Для гитары мажорный аккорд

Урок 15. Все мажорные и минорные аккорды

Мажорных аккордов существует 12 (по количеству нот в октаве). Минорных тоже. Итого 24. Не сказать, чтобы очень много. Особенно, если учесть, что, зная их, можно сыграть абсолютно любую песню в любой из 12 тональностей.

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E

Берем аккорд E и двигаем его по грифу, используя баррэ.
Если взять баррэ на первом ладу, наш E (ми-мажор) превратится в F (фа-мажор). Как брать аккорд F — смотри в одном из предыдущих уроков.
Если сдвинуть еще на 1 лад вверх, т.е. взять баррэ на втором ладу- получится F#. Еще на лад — G. И т.д.

Если в аккорде E поднять указательный палец — получится Em.
Если в F поднять средний палец — получится Fm. И т.д.
Т.е. мажорный аккорд отличается от минорного лишь наличием одного дополнительного пальца.

Под аппликатурами написано, какими пальцами их играть. Слева от аппликатур есть цифра, которая показывает, на каком ладу нужно взять баррэ.

Обратите внимание на аккорд E на 12 ладу. Это тот же E, что на открытых струнах, только на октаву выше. Это хорошо видно, если посмотреть, из каких нот они оба состоят.
Разумеется, вы уже догадались, что если взять баррэ на 13 ладу — мы получим аккорд F. На 14 ладу F# и т.д. Т.е. начиная с 12 лада аккорды повторяются на актаву выше.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E:

Читайте также:  Огромное небо с аккордами

Более удобно все это смотреть в программе Guitar Pro. О том, как ее установить и пользоваться рассказано в одном из предыдущих уроков.
Для удобства просмотра необходимо внести в Guitar Pro следующую настройку: над грифом гитары есть кнопка «показать долю+такт». Необходимо ее изменить на «показать долю».

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E, в формате gp

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A

Аналогично E и Em можно двигать по грифу с баррэ A и Am.
Аккорд A, взятый с баррэ на первом ладу — это A#. С баррэ на втором ладу — B. И т.д.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A:

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A, в формате gp

Как мы видим, в схеме 1 (основанной на E) и схеме 2 (основанной на A) одни и те же аккорды, но берутся по-разному. Это две равнозначных аппликатуры, можно использовать любую, какая удобнее и какая ближе к другим аккордам песни.

Когда будете учить схемы, обращайте внимание на основную ноту (тонику) каждого аккорда. Напомню, тоника — это нота на самой толстой струне, которая входит в аккорд.

При изучении этих схем запоминайте, какие ноты расположены на шестой и пятой струне.

Таким образом, сейчас вы знаете 12 мажорных и 12 минорных аккордов и можете сыграть каждый из них двумя способами.
Так же некоторые из них можно сыграть без баррэ на открытых струнах, по этой теме смотри один из первых уроков.

Добавлю, что, например, С# — это то же самое, что Db.
Диез (#) повышает ноту на полтона (на 1 лад гитары), а бемоль (b) понижает на полтона.
Т.е. последовательность F# G# A# можно записать как Gb Ab Bb

Источник

GuitarLine.Ru

Мажорные аккорды для гитары

Опубликовано: 25.01.2010, автор: sMiles

Недавно уже упоминал о CAGED guitar system, которая повсеместно используется для изучения расположения, как нот на грифе гитары, так и запоминания аккордовых форм. Сегодня я хотел бы подробнее остановиться на этой системе применительно к мажорным аккордам для гитары.

Многие начинающие гитаристы пытаются учить аккорды для гитары просто запоминая их аппликатуры, которые находят в различных сборниках или песенниках, но есть более простые методы. Так называемая CAGED guitar system основана на взаимосвязи мажорной гаммы и соответствующего мажорного аккорда. Это отличный метод визуализации звуков, входящих в состав аккорда. Достаточно всего лишь запомнить расположение нот на четвертой, пятой и шестой струне гитары, и вы сможете взять любой мажорный аккорд в любой позиции на грифе гитары.

Чтобы запомнить аккордовые формы, достаточно держать в памяти последовательность аккордов C, A, G, E, D и знать всего 5 аппликатур аккордов для гитары.

Давайте вспомним аппликатуры аккордов C, A, G, E и D в первой позиции на грифе гитары, все эти аккорды используют открытые струны, что облегчает новичкам задачу.

Диаграмма №1 — формы аккордов C, A, G, E и D

Ниже на этой же диаграмме изображен аккорд С мажор в 5 позициях на грифе гитары, стрелочками обозначены взаимосвязи с соответствующей аккордовой формой. Первый аккорд соответствует форме аккорда С с тоникой С на пятой струне. Второй аккорд соответствует форме аккорда A с тоникой С так же на пятой струне. Третий аккорд соответствует форме аккорда G с тоникой С на шестой струне и так далее.

Для того чтобы представить всю полноту картины, давайте обратим внимание на следующую диаграмму.

