Ритм-гитара
Ритм-гитара — музыкальный инструмент, предназначенный для игры ритм-партий в композициях. Обычно ритм-партии звучат на фоне солирующих инструментов. Набор оборудования вроде усилителей звука и педалей эффектов отличается между соло и ритм-гитаристом. Если в группе больше одного гитариста, то они могут меняться обязанностями.
Большую популярность получил электрический вариант ритм-гитары. Акустика обычно используется в фолк-музыке и блюграссе.
Чем отличается от соло-гитары и бас-гитары
Выглядит ритм-гитара как обычная электрическая или акустическая гитара. Единственное отличие от соло-гитары — характер применения. Ритм-гитара отвечает за создание ритмического рисунка композиции, в то время как сольная независимо ведет основную мелодию. Если в группе состоит один гитарист, то он может поочередно играть обе партии на одном инструменте. Ритм-гитаристы обычно не используют фланжеры, чтобы не перебивать сольную гитару.
Разница с бас-гитарой более существенна. Конструкция бас-гитары отличается удлиненным грифом, увеличенным расстоянием между ладами, использованием четырех толстых струн и низким строем. Ритм-гитарист обычно извлекает несколько нот за раз, басист играет одиночными нотами. Басист играет в гармонии с барабанщиком и подчеркивает смену аккордов гитаристами. Бас охватывает более низкий диапазон звучания, чем электрогитара в любом строе.
Использование
Большинство композиций в роке и блюзе играются в размере 4/4. Тактовый размер имеет 2 сильные и слабые доли. В рок-н-ролле ритм-гитара делает акцент на сильных долях.
В рок-музыке обычный способ построить аккордовую последовательность – это играть мажорные и минорные триады. Каждая триада состоит из коренной, третьей и пятой ноты определенной гаммы. Например, мажорная триада C включает в себя ноты C, E и G. Иногда могут вставляться аккорды с 4 нотами, добавляя к трем еще одну.
Последовательность из трех аккордов — типичная ритмическая партия в ранней поп и рок-музыке. В этой последовательности игрались I, IV и V аккорды блюзового квадрата.
В хэви-метал музыке ритм-гитаристы обычно играют пауэр-аккордами. Альтернативное название — квинты. Пауэр-аккорды состоят из коренной ноты и пятой выше, либо с октавой дублирующей корневую. Особенность квинтаккордов — чистое и жесткое звучание. Обычно звучит с применением эффекта дисторшен или овердрайв.
Доступность электронных эффектов позволяет ритм-гитаристам заменять игрока на синтезаторе. Для изменения звука используются педали эффектов. После применения эффекта гитарный звук может изменяться до неузнаваемости. Такой подход к ритм-секции распространен в современной поп-музыке.
В джазовой музыке изначально роль аккомпанирующего инструмента играл банджо. В 1930х годах ритм-гитара заняла его место. Главным преимуществом ритм-гитаристов перед игроками на банджо заключалось в возможности держать ровный ритм при сложной последовательности аккордов. Ранние джазовые гитаристы вроде Фредди Грина пытались дополнительно использовать перкуссионные качества инструмента, ритмично ударяя рукой по корпусу.
В европейском жанре джаз-мануш ритм-гитара заменяет ударные инструменты. Для этого гитаристы используют технику игры «la pompe». Правая рука быстро ударяет вниз-вверх по струнам и делает дополнительный удар вниз, создавая качающую ритм-секцию.
В регги ритм-гитара играет ключевое значение. Именно она подчеркивает характерный для жанра акцент на 2 и 4 доле такта.
Источник
Ритм-гитара и соло-гитара: в чем различие?
В разговорах гитаристов любителей можно услышать мысль о различии между ритм-гитарой и соло-гитарой. На самом деле, это в некотором роде миф: конструкции или строения инструмента данное различие не касается. И ритм-секцию, и сольные партии можно исполнять на одном и том же инструменте. Различие между ритм-гитарой и соло-гитарой скорее может быть связано с функциями музыкантов в ансамбле: ведущий музыкант может быть солистом, виртуозом, исполняющим сольные фрагменты, ведущим основную мелодическую линию. В то же время остальные музыканты ансамбля могут называть себя исполнителями на ритм-гитаре, потому что их роль сводится к исполнению аккомпанемента, в том числе и ритмическому «бою».
Вместе с тем, вопрос о ролях и особенностях исполнения на ритм-гитаре и соло-гитаре не так прост и прямолинеен. Музыканты, преимущественно исполняющие «бой», могут использовать более жесткие металлические струны, играть с помощью медиатора, а не пальцами и даже переставлять струны на своей гитаре, менять их настройку. Вместе с тем, роль этих музыкантов в создании ритмического «драйва», в формировании эмоциональной, зажигательной атмосферы во время выступления может быть не менее значительна, чем у ведущего свою мелодию солиста. Кроме того, ритм-функция строже, она связана с ансамблевой спецификой: все музыканты должны играть вместе. Такая роль не предполагает ритмической свободы и малозаметных агогических отклонений, которые может себе позволить гитарист, играющий соло в проигрыше или выступающий с сольными программами.
