Для чего нужны табы для гитары

Что такое табулатуры для гитары и как их читать?

В данной статье мы поговорим сразу о нескольких вещах. Я постараюсь раскрыть тему полностью и ответить на все вопросы.

Информация, которую Вы узнаете из этой статьи:

  • что такое табулатуры;
  • как читать табулатуры для гитары;
  • зачем нужны табулатуры;
  • примеры табулатур.

Табулатуры я рекомендую изучать после изучения аккордов и хотя бы парочки боев. Когда Вы уверенно можете играть несколько песен по аккордам, Вы можете потихоньку начать изучать табулатуры.

Что такое табулатуры?

Когда я делаю разборы песен на одной струне, я в каждой мелодии пишу такую фразу: «это простейший вариант табулатур на одной струне». Теперь пришло время объяснить — что же такое вообще табулатуры? Представьте себе способ представлять игру на гитаре «как есть», то есть рисовать струны и на них отмечать лад, на котором мы должны дернуть. Выглядит это примерно так:

Таким образом, табулатуры — это способ записи игры на гитаре, когда на бумаге (электронном документе) рисуется шесть струн друг под другом — и на них отмечаются лады, на котором нужно зажимать струну, прежде чем ее дергать.

Читайте также:  Аккорд для гитары по номерам

Как читать табулатуры (табы)?

Что такое табулатуры мы уже разобрались, теперь хотелось бы более подробно научиться читать табулатуры. Давайте же разберемся, как читать табы для гитары (табами сокращенно называют табулатуры). На варианте выше представлена смена трех блатных аккордов: Am > Dm > E > Am. Цифры на записи означают лад, на котором нужно дернуть струну. Думаю, Вы догадались, что если цифры на табулатуре обозначены друг под другом (на одной вертикали), значит, их нужно дергать одновременно. Здесь 6 строк, которые символизируют 6 струн. Сверху — первая струна, снизу — шестая.

Бывает также табулатура такого типа

здесь играется по одной струне: сначала 6-ая дергается 3 раза, потом 5-ая, потом 4-ая

кстати, это Элвис Пресли — Pretty Woman

На табулатурах можно обозначать хаммер, слайды, вибрато, скольжение, флажолет на гитаре. Например, слайд обозначается так:

Как вы видите, чтение табулатур — совсем несложное дело, но в то же время позволяет быстро понять, как именно нужно играть песню. Чтобы читать табы — много ума не надо. Я бы даже сказал, что читать табулатуры намного проще, чем изучать аккорды и бои. По крайней мере, когда я познакомился с табулатурами, я был приятно удивлен, что можно играть красивые мелодии таким простым способом.

Примеры табов на гитаре

Табулатуры представляют песни самой разной сложности.

Вот вам пример табулатур, где играется на одной гитаре. Попробуйте их сыграть, они нереально сложные.

Но в то же время они невероятно красивы — к такой музыке стоит стремиться!

Яркий пример фингерстайла — 3 табулатуры выше.

Когда в интернете идет речь об «Дай табы» или «Скачать табы» — имеется в виду файл формата Guitar Pro 5. Любую табулатуру вы можете открыть в данной программе и сразу посмотреть, как ее нужно играть, а также послушать.

Каково же заключение? Табулатуры для гитары — прекрасный способ развиваться дальше, когда вам уже надоели аккорды, бой и переборы. Табулатуры открывают огромный «мир искусства» и игры, а читать табулатуры оказалось совсем не сложно!

Источник

Песни под гитару Табулатуры. Как их читать?

Аккорды песен под гитару, видео

Табулатуры. Как их читать?

Любой гитарист слышал слово – табулатура . Но многие до сих пор, к сожалению толком не знают, что же это за «зверь». 🙂 После прочтения этой статьи вы окажетесь в числе знатоков по данному вопросу!

Табулатуры придуманы раньше, чем всем известные ноты. Содержат в себе меньше информации чем ноты, но зато проще читаются. Собственно для этого и придумана. Представлю вам несколько картинок табулатуры:

Объяснять буду поэтапно:

1. Шесть горизонтальных, длинных полосок – условно обозначают струны гитары. Но счет здесь струнам идет сверху вниз, а не как у реальной гитары. ( Верхняя полоска – это 1-я струна).

2. Вертикальная полоса через все шесть линий — обозначает разделение тактов.
3 . Цифры на линиях – показывают номер лада , на котором должна зажиматься струна. Например, если стоит цифра 2 на 3-ей сверху линии, то нужно зажать 3-ю струну на 2-ом ладу.