Диаграмма №2 — Аккорд C в 5 формах CAGED

Из этой диаграммы видно как именно между собой связаны формы мажорных аккордов.

Давайте рассмотрим пример, нам нужно взять на гитаре аккорд A и выбрать наиболее подходящую форму аккорда(возможно тут определяющим фактором будет аранжировка песни, но может и навыки владения инструментом).

Достаточно найти на грифе гитары расположение ноты A на 4, 5 и 6 струнах, от них мы сможем построить все 5 аккордовых форм. На шестой струне это будет 5 лад, от него нам нужно будет взять форму аккорда E и G, на пятой струне это будет открытая струна или 12 лад, тут мы воспользуемся для открытой струны формой аккорда A, а для 12 лада формой аккорда A и C. И, наконец, на 4 струне нота A расположена на 7 ладу, соответственно на 7 ладу мы воспользуемся формой аккорда D.

Чтобы не сильно утруждать вас, давайте рассмотрим уже готовые формы аккордов, проанализируйте их и если вы до сих пор не поняли основную мысль CAGED guitar system, она проясниться.

Диаграмма №3 — аккорды для гитары CAGED

На диаграмме представлены аппликатуры мажорных аккордов для гитары C, A, G, E и D, в 5 различных позициях на грифе гитары. Цифры, указанные в черных кружочках, обозначают соответствующие пальцы левой руки, римские цифры расположенные рядом с каждым аккордом, обозначают номер лада на грифе.

Почему аппликатурных форм всего 5?

Это интересный вопрос, на который есть просто математический ответ. В мажорной гамме содержится 7 нот, вместе с различными бемолями и диезами их всего 12. Гитара имеет от 19 до 24 ладов, но начиная с 12 лада ноты повторяются, то есть все, что расположено после 12 лада, повторяет форму начиная с открытых струн. Так мы получаем лишь отрезок с открытой струны до 11 лада, который не повторяется, значит достаточно найти на этом отрезке формы аккордов, и можно пользоваться ими же на отрезке с 12 лада и до конца грифа.

Здесь следует упомянуть об еще одном ограничении, которое накладывают простые формы мажорных аккордов для гитары. В мажорном аккорде используется только 3 ноты, это необходимое и достаточное количество для созвучия, чтобы его можно было считать аккордом. Струн на гитаре 6, а нот нам нужно 3 и более, поэтому в аккордах используется удвоение некоторых тонов. Обычно это тоника или квинта. Чтобы не искажать звучание, тоника всегда остается самой нижней нотой аккорда.

Так мы пришли к выводу, что для удобства будем использовать 4, 5 и 6 струны, на которых будем искать тоники наших аккордов.

Давайте взглянем на еще одну диаграмму, на ней представлены тоники на указанных струнах и от этих тоник построены мажорные аккорды.

Диаграмма №4 — формы аккордов с тониками на 4,5 и 6 струнах

Не трудно видеть, что в случае, когда тоника расположена на 4 струне, в одном из вариантов мажорного аккорда, используется часть формы соответствующей аккорду E, то есть это не самостоятельная аппликатура, а лишь кластер. К тому же все эти 3 диаграммы, если еще раз посмотреть на диаграмму №2 полностью покрывают расстояние от 0 до 12 лада. Так мы получаем лишь 5 аппликатурных форм мажорных аккордов для гитары, которые следует выучить.

Используя эти формы аккордов, вы самостоятельно можете взять аккорд от любой ноты на гитаре.

А в ближайшем будущем мы так же рассмотрим, как формулу CAGED можно применить к минорным и доминантсептаккордам.

Источник

Мажорные аккорды для гитары. Мажорные трезвучия в гитарном варианте

Мажорные аккорды для гитары, в отличие от минорных, звучат весело, бодро, мажорно.

Хотя разница между мажорным и минорным трезвучием – это всего одна нота (терция), общее звучание и настроение сильно отличается, что хорошо слышно даже просто на слух.

Примечание: картинка к этой статье наглядно показывает, как разные аккорды путем передвигания по грифу превращаются в ДО-мажор.

Обратите внимание на нумерацию ладов (справа от сетки — III, V, X, X — присмотритесь внимательно!).

СОСТАВЛЕНИЕ мажорного аккорда для гитары

Мажорный аккорд – это трезвучие, в которое входит 3 ноты: тоника (1), большая терция (4 полутона) и квинта (7 полутонов от тоники).

Если записать формулу мажорного аккорда в полутонах, получим следующее:

1 + 4 + 3 (тоника + большая терция + квинта от основного тона или малая терция от третьего тона)

Если сравнить мажорную и минорную схему в полутонах, то мы увидим очевидную разницу:

  • минорный аккорд — (1+3+4)
  • мажорный аккорд – (1+4+3)

Даже простейшая математика позволяет понять, что в мажорном и минорном аккорде будут общими и тоника и квинта.

