- Определитель аппликатуры аккордов
- Система определения аппликатуры
- Аппликатуры аккордов для гитары
- Базовая таблица аккордов:
- Аккорды A (Ля)
- Аккорды C (До)
- Аккорды D (Ре)
- Аккорды E (Ми)
- Аккорды F (Фа)
- Аккорды G (Соль)
- Аккорды H или B (Си)
- Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
- Левая рука: откуда берется звук?
- У В А Г А (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ АККОРДОВ ГИТАРНОЙ АППЛИКАТУРЫ)
- Приложение 1: Расположение нот на гитарном грифе
- Приложение 2: FAQ-ЛИСТ (Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов)
Определитель аппликатуры аккордов
Система определения аппликатуры
Распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, называется аппликатурой. Рассмотрим аппликатуру левой руки на грифе гитары.
При игре на гитаре может быть два типа аппликатуры левой руки — типовая и уникальная.
Типовой аппликатурой называются случаи, когда все звуки аккорда извлекаются на струнах, каждая из которых прижата к какому-либо ладу грифа. Уникальной — когда часть звуков аккорда извлекается на открытых струнах (не прижатых кладам).
Предлагаемая система построена на основе типовой аппликатуры.
Поскольку буквенно-цифровое обозначение не показывает порядка расположения звуков в аккорде, то имеет смысл изобразить аппликатуру в виде схем-рисунков участка грифа гитары, на которых указаны места прижатия струн пальцами левой руки.
Здесь приведены: таблица 6 и 85 схем-рисунков аппликатуры.
Таблица 6 дает возможность определить, каким приемом и на каком ладу можно построить аккорд от заданной ноты.
Схемы-рисунки аппликатуры образуют 17 горизонтальных и 5 вертикальных рядов. Горизонтальные ряды носят названия разновидностей аккордов с буквенно-цифровыми обозначениями. Вертикальные ряды условно названы «приемами».
Определение аппликатуры аккорда производится следующим образом. Например, надо найти аппликатуру мажорного аккорда от звука до. По таблице 6 определяем, что аппликатуру аккордов от звука до можно построить пятью способами: 4-м приемом на III ладу грифа гитары, 5-м-на V ладу, 1-м приемом на VIII ладу, 2-м — на X, 3-м — на XII.
После этого из горизонтального ряда мажорного трезвучия выбираем наиболее удобный прием.
На данных ладах устанавливается указательный палец левой руки, остальные пальцы расставляются, как указано на схемах-рисунках.
Чтобы получить минорный вид аккорда от до, следует вышеперечисленные приемы строить на тех же ладах (т. е. 4-м приемом на III ладу, 5-м — на V, 1-м — на VIII и т. д.), но брать эти приемы надо из горизонтального ряда, носящего название «минорное трезвучие».
Таким образом, чтобы получить любой другой вид аккорда от до, приемы аппликатуры, найденные по таблице 6, надо строить из горизонтального ряда, носящего название требуемого вида аккорда.
Таблица 6. Приемы аппликатуры на грифе гитары
Пользуясь данной системой, можно построить на грифе гитары 17 видов аккордов от до или любой другой ноты звукоряда. Причем, система дает возможность построить каждый вид аккорда пятью приемами, что позволяет свободно и разнообразно подбирать аккомпанемент (сопровождение) на гитаре с учетом удобства исполнения и выразительности звучания.
Аппликатуру аккордов от других нот определяем аналогично приведенному выше примеру. То есть, пользуясь таблицей 6, определяем, каким приемом и на каком ладу строятся аккорды от данной ноты, находим в схемах-рисунках горизонтальный ряд с требуемым видом аккорда, и в соответствии с таблицей переносим любой из пяти приемов аппликатуры на гриф гитары.
Схемы приемов аппликатуры
Рисунки с аппликатурой представляют схему участка грифа гитары.
Шесть горизонтальных линий соответствуют струнам гитары.
Верхняя горизонтальная линия — 1-я струна (тонкая), нижняя — 6-я (бас).
Вертикальные линии обозначают лады на грифе гитары.
Расположение пальцев левой руки на ладах и струнах (аппликатура) показано точками. Цифры, стоящие слева от точек, обозначают пальцы левой руки: 1-указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец.
