Для чего сайлент гитары

Travel Silent Guitar. Безмолвная гитара путешественника, часть 1: преамбула

Содержание / Contents

↑ Ты помнишь, как все начиналось…

Началось все много-много лет назад, в начале 80-х. Повальное увлечение гитарами, ВИА, рок-группами. Из каждого раскрытого окна играет с бобинного магнитофона «Бони М/АББА/Чингиз Хан/Демисс Руссос» (нужное подчеркнуть). Ну и конечно мои дворовые друзья собирались по вечерам поиграть на гитарах, спеть «Марионетки» или «Дом Восходящего Солнца».
Я был не в теме, учился в музыкальной школы по классу кларнета (и как мне это пригодилось?). А мечтал, конечно, играть на гитаре.
Окончание школы, армия, ВУЗ, работа — жизнь закрутилась, и мечта спряталась куда-то вглубь души, но время от времени давала о себе знать.

И в один прекрасный момент я таки купил себе гитару! Обычная «испанка», Stagg C442, звёзд с неба не хватает, но сделана добротно, строй держит хорошо.

Не могу сказать, что моя идея осуществить детскую мечту вызвала восторг у близких. Нет, музыку любят все. Но кто сказал, что 40-с-хорошим-хвостиком-летний мужик, начинающий играть на гитаре, извлекает из неё музыку? И нет бы, бросить мне тогда эту затею, продать то, что купил и расслабиться у телевизора. Но звезды и планеты не дали мне сделать этот опрометчивый шаг.
С переездом в другое жилье проблема стала острее — комнат стало меньше. Поэтому я пошёл на кардинальный шаг — решил купить электрогитару.

Читайте также:  Аудио для аккорд 7

↑ Пристрелка боем

Походив по музыкальным магазинам, посмотрев на цены («это цена на гитару или ваш номер телефона?»), я понял, что могу купить то, что и держать в руках не всегда приятно. «Пошёл» в интернет-магазины. Тут вроде как доступнее, и товар такой же, как в магазинах. Но все равно — ну вот как можно покупать гитару, не подержав её в руках? Поэтому выбор был сделан в пользу набора-конструктора: клон знаменитого Стратокастера.

Не скрою, что выбор конструктора был обусловлен ещё всегдашним желанием покопаться во внутренностях —, а это все как там устроено? Не побоялся (а зря) того, что не имел к этому ни малейшего отношения.

Итак, заплатив 165$, и подождав 2 недели, я стал обладателем некоего картонного ящика с разобранной гитарой (фото потерялось). Хотя нет, гитарой назвать это было тогда нельзя. Я так понял, что мне вложили все, что не пошло в сборку. На деке не было профрезеровано отверстие для провода к разъёму, в бридже не была просверлено отверстие для одной из струн, на грифе тоже не было ни единой дырочки для крепления к деке. Не буду перечислять все, да и речь не про то, ведь это было просто стартовой ступенькой.
Два-три месяца работы в свободное время, и мой Страт был готов к музицированию.

С внутренним усилителем фон практически вообще исчез и появились такие басы, что на микшере их убирали почти в ноль.
Мой Страт и ныне здравствует, когда еду к учителю на «поиграть», иногда беру его.

↑ Хотелки, мечталки, желалки

Но хотелось не этого. Вернее не совсем этого. Страт не бесшумен, достаточно габаритен. Лично мне играть на нем перебором струн труднее, чем на классической гитаре — накладка грифа чуть выпуклая. Играть боем очень удобно, а вот переборы, особенно для начинающего представляют сложность.
У этой гитары 3 магнитных звукоснимателя. Хоть они и звучат чуть по разному, но все равно тембр близок. Звучание как на акустике получить без примочек/коробочек практически невозможно.
И тут попалась мне интересная статья о дооснащении Страта пьезоэлектрическим звукоснимателем .

И постепенно стали выкристаллизовываться пункты технического задания самому себе по изготовлению своего личного музыкального инструмента:
1. Небольшие габариты. Чтобы можно было взять с собой в салон самолёта, положить на заднее сиденье автомобиля, повесить в чехле на плечо, и при этом гитара не должна мешать.
2. Тихое звучание без электроники. Чем тише, тем лучше.
3. Укороченная мензура (для не гитаристов — это длина струны на от верхнего порожка до бриджа), чтобы габариты были поменьше.
4. Два вида звукоснимателей — магнитный и пьезо.
5. Возможность напрямую подключить наушники.
6. Питание от хорошего источника (кроноподобные батарейки не рассматривались априори).
7. Простая регулировка: громкость и тембр.
8. Стандартный выход на джек 6,3 мм.
9. Возможность все изготовить самому, не обращаясь к гитарным мастерам (пообщался как-то с несколькими, больше не хочу).
10. Стоимость в очень разумных пределах. Конечно, скупой платит дважды, но это тоже не стоит сбрасывать со счета.
Это все конечно было сформулировано не сразу, может я чего-то не вспомнил. Допишу по ходу пьесы.