Различие же появится лишь в терции (малая терция – минор, а большая терция – мажор).

Чтобы построить аккорд мажора от любой из нот, проще всего обратиться к полутоновому звукоряду и просто посчитать на пальцах сперва 4 полутона от тоники, а затем 3 полутона от терции.

C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C

Для простоты построим ДО-мажор по схеме 1+4+3:

Получим аккорд ДО-мажор со следующими тремя нотами: С, Е, G (до, ми, соль)

Получим аккорд СОЛЬ-мажор со следующими тремя нотами: G, H, D (соль, си, ре)

Получим аккорд РЕ-мажор со следующими тремя нотами: D, f#, A (ре, фа-диез, ля)

Получим аккорд ЛЯ-мажор со следующими тремя нотами: A, c#, E (ля, до-диез, ми)

Получим аккорд МИ-мажор со следующими тремя нотами: E, g#, H (ми, соль-диез, си)

Получим аккорд СИ-мажор со следующими нотами: H, d#, f# (cи, ре-диез, фа-диез)

Мажорные гаммы с диезами: C, G, D, A, E, H, F#, C#

Теперь перейдем к мажорным гаммам, в которых у ключа будут бемоли, а для начала запишем бемольный звукоряд и снова вычитаем мажорный аккорд по схеме 1+4+3:

C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G

Получим ряд мажорных аккордов с бемолями

Получим аккорд ФА-мажор со следующими тремя нотами: F, A, C (фа, ля, до)

Получим аккорд СИ-бемоль-мажор со следующими нотами: B, D, F (си-бемоль, ре, фа)

Мажорные гаммы с бемолями: F, B, Eb, Ab, Db, Gb, Cb

ПОСТРОЕНИЕ мажорных аккордов для гитары

Для простоты изложения будем рассматривать пример ДО-мажора, в тональности которого отсутствуют и диезы и бемоли. Итак, по формуле 1+4+3 аккорд ДО-мажор будет содержать ноты: до, ми, соль.

Отыщем эти ноты на грифе гитары…. При этом важно учесть, что басовой нотой обязательно должна быть тоника – то есть нота ДО.

Пример до-мажора (Б – это большая):

— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на втором ладу (МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)
— третья струна открыта (звучит нота СОЛЬ – квинта – 7 полутонов от тоники)
— вторая струна зажата на первом ладу (ДО – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна открыта (звучит нота МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)

Это классическая позиция ДО-мажора, с которой вы наверняка уже знакомы.

Если мы передвинем эту позицию вдоль по грифу на 2 полутона вперед, а порог грифа заменим на барэ указательным пальцем, получим аккорд РЕ-мажора (D):

— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на пятом ладу (РЕ – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на четвертом ладу (ФА-диез – большая терция)
— третья струна зажата на втором ладу (ЛЯ – квинта, которую берем барэ)
— вторая струна зажата на третьем ладу (РЕ – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна зажата на втором ладу (ФА-диез – Б. терция, которую берем барэ)

ВАЖНО: в литературе мажорный аккорд обозначается или просто большой тонической буквой или же припиской «DUR» — durum или Major. Например, ФА-мажор обозначается: F или F-dur или F Major

Главное – когда вы строите мажорный аккорд для гитары (любой вообще), следите за тем, чтобы:

а) в басу обязательно была тоника
б) в аккорде обязательно присутствовали все 3 ноты мажорного трезвучия
в) задействовалось как можно больше струн (3 ноты аккорда можно повторять).

Например, в том же классическом варианте ДО-мажора (смотрите выше аппликатуру) мы видим, что:

а) в басу стоит тоническая нота ДО (шестая струна не звучит)
б) тоническая нота ДО повторяется 2 раза (пятая и вторая струна)
в) большая терция (4 полутона) МИ звучит также 2 раза (четвертая и первая струна)
г) квинтовая нота (7 полутонов от тоники) звучит один раз (открытая третья струна)

Аналогичным образом мы могли бы построить тот же ДО-мажор с нотами до, ми, соль, где-нибудь в середине грифа гитары. Например:

— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на пятом ладу (СОЛЬ – квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на пятом ладу (МИ – большая терция мажорной гаммы ДО)
— первая струна глушится

И это тоже будет ДО-мажор, так как мы извлекаем звук 3-х основных нот мажорного трезвучия: до, ми, соль. Точно так же можно сперва рассчитать ноты, а затем найти их на грифе гитары, любого другого мажорного аккорда вообще!

Несложно догадаться, что даже на 6-ти струнах классической гитары на расстоянии грифа до 12-го лада можно построить уйму таких вот вариаций одного и того же аккорда.

В этом и заключается прелесть гитары, а также знаний об элементарной теории музыки.

Если вы знаете, какие 3 ноты входят в трезвучие, знаете расположение нот на грифе гитары, вы без труда сможете создать любой аккорд вообще, и мажорный в частности!

Источник

Оцените статью