Звуки следует извлекать только на струнах, прижатых к ладам. Как ранее говорилось, такую аппликатуру называют типовой. При типовой аппликатуре указательный палец левой руки часто прижимает на одном ладу несколько струн одновременно (такой прием называется «барре»).
Наша система позволяет пользоваться также и уникальной аппликатурой, при которой ряд звуков аккорда извлекается на открытых струнах. Можно сказать, что уникальная аппликатура образуется, когда роль указательного пальца левой руки выполняет верхний, порожек грифа гитары.
В таблице 6 рядом с обозначением звуков до, ре, ми, соль, ля указаны номера приемов, которыми можно строить аккорды этих звуков в уникальной аппликатуре. Поскольку в этом случае роль указательного пальца будет выполнять верхний порожек грифа, то остается построить только аппликатуру остальных пальцев (см. рис. 2).
Рис. 2. На рис. 2а показана одна из схем типовой аппликатуры. Рис. 2б — ее уникальный вид. Роль указательного пальца в уникальной аппликатуре выполняет верхний порожек грифа гитары
При подборе аккомпанемента уникальную аппликатуру следует использовать в первую очередь, так как она технически легче для пальцев левой руки. В таких случаях надо логично изменить обозначенную на схеме-рисунке постановку пальцев, используя освободившийся указательный палец. При уникальной аппликатуре часть звуков будет извлекаться с прижатых струн, а часть — с открытых. В этом случае из открытых струн должны звучать только те, которые освободились от нажатия указательного пальца левой руки.
В таблице 6 указаны основные ступени звукоряда. Аккорды от производных ступеней звукоряда, записываемые со знаками альтерации: F# — Фа-диез мажор, E b — Ми-бемоль мажор, — до-бемоль минор и т. п. определяются сначала как от основной ноты (F, E, C), а затем найденный лад следует изменить в зависимости от знака альтерации. Например: если аккорд от до построен на III ладу, то аккорд от до-диез надо строить на IV ладу, аккорд от до-бемоль — на II ладу.
Над некоторыми схемами-рисунками аппликатуры встречаются знаки альтерации (# или b), что также говорит о необходимости изменить найденный по таблице 6 лад в соответствии со знаком. Например, требуется построить уменьшенное трезвучие от соль (т. е. Gm 5- ). По таблице 6 определяем, что аккорд можно сыграть 1-м приемом на III ладу, но над этой схемой-рисунком стоит знак b (бемоль). Значит, его следует строить на II ладу. И наоборот, при знаке # аккорд строится одним ладом выше.
На схемах-рисунках встречаются крестики. Их значение аналогично точкам, они позволяют изменять аппликатуру схемы рисунка, причем вид аккорда остается прежним. (См. рис. 3, 4, 5.)
Рис. 3
Рисунки 3а, 4а, 5а показывают аппликатуру, на которой кроме точек, указывающих места прижатия лальцев, еще имеются крестики.
Рис. 4
Рисунки 3в, 4в, 5б,в показывают допустимое изменение аппликатуры в приемах, где имеются крестики. В результате изменения аппликатуры на рис. 4в, 56, в указательный палец перемещается на один лад по отношению к основным схемам-рисункам (рис. 4а, 5а). Это нужно учитывать при построении данных приемов на гитаре. Так, например, требуется исполнить минорное трезвучие от ми (Em). По таблице 6 определяем, что его можно сыграть 2-м приемом на II ладу. Этот прием изображен на рис. 46. Если пожелаем строить аппликатуру по рисунку 4в, то указательный палец следует ставить на 3-й лад.
Рис. 5
Для освоения изложенного материала в конце пособия имеется хрестоматия для практического пользования системой при исполнении аккомпанемента к ряду песен.
В заключение следует сказать о прижатии струн при извлечении звуков на гитаре. У начинающих гитаристов какой-либо звук аккорда подчас звучит плохо или не звучит совсем. Для проверки, все ли звуки одинаково хорошо звучат, надо по очереди извлечь каждый звук аккорда, не меняя в это время положения пальцев левой руки, прижимающих струны, и не ослабляя силу прижатия струны. Пальцы левой руки должны достаточно крепко, но без напряжения прижимать струны около металлического порожка лада. Плохое звучание происходит от слабого прижатия струны или от того, что к этой струне прикасается палец, прижимающий одну из соседних струн. Указательный палец при приеме «барре» должен быть выпрямленным и располагаться параллельно порожку лада. Руку надо подвинуть вперед (в направлении от корпуса исполнителя), чтобы кисть в запястном суставе оказалась значительно изогнутой. Это будет способствовать распрямлению указательного пальца. Надо в совершенстве овладеть приемом «барре», так как он при игре на 6-струнной гитаре применяется очень часто.