↑ Образцы для подражания и «как не надо делать»

Разумеется, был проведён повторный экскурс по магазинам обычным и виртуальным. Практически с таким же результатом, как и прежний поход. Единственный экземпляр, который мне довелось подержать в руках, стоил 12000 руб., имел сколы на деке, показывающие ДСП, кривой гриф и неряшливое исполнение.

Совершенно дикий восторг вызвали гитары Yamaha SLG100S и SLG100N (стальные струны и нейлон).

Я обязательно куплю себе такую, это я решил твёрдо. Но у «атамана не было золотого запасу». Собственно и сейчас я не могу себе позволить её купить. Но как вершина, к которой надо было стремиться, этот вид гитар сослужил мне неплохую службу.

Порывшись на форумах, я обнаружил, что не одинок. Этот сегмент гитар востребован, ибо музыканты такой народ — никто не знает, в каком месте придёт вдохновение. И тренироваться надо постоянно, чтобы не терять моторику пальцев. Состоятельные гитаристы могут купить или сделать на заказ, но и самодельщиков полно.

Вот несколько фото трэвел-гитар, найденных в Сети:







Погуглив, вы без труда найдёте их, и, если повезёт, описание и характеристики.
Стоит сказать, что ни одна найденная гитара не удовлетворяла нескольким пунктам из моего техзадания, поэтому решение было принято — собственному проекту быть!

↑ Ждём продолжения?

Специально в первой статье не привожу чертежи и фото готового изделия — держу интригу. Хочу последовательно провести вас по тому пути, который прошёл сам.

Расскажу, как я подгонял гриф от старой фабрички, как рассчитывал деку, искал и выбирал материалы, как покупал комплектующие в интернете и магазинах, как сверлил, пилил, резал, паял, покрывал лаком, делал кабели и наплечный ремень.

Даже если вы не гитарист, мне очень хочется, чтобы вы получили удовольствие от прочтения моего опуса. Ведь именно для эмоций мы и живём, не правда ли?

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

YAMAHA Silent Guitar — преимущества практического использования «тихих» гитар

Несмотря на то, что акустическую гитару можно отнести в разряд «камерных» инструментов, она может быть достаточно громкой. Ее звук может раствориться среди инструментов симфонического оркестра, да и в концертном зале вместимостью свыше 1000 человек не обойтись без микрофонов. Она привлекает многих именно своим чарующим, певучим тембром. Однако, в домашних условиях все может выглядеть иначе.

Когда мы слушаем виртуозного музыканта, мы невольно думаем, что он родился талантливым человеком. Мало кто из нас задумывается, сколько усилий он потратил для достижения такого уровня. Зато это прекрасно знают близкие родственники и соседи музыканта. Первые шаги в занятиях на гитаре всегда выглядят беспомощно и даже профессиональные музыканты, порой, оттачивая сложные пассажи, далеко не всегда блещут превосходной игрой. Часто в этот процесс невольно вовлечены люди, проживающие в радиусе нескольких десятков метров. И это их не всегда радует. Что ж, их тоже можно понять. Но музыканты тоже должны заниматься. И вот компания YAMAHA пошла им навстречу, предложив свою серию «тихих» инструментов (модель silent именно так и переводится с английского — тихая), в основе которых лежат достижения электроники.

Конструктивной особенностью инструментов „YAMAHA Silent Guitar“ является полное отсутствие корпуса. Очертания корпуса напоминают лишь пластиковый обод, который можно легко снять, сделав гитару более компактной для транспортировки. В гитару встроен пьезозвукосниматель, применяемый на многих акустических гитарах. Такую гитару можно подключить к усилителю, либо — для любителей играть по ночам — к наушникам.

Увидев такую гитару на прилавках, музыканты могут воспринять ее как милую шутку. Многие гитаристы не воспринимают ее всерьез. Однако, попробуем подойти к ней непредвзято.

Представьте себе помещение с хорошей акустикой. Возможно, это небольшой концертный зал, либо старая церковь в центре Европы, либо звукозаписывающая студия. В общем, идеальные условия для полного раскрытия потенциала акустической гитары. (Увы, далеко не всегда гитаристам приходится работать в таких условиях). В большом концертном зале звук гитары теряется, она выглядит беспомощно, зрителю на задних рядах трудно уловить все нюансы хорошего исполнения. Некоторые помещения имеют свойство «убивать» все обертона, которыми богат гитарный звук. Конечно, выходом из положения может быть звукоусиливающая аппаратура. Звук гитары можно снять микрофонами (в идеале их минимум два). Но при этом всегда есть опасность обратной связи, когда микрофон «заводится» от колонок и начинает фонить, вплоть до неприятного свиста. Устранение этой проблемы тоже легко решается профессиональными звукорежиссерами. Но представьте, если гитаристу придется играть соло с оркестром, причем гитару надо вывести на передний план. Микрофон будет озвучивать не только гитару, но и — частично — оркестр. Плюс ко всему гитарист может захотеть слышать себя через монитор и в этом случае опять стоит проблема обратной связи. В общем, без квалифицированного звукорежиссера не обойтись.

