Для чего нужно петь по нотам

Для чего нужно петь по нотам

Тот, кто владеет нотной грамотой, хорошо узнает на слух ступени лада, умеет петь цепочки ступеней и ориентироваться в тональности — уже может читать голосом незнакомый нотный текст. То есть «петь с листа».

Задача, обратная диктанту: берем пример (для начала чем проще, тем лучше, что-нибудь из сборника сольфеджио для 1 класса ДМШ), настраиваемся в тональности, соображаем, какая нота какой ступенью является — и поём эти ступени.
Конечно, пение ступенями — это самый начальный уровень. Потом поют всем, что умеют узнавать на слух: интервалами, кусочками гамм, звуками аккордов, целыми оборотами. Высший пилотаж — это когда музыкант уже не поёт вслух, но может мысленно «озвучить» незнакомую многоголосную партитуру, вплоть до оркестровой.

В народе ходит поверье — в том числе среди отучившихся в ДМШ — что «надо много петь, называя ноты». Тогда в мозгу якобы происходит некий мистический процесс, и как-то так возникает умение петь с листа. Я прихожу к выводу, что выпускники ДМШ либо не помнят, как сами осваивали базовые навыки, либо детский мозг усваивает сольфеджио иначе, чем взрослый. «Голосовые связки запоминают расстояния между нотами» — да, запоминают, если вы сознательно интонируете понятные вам музыкальные элементы. А если просто повторяете по слуху мелодию, сыгранную на инструменте, то можете петь хоть «до ре ми фа соль ля си», хоть «мама мыла раму» — вы не научитесь таким способом петь по нотам, увы. Для взрослого ученика мистического смысла в назывании нот нету.
Но есть смысл вполне понятный и приземленный: так легче ориентироваться в тональности. Запоминаются «связки» названий нот, составляющих интервалы и аккорды. Если вы это все сознательно поете, то и относительное звучание запомнится, но только если поете сознательно. В принципе, можно все петь на слог «ду» — и научиться петь по нотам. А можно петь названиями нот — и не научиться ничему.

Читайте также:  Ноты цифрами для синтезатора сумерки

И самое интересное. Зачем учатся петь с листа музыканты-инструменталисты?

Чтобы учитель сольфеджио мог контролировать их обучение — это понятно, но это не главное. Главное — развитие «внутреннего слуха», т.е. способности мысленно слышать написанные (или еще не записанные!) ноты, точно представлять себе звук, который физически еще не прозвучал. Мы можем спеть только то, что можем себе представить внутренним слухом. Очень распространенный вариант дискоординации между слухом и голосом — это неразвитый внутренний слух при нормально развитом «внешнем». Тогда поющий посылает голос «наугад» и, конечно, промазывает; слышит собственную фальшь, но не может ее избежать. Чтобы попасть в цель, надо ее хорошо видеть. А музыканту надо ее заранее точно слышать.

Скрипачи-альтисты-виолончелисты вообще не могут играть без внутреннего слуха. Духовики-«деревянщики» — могут, но будут фальшивить. Пианисты и гитаристы, увы, на школьном уровне могут обходиться шевелением пальцами (и обходятся, если педагог с самого начала не приучает пользоваться слухом). Но профессионалы используют внутренний слух независимо от инструмента. От его активности зависит не только интонация, но и в целом осмысленность, выразительность игры. Если вы способны заранее представить себе звучание фразы, то вам не надо разбирать ее нота за нотой, как первоклашке длинное слово по слогам. Время разбора произведения сокращается в разы. Не потому, что у профи пальцы быстрее бегают, а потому, что он может работать с музыкальным текстом мысленно. Это принципиально другой уровень, чем любительский разбор «нота за нотой» и игра на моторной памяти.

(Иллюстрация:
http://www.forumklassika.ru/showpost. 46&postcount=4
Попробуйте для наглядности сыграть выученное наизусть произведение в другой тональности. Я могу (на блокфлейте) только очень простое, и то это будет не столько исполнение, сколько подбор на ходу. На пианино — даже представить себе такого не могу. Потому что, увы, меня учили играть «руками», а надо — «ушами».)

Читайте также:  Анастасия чешегорова папа ноты

Наработать такое умение, конечно же, трудно. Но мне кажется, что у фанатично настроенного духовика-любителя шанс есть: за счет одноголосности нашего инструмента и относительной простоты любительского репертуара. Если хватит силы воли, можете попробовать взять неслышанные вами ноты такого уровня, какой вы можете спеть с листа, и медленно поиграть их так, чтобы каждый звук сначала услышать мысленно, а только потом озвучить инструментом. Но вы должны быть уверены, что действительно «внутренне слышите» точно и ярко, а не приблизительно, поэтому надо регулярно практиковаться именно в пении: при пении любая неточность слышания сразу выходит фальшью. Добросовестная игра с точным предслышанием каждого звука для меня пока намного трудозатратнее, чем пение с листа.

Источник

Научиться петь с листа по нотам

Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.

Что нужно для чтения нот с листа

Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:

  • ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
  • самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
  • освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.

Как развить музыкальность

Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:

  • изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
  • посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
  • распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
  • следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
  • аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
  • заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
  • часто тренироваться;
  • чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.

Общие советы

Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:

  1. Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
  2. Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
  3. Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
  4. Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.

Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.

