Для чего нужны черные клавиши пианино

Уроки игры на фортепиано — черные клавиши

Урок 5

До сих пор мы играли только на белых клавишах и говорили только о них. Пришла пора узнать – зачем нужны черные клавиши на пианино.

Пожалуй, если бы все клавиши были белыми, рояль выглядел бы не так эффектно:). Но все-таки черные клавиши нужны не только для красоты.

Давайте прислушаемся

Давайте попробуем прислушаться к звукам инструмента и последовательно во всем разберемся.

1. Сыграйте ноту До первой октавы. (Если вы не знаете, где это, то, похоже, вы пропустили урок «расположение нот». Прочтите его и возвращайтесь). Итак, сыграли? Внимательно прислушайтесь к звуку.

2. Теперь сыграйте ноту Ре той же октавы. Снова внимательно послушайте, как она звучит. Правильно будет сказать, что звук выше, чем у ноты До. Вообще, чем правее клавиша, тем выше звук.

3. Внимательно посмотрите на клавиши, между ДО и РЕ как раз притаилась черная клавиша. Сыграйте последовательно До, затем черную клавишу, затем Ре.

4. Чувствуете?Черная клавиша издает звук промежуточный между До и Ре. Чуть повыше, чем До, но пониже , чем Ре.

5. «Расстояние» между нотами До и Ре называют тоном. То есть, музыкант скажет, что Ре на тон выше, чем До. А черная клавиша между ними как раз на половине этого «расстояния», поэтому говорят, что она на полтона выше, чем До, и на полтона ниже, чем Ре.

Знаки альтерации

6. Эта черная клавиша называется До-диез или Ре-бемоль. Это одно и то же — клавиша одна, а названий два.

Диез – знак повышения ноты на полтона,

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

7. Как мы уже знаем, одна октава состоит из 7 нот. Но она состоит из 12 промежутков – полутонов. Кстати, почему 12, а не 14?

Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши. Так же как между нотами Си и До. Значит ли это, что не бывает нот Ми-диез, Фа-бемоль, Си-диез и До-бемоль?

Между нотами Ми и Фа, Си и До, расстояние в полтона. Соответственно, нота , например, Ми- диез, то есть звук на полтона выше, чем Ми, это…………….? Правильно! Нота Фа. То есть, ноты с бемолем или диезом – это не обязательно черные клавиши.

8. Знаки диез и бемоль могут находиться около ключа. (вот почему их иногда называют знаками при ключе). Это значит, что во всей пьесе ноты соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем. Если же знак стоит непосредственно около ноты, это значит, что знак сохраняется только в этом такте и только для ноты этой же октавы.

9. Что же делать, если при ключе стоит диез или бемоль, но в каком-то конкретном месте произведения нужно сыграть эту ноту как обычно, не повышая и не понижая тон? Для этого используют вот такой знак – называется бекар

Бекар (бекАр – ударение на а) – знак отменяющий и диез и бемоль, для той ноты, перед которой он проставлен. Бекар сохраняет свое действие до тактовой черты.

10. Бемоль, диез и бекар называют знаками альтерации.

Теперь, когда вы узнали, что такое бемоль, диез и бекар, ваши возможности значительно расширились – очень многие произведения играются со знаками альтерации.

Источник

Зачем нужны черные клавиши на клавиатуре?

Основных причин две.

Во-первых, если бы все клавиши были белыми, то клавиатура была бы наполовину шире. Черные клавиши так вставлены между белыми, что в общем не занимают места. Представьте себе, что вам нужно попытаться поместить фортепиано, у которого 88 только белых клавиш (а это обычное для стандартной клавиатуры количество) обычной ширины, в вашу комнату! Даже если комната достаточно просторна для этого, попытайтесь представить, как бы вы на нем играли без специального стула на колёсиках!

Во-вторых, благодаря экономящим место черным клавишам вполне можно одной рукой сыграть октаву, или расстояние от одного до (С) до другого, или от одного ре (D) до другого и т.д. Интервал октавы очень важен, потому что он позволяет удвоить любой конкретный звук.

Кроме того, внутри октавы (которую обычно играют большим пальцем и мизинцем) вполне можно сыграть любой другой из остающихся одиннадцати тонов. Это позволит вам добавить одну или несколько нот, нужных для гармонии в конкретном произведении. Стоит напомнить, что у черных клавиш нет самостоятельных названий, а образуются они от ближайших к ним белых.

Источник

Зачем нужны чёрные клавиши?

Глядя на клавиатуру фортепиано (и любого подобного инструмента) возникал вопрос, зачем нужны эти чёрные клавиши? Разбираемся!