При извлечении звуков пальцами правой руки следует помнить, что большой палец предназначен для 6-й, 5-й, 4-й струн; указательный — для 3-й, средний — для 2-й, безымянный — для 1-й струны.
Все, что касается настройки гитары, посадки, положения гитары, приемов извлечения звуков, подробно описано в любом самоучителе игры на гитаре.
Изложенная система позволяет сделать удобное наглядное пособие для определения аппликатуры к аккордам.
Определитель в собранном виде представляет собой сложенный вдвое лист с изображением на лицевой стороне схем-рисунков аппликатуры. Внутри сложенного вдвое листа помещен круг, на котором в специальном порядке расставлены буквы основных звуков аккордов и нумерация ладов из таблицы 6. На лицевой стороне листа рядом со схемами-рисунками аппликатуры имеются прорезанные окна, в которые видны необходимые данные из подвижной таблицы. Кроме схем-рисунков на определителе имеется пояснение к пользованию им. Помещается определитель в развернутом виде на отдельных страницах в конце пособия. Следует самостоятельно вырезать и собрать его.
Источник
Аппликатуры аккордов для гитары
Базовая таблица аккордов:
Аккорды A (Ля)
Аккорды C (До)
Аккорды D (Ре)
Аккорды E (Ми)
Аккорды F (Фа)
Аккорды G (Соль)
Аккорды H или B (Си)
А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.
Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.
Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.
Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.
Левая рука: откуда берется звук?
При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.
Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.
Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.
Источник
У В А Г А (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ АККОРДОВ ГИТАРНОЙ АППЛИКАТУРЫ)
И вот, после сложных теоретических изысканий эта Великая Тайна наконец была раскрыта. Я не хотел бы унести ее с собой в могилу, ибо знаю, сколь великих трудов подчас стоит найти нужный аккорд, а посему спешу поделиться ею со всеми гитаристами.
Итак, предлагаю Вашему вниманию сей скромный труд:
Как открыл для себя автор данной статьи, воспользовавшись классической
теорией музыки, существуют семь основных нот:
до ре ми фа соль ля си
или в буквенном обозначении:
Тут я сразу хочу оговориться, что ноту «Си» я буду обозначать буквой «В».
На мой взгляд, это более логично, ибо, как за «А» следует «В», так и за «Ля» следует «Си». Вообще, обозначать ноту «Си» буквой «H» придумали немцы,
которые хотели нас запутать и таким образом отомстить за поражение в Великой Отечественной войне. Англичане, американцы и вообще все прогрессивное человечество обозначают ноту «си» буквой «B».
Продолжим этот ряд дальше и пронумеруем каждую ноту по порядку, начиная с ноты «до»:
C D E F G A B C D E F G A
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Эти цифры называются ступенями звукоряда. На них и строятся все аккорды.
В классической музыке эти ступени называются следующим образом (в принципе, это знать не обязательно, но желательно, т.к. они часто встречаются в музыкальной литературе):
1 — тоника (прима);
2 — секунда;
3 — терция;
4 — кварта;
5 — квинта;
6 — секста;
7 — септима;
8 — октава;
9 — нона;
10 — децима;
11 — ундецима;
12 — секдецима;
13 — терцдецима.
Простой аккорд, который обозначается всего одной буквой — это мажорное трезвучие. Он поэтому и называется трезвучием, что состоит всего из трех звуков. Эти звуки — тоника, терция и квинта, то есть 1, 3 и 5 ступени.
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в аккорд, который обозначается буквой «C»(до-мажор) входят ноты «до», «ми», и «соль». Те, кто знают, где
на гитарном грифе находятся эти ноты (см. приложение 1), смогут без труда поcтроить различные варианты аккорда до-мажор:
(значок «х» означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра рядом — номер ступени аккорда. Значок «о» означает открытую струну).
Если в обозначении аккорда есть буква «m», то это минорный аккорд.
