия до минор.
П. Чайковский Подснежник
Это более сложный пример, в котором применяются и арпеджио, и аккорды.
Ф. Шуберт. Экспромт.
Подбирая аккомпанемент к мелодии, можно найти несколько удачных вариантов, и тогда получатся вариации. Для вариаций на неизменную мелодию применяется ритмическое развитие, то есть при первом проведении аккомпанемент к теме можно играть четвертями, при втором – восьмыми, при третьем – шестнадцатыми (или сначала триолями, потом шестнадцатыми). В жанре вариаций бывает контрастный иноладовый раздел (при мажорной теме – минорный, и наоборот), после этого обычно следует быстрый финал. Заинтересованные любители музыки могут догадаться, что сочинение иноладового раздела – перенос мелодии в другой лад — потребует перегармонизации некоторых мотивов. Такие примеры можно найти в раннем творчестве Моцарта и Бетховена, Глинки и других композиторов. Немного старания – и даже начинающему музыканту окажется вполне доступно создание несложных аранжировок и вариаций на любимую песню.
Наш следующий урок будет посвящен изучению минорных на гамм.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник
Обращение аккорда
В. А. Вахромеев.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Обращение аккорда» в других словарях:
ОБРАЩЕНИЕ — (лат. inversio, нем. Umkehrung, франц. renversement) есть такая смена мелодических или гармонических соотношений, при которой то, что было до о ия наверху, переходит вниз и то что было внизу, переходит вверх. О. многообразно применяется в теории… … Музыкальный словарь Римана
Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия
Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия
Секундаккорд — третье обращение септаккорда; образуется от перемещения примы, терции и квинты септаккорда на октаву вверх. Нижним звуком С. является септима (вершина) септаккорда. Интервал между септимой и примой секунда (отсюда назв.). Наиболее… … Музыкальная энциклопедия
Септаккорд — четырёхзвучие, в осн. виде к рого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к рая, вместе с трезвучием, входящим в… … Музыкальная энциклопедия
Квартсекстаккорд — второе обращение трезвучия; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Квинтсекстаккорд — первое обращение септаккорда; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Секстаккорд — первое обращение трезвучия; обозначается цифрой 6; образуется от перемещения осн. звука трезвучия на октаву вверх. Между нижним звуком С. терцией и перемещённым осн. звуком примой заключается интервал сексты (отсюда назв.).… … Музыкальная энциклопедия
Терцквартаккорд — второе обращение септаккорда; см. Обращение аккорда … Музыкальная энциклопедия
Аккорд — (франц. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разл. (разноимённых) звуков, к рые отстоят друг от друга на терцию или могут быть (путём перестановок) расположены по терциям. Подобным образом А … Музыкальная энциклопедия
Источник
Какие существуют обращения трезвучий различных ладов
Трезвучие – это особый вид аккорда, который является основной составляющей гармонической части любого музыкального произведения. Чаще всего этот аккорд подстроен под определенный лад, благодаря чему он имеет особый грустный или радостный окрас. Такой же прием, как обращения трезвучий, позволяет создавать в музыке новые гармонии, дает возможность по-иному расставлять акценты и придает звучанию новый, более интересный и уникальный оттенок.
Чем же трезвучие отлично от остальных аккордов
Секрет этого набора нот заключается в самом его названии. Данный аккорд состоит из трех звуков, расположенных друг над другом по движению нотного стана. Чаще всего в основе его лежат терции – большие и малые, однако в некоторых случаях встречаются и другие интервалы, такие как секунды, кварты, квинты и даже сексты. Обращения трезвучий – вот та причина, по которой каждая терция может превратиться в кварту при переносе одной ноты на октаву выше. В этом и кроется секрет красоты звучания каждого подобного аккорда, а что немаловажно – по этой же причине во многих случаях его легче играть, при этом не теряя основного звучания и гармонии произведения.