Источник

Нужно ли знать музыкальную теорию, чтобы петь? [мифы о вокале]

Я так и не научился музыкальной грамоте и чтению нот, но смутно подозреваю, что это умение могло бы многое изменить в моей жизни
Пол Маккартни (Хронология The Beatles)

Я уже развенчивала в своих статьях главный миф о вокале: « Для того, чтобы научиться петь нужны ОСОБЫЕ способности » .

Если вы ещё не читали статью , резюмирую: Нет! Не нужны! Равно как они не нужны и для того, чтобы научиться вязать, плавать, говорить или ходить. Никакие сверх-способности для этого не понадобятся! А если хотите узнать ПОЧЕМУ, рекомендую к прочтению статью . Там всё по полочкам разложено.

Теперь поговорим о другом мифе о вокале , который пугает людей (а точнее, они сами себя им пугают): «Чтобы заниматься вокалом, нужно владеть нотной грамотой» (ну, а чтобы выучить музыкальную теорию, естественно, нужны годы сурового обучения, поэтому лучше, вообще, во всю эту МУЗЫКУ не соваться, даже если очень хочется, так?)

Расскажу о том, как обстоят дела в реальности. Вокалисты, окончившие профильный ВУЗ по этой специальности, действительно, хорошо знают теорию музыки. А ещё они обучены играть, как минимум, на одном музыкальном инструменте – фортепиано 🎹
Но!
Это им нужно, в первую очередь, не для пения, а для общего музыкального развития и, конечно, преподавания. Я не говорю, что пению это помешает. Разумеется, только поможет. Но является ли предметом первой необходимости, и для всех ли вокалистов?

Мир знает множество примеров, когда известные певцы и даже инструменталисты не знали (или до сих пор не знают) нотной грамоты, а иногда и просто названий нот. Однако, это не помешало им не просто заниматься музыкой, но даже весьма преуспеть в этом деле: стать профессиональными музыкантами мирового класса. Вспомним группу «The Beatles», группу «Nirvana» и многих других.

Для того, чтобы НАЧАТЬ заниматься вокалом (тем более, эстрадным), знать ноты совершенно не обязательно. И когда человек просто посещает уроки вокала, никто не заставляет его учить теорию музыки.
Хорошо ли это, когда певец/певица владеет нотной грамотой? – Безусловно, хорошо. Но необходимо ли? – Нет. Такой необходимости нет.

Многие говорят: «А как же я пойду на вокал? Я никогда не учился/не училась в музыкальной школе…» Это очень и очень странно слышать (а мне, или менеджеру моей школы такое приходится слушать и читать постоянно). Иметь за плечами опыт в виде музыкальной школы — это замечательно, но очевидно же, что это не обязательно. Иначе это распространялось бы и на другие виды образовательных курсов. «Не пойду на фитнес — в детстве не оканчивал/а спортивную школу; не буду рисовать — в детстве не посещал/а художественную школу; не пойду в бассейн — в детстве не ходил/а на плавание. » — согласитесь, звучит абсурдно.

На уроках вокала вам ставят певческое дыхание, развивают музыкальный слух, улучшают дикцию, работают над красотой звучания голоса. В это время вы учитесь владеть своим голосом , осваиваете различные вокальные штрихи. Для этого вам не нужно знать ноты. И, как я уже говорила ранее , особые СПОСОБНОСТИ Вам тоже не нужны. Почему-то люди идут на фитнес и не задаются вопросом: «А как же я пойду на фитнес, я же никогда не занимался спортом?» Просто берут и начинают тренироваться. В любом возрасте. Зная, что им это поможет решить какие-то поставленные перед ними задачи, или просто улучшит настроение и самочувствие. Не ищут оправданий в отсутствии прошлого опыта обучения в спорт-школе. И сверх-способностей от себя не требуют. Хотя оговорюсь, что есть такие люди, которые везде и всегда будут искать оправдания, чтобы ничего не делать. Такие, и правда, могут сказать: «В спортзал не хожу, так как в детстве родители в спортивную секцию не отдали. Это их вина». А на самом деле, то, что вам действительно нужно для любого дела — желание и трудоспособность.

Выводы:
Теория музыки – вещь полезная, безусловно. Более того, я отношусь к тем редким людям, которые ещё в музыкальной школе обожают сольфеджио, а потом начинают обожать и такой предмет как «гармония» (от которого большинство студентов хочет обычно удавиться). Но, при всей моей любви к теории музыки, скажу, что на уроках вокала её совершенно справедливо НЕ преподают. И людям, которые просто хотят научиться красиво петь, знать ее вовсе не обязательно.

Это далеко не все мифы о вокале, что я слышала! И всё это беру не из интернета, а из опыта общения с людьми, в том числе — с учениками. У народа в головах очень много мистики, обволакивающей уроки вокала (да и не только их). С одной стороны, приятно, когда думают, что твоя профессия — это таинство. С другой — 2019 год на дворе, а значит, мифам и легендам давно пора остаться в прошлом.

Хочется спросить: а какие мифы о вокале знаете вы? Сможете вспомнить хоть один? Даже если вы об этом никогда не задумывались, попробуйте сделать это сейчас. Вполне возможно, в голове всплывёт много того, чем стоит поделиться в комментариях.

А если интересно меня читать, подписывайтесь на канал, ставьте «понравки» и делитесь статьями с друзьями в соцсетях.

Источник

Оцените статью