Например, аккорд Cm — это минорное трезвучие, которое отличается от мажорного только тем, что третья ступень в нем понижена на пол-тона.
На гитарном грифе следует переместить третью ступень на один лад вверх, и мы получим вместо «до-мажора» аккорд «до-минор»:
(Буква «m» означает пониженную третью ступень, которая превращает аккорд в минорный)
В этом варианте первую струну придется заглушить, потому что третья ступень была на открытой первой струне, и выше ладов уже нет.
Если аккорд имеет в своем обозначении какую-либо цифру, то это означает добавление соответствующей ступени. Например, аккорд C6 имеет кроме 1-й, 3-й и 5-й ступеней еще и 6-ю ступень (ноту «ля»):
Может добавляться не одна, а больше ступеней. Тогда в обозначении аккорда они разделяются знаком «/». Например, аккорд С6/9 состоит из 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 9-й ступеней. (9-я ступень — это нота «ре»):
(значок «х» означает, что в этом месте струну следует прижать альцем, а цифра рядом — номер ступени аккорда. Значок «о» означает открытую струну).
Если в обозначении аккорда встречается «+» или «-» («» или «b»), то это означает что соответствующую ступень следует повысить или понизить на пол-тона, т.е. на гитарном грифе перенести ее на один лад вниз или вверх соответственно. Например, аккорд C5+ — это «до-мажор» с повышенной пятой ступенью:
Может быть, не все из этих аккордов удобно брать на грифе, они здесь приведены только в качестве примеров. Ниже будет показано, как находить более удобные варианты.
Я не хочу больше утомлять читателей описанием всевозможных аккордов. Подытожим только общий принцип их построения:
— Аккорд, обозначаемый одной буквой, состоит из 1, 3, и 5 ступеней;
— В аккорде с буквой «m» третья ступень сдвинута на один лад вверх;
— Аккорд, имеющий в своем обозначении цифру, означает добавление соответствующей ступени (особый случай для цифры «4». Ее присутствие означает, что третья ступень заменяется четвертой)
— Аккорд, имеющий в своем обозначении плюс или минус, означает сдвиг соответствующей ступени на один лад вниз или вверх.
А как находить эти ступени на грифе? Если мы знаем,где находится хотя бы одна из ступеней, то остальные найти довольно просто. Как установил автор данной статьи, при перемещении с шагом в один лад вниз по любой
струне ступени меняются в следующем порядке:
1 (тоника)
9- (уменьшенная нона)
9 (чистая нона)
9+, она же «m» (увеличенная нона совпадает с уменьшенной минорной терцией)
3 (мажорная терция)
4, она же 11 (кварта совпадает с ундецимой)
5- (уменьшенная квинта)
5 (чистая квинта)
5+ (увеличенная квинта)
6, она же 13 (секста совпадает с терцдецимой)
7 (чистая септима)
7+ (увеличенная септима)
1 (тоника)
.
и так далее.
Так как гитарные струны имеют фиксированную настройку относительно друг друга, то и относительное расположение ступеней на всем грифе строго фиксировано. Например, если найти первую ступень на каком-то из ладов первой
струны, то на второй струне на этом же ладу будет пятая ступень, и т. д.
Это дает возможность, зная аккорд в одной тональности, построить аккорд того же типа в другой тональности, перенеся его по грифу на определенное количество ладов вверх или вниз. При этом форма самого аккорда не изменяется.
Например, сравним аккорды «до-мажор» и «ре-мажор», у которых тоника на первой струне:
Как мы здесь видим, форма аккорда и взаиморасположение ступеней сохранились, изменились только номера ладов. В первом случае тоника (нота «до») находится на восьмом ладу первой струны, а во втором случае тоника нота «ре») находится на десятом ладу. А если абстрагироваться от ладов, то можно найти аккорд этого типа для любой тональности. Например, мы хотим построить аккорд F («фа-мажор») того же типа, то есть с тоникой на первой струне. Пользуясь приложением 1, находим тонику (ноту «фа») на первой струне. Она находится на первом ладу (и на тринадцатом тоже, но там брать не очень удобно). Зная форму аккорда, строим его от первого лада и получаем искомый «фа-мажор»
А теперь разовьем эту идею еще дальше. Представим себе бесконечный виртуальный гитарный гриф. Зная взаиморасположение ступеней, заполним все его лады, начиная, скажем, с первой ступени на первой струне:
Мы получили таблицу взаиморасположения ступеней (ТВС) на гитарном грифе.