Как образуется обращение любого аккорда
Минимально аккорд может состоять из трех ступеней, образованных различными интервалами. Предположим, что мы имеем дело со стандартным мажорным аккордом, построенным от ноты «до», в состав которого входит большая и малая терции. Таким образом, чтобы проделать его первое обращение, мы самую нижнюю ноту, то есть «до», переносим на октаву выше. Получается, что теперь наш аккорд начинается со звука «ми» и состоит уже из малой терции и чистой кварты. Обращения трезвучий будут полными, если мы рассмотрим и третье из них. В этом случае на октаву выше уже переносится нота «ми», и аккорд строится с «соль». Его структура теперь будет следующей: чистая кварта и большая терция. Названия же этих обращений просты и происходят от интервалов, с которых начинаются. Основной аккорд – тонический, его первое обращение – терцквартаккорд, а второе – кварттерц.
Почему трезвучие и его обращения считаются основами любой мелодии
Как уже было сказано, каждое трезвучие – это главный аккорд в любом ладу. В мажоре или миноре, в дорийском ладу или лидийском – данный аккорд строится на трех ступенях гаммы. Таким образом, тоника (так именуется это созвучие) начинается с первой ступени лада, затем затрагивает третью и пятую. Первая нота считается наиболее устойчивой, все остальные – вспомогательные. Следовательно, обращения тонического трезвучия могут использоваться для удобства перебора в аккомпанементе, принципиальной разницы в звучании не будет. Исключением можно считать те случаи, когда произведение оканчивается на определенном аккорде. Терцкварт и кварттерц в таких случаях будут звучать неустойчиво, в отличие от тоники.
Как видоизменяются другие аккорды
В теории и практике музыки существуют различные виды трезвучий, которые могут зависеть от определенного лада или же быть самостоятельными. Это стандартное минорное созвучие, которое строится на малой и большой терции. Среди наиболее распространенных аккордов также встречаются увеличенные и уменьшенные. Они состоят либо из двух больших терций, либо из двух малых соответственно. Только в таком вот случае обращения трезвучий будут куда более интересными. В увеличенном аккорде при переносе нижней ноты на октаву выше у нас получится уменьшенная кварта. По звучанию она идентична большой терции, разница заключается только в написании. Поэтому каждое обращение увеличенного аккорда ничем не отличается от своего исходника. В уменьшенном же нижняя нота, перенесенная вверх, будет образовывать увеличенную кварту или тритон. Звучание резкое и специфическое, особенно в сочетании с малой терцией.
Другие наименования обращений аккордов
Наверняка вы обратили внимание на то, что было указано, будто в трезвучии могут содержаться не только малые интервалы, такие как терции и кварты, но и весьма большие – сексты. Как же именно они вписываются в такие созвучия и как это отражается на восприятии? На самом деле каждое обращение главных трезвучий лада содержит в себе этот интервал, а именно его образуют крайние звуки. К примеру, первая вариация тонического трезвучия – это также секстаккорд, так как в зависимости от мажорного или минорного лада его крайние ноты могут быть основой для малой или большой сексты. Второе обращение – это квартсекстаккорд. В мажоре его крайние звуки уже образуют большую сексту, а в миноре – малую.
Зачем нужно менять структуру аккорда
Многие начинающие музыканты не всегда понимают, почему необходимо обращение главных трезвучий, если, по сути, от подобных метаморфоз суть звучания не меняется. Ответ на этот вопрос проще всего получить в процессе импровизации или композиции. Порой даже одна и та же гармония, без отклонений и вспомогательных музыкальных знаков, в одном из своих обращений звучит совсем иначе. К примеру, секстаккорд часто можно услышать в разработке или середине произведения. Он не так основателен, как тоника, но в то же время придает мелодии устойчивости. Квартсекстаккорд считается вводным, то бишь после него непременно нужно сыграть тоническое трезвучие.
Заключение
Аналогично тоническим аккордам в каждой гамме видоизменяются и прилегающие к ним субдоминанты и доминанты. Нередко этот прием используется тогда, когда требуется сыграть разложенный аккомпанемент в виде арпеджио или простого перебора нот. Это придает каждому произведению больше шарма и неоднозначности, но в то же время оставляет возможность сохранить единство гармонии.
Источник