Исполнение сольных партий требует более серьезных исполнительских навыков, разнообразного владения приемами, а главное – хорошего, качественного инструмента с глубоким, красивым звуком. Если несложный аккомпанемент к песням можно исполнять на инструменте, выпущенном в массовом производстве и приобретенном за недорогую цену в ближайшем магазине, то выбором инструмента для сольного исполнения нужно заниматься серьезно. Такой инструмент не будет массовым, и не будет дешевым. Выбрать гитару для исполнения сольных партий – значит тщательно прослушать инструмент, возможно, поиграть на нем в большом зале, посоветоваться с педагогами или гитаристами-профессионалами.
Сольные партии, предполагающие разнообразие фактуры, приближающие гитару то к старинной лютне, то к традиционному фортепиано — как правило, предполагают игру пальцам на мягких нейлоновых струнах. Исполнение переложение классических композиций, например, сочинений И.С. Баха или испанских композиторов, создавших шедевры в жанре фламенко, предполагают совсем другой слуховой опыт и эстетические установки. Если послушать великих гитаристов, то можно решить, какой стиль и манера исполнения вам ближе.
Источник
Ритм-гитаристы смотрят свысока на гитаристов, которые могут играть только мелодичные соло или шред?
Послушаем мнение ритм-гитариста. Как мне показалось, смысл небольшого опуса ниже в том, что навыки ритм-гитариста первичны по отношению к навыкам соло-гитариста. Иначе говоря, нельзя быть приличным соло-гитаристом, будучи неважным аккомпаниатором. В то время как обратное вполне возможно.
Давайте поговорим о том, какие навыки необходимы музыканту, независимо от инструмента или жанра музыки.
У всех великих музыкантов всех жанров и каждого инструмента есть три основных элемента:
Из всех трёх абсолютно необходимо хорошее чувство ритма. Игра вовремя (тайминг), ритмичность, а также слаженная игра друг с другом зависят от хорошего чувства ритма. В более широком смысле ритм — это то, что вообще делает музыку музыкой. Вся хорошая музыка имеет убедительные ритмы, интересное ощущение времени, интересные «сбивки» и так далее. Таким образом, ритм и тайминг — критические навыки, которые отличают мастера в любом жанре, по очень уважительной причине.
Когда я говорю «гармония», я не имею в виду вокальные гармонии, такие как у The Beatles, или гитарные гармонии, такие как у Iron Maiden, но имею в виду самый широкий аспект. Гармония — это азы музыкальной композиции, её тональность, аккорды, тембр нот, тонические, субдоминантовые и доминантные аккорды, интервалы, гаммы и так далее. Другими словами, гармония — это «вертикальный» аспект музыки в целом. Как разные ноты соотносятся друг с другом, как аккорды переходят друг в друга и так далее.
Великий музыкант — тот, который знает свою гармонию, свои аккорды, какие аккорды дополняют друг друга, как они создают напряжение и разрешают его. Кроме того, великий музыкант предвидит изменения в гармонии и подготавливает их.
Что я имею в виду под мелодией? Я имею в виду идею быть мелодичным и музыкальным. Ваш музыкальный голос — ваш собственный, и у каждого своё мелодическое чувство. По сути, мелодия — это то, что вам присуще, и то, что вы развиваете в себе всю жизнь.
Все лучшие соло-исполнители на планете обладают глубоким пониманием гармонии и ритма. У Стива Вая, моего любимого гитариста, отличное чувство ритма и гармонии. У него глубокое знание аккордов, а его чувство ритма безупречно.
Что касается моего второго любимого гитариста, Марти Фридмана — его чувство ритма тоже безупречно, а его познания в гармонии невероятно обширны и глубоки. Одна из моих любимых вещей у Марти Фридмана — это то, как он украшает простые пауэр-аккорды, играя над ними арпеджио, чтобы создать более интересную гармонию.
Великий Дэйв Мюррей из Iron Maiden, моей любимой группы, также обладает безупречным чувством ритма и прекрасным знанием гармонии.
В результате все трое из этих соло-гитаристов обладают фантастически потрясающей гитарной игрой, требующей отличной техники, чтобы просто сыграть свои партии, но в то же время они звучат мелодично .
Смысл этих примеров заключается в том, что для того, чтобы быть хорошим соло-гитаристом, нужно быть исключительным ритм-гитаристом. Все трое из упомянутых соло-гитаристов — также прекрасные ритм-гитаристы.
Источник