С помощью этой таблицы можно вычислить любой, даже самый сложный аккорд.
Например, нужно построить аккорд A7/9-
1. определяем, какие ступени входят в этот аккорд:
1-я, 3-я, 5-я, 7-я и пониженная 9-я.
2. выбираем, на какой струне будет тоника.
3. с помощью таблицы находим на этой струне цифру «1»
4. ищем поблизости на остальных струнах цифры «3», «5», «7» и «9-»
в произвольном порядке так, чтобы аккорд было удобней взять.
5. пользуясь приложением 1, находим лад, на котором находится тоника
на выбранной струне — аккорд вычислен!
Допустим, тоника будет на шестой струне. Пользуясь таблицей, находим варианты аккордов:
Вариантов может быть бесчисленное множество, хватило бы пальцев на левой руке.
С помощью приложения 1 находим на шестой струне ноту «ля». Она находится на пятом ладу. Нумеруем лады для найденных вариантов:
Следует отметить, что не обязательно, чтобы в аккорд входили все ступени. Например, в первом варианте отсутствует 5-я ступень.
Бывают аккорды, где отсутствует даже сама тоника. Во втором и третьем вариантах удобнее брать аккорд без шестой струны, от этого его функция не меняется. Главное, чтобы в аккорде не было лишних ступеней.
При построении аккорда с помощью ТВС не обязательно «плясать» от первой ступени, можно и от любой другой. Например, найдем аккорд Gm6 («соль-минор с секстой»).
В него входят 1-я ступень, пониженная 3-я («m»), 5-я и 6-я. Вот от 6-й ступени и будем отталкиваться. Допустим, что она находится на 4-й струне.
Находим в таблице цифру «6» на 4-й струне и рядом ищем «1», «m», и «5».
Получаем вариант:
Тоника здесь автоматически обнаружилась на 1-й (6-й) струне. С помощью приложения 1 определяем, что нота «соль» на первой струне находится на третьем ладу. Нумеруем лады и получаем искомый аккорд:
Пожалуй, удобнее его брать без 5-й и 6-й струн, тем более что эти ступени уже есть на 3-й и 1-й струнах.
При помощи ТВС можно не только искать новые аккорды, но и анализировать уже имеющиеся. Например, помнится, в эхе GUITAR.SONGS кто-то приводил два варианта аккорда Е7 и спрашивал, какой из них правильный:
Пользуясь приложением 1, определяем что нота «ми» (тоника аккорда) находится на открытой шестой (первой) струне. С помощью ТВС определяем, какие ступени присутствуют в этих аккордах:
В обоих вариантах присутствуют 1-я, 3-я, 5-я и 7-я ступени. Следовательно, оба варианта верны.
Таков общий принцип построения и анализа аккордов с помощью ТВС.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все зависит от Вашей фантазии. Вы можете использовать любые аккорды, главное, чтобы произведение, которое вы исполняете, звучало так, как нравится Вам и Вашим друзьям. Не бойтесь экспериментировать, и Вы добьетесь своего.
Желаю всем творческих успехов!
Андрей Антонов, г. Севастополь
Приложение 1: Расположение нот на гитарном грифе
Приложение 2: FAQ-ЛИСТ (Список наиболее часто задаваемых вопросов и ответов)
Вопрос: В обозначениях аккордов часто встречаются всякие таинственные знаки
типа «sus», «аug», «dim» и другие. Что это такое?
Ответ: Csus4 — это то же, что C4, терция заменяется на 4-ю ступень ;
Csus2 — это подобно Csus4, но терция заменяется не на 4-ю ступень,
а на 2-ю, которая гармонически совпадает с 9-й.
Caug — это то же, что C5+ ;
Cdim (или C с ноликом) — это уменьшенный аккорд, то же, что и Cm6/5- ;
Cmaj (или Cmaj7+) — это то же, что C7+ ;
C с перечеркнутым ноликом — полууменьшенный аккорд, то же что Cm7/5- .
Вопрос: Что означает запись аккордов через косую черту, типа Dm/C, C/E и.т.д.?
Ответ: Тaкaя зaпись ознaчaет, кaкaя нотa должнa звучaть в бaсу (сaмaя низкaя
нотa в aккорде).То есть пишется сaм aккорд, a через слэш бaсовaя нотa.