Начнём с того, что звуки ну любом инструменте идут последовательно.

Например на гитаре всё более очевидно: Если рассмотреть любую струну с права налево (на картинке) то звуки будут располагаться последовательно.

Запомнить где находится какая нота на гитаре предоставляется возможном из разного рода положений руки на нужном ладу.

А на клавиатуре фортепиано восходящие звуки располагаются зиг-загом

Первая белая клавиша перед двумя чёрными это всегда «До» (перед 2 и 4), а первая белая клавиша перед тремя чёрными это всегда «Фа» (7, 9, 11).

1 причина

Это позволяет ориентироваться и всегда чётко понимать какую ноту ты играешь в данный момент.

А теперь представьте себе то, чтобы было, если существовали только белые клавиши? Как разобраться и понять что именно ты играешь, уходило бы очень много времени, чтобы заучить все расположения нот.

2 причина

Вторая причина более сложна для понимания, но я всё-равно постараюсь объяснить на пальцах.

Причина заключается в том, чтобы облегчить жизнь новичкам, ведь все белые клавиши (1, 3, 5, 6, 8, 10, 12 и т. д.) это всем знакомая гамма До-мажор первая для новичков: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и До.

Например, на гитаре показать эту же гамму было бы гораздо проблематичнее.

А все чёрные клавиши это лишь повышения или понижения (диез или бемоль) основных нот.

Так например, «чёрная клавиша 2» это и до диез и ре бемоль, кому как удобно.

Вывод

Многие новички относятся к чёрным клавишам скептично, но это расизм, неправильно. Чёрные клавиши ничем не отличаются от белых и не несут новых функций.

Источник

Черные клавиши на бумаге. Так ли это страшно?

Чтобы перейти к освоению разных тональностей, нужно познакомиться с диезом и бемолем. Наверняка вы уж слышали о них и имеете представление, что эти термины как-то связаны с черными клавишами фортепиано. Кроме диеза и бемоля существуют и другие знаки альтерации — бекар, дубль-диез и дубль-бемоль. Все они служат для изменения высоты звуков, что собственно и называется альтерацией .

Диез — это знак повышения на пол тона

Чтобы повысить на пол тона «белую клавишу» нужно просто подняться на соседнюю черную. На бумаге нота до, повышенная на пол тона будет называться и записываться до диез. То же самое произойдет при повышении со всеми остальными белыми клавишами: ре — ре диез, фа — фа диез и т.д. Внимательным и осторожным нужно быть с двумя парами звуков, между которыми отсутствует черная клавиша — это ми-фа и си-до . При повышении ноты ми на полутон, в соответствии с общим правилом, она называется ми диез, но совпадет с другой белой клавишей — фа. Нота си диез тоже будет совпадать с белой клавишей — до.

Зачем называть по-разному один и тот же звук?

Если в отношении черных клавиш все оказалось довольно логично — мы просто присвоили им новое название и поняли, что их смысл состоит в повышении звука, то белые клавиши почему-то получили «второе имя». Смысл в том, что если мы повышаем в ладу какую-то ступень , она не может превратиться в другую ступень. Давайте разберемся на примере до-мажора. В гамме до-мажор 7 ступеней — до, ре, ми, фа, соль, ля, си и до. При необходимости мы можем изменять каждую ступень, но она должна сохранить свое первоначальное название. Таким образом нота до может стать до-диез, до-бемоль или даже дубль-диез. Это позволяет понять, что речь идет именно об измененной первой ступени.

Бемоль — знак понижения на пол тона

Чтобы переключить свое восприятие на бемоли и разобраться с ними, нужно в некоторой степени абстрагироваться от диезов. На практике эти системы взаимоисключающие, что подтверждается существованием диезных и бемольных тональностей . Выбрав определенную тональность, мы будем мыслить либо в системе диезов, либо в системе бемолей. При понижении «белых клавиш» используются те же черные клавиши, которые мы только что назвали диезами! И вот здесь-то, в системе бемолей, они тоже получают свое «второе имя». При понижении на пол тона мы будем опускаться с белых клавиш на соседние чёрные. Начнём двигаться вниз от ноты си. Находящаяся слева от неё чёрная клавиша будет называться си- бемоль. Слева от для — ля бемоль, и т. д. Более внимательно опять же стоит отнестись к полутонам ми-фа и си-до . Понижение ноты фа на пол тона будет называться фа бемоль и совпадёт по звучанию с нотой ми. До бемоль и си тоже будут находится на одной клавише.