Следующий вид записи:

4 .У самого левого края расположены цифры 3/4 — размер такта. ( Размер воспроизведения точно как в нотах).

5. От цифр на линиях идут вниз полоски и соединяются между собой. Они показывают длительности нот. Хотя в табулатуре не часто встречаются такие подробности. В нашем примере показаны восьмые ноты. Для понимания длительности нот и тактов советую вам изучить нотную грамоту.
И последний пример:
6.

Вы видите слева латинские буквы. Думаю, что многие знают их. Они обозначают струну под нотой:

Е (ми) – первая струна
H или В (си) – 2-я струна
G (соль) – 3-я
D (ре) – 4-я
A (ля) -5-я
E (ми) – 6-я

Этот пример советую запомнить, т.к зачастую табулатуры встречаются с обратными обозначениями. ( верхняя полоска – 1 струна, а нижняя 6-я.) Если вы знаете под какой буквой (нотой ) какая струна, то точно не растеряетесь.

Другие обозначения приемов игры в табулатуре:

Скольжение (глисандо) — обозначается следующими знаками \ и / , которые ставятся между двух цифр (соответственно нисходящее и восходящее глиссандо ), что говорит о скольжении по струне от лада, на который указывает 1-я цифра до лада, на который указывает 2-я, например:

Здесь описано скольжение по 1-ой струне, сначала с третьего лада на пятый, а после с пятого на второй лад.

h и p обозначают легато : восходящее (hammer on) и нисходящее (pull off) — указываются между 2-ух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а уже следующий звук — пальцем левой. Пример (сначала восходящее легато, затем нисходящее ):

обозначает эффект вибрато . Как правило ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.

^ — подтяжка струны (бэнд) . Пишется между двух нот, где звук повышается с первой до второй ноты. Гораздо чаще, данный метод используется при игре на электрогитаре.

А теперь сравним графическую табулатуру с текстовой. На каждой показана одна и та же мелодия:

Пример графической табулатуры

Пример текстовой табулатуры

В принципе наглядно многое уже становиться понятным. Но все же, необходимо объяснить некоторые не упомянутые выше обозначения:

8b9 -также как и знак ^ говорит о подтяжке струны . А буква b — значит без возврата (full bend). Латинская буква (сверху) — S (в графическом варианте) показывает границу подтяжки. В нашем случае на полтона. Могут встретиться другие буквы: J — четверть тона, F — один тон.

8b9r8 — обозначает подтяжку с возвратом . (На рисунках здесь не указана).

(4) — так показывают очень тихую ноту или ноту, которую можно не играть. (На рисунках здесь не указана)

/7 — подъезд к определенной ноте методом глисандо , снизу-вверх. \7 — сверху-вниз.
7/ — и наоборот, такой вариант говорит о скольжении от ноты «в никуда» , снизу-вверх. 7/ — сверху-вниз.

Обозначения которые указываются над табулатурой — над некоторыми нотами:

P.M. — palm mute — приглушение пр. рукой.
N.H. — натуральный флажолет. A.H. — искусственный.
T — tapping тэппинг . Показывает партии двуручного тэппинга.
S и P — слеп (slap) и поп (pop). Используются в табах для бас-гитар.
p , i , m , a — известные 4 буквы, которые обозначают пальцы левой руки, а именно, каким брать ту или иную ноту.

Если вы хотите серьезно заниматься игрой на гитаре, то вам необходимо изучить нотную грамоту. Табулатуры помогут в том случае, если вы уже слышали мелодию раньше и хорошо запомнили ее темп и мотив… Успешного обучения вам!

Источник

Табулатура для гитары

Соло табы, табулатура, ноты – слова незнакомые для новичка, но являющиеся терминами, которыми обязан владеть каждый музыкант. Учиться технике чтения табов необходимо начинать как можно раньше. Гитарная табулатура отличается от общепринятой системы нотной записи. Используются другие обозначения, описание мелодии ведется через лады.

Что такое табулатура

Табулатура (короткое название «табы») – особый вид записи музыкальных произведений. Придуманы табулатурные обозначения раньше общеизвестной системы. Предназначаются для некоторых инструментов: клавишные (клавесин, орган), струнные (гитара, виуэла, лютня), в редких случаях – духовые. Позволяют записывать в упрощенном порядке разные мелодии, партии (соло на гитаре аккорды, песни, подобное).

Внимание! Читать табы проще – не потребуется детального изучения нотной грамоты. Считается, что такая запись фиксирует меньший объем информации.

Освоить несколько аккордов можно без чтения табулатур. Однако гитаристу, желающему расширить навыки, научиться играть большее количество произведений, требуется освоить гитарные обозначения нот, аккордов, ладов как можно раньше.