Ведь бaс может игрaть не обязaтельно тонику, a и любую другую ступень.
Если игратьв aнсaмбле с бaс-гитaрой, то нa это можно не обрaщaть вни-
мания, потому что бaсист сaм знает, кaкие ноты ему нaжимaть. А вот
когдa гитaрa игрaет однa, онa должнa сaмa иммитировaть линию бaсa.
Вот для этого и существует тaкaя зaпись. Обычно бaсовaя нотa берется
большим пaльцем прaвой руки нa сильную долю, a сaм aккорд нa слaбую
долю щипком или боем.
А еще тaкaя зaпись применяется для упрощения сильно нaвороченных aккор-
дов. Haпример, aккорд Сmaj7+ можно зaписaть кaк Em/C, a Am7/5- можно
предстaвить, кaк Cm/A. Если проанализировать эти пары аккордов с по-
мощью ТВС, можно легко убедиться, что гармонически они идентичны.
Вопрос: Что означает запись аккордов типа C5, D5 ? Ведь чистая пятая ступень
и так входит в простой аккорд?
Ответ: Это аккорды не простые, а очень простые. Потому что в них входят толь-
ко первая и пятая ступени. Вот варианты их аппликатуры:
Такие аккорды обычно используются для риффов в роковых композициях. Как правило, они играются не чистым гитарным звуком, а с примочкой «овердрайв» или «дисторшн». При этом используются только басовые
струны.
Вопрос: Если 4-я ступень совпадает с 11-й, 6-я с 13-й, 9+ с минорной терцией, то чем же отличаются аккорды:
С4 и С11; D6 и D13; E9+ и Em ?
Ответ: если в обозначении аккорда встречаются цифры 11 или 13, то в нем, кроме 4-й или 6-й ступени обязательно должна присутствовать и 7-я (а иногда и 9-я): С11=С4/7(C4/7/9); D13=D6/7(D6/7/9). Например, легендарная «Venus»(«She’s got it») группы Shocking Blue
начинается с аккорда B11:
Отдельный случай для аккордов, где есть 9+
Это так называемый «расщепленный» аккорд. Он несет в себе функции и мажора, и минора, так как в нем присутствует и мажорная терция, и увеличенная нона, совпадающая с минорной терцией. Как правило, в нем также присутствует и 7-я ступень. Этот аккорд любил использовать в своих композициях Джимми Хендрикс:
Вопрос: что такое знаки «» и «b» в обозначениях аккордов?
Ответ:
«» — это знак «диез», обозначающий повышение на пол-тона или на один лад вниз по грифу.
«b» — это знак «бемоль», обозначающий понижение на пол-тона или на один лад вверх по грифу.
Если эти знаки стоят сразу после буквы, обозначающей аккорд, то повышается или понижается весь аккорд. Например: C — это аккорд «до-диез-мажор», который можно получить, сдвинув аккорд «до-мажор» на один лад вниз по грифу. Если эти знаки стоят чуть выше, перед цифрами, в этом случае они заменяют знаки «+» или «-«. Разница только в том, что «+» или «-» ставятся не перед, а после цифр:
7/5+ то же, что 75;
7/9- то же, что 7b9 и т. д.
Вопрос: в одной книге встретил аккорд Е11+ , а в таблице ТВС нет такой ступени 11+ . Как же найти этот аккорд?
Ответ: Действительно, в некоторых джазовых школах встречается повышенная ундецима 11+ . Легко догадаться, что она совпадает с пониженной квинтой (5-), так как на грифе за 11 ступенью на следующем ладу находится именно 5- . Поэтому аккорд E11+ гармонически будет равен E7/5-
Вопрос: Пользуясь ТВС, я построил аккорд Asus (то же, что A4) следующим
образом:
А он совершенно не вписывается в мелодию песни. В чем дело?
Ответ: Дело в том, что в этом аккорде не должно быть 3-й ступени. Аккорд со знаком «sus» (или с цифрой 4) имеет 4-ю ступень, которая получается путем повышения 3-й ступени на пол-тона, или на один лад вниз по грифу. Поэтому этот аккорд следует брать так:
Замечания и вопросы присылайте по адресу:
Fidonet: 2:4600/103.10
Andrey Antonov
Источник