Пример гармонического анализа музыкального фрагмента
В качестве примера для гармонического анализа предлагаем рассмотреть фрагмент Вальса П.И. Чайковского из Серенады для струнного оркестра:
Moderato. Tempo di Valse
Перед исполнением фрагмента на музыкальном инструменте следует обратить внимание на темповые указания, после чего в умеренном темпе вальса проиграть данный фрагмент.
Следует указать, что характер музыки отличается танцевальностью, светлым романтическим колоритом, что обусловлено жанровой принадлежностью музыкального фрагмента, закругленностью четырехтактовых фраз, плавностью восходящего с грациозными скачками и волнообразного движения мелодии, которое осуществляется преимущественно ровными четвертными и половинными длительностями.
Необходимо отметить, что все это вполне соответствует романтическому стилю музыки второй половины XIX века, когда жил и творил П.И. Чайковский (1840 – 1893). Именно эта эпоха принесла огромную популярность жанру вальса, который проникает в то время даже в такие крупные произведения, как симфонии. В данном случае этот жанр представлен в концертном произведении для струнного оркестра.
В целом анализируемый фрагмент представляет собой период, состоящий из 20 тактов и расширенный во втором предложении (8+8+4=20). Гомофонно-гармоническая фактура выбрана композитором в полном соответствии с уже обозначенным жанром, поэтому на первый план выступает выразительное значение мелодии. Однако гармония не только выполняет функциональную поддержку, но и является средством формообразования и развития. Общая направленность развития в данном законченном построении во многом определяется его тональным планом.
Далее следует перейти к анализу первого предложения.
Первое предложение тонально устойчиво (G-dur), состоит из двух квадратных четырехтактовых фраз и заканчивается на доминанте главной тональности:
T — — T DD2 T — —T — — T D T4 6 T6— —
В гармонии используются только автентические тонико-доминантовые обороты, утверждающие главную тональность G-dur.
Второе предложение (8–20 такты) представляет собой единую неделимую продолжительную фразу из 8-ми тактов, к которой добавляется четырехтактовое дополнение, возникающее как следствие внутреннего насыщенного тонального движения. Во второй половине второго предложения происходит отклонение в тональность доминанты (12–15 такты):
7 8 9 10 11 (D-dur) 12
13 14 15 16 17 18 19 20
К4 6 — — D2 T6(D-dur) S — — К4 6 — — D7 — — T — — T
Схема гармонического развития анализируемого музыкального фрагмента будет выглядеть следующим образом:
1 2 3 V 4 5 6 7 V 8 910
3/4 T T — | DD2 — — | T T — | T — — | T D T | T6 — — | D D7 — | D9 D T6 | S6 VI S6 | D6 5 — -|
11 12 13 14 15 V 16 17 18 19 20
| T — — | #1 D6 5 к A-dur | К6 4 — — | D2 к D-dur | T6 (D-dur) | S — — | К4 6 — -| D7 — — | T — — | T ||
Отклонение (12–15 такты) осуществляется посредством введения каденции, которой предшествует общий аккорд (T=S) и двойная доминанта в виде #1 D7 к A-dur, но она не разрешается, а переходит в кадансовый квартсекстаккорд, D2c разрешением в T6 новой тональности (D-dur).
Модуляция, подготовленная отклонением, повторяет кадансовый оборот, который уже использовался в отклонении, но завершается построение иначе – заключительной полной автентической совершенной каденцией, в отличие от автентической несовершенной каденцией в отклонении и половинной автентической несовершенной каденцией в конце первого предложения.
Таким образом, следует отметить, что все развитие гармонической вертикали в данном фрагменте выполняет формообразующую роль и соответствует общей направленности развития музыкального образа. Не случайно, что кульминация всей темы приходится на самый напряженный момент (19 такт). В мелодии она подчеркивается восходящим скачком на септиму, в гармонии – доминантовым септаккордом с последующим разрешением его в тонику как завершение музыкальной мысли.
Источник
Для гармонического анализа ноты
Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!
Гармонический анализ музыки позволяет специфически музыкальными приёмами разобраться в цветовой палитре музыкального произведения, в логике гармонического движения, помогает дать эстетическую оценку произведению, поставить его в ряд других произведений — этого же композитора и других композиторов, определить степень новизны или традиционности гармонических средств произведения.
Различаются виды гармонического анализа:
умение правильно и точно объяснить данный гармонический факт (аккорд, голосоведение, каденция);
умение понять и гармонически обобщить данный отрывок (логика функционального движения, взаимосвязь каденций, определение ладотональности, взаимообусловленность мелодии и гармонии и тому подобное;
умение все существенные черты гармонического склада связать с характером музыки, с развитием формы и с индивидуальными особенностями гармонического языка данного произведения, композитора или целого направления (школы).
Источник
Золотая секвенция в 24 каприсе Паганини
Богатство возможностей варьирования золотой секвенции будет показано на анализе одной музыкальной темы, полюбившейся композиторами. Речь идет о теме Двадцать четвертого каприса Паганини. Уже тот факт, что к этой теме обращались Брамс и Рахманинов, весьма знаменателен. Не забудем также, что варьирование ее складывалось в весьма крупные, сложно организованные циклы: у Брамса двадцать восемь вариаций, у Рахманинова двадцать четыре. К тому же варьирование темы Паганини у Рахманинова переплетается, как известно, с темой Dies irae.
Обратимся прежде всего к первоисточнику.
Данный Каприс Паганини для скрипки соло содержит тему, 11 вариаций и коду. Тема и вариации написаны в безрепризной двухчастной форме, лежащей также в основе циклов Брамса и Рахманинова. Первая часть этой формы
восьмитактный период из двух идентичных предложений. В нем чередуются четыре раза тоника и доминанта(1 и 5 ступени). Заканчивается период доминантой. Вторая часть формы является развитием первого периода и почти полностью (шесть тактов из восьми) занята золотой секвенцией. Проводится излюбленный секвентный полуряд, в котором особенно отчетливо представлены два первых звена, с отклонением в параллельный мажор (2 + 2 такта).
Далее происходит дробление и звенья секвенции укорачиваются (1 + 1 такт). Наконец, последние два такта второй части замыкают форму кадансом (альтерированная двойная доминанта из группы увеличенной сексты —
доминантсептаккорд — тоника).
Варьирование в гармонизации золотой секвенции у Паганини относительно не очень значительно. Изменяется пульс гармоний. Например, в четвертой вариации, вместо равномерного чередования гармоний в начале золотой секвенции (по одному такту на каждую гармонию двухтактового звена), идет неравномерное чередование: первая гармония — доминанта тянется полтора такта; вторая гармония — тоника длится лишь полтакта. Усложнение самих гармоний намечается в пятой вариации, где доминанта C-dur получает окраску гармонического лада, а субдоминанта основной тональности в конце секвенцирования окрашивается II неаполитанской ступенью.
Гайдн. Соната ми минор, целостный и гармонический анализ второй части. |
Гармония | |
Автор: Гамаюн | |
20.03.2010 19:07 | |