Для чего необходима гитарная табулатура

Стандартные нотные обозначения не зависят от нюансов, отличий инструментов. Имеют общий вид. Позволяют свободно играть на концертах большому количеству музыкантов. Однако для гитары такая запись не совсем удобна. Одну ноту можно сыграть разными способами, что вносит путаницу. Чтение записи становится менее очевидным. Для устранения недостатка разработана специальная гитарная табулатура, собственные обозначения.

В основном гитарная табулатура предназначается для игры на шестиструнном инструменте. Схематично обозначается высота нот, расположение пальцев гитариста на грифе. Отлично подходит новичкам, так как освоить традиционную нотную запись сложно – потребуется время, усилия, специальные занятия. Упрощенные обозначения гитарной грамоты легко выучить, пользоваться.

Гитарные табы подойдут сочинителям собственных произведений. Простота позволит быстро фиксировать придуманные мелодии, вступления для соло. Записи получаются компактными, прозрачными, доступными для просмотра другим музыкантам.

Как ей пользоваться

Найти подходящие табулатуры можно в интернете. Масса тематических сайтов предлагает обширное количество вариантов для разных произведений – от простых для начинающих до профессиональных. Существует несколько основных правил и обозначений, запомнив которые будут понятны любые табы.

Чтение табулатур

Табулатуры читаются слева направо. Основа – шесть или четыре горизонтально расположенные прямые линии, обозначающие струны и расположенные в перевернутом варианте. Верхняя – тонкая, нижняя – самая толстая на инструменте. При этом в табах иногда обозначаются только те струны, которые задействованы при исполнении (а не все шесть). Некоторые содержат по 5, 7, 12 линий – зависит от гитары, для которой предназначена мелодия.

Цифрами обозначаются лады. Расположенные вертикально в один ряд цифры указывают на аккорд. Требуется проиграть все обозначенные ноты одновременно. Например, до-мажор обозначается: 0-1-0-2-3 (сверху вниз друг под другом).

Внимание! Табы – схематическое изображение композиции. Профессиональные музыканты рекомендуют сначала внимательно прослушать песню, произвести разбор деталей и затем приступать к проигрышу.

Понять, каким образом двигать руками и пальцами, можно по специальным знакам – стрелкам для боя, вогнутым линиям для перебора. Основные приемы заключены в определенных наборах знаков.

Большая часть новых табулатур записывается и, соответственно, читается с помощью программ – Guitar Pro, Reaper TabEditor plugin, другими. Подобные программы упрощают, ускоряют процесс создания мелодии – запись необходимыми символами производится автоматически. Возможно прослушивание записанной дорожки табов.

Обозначения для гитарной табулатуры

Чтение невозможно без знания символики. Обозначения гитарной табулатуры отличаются от символов общепринятой нотной грамоты. Используются цифры, линии, буквы, сокращения.

Номерами обозначены лады, на которых пальцы зажимают струну:

  • 1 – первый лад;
  • 2 – второй и так далее;
  • 24 – максимальное значение;
  • 0 – открытая струна (любая не зажатая на грифе).

Если цифр нет, то струна звучать не должна.

Стрелками обозначают направление движения руки, если играть требуется боем. Стрелка указывает вверх – рука двигается вниз и наоборот. Для игры перебором используются выгнутые полосы под цифрами, которые называются «лиги».

Приемы гитарной игры обозначаются комплексами символов. Популярные приемы имеют общие обозначения. Hammer-on (хаммер-он, восходящее легато) – две цифры от низкой к высокой на одной линии, сверху соединяются вогнутой линией. Pull-of (пул-оф) – цифры от высокой к низкой, линия одна, сверху полукруг.

Подтяжка (бенд) – буквой латинского алфавита b, добавление маленькой r говорит о возвращении звука к начальному положению. Например, 4b6 или 4b6r4. Глиссандо или слайд отмечают наклонной линией: вверх – /, вниз – \. К примеру, 9/11\9.

Использование машинки с рычагом тремоло – символ n и косые линии (n/ – рычаг вверх, \n – вниз). Между ними ставится цифра, которая подскажет, на какое число полутонов следует изменить звучание ноты.

Для вибрато используют х,

, W. Тэппинг – буква t. Флажолеты: натуральный – , искусственный – [n]. Трель в игре обозначается tr и несколькими тильдами (

Однократная реприза записывается так: ||- -|| ||* *||; многократная: добавляется нужное число косых линий, обозначающих количество повторов репризы. Сила звука обозначается символами: > (плавное снижение),

Источник

Гитарные табулатуры: польза или вред?