Теперь давайте рассмотрим поп музыку, в которой гитара стала чуть ли не обязательным инструментом. Те, кто хоть раз был на рок концерте, знают, что редко уровень звукового давления на нем опускается ниже 100 децибел. Для сравнения, стартующий в 100 метрах от вас реактивный самолет выдает громкость звука около 110 децибел. И вот в подобных описанных условиях «тихая» гитара может быть наиболее идеальным решением вышеописанных проблем.

Дело в том, что многие гитаристы забывают о том, что как только в дело вмешивается звукоусиливающая аппаратура, акустический звук гитары перестает иметь решающее значение значение. Конечно, исходный звук должен быть наиболее идеальным, но как только он преобразовывается в электронный сигнал, обрабатывается и усиливается, он перестает быть чисто акустическим. И если в обычной гитаре микрофоном снимаются звуковые колебания корпуса, то в YAMAHA Silent Guitar колебания струн напрямую преобразуются в электронный сигнал с минимальными потерями. А как только звук превращается в электронный сигнал, разница между этими двумя инструментами исчезает. При этом, YAMAHA Silent Guitar лишена корпуса, которому передавалась бы энергия колеблющихся струн. По сути это жесткий «сквозной» гриф, не глушащий колебания струн, а, стало быть, гитара обладает хорошим сустейном – извлеченный звук очень плотный и длительный.

Отсутствие корпуса так же имеет свои плюсы при игре в оркестре или ансамбле. Обычная акустическая гитара со звукоснимателем нередко резонирует от звука громких низкочастотных инструментов с хорошей атакой (барабаны, бас гитара), борьба с этим явлением может быть сущим мучением для гитариста. А когда корпуса нет, то и резонировать нечему. В целом, сравнительно недорогая YAMAHA Silent Guitar в состоянии звучать на том же уровне, что и дорогая акустическая модель ручной работы, конечно, если их поставить в одинаковые условия с применением звукоусиливающей аппаратуры. По ощущениям «тихая» гитара очень схожа со своими акустическими собратьями. Пожалуй, единственный недостаток, который мне удалось обнаружить – это невозможность применения гитары для некоторых фламенковых произведений, когда гитарист для создания специального эффекта стучит пальцами по деке. Но в целом с этим вполне можно смириться. Во всем остальном инструмент оказался вполне приемлемым для профессиональной работы. Рок группа Scorpions нередко использует эти гитары для исполнения своих акустических баллад в живых концертах.

Выпускается эта гитара на сегодняшний день в трех вариантах.

Yamaha SLG130NW-инструмент с нейлоновыми струнами и традиционной для классической гитары формой грифа. Корпус выполнен из клена, гриф из красного дерева с накладкой из черного дерева, верхний порожек из палисандра. Имеет встроенный трехполосный эквалайзер для низких, средних и высоких частот. Кроме того, гитара снабжена 4 эффектами — двумя видами ревербератора, хорусом и эхо, позволяющим придать более объемное звучание без дополнительных внешних устройств.

Yamaha SLG110N имеет более узкий гриф, чем SLG130NW, и, в отличие от последней, накладку из палисандра, а не из черного дерева. Как утверждают разработчики компании Yamaha, эта гитара подходит музыкантам, стиль игры которых «более скоростной и агрессивный». Во всем остальном эта гитара снабжена теми же эффектами и эквалайзером.

Ну, и, наконец, для любителей металлических струн – Yamaha SLG110S. Внешне она отличается головкой грифа и расположением колков, сделана из тех же пород дерева, что и SLG110N, и, так же как и две другие модели, снабжена эффектами и эквалайзером. Имеет узкий по сравнению с SLG130NW гриф, характерный по размерам и профилю для гитар с металлическими струнами.

Иногда можно встретить снятые с производства , Yamaha SLG 120 NW (рассчитанные под нейлоновые струны) и Yamaha SLG 100 S (с металлическими струнами). По конструктивным особенностям они мало чем отличаются от вышеописанных гитар, пожалуй за исключением электроники. У последних имеются только два вида ревербератора и двухполосный эквалайзер.

На сегодняшний день в Беларуси эти гитары купить довольно сложно. Тем не менее из белорусских гитаристов этот инструмент был замечен у Ирины Игнатюк (она сейчас больше работает за пределами Беларуси) и у Эндрю Эммерта, представляющего свое творчество в Миснке.

Модельный ряд YAMAHA Silent Guitar представлен в специализированных музыкальных магазинах Москвы и Европы. Ориентировачная стоимость таких гитар начинается от 600 долларов. Встречаются более дешевые б.у. инструменты на гитарных форумах Беларуси.

Статью подготовил Леонид Райнхардт

Источник

Оцените статью