Источник

Почему на пианино одни клавиши белые, а другие чёрные (не расизм).

Музыка — это сочетание звуков, с определённой частотой звучания, называемых «ноты», различных по длительности и пауз между ними. Всего нот двенадцать. Но названия есть только у семи из двенадцати нот. Это ноты до, ре ми, фа, соль, ля, си. Их ещё обозначают латинскими буквами C, D, E, F, G, A, B(H). Различаются ноты частотой звучания. У ноты до — самая низкая частота звучания, у ноты си — самая высокая. Между нотами с названиями располагаются (по частоте звучания) ноты без названия. Например между нотами до и ре есть нота без названия, которую можно обозначить повышенная нота до — до диез или пониженная нота ре — ре бемоль.

Таким образом полная октава из двенадцати нот выглядит следующим образом: до, до диез(ре бемоль), ре, ре диез(ми бемоль), ми, фа, фа диез (соль бемоль), соль, соль диез (ля бемоль), ля, ля диез(си бемоль), си. Или латинскими буквами C, C#(D♭), D, D#(E♭), E, F, F#(G♭), G, G#(A♭), A, A#(B♭), B.

Соответственно на пианино, чтобы извлечь ноту с названием нужно нажать на белую клавишу, а чтобы извлечь ноту без названия — на чёрную. Все ноты равноценны между собой. Почему же у семи нот есть названия, а у пяти — нет? Но для начала нужно ответить на вопрос — почему на пианино 88 клавиш, если нот всего 12? 12 нот образуют октаву и при дальнейшем увеличении или уменьшении частоты звука ноты начинают повторяться. При этом частота звучания одинаковых нот в соседних октавах отличается друг от друга в 2 раза.

Например на таком популярном музыкальном инструменте, как гитара 6-я струна настроена на ноту ми с частотой звучания 82,41 герц. Если эту струну зажать на 12-м ладу, то струна станет короче в 2 раза и можно будет извлечь ту же ноту ми следующей октавы с частотой звучания 164,82 герц. А первая струна имеет поперечное сечение в 4 раза меньше, чем шестая. Соответственно частота звучания первой струны в 4 раза выше, чем у шестой и это тоже нота ми, но на две октавы выше. Ну, а внутри пианино или рояля, для каждой ноты натянута своя струна. 88 клавиш — 88 струн, различных по диаметру или по длине.

Теперь можно вернуться к вопросу почему у семи нот есть названия, а у пяти — нет, хотя все ноты равнозначны между собой. На мой взгляд это главный секрет музыки. И не только музыки. И называется он — гармония. Дело в том, что если использовать для создания музыкального произведения сразу все двенадцать нот ничего не получится. А если использовать 7 из 12-ти нот — получится. Эти 7 нот должны быть «в ладу» между собой, поэтому такой набор нот называют музыкальным ладом или гармонией.

Разницу в частоте звучания между нотами называют интервалом. Интервал между соседними нотами — пол тона. Интервал между нотами через одну — тон. Таким образом гармония или лад в музыке — это набор интервалов между нотами, при котором ноты будут «в ладу» между собой и их можно использовать для создания музыкального произведения. Самыми распространёнными гармониями для создания музыкальных произведений являются мажор и минор.

Например гармония мажор это следующий набор интервалов — тон, тон, пол тона, тон, тон, тон, пол тона. Первая нота, от которой строится гармония, называется тоника и она может любой из двенадцати. Так, для каждой гармонии, можно получить 12 наборов по 7 нот с одинаковыми интервалами между ними. Если для гармонии мажор первой взять ноту до (тоника), то получится гармония до-мажор, состоящая из следующего набора нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до(следующей октавы). То есть все ноты с названиями. Если тоника будет другая, то и набор нот будет дугой, но гармонический рисунок мелодий, создаваемых из этих нот, будет таким же, отличие будет только по высоте звучания.

Для гармонии минор набор интервалов следующий — тон, пол тона, тон, тон, пол тона, тон, тон. Например, если тоника будет ля, то получится гармония ля-минор, состоящая из следующего набора нот — ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля(следующей октавы). То есть опять все ноты с названиями.

Несмотря на то, что набор нот у гармоний до-мажор и ля-минор одинаковый, гармонический рисунок мелодий будет разный. Во первых потому, что при создании музыкальных фраз, из которых состоит мелодия, приходится постоянно «опираться» на тонику, а она у них разная. А во-вторых есть ещё, наверное, какие-то причины для этого.

Как видите расизм здесь совершенно не причём.

Источник

Читайте также:  Архив романсов с нотами
Оцените статью