Гитарные табулатуры или в простонародьях «табы» довольно плотно вошли в обиход подавляющего большинства гитаристов. Некоторые их используют для того, чтобы разучить какую-либо гитарную партию — скачал табы с интернета и вперед. Кто-то записывает в них свои музыкальные зарисовки, чтобы не забыть. Преподавателям табулатуры помогают наглядно объяснять начинающим гитаристам учебный материал, а ученику в свою очередь позволяют в случае необходимости освежить в памяти домашнее задание. Казалось бы, сплошные плюсы. Человек, придумавший табулатуры должен быть немедленно удостоен нобелевской премии! Однако, в данной статье я бы хотел рассказать о подводных камнях, поджидающих тех, кто использует данный инструмент бездумно и неумело.

Для чего нужны табулатуры?

Итак, для чего же в первую очередь нужны гитарные табулатуры? В некоторых небезызвестных учебных заведениях преподаватели по классу электрогитары намеренно заставляют учеников разбирать партии исключительно по нотам, расценивая табулатуры как моветон. На мой взгляд, это грубая ошибка, свидетельствующая о серьезной некомпетентности данных преподавателей. Главной задачей табулатур является конкретизация расположения нот на грифе гитары.

СПРАВКА: В табулатурах каждая строчка символизирует струну на гитаре. Самая тонкая струна находиться сверху, самая толстая — снизу. Цифры на этих строчках показывают лад, на котором надо зажать соответствующую струну. Подавляющее большинство гитарных табулатур пишется с помощью специализированного программного обеспечения Guitar Pro (файлы сохраняются с расширениями .gp3, .gp4, .gp5, gpx — в зависимости от версии софта).

Таким образом, глядя в табулатуры, можно однозначно определить на каком ладу какой струны находится та или иная нота. Подобного рода конкретизация необходима не только «злоумышленнику», не знающему нотную грамоту, она пригодится практически любому гитаристу, разучивающему партию на бумаге или экране монитора. Дело в том, что принцип оптимальности подразумевает под собой не только отсутствие всех лишних движений при извлечении звука на электрогитаре (отлет пальцев левой руки, инерционные движения правой руки и пр.), но и грамотное расположение нот гитарной партии (аппликатура). Зачастую при съеме композиции на слух самым сложным этапом является не распознавание нот как таковых, а принятие решения относительно их расположения. Казалось бы, какая разница, где взять, к примеру, ноту соль — на VIII ладу 2-й струны или же на XII ладу 3-й? Нота ведь одинаковая. К сожалению, не все так просто. Некорректное расположение нот гитарной партии может привести к тому, что материал так и не получится сыграть в оригинальном темпе. А самое страшное во всей этой ситуации, что оценить правильность расположения нот получится только тогда, когда гитарист подойдет к какому-то скоростному рубежу. Кстати, ноту ми (E) второй октавы можно извлечь в восьми (. ) разных местах на грифе электрогитары.

Из личного опыта

Приведу пример из собственного опыта. Когда я снимал на слух соло Dream Theater — The Best Of Times (гитарист John Petrucci), мне не составило никакого труда распознать используемые в партии ноты. А вот с их грамотным расположением оказалось все гораздо интереснее. После нескольких расчетов и «пристрелок» я выбрал оптимальную, как тогда казалось, аппликатуру. Во время посадки материала в руки на низких и средних темпах никаких проблем не возникало. Но когда дело дошло до темпа 80-85% от оригинального, то я просто не мог сыграть некоторые фразы. Естественно, первоначально напрашивается вывод: недоработал, надо «попилить» еще денек другой. Но проблема была не в этом. Оказалось, выбранная в начале аппликатура не являлась оптимальной. Осознав данный факт, с криком «Все назад!» мне пришлось поменять расположение нот, а, следовательно, откатиться назад к медленному темпу и начать процесс посадки материала в руки с самого начала. На этот раз аппликатура оказалась оптимальной и никаких существенных задержек в приросте темпа не наблюдалось. И если бы за плечами не было некоего опыта, то скорее всего, пришлось бы убить приличное количество «жопочасов» ради достижения несбыточной мечты — разогнать желаемое соло до оригинального темпа.

Какие табулатуры являются качественными и где их найти?

Все ли табулатуры качественные? Конечно же, нет. Под качеством подразумевается не крутое звучание MIDI и даже не наличие партий барабанов, баса и прочего. Качественные табулатуры для гитариста прежде всего должны содержать в себе исчерпывающую информацию о записанных в них партиях. К сожалению, на просторах интернета блуждает гигантское количество «левых» и абсолютно неадекватных табов. В подавляющем большинстве файлов неправильно прописаны ритмические и мелодические рисунки, а в тех редких случаях, где указанные элементы верны, напрочь отсутствуют все мелизмы, демпфер, флажолеты и другие гитарные приемы. Само собой, практически всегда страдает и оптимальность. Может ли начинающий гитарист научиться хорошо играть желаемое произведение по таким табам? Ответ очевиден. Однако, хорошие табулатуры все-таки встречаются, но как правило, это редкие материалы, что называется «от производителя». Поэтому все используемые в учебной программе табы для электрогитары написаны мною лично и за каждую ноту в них я несу ответственность.

Как правильно пользоваться табулатурами?

Ответ на данный вопрос практически очевиден — бери да читай, что написано, и воспроизводи это на электрогитаре. Но и здесь опять-таки не все так однозначно. За время своей преподавательской деятельности я стал замечать у вновь прибывших учеников достаточно большое количество типовых заблуждений и стереотипов, одно из которых касается использования табулатур. Дело в том, что многие люди в прямом смысле слова злоупотребляют табами. Рассмотрим типичный случай. Гитарист пришел домой и решил научиться играть какую-то гитарную партию (это может быть задание от преподавателя или любимая вещь — не важно). Он открывает, допустим, качественные табулатуры и начинает разучивать материал, глядя на экран или бумагу, и при этом потихоньку воспроизводит партию на своей гитаре. Вроде бы все нормально, никакого криминала нет. Но далее разучиваемые фразы уже запомнились (в т.ч. и мышечно), а глаза по-прежнему остаются в табах. А это уже самый настоящий криминал и вот почему.

Когда человек смотрит в табулатуры, у него активно работает зрительное восприятие, на которое мозг тратит определенное количество «ресурсов» (допустим 50%). Также довольно много интеллекта расходуется на моторику, ведь звук надо как-то извлекать (30%). Оставшиеся 20% уходят на слух, что на мой взгляд, непозволительно мало. В результате человек играет на гитаре, буквально пропуская мимо ушей огромное количество ошибок (аритмия, рассинхрон, грязь, давление на струны и т.д.). Но он этого не замечает, так как глаза говорят, что все хорошо, и гитарист продолжает «прошивать» в мышечную память в корне неверное звукоизвлечение. Как показывает практика, чтобы запомнить небольшую фразу (полтакта-такт), достаточно посмотреть на табулатуры пару-тройку раз, после чего их лучше закрыть или перевести взгляд на гитару, обеспечив таким образом визуальный контроль за своими руками и увеличив процентную составляющую слухового контроля. По сути табулатуры должны служить самыми обыкновенными шпаргалками, в которые стоит заглядывать только тогда, когда съем на слух разучиваемой фразы вызывает большие проблемы.

Все ли элементы учебной программы забиты в табулатуры?

Как стало ясно из предыдущего раздела, зрительное восприятие информации практически всегда идет в ущерб слуховому (неспроста у людей, потерявших зрение, сильно обостряется слух). Именно по этой причине в программе обучения порядка 1/4 материала передаются из рук в руки (с помощью аудио- и видеофайлов). По опыту могу сказать, что в таком режиме работы ученики гораздо активнее пользуются слухом, запоминая сыгранную преподавателем фразу и пытаясь воспроизвести ее на своем инструменте. Если возникают проблемы, то следует обратиться к аудио, замедлить нужный фрагмент и постараться с ним разобраться. Если же проблема осталась, то можно воспользоваться видео и подглядеть, в каком месте и каким способом извлекаются те или иные звуки. При этом всевозможные мелизмы, например, в певучих гитарных соло (рывки, бенды, форшлаги, вибрато и т.д.), которые, к слову, довольно проблематично забить в табы для электрогитары, на слух запоминаются и воспроизводятся в разы быстрее, чем зрительно.

Вывод

В контексте данной статьи гитарные табулатуры можно сравнить с оружием, которое находясь в хороших руках может творить добро, а в плохих — причинять зло. Если ими пользоваться грамотно и в меру, то процесс обучения на начальном и среднем этапах может быть существенно упрощен и эффективность занятий повысится. Если же целыми днями не вылазить из табов и бездумно повторять неверно снятые и некорректно записанные какими-то «умельцами» партии, то вероятность успешного обучения игре на электрогитаре нещадно стремится к нулю. В заключении хочу отметить, что среднестатистическому адекватному гитаристу гораздо проще и интереснее снять партию на слух, чем разбираться в чужих вызывающих сомнения табулатурах.

Источник

Оцените статью